НАМ НУЖНА НЕ КОНФРОНТАЦИЯ, А СОТРУДНИЧЕСТВО
НАМ НУЖНА НЕ КОНФРОНТАЦИЯ, А СОТРУДНИЧЕСТВО
Знатное Мировоззрение
НАМ НУЖНА НЕ КОНФРОНТАЦИЯ, А СОТРУДНИЧЕСТВО
"За рулем" не раз писал (и даже один раз провел опрос читателей) о том, каким должен быть Закон, чтоб не нарушать права автомобилистов и при всем этом защищать порядок на дорогах. Были внесены определенные предложения, с которыми мы ознакомили законодательную и исполнительную власть. Фактически, доверчивой надежды, что все поменяется, как по мановению магической палочки, - инспекторы ГАИ закончат брать взятки, злобных нарушителей поймет справедливое возмездие, движение будет организованно и неопасно - не было. Рассчитывали хотя бы двинуть с мертвой точки делему, подтолкнуть власть к ее решению.
Каково же было удивление, когда пришло весть: принято решение о коренной перестройке работы ГАИ. Об этом событии, о том, какова на данный момент ситуация в дорожном движении и как на нее воздействовать, гласит начальник ГУ ГАИ МВД Рф, генерал-лейтенант Владимир ФЕДОРОВ.
Понимаете, какая мне вспомнилась история? Сначала 70-х, когда я был еще студентом и даже не помышлял о карьере управляющего Гос автоинспекции, произошел таковой случай. В денек моего восемнадцатилетия, в Карелии, на практике, меня попросили куда-то съездить на казенном "Москвиче". К тому времени я уже имел "права" и хорошо управлял грузовиком. Но на самом деле, это была моя 1-ая самостоятельная поездка. Разогнался, а на крутом повороте, почувствовав, что не вписываюсь, резко надавил на тормоз... Цирк. Машина вылетела на обочину, перевернулась в воздухе и встала на колеса. Здорово, правда: 18 лет, 1-ая поездка, 1-ая катастрофа... Сижу на обочине, жду ГАИ. Помню, мимо меня проехало 15 человек. Четырнадцать спросили: "Опьянен?", а один - "Чем посодействовать?".
Поведал это к тому, что дела водителей меж собой, к ГАИ мне отлично известны.
Дальше: конфронтация меж водителем и сотрудником автоинспекции могла появиться во все времена. И очередное: тогда вернуть справедливость было все-же проще, чем сейчас.
То, что происходит сейчас, не удовлетворяет никого. Ни автомобилистов, которые по сути бесправны и при том, что в хоть какой момент могут быть оштрафованы, ездят по дорогам, где нет подабающего порядка. Ни правительство (а конкретно его представляет Госавтоинспекция), которое раз в год теряет 10-ки тыщ людей, погибших в ДТП, и вылечивает сотки тыщ человек, пострадавших в дорожных катастрофах. Пожалуй, положение дел устраивает только преступников (как по другому назовешь взяточников в системе ГАИ и, как сейчас молвят, "крутых" нарушителей Правил).
Можно задавать вопросы: кто повинет в сложившейся ситуации, почему работа Госавтоинспекции недостаточна эффективна? Ответы, наверняка, уже известны. Во-1-х, каждогодний прирост транПодвесканых средств в Рф - 1,3 миллиона, и количество машин продолжает возрастать с той же скоростью. Во-2-х, главные магистрали перегружены в два-три раза, а плотность дорожной сети в больших городках вдвое меньше, чем необходимо. В-3-х, развалились муниципальные транПодвесканые предприятия с налаженной системой контроля безопасности. На данный момент чуть ли не 90% грузов перевозят частники на автомобилях в стршном техническом состоянии. Добавьте сюда независимость субъектов Федерации, расформирование министерств и ведомств - в итоге никто ни за что не отвечает... А сейчас скажите: как ГАИ, имея, на самом деле, единственный инструмент - давление на водителей, - может "урегулировать ситуацию"?
Кстати, я уверен: от нередкого и не всегда уместного внедрения способов принуждения нет ничего, не считая вреда. Появляется противоборство автоинспектору со стороны водителей, рождается недопонимание назначения ГАИ, необходимости соблюдать Правила дорожного движения. Словом, заместо того, чтоб устанавливать порядок на дороге, мы создаем предпосылки к его нарушению. Естественно, управление ГАИ никогда не мирилось с таким положением. Были пробы перейти к новым, отвечающим времени, формам работы. Но... Перечисление обстоятельств, почему они не удавались, займет очень много места. И вот появилась необходимость более решительных действий, так как ситуация стала просто критичной.
Какова основная задачка Госавтоинспекции? Я считаю - обеспечить участникам дорожного движения высочайший уровень защищенности от ДТП и злодеяний. И чтоб решить ее, необходимо перестроить всю нашу работу. Да-да, мы пришли к необходимости коренным образом поменять деятельность ГАИ. Так родились главные положения "Проекта концепции предстоящего развития и совершенствования Госавтоинспекции" - документ, в каком заложены новые механизмы работы.
Наверняка, покажется увлекательным лозунг документа - "Доверие и Законодательство". Одно это гласит, что мы стремимся к тому же, к чему и хоть какой автомобилист страны. А раз так, то приняли очередное принципиальное решение: обсудить главные положения проекта концепции с вами, почетаемые читатели "За рулем". Мы считаем, что конкретно читатели этого журнальчика - более, как ранее гласили, передовой отряд российских автомобилистов. И знать ваше мировоззрение принципиально.
