МЫ МИРНЫЕ Различное, НО . Пригодны К СТРОЕВОЙ
МЫ МИРНЫЕ Различное, НО... Пригодны К СТРОЕВОЙ
ТЕХНИКА
Осенний призыв
МЫ МИРНЫЕ Различное, НО... Пригодны К СТРОЕВОЙ
От 2,5 до 120 тонн, от 90 до 800 лошадиных сил,
от 4 до 16 колес - в такую шеренгу выстроились автомобили-призывники,
которым служить в русской армии сначала XXI века...
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН.
По аналогии с вольнонаемными и военными-профессионалами армейские авто можно поделить на две огромные группы. В первой - обыденные машины, от "Волги" до ПАЗа, как и на гражданке, возят людей, грузы, оборудование. В другой - "солдаты-кадровики", подходящим образом приготовленные, вооруженные и иногда совсем не имеющие гражданских корней. Эти машины после полномасштабных испытаний официально принимают на службу, другими словами на вооружение. Здесь - только полноприводники, удовлетворяющие запросам военных по грузоподъемности (предвидено несколько классов), проходимости, унификации, габаритам и многому-многому другому.
АВТОРОТА
На левом фланге шеренги - УАЗы. Готовятся к армейской службе "барсы" в военной форме (2966 и другие). Обыденный "небольшой" УАЗ пока не посылают в отставку, но удлиненная версия с расширенной колеей лучше: грузоподъемность - до 1 тонны, в кузове умещаются 10 человек. Новации - пружинная передняя подвеска и 16-дюймовые колеса - с честью выдержали серьезный военный экзамен. Основной недочет автомобиля - двигатель внутреннего сгорания, который не укладывается в армейскую программку всеобщей дизелизации. Потому старенькый мотор допущен к службе условно, до скорого, как уповают военные, возникновения дизельного внедорожника. 1-ое требование к агрегату - все комплектующие должны быть сделаны в Рф. Вероятные претенденты - нижегородский ГАЗ-560 ("Штайр") и ЗМЗ-514. Правда, автомобилю с новым "сердечком" придется опять пройти полномасштабные тесты: старенькые награды не в счет.
С силовыми агрегатами нижегородских машин ГАЗ-3308 "Садко" (ЗР, 2000, №5) и ГАЗ-3937 "Водник" (ЗР, 1999, №11) те же трудности. Проектировали их под горьковские четырех- и шестицилиндровый дизели воздушного остывания... нескончаемая им память. "Садко", призванный поменять в автопарках ГАЗ-66, пока взяли на вооружение со старенькым знакомым - бензиновой V-образной "восьмеркой". Дизельный автомобиль класса 2,5 тонны армии нужен. Не запамятывая о "Штайре", военные задумываются и о более обычных и дешевеньких агрегатах - ярославском семействе ЯМЗ-530 (прошлый ЯМЗ-460) либо, в последнем случае, минском Д-245. Как досадно бы это не звучало, 1-ые сейчас - пока только бывалые, 2-ые - морально устаревшие.
"Водник", имеющийся только в нескольких образчиках, представляет новый класс армейских машин - грузоподъемностью 1,5 тонны. Но гласить о нем как о бойце пока рано. Машину нужно испытывать, доводить и, снова же, адаптировать к ней российский дизель.
В команде четырехтонников в скором будущем вероятна подмена. Преемников ЗИЛ-131Н готовят сходу три завода. Москвичи модернизировали ветерана, установили новейшую комфортную кабину, но до больших заказов дело пока не дошло. Движок ЗИЛ-645 как и раньше не устраивает военных: недостаточно надежен, сыроват. Открыв себе на гражданке новейшую нишу - трехтонных "бычков", завод подготовил двухосную вэдовую машину классом ниже ЗИЛ-131. Пока ее можно считать только опытнейшей конструкцией, и все таки не исключено, что модель 4327 когда-нибудь составит конкурентнсть "Садко".
Тем временем в сектор машин грузоподъемностью 4 тонны спустились и другие производители. "Урал-43206" - двухосная вариация на тему узнаваемых феноменальной проходимостью миасских машин 6х6. Кстати, все "уралы" сейчас готовы принимать под капот ярославские дизели ЯМЗ-236 и 238, другими словами обрели независимость от камских моторов. Тем паче, что в Челнах хватает собственных новых машин о 2-ух, 3-х, 4 осях. Пока, правда, к производству готовы не все моторы, выставленные в таблице, потому завод делает так именуемые переходные модели.
