ВЗЯТКИ ПЛАЧЕНЫ Зря!!!
ВЗЯТКИ ПЛАЧЕНЫ Зря!!!
Животрепещуще!
СЕНСАЦИЯ
ВЗЯТКИ ПЛАЧЕНЫ Зря!!!
...формула, по которой определяют на ПИКах неравномерность тормозных сил, дает значение практически в два раза большее, чем формула, предусмотренная ГОСТом!
Аркадий АЛЕКСЕЕВ
Как и многие другие обладатели неновых машин, собирался на техосмотр владелец семилетнего "Фольксвагена". В багажник уложил новую аптечку, символ аварийной остановки, буксирный трос. Придирчиво проверил все лампочки, углы установки фар, еще разок протер кузов полиролем, оглядел чехлы шарниров подвески и управляющий, опробовал на ходу тормоза. Ничего преступного не увидел и поехал на ПИК. Откуда и был выслан восвояси с неутешительным приговором: разница тормозных сил на левом и правом задних колесах очень высока.
Он, молодец, не сдался, поэтому как был уверен внутри себя и собственной машине. Покидая ангарчик пт инструментального контроля, даже не повернул головы на приглушенный шепот: "Давай $100 и уедешь с талончиком".
Две недели спустя все тот же стендист вновь качал головой: "Я ж для тебя рекомендовал сервис. Напрасно ты не поехал. Видишь?". А принтер тем временем отстукивал "машина неисправна", и все по той же причине - задние тормоза. Хотя свежайшая тормозная жидкость, поступая в новые тормозные цилиндры по шлангам, на которые даже не успела осесть дорожная пыль, разводила новые фирменные колодки, только немного притертые к - только-только из магазина - барабанам.
Года за два с половиной ранее, исследуя качество русских автомобилей, а к тому же их способность - новыми! - пройти зарождавшийся в ту пору инструментальный контроль, мы пригнали на диагностическую линию несколько приобретенных с завода "жигулей" (см. ЗР, 1997, № 1). Как и следовало ждать, только одна машина из 4 удовлетворительно прошла все испытания. При этом одним из камешков преткновения для "неисправных" оказалась тогда и она - несчастная неравномерность тормозных сил. Мы сделали совсем оправданный вывод, что требования безмерно высоки, а качество, напротив, очень низковато. А ужасная, страшная правда лежала тем временем на поверхности, ждя первого, кто задаст понятный вопрос "по процедуре".
Эту хвалебную... да что там - гениальную дотошность показал уже знакомый нам обладатель "Фольксвагена". Заместо того, чтоб после 2-ой беды торопливо доставать кошелек, он поторопился... в библиотеку, где на далекой полке пылился ГОСТ 25.478-91 с требованиями, предъявляемыми к автомобилю на техосмотре. Ссылка на этот ГОСТ имеется в Правилах дорожного движения и в его обязательности никто вроде не колеблется...
Не считая, как выяснилось, профессионалов по инструментальному контролю.
А сейчас - держитесь: формула, по которой определяют на ПИКах неравномерность тормозных сил, дает значение практически в два раза большее, чем формула, предусмотренная ГОСТом! Меж тем, граничное значение (превосходить которое нельзя) взято конкретно из нашего эталона. Чувствуете, чем дело пахнет? Многие тыщи автолюбителей понапрасну растрачивали время, Энциклопедия грузовых автомобилей и нервишки, отчаивались, давали взятки... А все поэтому, что в программку щитов, установленных на ПИКах (кстати, не только лишь в Москве) записана "не наша" формула (видимо, истоки ее следует находить в Германском промышленном эталоне DIN, под который и рассчитаны стенды)!
Это смотрится так ошеломляюще, неправдоподобно, что мы специально опросили на Столичном автомобильном салоне представителей компаний, устанавливающих диагностические полосы. И они подтвердили: так и есть, но они действовали в согласовании с поступившим заказом, а об изменении опции в нем речь не шла. И никто этим не озаботился!
Итак, родились ПИКи. Оснастили их красивые забугорные компании. Только мелочь недосмотрели (а именно, недосмотрел НИИАТ, сертифицировавший диагностические комплексы) - соответствие ГОСТу. Здесь, как обычно у нас, появилась база для произвола, соответственно, для кого-либо - источник больших доходов. (Любопытно, за сколько вы приобрели священную бумажку? Цены всюду различные.) Мы же не оставляем разговор об инструментальном контроле. В последующем номере поведаем вам - всегда ли метр равен метру.
Редакция благодарит Андрея Хабарова за письмо, которое послужило поводом для этой статьи.
Пример, специально для математиков
Формула ГОСТа КНгост = ---------------
Формула ПИКов КНпик = ------------------
Как вы видите, различен знаменатель выражений: в одном случае это сумма тормозных сил
на правом и левом колесе, в другом - наибольшая из этих 2-ух сил. Скажем, для того самого "Фольксвагена", обладатель которого показал незаурядную проницательность, значения тормозных сил на колесах составляли:
Ртправ = 170 кгс, Ртлев = 195 кгс, и по форулам КНгост = 0,068 < 0,09 < КНпик = 0,13.
Таким макаром, проверку по ГОСТу он бы прошел "с припасом", но на ПИКе шансов у него не было. Кстати, это относится и к "Жигулям" из нашего опыта - старина ВАЗ в целом не так и плох.
