ТРИ ЖИЗНИ КОРДА
ТРИ ЖИЗНИ "КОРДА"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ТРИ ЖИЗНИ "КОРДА"
ЭРРЕТ ЛОББАН КОРД ВОРВАЛСЯ В ИСТОРИЮ Южноамериканского АВТОМОБИЛИЗМА ПОДОБНО ТАЙФУНУ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Смотря на хронометриста, готового вот-вот дать старт заезду, Эйб Дженкинс навряд ли мог полагать, что рекорд, который он установит, выдержит в США целых 17 лет. Было это осенью 1937-го, когда Дженкинс за рулем серийного "Корда-812" развил на дистанции в одну милю 107,66 мили/час (177,22 км/ч). Средняя скорость 24-часового заезда тоже была впечатляющей - практически 164 км/ч. Эти рекорды могли стать еще одним знаменательным событием в жизни авто империи мистера Корда, если б... она тогда была. Но некоторое время назад, в августе 1937-го, концерн и его знак - марка "Корд" - сошли с авто сцены. А Дженкинс ровно 65 годов назад только устроил им пышноватые похороны...
Началось все 15 мая 1924 года. Эррет Лоббан Корд, никому неведомый отпрыск фермера из Миссури, был назначен генеральным менеджером компании "Оберн". Акционеры в особенности не рисковали: усугубить положение компании было трудно, а вот сделать лучше.... Тридцатилетний принципиальный админ обновил команду инженеров, значительно освежил модельный ряд (уже в 1925-м появились четыре новых "оберна"), не жалел средств на рекламу. Скоро реализации удвоились и к 1929-му компания выпускала около 30 тыщ машин раз в год. Кстати, ее лозунгом стал слоган: "Клиент в один прекрасный момент - друг навечно".
Корд был уже фактическим обладателем и президентом компании, самым юным за всю историю автопромышленности США. На этом везучий и энергичный предприниматель не тормознул. Уже в 1928-м он покупает завод братьев Фридриха и Августа Дюзенбергов. Профессиональные конструкторы, создатели массивных движков, прославивших себя и на гоночных трассах, работали основательно, но не очень доходно. Юный шеф, предложив братьям сделать новейшую модель - флагман концерна, выдвинул только два условия: не жалеть средств и сделать "самый наилучший автомобиль в мире". Ни больше и ни меньше.
Так родился знаменитый шикарный "Дюзенберг-J" с 265-сильным движком. На версии SJ мотор с компрессором развивал совсем астрономические для тех лет 320 л.с. Автомобиль был практически втрое дороже престижного "Кадиллака" и получил признание у голливудских звезд. Посреди иных знаменитостей "дюзи" приобрели обожаемые публикой Гэри Купер и Кларк Гейбл. Кстати, Корд жил в то время по соседству с кинокумирами. Кроме шикарного пентхауза в Чикаго, он обладал 62-комнатным домом в Беверли-Хиллз.
На рубеже 30-х о нем гласила чуть ли не вся Америка. Концерн рос как на дрожжах. В отличие от "Форда", "Крайслера" и "Дженерал моторз" фабрики Корда строили никак не народные модели: даже самые дешевенькие "оберны" не относились к их числу. Расширяя империю, Корд прикупил пару кузовных компаний, моторный завод "Лайкоминг", авиационные компании "Сенчури Эйр Лайнс" и "Стинсон Эйркрафт". Пора было увековечить свое имя.
В 1929-м на рынке появился "Корд-L29". Богатым покупателям предлагали на выбор четыре стильных, просторных кузова с прекрасной отделкой. В работе над дизайном учавствовал Алекс Сахновский - восходящая звезда американской авто стилистики, до иммиграции сначала 20-х - Алексей Владимирович. Под длинноватым капотом сыто урчал 125-сильный красавчик мотор - рядная "восьмерка" объемом 4,9 л.