В последующих 2-ух классах - 6 и 10 тонн - те же производители. Трехосные "уралы" (к примеру, 4320) и КамАЗы - развитие отлично узнаваемых конструкций, а вот восьмиколесные машины - новинки последних лет. Очень похожие снаружи авто вызваны к жизни общей предпосылкой - утратой КрАЗа. Став иномаркой, он растерял привлекательность для русской армии, но десятитонные грузы-то остались! Сначала для инженерных частей предусмотрены русские машины колесной формулы 8х8 - "уралы" уже возят в войсках понтоны, КамАЗам это, по всей видимости, скоро предстоит. Кстати, уральцы, позаимствовав у КамАЗа кабину (а попытайтесь пристроить капотную на такое шасси!), остались верны патриотическим принципам: шасси по многим деталям унифицировано с другими моделями "уралов". У четырехосника - полный набор дифференциалов, и междуколесных, и межосевых, отменная развесовка, достаточно мощнейший мотор, так что, может быть, он станет образцом проходимости, сменив на этом посту трехосный "Урал". Но какими бы уникальными ни были технические решения автомобилей из Миасса и Набережных Челнов, они попарно попадают в одни и те же классы. Для чего бы армии принимать на вооружение и тех, и других? Не конкуренции же ради (хотя это дело тоже полезное)...
Требуются, считают военные, и "уралы", и КамАЗы: 1-ые призваны работать поближе к фронтальному краю, 2-ые - в оперативном звене, на относительно далеких рейсах. К примеру, капотный "Урал" дает экипажу куда больше шансов при подрыве на мине; более экономный КамАЗ эффективнее в тылу.
ВОЕНСПЕЦЫ
В класс особых колесных шасси выделены томные транПодвесканые средства, уже не совершенно авто в обычном осознании. Открывают его модели брянского автозавода грузоподъемностью 13-18 тонн. Семейство армейских "вощин" содержит в себе трех- и четырехосные шасси и тягачи, снаряженные новыми ярославскими моторами (подробнее см. ЗР, 1999, № 2). Пока авто проходят придирчивые армейские тесты.
Четырехосное шасси МЗКТ-7930 поменяет в войсках МАЗ-543. А последняя разработка минских конструкторов - модель 79221 не имеет аналогов не только лишь в русской армии, да и в мире. Естественно, ее предшественник с колесной формулой 14х12 тоже создавал неслабое воспоминание. Но, согласитесь, шестнадцать ведущих колес, 6 управляемых осей и 800 "лошадок", притаившихся в тени кабин, вызывают куда большее почтение.
Палитра особых шасси была бы неполной без курганских машин. КЗКТ практикуется на тягачах, хотя не исключено, что в дальнейшем появятся и шасси, как нужная кандидатура белорусским.
Особо отметим продукцию ярославского моторного завода. Новое семейство ЯМЗ-840 интенсивно вселяется на томные машины, приходя на замену прежним танковым дизелям. Современный авто мотор служит намного подольше, потребляет меньше горючего и масла (последнего - в пару раз!)
Как досадно бы это не звучало, мы свыклись с тем, что наша авто техника уступает западной и японской. Тем приятнее отыскивать исключения: большая часть нареченных тут машин удовлетворяет очень высочайшим специфическим требованиям армии. Кстати, не только лишь русской - живой энтузиазм к нашим грузовикам проявляют зарубежные военные ведомства. Оно и понятно. Когда простота важнее ресурса, а проходимость паче экологичности, российские разработки способны составить суровую конкурентнсть мировым производителям.
Естественно, в войсках еще много машин предшествующего поколения, на их подмену, разумеется, уйдет не один год. Нет никакой военной потаенны в том, что армии не хватает средств. Машины разрабатывают, испытывают, принимают на вооружение и... приобретают совершенно понемногу. Из упомянутых выше автомобилей далековато не все поступают в войска. Армия финансирует опытно-конструкторские работы, и некими их плодами пользуются штатские потребители. И то отлично - заводам хлеб, к тому же не отстанем от заграницы.
Итак, призывники построены - ладные, сильные, как на подбор. Возлагаем надежды, большая часть не остается в резерве и дождется-таки армейских "негоциантов" - до того, как выйдет из призывного возраста.
УАЗ-2966 на клиновых буграх полигона в Бронницах. В процессе испытаний ему нужно преодолеть 350 волнистых км со скоростью 25-30 км/ч.
ГАЗ-3937 показывает очень хорошую проходимость. На неофициальных испытаниях в 21-м НИИИ "Водник" одолел самого "Хаммера"!
Бронированный "Урал-4320" - повеление ближайшего времени. Может быть, комплекты легкосъемных железных листов будут разработаны для всей палитры армейских автомобилей.
"Урал-5323-20" уже поступает в войска. Существует модификация с кабиной ИВЕКО - малость легче и дороже, потому военные (не только лишь русские) отдают предпочтение камазовской.
КамАЗ-6350 совсем не близнец "Урала". Автомобиль прошел тесты в 21-м НИИИ и принят на вооружение. Степень подетальной унификации с вэдовыми камскими машинами - 90%.
МЗКТ-79221 разворачивается
на площадке поперечником 34 метра.
Для него это - "пятачок" (предшественнику требовалось 52 м). Бортовая система держит под контролем 20 характеристик - состояние мотора, ходовой и т.д. Заканчиваются приемочные тесты.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Главное автобронетанковое управление МО РФ и 21-й Научно-исследовательский испытательный институт авто техники МО РФ.
Фото Александра ПОЛУНИНА, Юрия ДОБАРИНА