ОТ ЗЛЕЙШЕГО ДРУГА .
ОТ ЗЛЕЙШЕГО ДРУГА...
КЛУБ Автовладельцев
/СТРАШИЛКИ
ОТ ЗЛЕЙШЕГО ДРУГА...
С УГАРОМ - НЕ ШУТИ!
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Вслушайтесь в это слово: "авто... любитель!" Тот, кто любит, готов прощать объекту любви все: поломки, издержки на ремонты, суды... Более того, он способен поклоняться автомобилю, даже когда из верного друга он внезапно преобразуется в небезопасного неприятеля.
Взяв настолько высшую нотку, как бы неуместно начинать беседу с работы мотора. Но не избежать нам разговора о токсичности выхлопных газов.
Один из самых небезопасных ингредиентов выхлопа - окись углерода СО. Люд именует ее угарным газом. Это соединение - продукт неполного сгорания (так принято гласить) углеводородного горючего. К примеру, бензина. В критериях некого недочета кислорода (при богатых консистенциях) углерод окисляется не до СО2 (углекислого газа, еще наименее небезопасного), а только до СО. При переобогащении консистенции, когда кислорода еще меньше, часть углерода, вообщем не окисляясь, вылетает в трубу в виде сажи, а процент СО близок к 10. Но, слава Всевышнему, темный дым выхлопа даже бестолкового принудит заняться, в конце концов, машиной. А вот при 5 процентах СО выброс может казаться незапятнанным (не путайте с голубым масляным дымом - это другое). Добавим, что СО не имеет вкуса и аромата... Такая машина очень небезопасна.
Чтоб угореть, иногда довольно нескольких минут. Ощутив вялость, головокружение, тошноту, человек должен бы все кинуть - и бежать на свежайший воздух! На самом деле почаще бывает по-другому: наваливается сонливость... А это - все равно что приговор.
Из мед литературы понятно: встретившись с гемоглобином крови, СО образует новое, очень крепкое соединение - карбоксигемоглобин... Такая "кровь" уже не может передавать кислород мозгу. Вот отчего возникает сонливость, вялость и т.п.
Подарив людям огнь, Прометей не учел их легкомыслия. С момента розжига первых костров население земли угорает, а возникновение автомобиля только ухудшило эту картину. Опасный СО никого не щадит. Даже самый опытнейший в один прекрасный момент в состоянии сделать роковую ошибку.
Вот обычная. Перед регулировкой необходимо прогреть мотор, а выезжать из гаража под дождик не охото. Уверенный в себе "ас" и с машиной, и с СО - "на ты"! Приоткрыл ворота: авось, вентиляции довольно. Ну, а пустив мотор, почему бы малость не расслабиться, посидеть в теплом салоне, слушать музыку, о чем-нибудь помечтать?
...И неприметно подкрадывается сладкая дремота... На шейке цепочка с крестиком... Надпись "Спаси и сохрани..." Эх, заглянул бы сюда бестолковый сосед - попросить отвертку...
Вот почему, услышав, как у кого-либо в гараже длительно и нудно "молотит" движок, не постесняйтесь поинтересоваться, что там. Если что - зовите людей, вынесите пострадавших на свежайший воздух и немедля вызывайте "скорую"! Ватка с нашатырным спиртом, даже если возвратит им сознание, - не средство возвратить жизнь!
Как избежать отравления угарным газом, если он настолько коварен? Во-1-х, свести его выброс к минимуму. Это означает - искусно регулировать движок. (Сколько раз мы об этом ведали!). Во-2-х, соблюдать определенные, испытанные чьей-то жизнью (либо гибелью?) правила.
Гонять движок в закрытом помещении, гараже - неприемлимо, если не обеспечен отвод выхлопных газов в атмосферу. К примеру, на выпускную трубу плотно надевают довольно длиннющий шланг - и выводят подальше за дверь. Еще лучше таковой шланг с принудительной вытяжкой. Но учтите: от обоих не достаточно толку, если сама выпускная система прохудилась - в трубах, глушителях, прокладках прогорели дыры, соединения стали неплотными. Тогда и много СО остается в гараже. Вырываясь из труб, газ подымется до самого потолка, позже, остужаясь, начнет опускаться, смешиваясь с воздухом. В конечном итоге не найдется в гараже уголка, свободного от угарного газа, - и вы им обязательно надышитесь.
Целостность труб, глушителей и прокладок системы выпуска проверить нетрудно. При работающем движке плотно закройте срез выпускной трубы. Если система в порядке, мотор остановится. Нет - означает, выхлопным газам открылся обходной путь.