Но главной технической сенсацией стала переднеприводная сборка. Вся Америка уже знала об подобных по конструкции "миллерах" - они выигрывали одну за другой гонки на "овалах". Но серийный автомобиль с фронтальными ведущими колесами... На такое в Штатах еще никто не решился. Корд был отлично знаком с Гарри Миллером и, по слухам, конкретно он подкинул выдающемуся конструктору идею сделать "некорректную" - с коробкой и дифференциалом перед движком - гоночную машину. Так что Миллер, купивший, кстати, пару L29 одним из первых, тоже поработал на Эррета Лоббана.
Богатые америкосы получили не только лишь роскошный и резвый, да и отлично управляемый автомобиль. Корд вновь угодил звездам экрана и эстрады. Вот только клиентов, падких на технические изыски либо просто на дорогие машины, стало существенно меньше - в стране неистовствовала Величавая депрессия. В конце 1931-го, построив всего 4400 экземпляров, создание "кордов" приостановили. Другой машины, достойной имени некоронованного правителя, тогда у концерна не было.
И все таки империя Корда устояла тогда перед кризисом. Весной 1933-го конструкторы принялись за новейшую модель. Шеф привлек юного дизайнера Гордона Бюринга, сделал его основным стилистом компании "Дюзенберг". Рассчитывали, что автомобиль с движком V8 станет "бэби-Дюзенбергом", поэтому-то 1-ые макеты (всего их сделали чуть не сотку!) не были переднеприводными. Но, видимо, конкретно кузов Бюринга с покатой крышей, монументальными линиями капота, большими крыльями, где скрывались фары - необычное сочетание величественности и легкости, вдохновил Корда на вторую попытку. В июле 1935-го Рой Фолкнер, президент отделения "Оберн" и правая рука шефа, подписал модели путевку в новейшую жизнь: началась подготовка производства переднеприводного "Корда-810"!
Автомобиль стал главной сенсацией выставок в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и, естественно, в авто столице - Детройте. В "Одноэтажной Америке" И. Ильф и Е. Петров, видевшие 810-й на салоне, вспоминали: "... низкие могучие "корды" с хрустальными фонарями, скрывающимися в крыльях для больщей обтекаемости... Американочки забираются в эти машины и посиживают там целыми часами, не способен выйти. В полном расстройстве эмоций, они жмут кнопку, и фонари торжественно выползают из крыльев. Опять они касаются кнопки, и фонари прячутся в свои гнезда. И опять ничего не видно снаружи - нагое сверкающее крыло".
О новеньком "Корде" писали не только лишь авто издания. Фолкнер говорил, что за пресс-релизами обратились более 7500 журналистов! В феврале 1936-го автомобили вышли на рынок. Через пару месяцев их получили дилеры "Оберна" в Европе, Южной Америке и Южной Африке. Приблизительно тогда же на рынок вышел стильный двудверный автомобиль с откидным верхом. А уже в конце года появился "Корд-812" с компрессорным 195-сильным мотором (конкретно на таком автомобиле Дженкинс 65 годов назад побил рекорды) и автомобиль "Кастом" с удлиненной базой.
Восхищались машиной многие, получали - единицы. "Корд" был дорог, ну и нетривиальность конструкции отпугивала покупателей. Не помогали ни звучная реклама, ни роль в гонках, в том числе на известной "старенькой кирпишнице" в Индианаполисе.
Летом 1937-го предприняли последнюю попытку продвинуть автомобиль в Европу: "Корд-812" выставили на престижном в те годы салоне в Лондоне. Европейцы, естественно, были наименее консервативны, они уже начали привыкать к переднеприводным машинам, но для обитателей Старенького света стоимость южноамериканского чуда была и совсем заоблачной.
В августе 1937-го автомобиль сняли с производства, изготовив чуток более 2-ух тыщ экземпляров (по другим сведениям - около 3-х тыщ). Тогда и же Корд, вялый от долгой борьбы со сверхмощными авто гигантами, навечно покинул бизнес. За свою империю он выручил несколько миллионов баксов и уехал в Калифорнию отдыхать от хлопот.