То, что вы прочитаете ниже, может показаться суховатым и сложным для восприятия. Но все-же постарайтесь вдуматься в текст. Ведь конкретно этому документу регулировать завтра дорожную ситуацию, наши с вами отношения и авто жизнь страны вообщем.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение ГАИ.
Чтоб обеспечить правовой статус ГАИ, как специального органа госнадзора и контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо привести нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ГАИ, в соответствие с федеральными законами и международными правовыми эталонами.
Что это значит, к примеру, для определенного водителя? То, что пропадут сегодняшние противоречия меж Правилами и КоАП, ими обоими и ведомственными инструкциями. Скажем, закон гласит, что не нужна нотариально заверенная доверенность на управление автомобилем, а автоинспекция ее просит. Либо, скажем, по закону нельзя брать в залог удостоверения личности, а водительские права отбирают у нарушителей. Можно дискуссировать, отлично либо плохо поступает автоинспектор, но безусловно: противоречия с законом быть не должно. Нужно поменять либо его, либо аннотации ГАИ. Еще это необходимо, чтоб лишить способности субъекты Федерации, другие ведомства (экологов, транПодвесканую инспекцию и иных) "творить" свои аннотации в нашей сфере деятельности.
Нужно принять, как минимум, три закона: "Об неотклонимом страховании штатской ответственности водителей автотранПодвесканых средств", "Закон о ГАИ" и "О ПДД".
Усовершенствовать правовой механизм взаимодействия ГАИ с другими службами органов внутренних дел, участвующими в обеспечении безопасности дорожного движения и борьбе с преступностью.
Улучшение организационно-управленческой сферы подразумевает децентрализацию управления при точном механизме взаимодействия с подразделениями милиции и государственными органами охраны порядка. На каждой местности будет собственный главный муниципальный автоинспектор, которому станут подчиняться все местные подразделения ГАИ.
Федеральная информационная система ГАИ для более действенной работы должна быть интегрирована в единое информационное место МВД Рф.
Вобщем, для рядовых автомобилистов это, наверняка, не очень любопытно. А вот то, что коснется каждого - переход от зрительного наблюдения за дорожным движением к использованию особых технических средств, обеспечивающих выявление и документирование нарушений ПДД, исключающих личные оценки, конфликтные ситуации с участниками дорожного движения; переоценка стратегии надзора за дорожным движением, внедрение новых, более действенных способов надзора. Либо, к примеру, разработка системы повторяющейся оценки профпригодности служащих всех должностных категорий ДПС (тестирование, зачеты, нормативы и т. д.). Это приведет к тому, что водители будут иметь дело только с квалифицированными, грамотными сотрудниками ГАИ. Еще: упрощение и унификация первичных документов и учетных форм (как итог, короче станут очереди в отделах ГАИ, проще процедуры дизайна автомобилей и пр.).
Административно-правовая деятельность тоже поменяется. Будет пересмотрена штатная численность, структурное построение подразделений административной практики, а в предстоящем их сосредоточат в территориальных отделениях ГАИ (это означает, что, скажем, группы разбора будут в каждом подразделении). Безналичной станет оплата штрафов. И еще, ГАИ опять предлагает возложить рассмотрение дел об административных правонарушениях (а это - многие пункты ПДД) на городские (районные) суды. Для начала хотя бы те нарушения, за которые водителей лишают "прав". Отдельным пт выделено формирование автоматической базы данных о нарушителях Правил дорожного движения.
Пожалуй, пока хватит - перечислять предполагаемые конфигурации можно еще длительно. В первый раз мы решили выяснить о их ваше мировоззрение. Поверьте, это не просто прекрасный жест: вот, дескать, Госавтоинспекция протянула руку водителям. Нет, мы вправду желаем, чтоб новый документ (а "Концепция" в январе следующего года уже будет представлена к рассмотрению в правительстве) был подготовлен хорошо и с учетом всех пожеланий. Ведь только тогда он заработает. Если вас заинтриговали наши предложения, вы сможете ознакомиться с проектом самого документа. Он размещен в автоприложении к газете "Аргументы и факты", также в газете "Щит и клинок".
Я прошу вас: пожалуйста, выскажите свое мировоззрение. Можно написать в журнальчик "За рулем", можно - мне. А самый обычный метод - позвонить по нашему "Телефону доверия": 222-64-85. Этот телефон установлен специально для оперативной связи с вами. По нему вы сможете сказать о всех дилеммах, предложениях, замечаниях (а может, и высказать благодарность), касающихся работы ГАИ. Если вы разделяете "Концепцию", скажите просто "да". Поверьте, даже это малюсенькое слово мы расцениваем как вашу поддержку - а она нам очень нужна.
Управление ГАИ РФ не меньше вас переживает каждую несправедливость, допущенную инспектором в отношении водителя. Главк раз в день ведет прием гостей - мы разбираемся с каждым заявлением. И если наказание неправомерно - я, несмотря на чины и звания, его отменяю. Не так давно пришел юноша, которого одно из столичных подразделений ГАИ признало виноватым в ДТП. Затребовали материалы дела, разобрались - не виновен! К огорчению, таких ситуаций становится больше.
Я считаю, что время, когда автомобилисты и Госавтоинспекция находятся "по различные стороны баррикад", должно уйти в прошедшее. Ведь состояние конфронтации, в каком, как досадно бы это не звучало, оказались сейчас ГАИ и водители, не приносит никому ничего неплохого. Ездить по дорогам становится все ужаснее и ужаснее. И только сотрудничество, только осознание, что у нас с вами одна цель - улучшение ситуации на дорогах, посодействуют сделать авто жизнь применимой.