Много случаев отравлений угарным газом относится и к безопасным, казалось бы, ситуациям. К примеру, кто-либо нагревался в машине с работающим движком кое-где в "чистом поле", но погода случилась штилевая... Грузовик с плохо отрегулированным мотором забуксовал в овраге. Начали, как обычно: что-то подсовывали под колеса, толкали, суетились. А окончили на сельском погосте...
...Двое регулировали всего только "печку" старого "Запорожца". "Печку" наладили, но вспоминали об этом уже в поликлинике...
Бывало, автомобилисты угорали на ходу, при самой высочайшей скорости! Вспомним аэродинамику автомобиля. За его кормой - область пониженного давления, - все отлично знают, как подсасываются сюда пыль, водянистая грязь и т. п. Точно так же она вбирает и выхлопные газы из вашей трубы!
Но вот вы везете на универсале нечто такое, что вынуждает приоткрыть заднюю, пятую дверь (рис. 1). Если боковые окна закрыть, то область пониженного давления захватывает и салон (разве вы не чувствуете аромата спаленного масла - это ваш мотор ожидает ремонта). А означает, совместно с дымком от масла в салон может пробраться и невидимка СО.
Выхлопные газы могут удачно просачиваться в салон и при закрытой пятой двери. К примеру, если не в порядке ее уплотнитель, не отрегулирован замок - и оттого тут щели. А на машинах с кузовом автомобиль можно надышаться угарного газа и через щели меж крышкой багажника и ее уплотнителем.
Если пробита прокладка меж выхлопным коллектором и выпускной трубой либо "горе-вентиляция" выведена под машину, то у водителя и здесь много способностей "надышаться" (рис. 2). Помните только, что, безуспешно открыв окна задних дверей, другой раз можно очень усугубить ситуацию - через неплотности фронтального щита газы еще активнее пойдут в салон, давление в каком сейчас снижено. Лучше поступить по-другому, включив вентиляцию и тем создав "подпор" снутри.
Одна из заморочек, не находящих обычного решения, - как вести себя в уличной пробке, когда вас зажмут со всех боков...
Идеальнее всего в пробку не попадать. А если уж случилось, то действуйте по происшествиям, делая упор на разум, ведь точного рецепта заблаговременно не даст никто, а возить с собой противогаз вы не возжелаете. Нужно бы понять, что ездить так, как мы привыкли, уже нельзя. Пора машины регулировать!
КЛУБ Автовладельцев
/СТРАШИЛКИ
ОТ ЗЛЕЙШЕГО ДРУГА...
С УГАРОМ - НЕ ШУТИ!
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Вслушайтесь в это слово: "авто... любитель!" Тот, кто любит, готов прощать объекту любви все: поломки, издержки на ремонты, суды... Более того, он способен поклоняться автомобилю, даже когда из верного друга он внезапно преобразуется в небезопасного неприятеля.
Взяв настолько высшую нотку, как бы неуместно начинать беседу с работы мотора. Но не избежать нам разговора о токсичности выхлопных газов.
Один из самых небезопасных ингредиентов выхлопа - окись углерода СО. Люд именует ее угарным газом. Это соединение - продукт неполного сгорания (так принято гласить) углеводородного горючего. К примеру, бензина. В критериях некого недочета кислорода (при богатых консистенциях) углерод окисляется не до СО2 (углекислого газа, еще наименее небезопасного), а только до СО. При переобогащении консистенции, когда кислорода еще меньше, часть углерода, вообщем не окисляясь, вылетает в трубу в виде сажи, а процент СО близок к 10. Но, слава Всевышнему, темный дым выхлопа даже бестолкового принудит заняться, в конце концов, машиной. А вот при 5 процентах СО выброс может казаться незапятнанным (не путайте с голубым масляным дымом - это другое). Добавим, что СО не имеет вкуса и аромата... Такая машина очень небезопасна.
Чтоб угореть, иногда довольно нескольких минут. Ощутив вялость, головокружение, тошноту, человек должен бы все кинуть - и бежать на свежайший воздух! На самом деле почаще бывает по-другому: наваливается сонливость... А это - все равно что приговор.
Из мед литературы понятно: встретившись с гемоглобином крови, СО образует новое, очень крепкое соединение - карбоксигемоглобин... Такая "кровь" уже не может передавать кислород мозгу. Вот отчего возникает сонливость, вялость и т.п.
Подарив людям огнь, Прометей не учел их легкомыслия. С момента розжига первых костров население земли угорает, а возникновение автомобиля только ухудшило эту картину. Опасный СО никого не щадит. Даже самый опытнейший в один прекрасный момент в состоянии сделать роковую ошибку.