Концерн разошелся по частям. В цехах, где делали "корды", позднее производили кузова "виллисов" и Ремонт и эксплуатация бомб. Кузов "Корда" (с неубирающимися, ради удешевления, фонарями) в попытках удержаться на плаву использовали былые соперники - "Грэм" и "Хапмобиль". Не вышло - обе марки перед войной тоже ушли в историю, в 1938-1941 гг. было выпущено всего 2200 потомков "Корда", который, как казалось совершенно не так давно, сразит Америку...
Воскресить легенду пробовали в 60-х, изготовив несколько 10-ов репликаров автомобиля с откидным верхом модели 812 с моторами "Chevrolet" и "Форд". 3-я жизнь тоже оказалась недолгой. Но уже наступало время коллекционеров, искавших и восстанавливающих сохранившиеся "корды", готовых ради их выложить большие Энциклопедия грузовых автомобилей, чтоб с гордостью демонстрировать свои сокровища на выставках ретро-автомобилей. Эррет Лоббан Корд, скончавшийся на ранчо в Неваде в 1974-м, еще застал это время.
Он мог быть удовлетворен, увековечив свое имя в необыкновенных автомобилях, ставших легендой. Когда-то не достаточно кто мог раскошелиться на переднеприводного красавчика... И сейчас маленький тираж сделал творения Корда в особенности ценными.
Эррет Лоббан Корд
(1894-1974 гг.)
"Корд-812 Беверли автомобиль" с движком, снаряженным компрессором.
"Корд-L29" с кузовом компании "Мэрфи" занимал почтенное место в гараже актрисы Долорес Дель Рио.
Модель "812 Подвескасмен" нынешние собиратели ценят в особенности высоко.
Звездная пара - известный актер Гэри Купер и его "Дюзенберг-J" 1930 года. Духовным папой знаменитого "Дюзи" был Эррет Л. Корд.
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ТРИ ЖИЗНИ "КОРДА"
ЭРРЕТ ЛОББАН КОРД ВОРВАЛСЯ В ИСТОРИЮ Южноамериканского АВТОМОБИЛИЗМА ПОДОБНО ТАЙФУНУ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Смотря на хронометриста, готового вот-вот дать старт заезду, Эйб Дженкинс навряд ли мог полагать, что рекорд, который он установит, выдержит в США целых 17 лет. Было это осенью 1937-го, когда Дженкинс за рулем серийного "Корда-812" развил на дистанции в одну милю 107,66 мили/час (177,22 км/ч). Средняя скорость 24-часового заезда тоже была впечатляющей - практически 164 км/ч. Эти рекорды могли стать еще одним знаменательным событием в жизни авто империи мистера Корда, если б... она тогда была. Но некоторое время назад, в августе 1937-го, концерн и его знак - марка "Корд" - сошли с авто сцены. А Дженкинс ровно 65 годов назад только устроил им пышноватые похороны...
Началось все 15 мая 1924 года. Эррет Лоббан Корд, никому неведомый отпрыск фермера из Миссури, был назначен генеральным менеджером компании "Оберн". Акционеры в особенности не рисковали: усугубить положение компании было трудно, а вот сделать лучше.... Тридцатилетний принципиальный админ обновил команду инженеров, значительно освежил модельный ряд (уже в 1925-м появились четыре новых "оберна"), не жалел средств на рекламу. Скоро реализации удвоились и к 1929-му компания выпускала около 30 тыщ машин раз в год. Кстати, ее лозунгом стал слоган: "Клиент в один прекрасный момент - друг навечно".
