ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ
ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ
ТЕХНИКА
/ПРОФЕССИЯ
ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ
РЕЖЕМ, ПОЛИВАЕМ, УКЛАДЫВАЕМ СЛОЯМИ... ГОТОВИМ "НАПОЛЕОН"?
НЕТ, РЕМОНТИРУЕМ АВТОСТРАДУ
Когда мы лицезреем перегородившие дорогу большие агрегаты под всполохами рыжеватых проблесковых маячков, невольно раздражаемся: ну, вот, снова ремонт! Меж тем не достаточно кто представляет, как конкретно работают дорожники и почему доставляют остальным приметные неудобства.
Современное шоссе в разрезе вправду припоминает слоеный тортик. И чтоб он удался, нужно строго следовать рецептуре. Если дорога пошла трещинками, появились ухабы, нельзя просто положить сверху свежайший асфальт - таковой пирог скоро рассыплется! Приходится ворачиваться к технологии великодушного "Наполеона". Исключительно в роли кондитеров дорожные машины - грейдеры, асфальтоукладчики, гудронаторы... Каждый добавляет (либо отрезает) по несколько мм либо см.
Понаблюдать за послойной технологией полгого ремонта мы направились на смоленскую дорогу. Наполеоновские места, кстати...
1 Ноль плюс-минус ухаб.
Бух! По федеральной трассе М1 люд ездит стремительно и в ямки, притаившиеся в намятых колеях, влетает со всего маху. Щелкают не только лишь подвески, да и зубы...
2 Минус 15 см.
Чтоб отремонтированная дорога прослужила длительно, покоробленный слой срезают: за машиной с прозаичным заглавием "прохладная фреза" остается продольная гребенка, на которую крепко ляжет новое полотно. 533-сильный "Виртген-W2000" ползет на 4 гусеничных лапах со скоростью 3 км/ч, переправляя выгрызенный на ширине 2 м асфальт в кузов самосвала. Глубину фрезерования (до 320 мм) задают с пульта; личные гидроопоры гусениц позволяют автоматом выдерживать уровень и на неровностях.
3 Плюс 1-2 мм.
До асфальтобетона дорогу обильно поливают битумом. Без этого крема дорожный "Наполеон" расклеится, так что битумом поочередно сдабривают все слои покрытия. Автогудронатор ДС-142Б на шасси КамАЗ-53215 (176 кВт/240 л. с., 80 км/ч) разливает 7500 л битума, нагретого до 200 градусов (цистерна термоизолирована и снабжена горелками на дизтопливе).
4 Плюс 15-20 см.
Асфальтоукладчик "Блоу-Нокс PF-510"
с движком
мощностью 131 кВт/178 л. с. воспринимает из кузова самосвала 10-тонную кучу жаркой консистенции (асфальтобетона) и превращает ее в 1-ый "коржик" дорожного тортика.
5 Минус 2-5 см.
Следом идут средний и тяжкий катки (роль легкого делает сам асфальтоукладчик). У 8- и 14-тонных американских машин "Хайпек" автоматом изменяется привод - ведет всегда валец впереди, чтоб не накатывать бугор. Утрамбовывая маленькие выпуклости, шофер включает вибратор - земля дрожит на несколько метров вокруг. 1-ый, разглаживающий слой нового асфальта занимает нулевой уровень - тот, на котором начинала работать фреза. Ухабов уже нет, но ремонт еще далековато не закончен.
6 Плюс 13 см.
Практически по той же технологии укладывают еще два слоя - 8-сантиметровый нижний и 5-сантиметровый слой износа из тонкодисперсной консистенции. Тут работает очередной каток - на резиновом ходу. Как и его "цельнометаллические" коллеги, он делает по восемь проходов со смещением 20-30 см.
7 3,75 м вбок.
Пришло время обустроить обочину - на дорогах первой категории она должна быть широкой и жесткой. Доставленный самосвалами гравий разравнивает пара грейдеров ДЗ-122Б и ДЗ-180, снаряженных дизелями по 100 кВт/135 л. с. За ними обочину уплотнит каток. Откосами занимается машина, именуемая дорожниками "планировщик". Германский "Атлас" умопомрачительно ловко приглаживает холмы и канавы.
8 Плюс 75 см.
Ровно в центре дорожного полотна встает защитное огораживание, увенчанное светоотражателями.
9 5 м вбок.
При полном ремонте дороги нашлась работа и обыкновенному экскаватору - он сформировывает выступы-бермы, украшая наш "Наполеон" розочками - дорожными знаками.
10 Плюс-минус 3 см.
Дорожники проклады-
вают и пешеходные тропы. Агрегат, снаряженный бензиновой "Хондой", уплотняет выходы к будущей "зебре". Любопытно, что трамбует эффективнее - его пневматическая пятка либо ботинки подпрыгивающего "оранжевого жилета"?
Сердечко дорожной кухни - южноамериканский завод асфальтобетонной консистенции. Либо, точнее, консистенций - по различным рецептам зависимо от определенных дорожных работ. В 15-метровом цилиндре готовый асфальт томится в ожидании еще одного самосвала. Кстати, завод - мобильный и может передвигаться следом за строящейся трассой...
12 Высота 2,5 м.
В заготовительном цехе трудится 22-тонный погрузчик "Катерпиллер-966F", подавая материалы в дозаторы. Их взвесят на электрических весах, по ленте сборочного потока подадут в ревущую пламенем печь, смешают с битумом и - на дорогу!
13 Плюс 3-6 мм.
Последний слой дороги - разметка. Этот "Наполеон" должен прослужить без больших ремонтов четыре года, пока верхний "коржик" будут изъедать колеса автомобилей. Если дорожники поработали отлично, "тортик" воспримут с наслаждением, если непринципиально - чувствуя горечь трещинок и выбоин.
На этом участке интенсивность движения - до 16 тыщ машин в день, в ближнем Подмосковье - 90 тыщ автомобилей. Всем - приятного аппетита!
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ УПРАВЛЕНИЕ Авто МАГИСТРАЛИ МОСКВА-МИНСК
И ФИРМУ "ТРУД" ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.