Вот обычная. Перед регулировкой необходимо прогреть мотор, а выезжать из гаража под дождик не охото. Уверенный в себе "ас" и с машиной, и с СО - "на ты"! Приоткрыл ворота: авось, вентиляции довольно. Ну, а пустив мотор, почему бы малость не расслабиться, посидеть в теплом салоне, слушать музыку, о чем-нибудь помечтать?
...И неприметно подкрадывается сладкая дремота... На шейке цепочка с крестиком... Надпись "Спаси и сохрани..." Эх, заглянул бы сюда бестолковый сосед - попросить отвертку...
Вот почему, услышав, как у кого-либо в гараже длительно и нудно "молотит" движок, не постесняйтесь поинтересоваться, что там. Если что - зовите людей, вынесите пострадавших на свежайший воздух и немедля вызывайте "скорую"! Ватка с нашатырным спиртом, даже если возвратит им сознание, - не средство возвратить жизнь!
Как избежать отравления угарным газом, если он настолько коварен? Во-1-х, свести его выброс к минимуму. Это означает - искусно регулировать движок. (Сколько раз мы об этом ведали!). Во-2-х, соблюдать определенные, испытанные чьей-то жизнью (либо гибелью?) правила.
Гонять движок в закрытом помещении, гараже - неприемлимо, если не обеспечен отвод выхлопных газов в атмосферу. К примеру, на выпускную трубу плотно надевают довольно длиннющий шланг - и выводят подальше за дверь. Еще лучше таковой шланг с принудительной вытяжкой. Но учтите: от обоих не достаточно толку, если сама выпускная система прохудилась - в трубах, глушителях, прокладках прогорели дыры, соединения стали неплотными. Тогда и много СО остается в гараже. Вырываясь из труб, газ подымется до самого потолка, позже, остужаясь, начнет опускаться, смешиваясь с воздухом. В конечном итоге не найдется в гараже уголка, свободного от угарного газа, - и вы им обязательно надышитесь.
Целостность труб, глушителей и прокладок системы выпуска проверить нетрудно. При работающем движке плотно закройте срез выпускной трубы. Если система в порядке, мотор остановится. Нет - означает, выхлопным газам открылся обходной путь.
Много случаев отравлений угарным газом относится и к безопасным, казалось бы, ситуациям. К примеру, кто-либо нагревался в машине с работающим движком кое-где в "чистом поле", но погода случилась штилевая... Грузовик с плохо отрегулированным мотором забуксовал в овраге. Начали, как обычно: что-то подсовывали под колеса, толкали, суетились. А окончили на сельском погосте...
...Двое регулировали всего только "печку" старого "Запорожца". "Печку" наладили, но вспоминали об этом уже в поликлинике...
Бывало, автомобилисты угорали на ходу, при самой высочайшей скорости! Вспомним аэродинамику автомобиля. За его кормой - область пониженного давления, - все отлично знают, как подсасываются сюда пыль, водянистая грязь и т. п. Точно так же она вбирает и выхлопные газы из вашей трубы!
Но вот вы везете на универсале нечто такое, что вынуждает приоткрыть заднюю, пятую дверь (рис. 1). Если боковые окна закрыть, то область пониженного давления захватывает и салон (разве вы не чувствуете аромата спаленного масла - это ваш мотор ожидает ремонта). А означает, совместно с дымком от масла в салон может пробраться и невидимка СО.
Выхлопные газы могут удачно просачиваться в салон и при закрытой пятой двери. К примеру, если не в порядке ее уплотнитель, не отрегулирован замок - и оттого тут щели. А на машинах с кузовом автомобиль можно надышаться угарного газа и через щели меж крышкой багажника и ее уплотнителем.
Если пробита прокладка меж выхлопным коллектором и выпускной трубой либо "горе-вентиляция" выведена под машину, то у водителя и здесь много способностей "надышаться" (рис. 2). Помните только, что, безуспешно открыв окна задних дверей, другой раз можно очень усугубить ситуацию - через неплотности фронтального щита газы еще активнее пойдут в салон, давление в каком сейчас снижено. Лучше поступить по-другому, включив вентиляцию и тем создав "подпор" снутри.
Одна из заморочек, не находящих обычного решения, - как вести себя в уличной пробке, когда вас зажмут со всех боков...
Идеальнее всего в пробку не попадать. А если уж случилось, то действуйте по происшествиям, делая упор на разум, ведь точного рецепта заблаговременно не даст никто, а возить с собой противогаз вы не возжелаете. Нужно бы понять, что ездить так, как мы привыкли, уже нельзя. Пора машины регулировать!