Корд был уже фактическим обладателем и президентом компании, самым юным за всю историю автопромышленности США. На этом везучий и энергичный предприниматель не тормознул. Уже в 1928-м он покупает завод братьев Фридриха и Августа Дюзенбергов. Профессиональные конструкторы, создатели массивных движков, прославивших себя и на гоночных трассах, работали основательно, но не очень доходно. Юный шеф, предложив братьям сделать новейшую модель - флагман концерна, выдвинул только два условия: не жалеть средств и сделать "самый наилучший автомобиль в мире". Ни больше и ни меньше.
Так родился знаменитый шикарный "Дюзенберг-J" с 265-сильным движком. На версии SJ мотор с компрессором развивал совсем астрономические для тех лет 320 л.с. Автомобиль был практически втрое дороже престижного "Кадиллака" и получил признание у голливудских звезд. Посреди иных знаменитостей "дюзи" приобрели обожаемые публикой Гэри Купер и Кларк Гейбл. Кстати, Корд жил в то время по соседству с кинокумирами. Кроме шикарного пентхауза в Чикаго, он обладал 62-комнатным домом в Беверли-Хиллз.
На рубеже 30-х о нем гласила чуть ли не вся Америка. Концерн рос как на дрожжах. В отличие от "Форда", "Крайслера" и "Дженерал моторз" фабрики Корда строили никак не народные модели: даже самые дешевенькие "оберны" не относились к их числу. Расширяя империю, Корд прикупил пару кузовных компаний, моторный завод "Лайкоминг", авиационные компании "Сенчури Эйр Лайнс" и "Стинсон Эйркрафт". Пора было увековечить свое имя.
В 1929-м на рынке появился "Корд-L29". Богатым покупателям предлагали на выбор четыре стильных, просторных кузова с прекрасной отделкой. В работе над дизайном учавствовал Алекс Сахновский - восходящая звезда американской авто стилистики, до иммиграции сначала 20-х - Алексей Владимирович. Под длинноватым капотом сыто урчал 125-сильный красавчик мотор - рядная "восьмерка" объемом 4,9 л.
Но главной технической сенсацией стала переднеприводная сборка. Вся Америка уже знала об подобных по конструкции "миллерах" - они выигрывали одну за другой гонки на "овалах". Но серийный автомобиль с фронтальными ведущими колесами... На такое в Штатах еще никто не решился. Корд был отлично знаком с Гарри Миллером и, по слухам, конкретно он подкинул выдающемуся конструктору идею сделать "некорректную" - с коробкой и дифференциалом перед движком - гоночную машину. Так что Миллер, купивший, кстати, пару L29 одним из первых, тоже поработал на Эррета Лоббана.
Богатые америкосы получили не только лишь роскошный и резвый, да и отлично управляемый автомобиль. Корд вновь угодил звездам экрана и эстрады. Вот только клиентов, падких на технические изыски либо просто на дорогие машины, стало существенно меньше - в стране неистовствовала Величавая депрессия. В конце 1931-го, построив всего 4400 экземпляров, создание "кордов" приостановили. Другой машины, достойной имени некоронованного правителя, тогда у концерна не было.
И все таки империя Корда устояла тогда перед кризисом. Весной 1933-го конструкторы принялись за новейшую модель. Шеф привлек юного дизайнера Гордона Бюринга, сделал его основным стилистом компании "Дюзенберг". Рассчитывали, что автомобиль с движком V8 станет "бэби-Дюзенбергом", поэтому-то 1-ые макеты (всего их сделали чуть не сотку!) не были переднеприводными. Но, видимо, конкретно кузов Бюринга с покатой крышей, монументальными линиями капота, большими крыльями, где скрывались фары - необычное сочетание величественности и легкости, вдохновил Корда на вторую попытку. В июле 1935-го Рой Фолкнер, президент отделения "Оберн" и правая рука шефа, подписал модели путевку в новейшую жизнь: началась подготовка производства переднеприводного "Корда-810"!