Животрепещуще!
СЕНСАЦИЯ
ВЗЯТКИ ПЛАЧЕНЫ Зря!!!
...формула, по которой определяют на ПИКах неравномерность тормозных сил, дает значение практически в два раза большее, чем формула, предусмотренная ГОСТом!
Аркадий АЛЕКСЕЕВ
Как и многие другие обладатели неновых машин, собирался на техосмотр владелец семилетнего "Фольксвагена". В багажник уложил новую аптечку, символ аварийной остановки, буксирный трос. Придирчиво проверил все лампочки, углы установки фар, еще разок протер кузов полиролем, оглядел чехлы шарниров подвески и управляющий, опробовал на ходу тормоза. Ничего преступного не увидел и поехал на ПИК. Откуда и был выслан восвояси с неутешительным приговором: разница тормозных сил на левом и правом задних колесах очень высока.
Он, молодец, не сдался, поэтому как был уверен внутри себя и собственной машине. Покидая ангарчик пт инструментального контроля, даже не повернул головы на приглушенный шепот: "Давай $100 и уедешь с талончиком".
Две недели спустя все тот же стендист вновь качал головой: "Я ж для тебя рекомендовал сервис. Напрасно ты не поехал. Видишь?". А принтер тем временем отстукивал "машина неисправна", и все по той же причине - задние тормоза. Хотя свежайшая тормозная жидкость, поступая в новые тормозные цилиндры по шлангам, на которые даже не успела осесть дорожная пыль, разводила новые фирменные колодки, только немного притертые к - только-только из магазина - барабанам.
Года за два с половиной ранее, исследуя качество русских автомобилей, а к тому же их способность - новыми! - пройти зарождавшийся в ту пору инструментальный контроль, мы пригнали на диагностическую линию несколько приобретенных с завода "жигулей" (см. ЗР, 1997, № 1). Как и следовало ждать, только одна машина из 4 удовлетворительно прошла все испытания. При этом одним из камешков преткновения для "неисправных" оказалась тогда и она - несчастная неравномерность тормозных сил. Мы сделали совсем оправданный вывод, что требования безмерно высоки, а качество, напротив, очень низковато. А ужасная, страшная правда лежала тем временем на поверхности, ждя первого, кто задаст понятный вопрос "по процедуре".
Эту хвалебную... да что там - гениальную дотошность показал уже знакомый нам обладатель "Фольксвагена". Заместо того, чтоб после 2-ой беды торопливо доставать кошелек, он поторопился... в библиотеку, где на далекой полке пылился ГОСТ 25.478-91 с требованиями, предъявляемыми к автомобилю на техосмотре. Ссылка на этот ГОСТ имеется в Правилах дорожного движения и в его обязательности никто вроде не колеблется...
Не считая, как выяснилось, профессионалов по инструментальному контролю.
А сейчас - держитесь: формула, по которой определяют на ПИКах неравномерность тормозных сил, дает значение практически в два раза большее, чем формула, предусмотренная ГОСТом! Меж тем, граничное значение (превосходить которое нельзя) взято конкретно из нашего эталона. Чувствуете, чем дело пахнет? Многие тыщи автолюбителей понапрасну растрачивали время, Энциклопедия грузовых автомобилей и нервишки, отчаивались, давали взятки... А все поэтому, что в программку щитов, установленных на ПИКах (кстати, не только лишь в Москве) записана "не наша" формула (видимо, истоки ее следует находить в Германском промышленном эталоне DIN, под который и рассчитаны стенды)!
Это смотрится так ошеломляюще, неправдоподобно, что мы специально опросили на Столичном автомобильном салоне представителей компаний, устанавливающих диагностические полосы. И они подтвердили: так и есть, но они действовали в согласовании с поступившим заказом, а об изменении опции в нем речь не шла. И никто этим не озаботился!
Итак, родились ПИКи. Оснастили их красивые забугорные компании. Только мелочь недосмотрели (а именно, недосмотрел НИИАТ, сертифицировавший диагностические комплексы) - соответствие ГОСТу. Здесь, как обычно у нас, появилась база для произвола, соответственно, для кого-либо - источник больших доходов. (Любопытно, за сколько вы приобрели священную бумажку? Цены всюду различные.) Мы же не оставляем разговор об инструментальном контроле. В последующем номере поведаем вам - всегда ли метр равен метру.
Редакция благодарит Андрея Хабарова за письмо, которое послужило поводом для этой статьи.
Пример, специально для математиков
Формула ГОСТа КНгост = ---------------
Формула ПИКов КНпик = ------------------
Как вы видите, различен знаменатель выражений: в одном случае это сумма тормозных сил
на правом и левом колесе, в другом - наибольшая из этих 2-ух сил. Скажем, для того самого "Фольксвагена", обладатель которого показал незаурядную проницательность, значения тормозных сил на колесах составляли:
Ртправ = 170 кгс, Ртлев = 195 кгс, и по форулам КНгост = 0,068 < 0,09 < КНпик = 0,13.
Таким макаром, проверку по ГОСТу он бы прошел "с припасом", но на ПИКе шансов у него не было. Кстати, это относится и к "Жигулям" из нашего опыта - старина ВАЗ в целом не так и плох.