Автомобиль стал главной сенсацией выставок в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и, естественно, в авто столице - Детройте. В "Одноэтажной Америке" И. Ильф и Е. Петров, видевшие 810-й на салоне, вспоминали: "... низкие могучие "корды" с хрустальными фонарями, скрывающимися в крыльях для больщей обтекаемости... Американочки забираются в эти машины и посиживают там целыми часами, не способен выйти. В полном расстройстве эмоций, они жмут кнопку, и фонари торжественно выползают из крыльев. Опять они касаются кнопки, и фонари прячутся в свои гнезда. И опять ничего не видно снаружи - нагое сверкающее крыло".
О новеньком "Корде" писали не только лишь авто издания. Фолкнер говорил, что за пресс-релизами обратились более 7500 журналистов! В феврале 1936-го автомобили вышли на рынок. Через пару месяцев их получили дилеры "Оберна" в Европе, Южной Америке и Южной Африке. Приблизительно тогда же на рынок вышел стильный двудверный автомобиль с откидным верхом. А уже в конце года появился "Корд-812" с компрессорным 195-сильным мотором (конкретно на таком автомобиле Дженкинс 65 годов назад побил рекорды) и автомобиль "Кастом" с удлиненной базой.
Восхищались машиной многие, получали - единицы. "Корд" был дорог, ну и нетривиальность конструкции отпугивала покупателей. Не помогали ни звучная реклама, ни роль в гонках, в том числе на известной "старенькой кирпишнице" в Индианаполисе.
Летом 1937-го предприняли последнюю попытку продвинуть автомобиль в Европу: "Корд-812" выставили на престижном в те годы салоне в Лондоне. Европейцы, естественно, были наименее консервативны, они уже начали привыкать к переднеприводным машинам, но для обитателей Старенького света стоимость южноамериканского чуда была и совсем заоблачной.
В августе 1937-го автомобиль сняли с производства, изготовив чуток более 2-ух тыщ экземпляров (по другим сведениям - около 3-х тыщ). Тогда и же Корд, вялый от долгой борьбы со сверхмощными авто гигантами, навечно покинул бизнес. За свою империю он выручил несколько миллионов баксов и уехал в Калифорнию отдыхать от хлопот.
Концерн разошелся по частям. В цехах, где делали "корды", позднее производили кузова "виллисов" и Ремонт и эксплуатация бомб. Кузов "Корда" (с неубирающимися, ради удешевления, фонарями) в попытках удержаться на плаву использовали былые соперники - "Грэм" и "Хапмобиль". Не вышло - обе марки перед войной тоже ушли в историю, в 1938-1941 гг. было выпущено всего 2200 потомков "Корда", который, как казалось совершенно не так давно, сразит Америку...
Воскресить легенду пробовали в 60-х, изготовив несколько 10-ов репликаров автомобиля с откидным верхом модели 812 с моторами "Chevrolet" и "Форд". 3-я жизнь тоже оказалась недолгой. Но уже наступало время коллекционеров, искавших и восстанавливающих сохранившиеся "корды", готовых ради их выложить большие Энциклопедия грузовых автомобилей, чтоб с гордостью демонстрировать свои сокровища на выставках ретро-автомобилей. Эррет Лоббан Корд, скончавшийся на ранчо в Неваде в 1974-м, еще застал это время.
Он мог быть удовлетворен, увековечив свое имя в необыкновенных автомобилях, ставших легендой. Когда-то не достаточно кто мог раскошелиться на переднеприводного красавчика... И сейчас маленький тираж сделал творения Корда в особенности ценными.
Эррет Лоббан Корд
(1894-1974 гг.)
"Корд-812 Беверли автомобиль" с движком, снаряженным компрессором.
"Корд-L29" с кузовом компании "Мэрфи" занимал почтенное место в гараже актрисы Долорес Дель Рио.
Модель "812 Подвескасмен" нынешние собиратели ценят в особенности высоко.
Звездная пара - известный актер Гэри Купер и его "Дюзенберг-J" 1930 года. Духовным папой знаменитого "Дюзи" был Эррет Л. Корд.