ХАРЬКОВСКИЕ МУЛЬТИКИ
ХАРЬКОВСКИЕ "МУЛЬТИКИ"
ТЕХНИКА
ХАРЬКОВСКИЕ "МУЛЬТИКИ"
Сами изготовители именуют эти машины "мультикарами". Что, естественно, не полностью корректно, так как такая торговая марка германской компании. Кстати, отлично популярная и в нашей стране - ее маленькие универсальные машинки одно время использовали разные коммунальные службы. Сейчас ниша, на самом деле, опустела - и на нее нацелились харьковские "оборонщики", выпустившие несколько образцов схожей техники. На заводе имени Малышева побывал наш корреспондент Денис БОРОВИЦКИЙ.
Выстроено несколько микроавтомобилей, на самом деле, 2-ух модификаций, у каких есть различия в конструктивных решениях, узлах и агрегатах, определяющих их назначение. "Мулат" ЗИМ-1901 - из семейства мультиавтотракторов. Нацелен он на работу в маленьком и среднем фермерском хозяйстве: способен вспахать земляной участок, посодействовать собрать сбор и вывезти его в город. 2-ой, ЗИМ-МК 800/1200Д - двухместный автомобиль сверхмалого класса, созданный для транПодвескаировки 350-400 кг груза в грузовом отсеке (кузове), также буксировки прицепа массой 500-600 кг как по дорогам общего использования, так и бездорожью.
Начнем с того, что соединяет воединыжды эти машины. Обе они обустроены дизельными движками (подробнее о движках - см. ЗР, 1997, № 10), имеют привод на задние колеса. 1-ое воспоминание - диспропорционально большая кабина: авто кое-чем напоминают головастиков. Но заметим, что вписать в малые габариты кабину, отвечающую требованиям безопасности и комфорта, никак не просто. В укор дизайнерам можно поставить разве что угловатость форм; "зализанная" кабина смотрелась бы лучше.
Сейчас заглянем вовнутрь. Руки ложатся на знакомую "таврическую" баранку с 2-мя спицами. Наклон управляющий колонки, на взор создателя, избран удачный, главные приборы отлично видны. Хотя саму колонку не мешало бы двинуть малость правее. Неброского вида приборная панель по сути довольно информативна. Под управляющим колесом занял место блок тумблеров, опять-таки взятый от "Таврии". Несколько огорчили "ужатые" сидения "в духе ВПК", но, вспоминая, что ты не в прогулочном авто, невольно соглашаешься с практичностью такового подхода. Горизонтальной регулировки (около 60 мм) полностью довольно даже для рослого водителя. Смутило отсутствие ремней, но в серийном варианте они обязательно будут. Обзорность из кабины не вызвала приреканий, а вот на боковом зеркале справа сберегать не стоит. Ветровое стекло типа "триплекс" (продукция местной компании "Лоск") находится под опекой 1-го "дворника". Благодаря сдвоенной тяге, обеспечивающей плоскопараллельное движение щетки, удалось достигнуть хороший чистки стекла.
Богатство рычагов в кабине просто поражает: целых 5 штук! По порядку слева вправо: "ручник" (действует на задние колеса); рычаги управления коробкой (один - передачами фронтального, другой - заднего хода); рычаг включения понижающей передачи (можно сказать, делителя); рычаг блокировки дифференциала. Все будто бы бы под рукою, доступно и комфортно. Привыкать придется только к манипуляциям рычагами коробки - она ведь мотоциклетная, другими словами одноходовая. Вобщем, ничего сложного: 1-ая - ввысь, другие три - вниз. Меж первой и 2-ой передачами - нейтраль.
Остовом машины служит сварная "ажурная" рама. К ней крепятся все агрегаты и узлы автомобилей. В хитросплетении силовых частей, под грузовой платформой, продуваемая всеми ветрами, разместилась аккумуляторная батарея. Такое решение кажется не совершенно удачным - управится ли с грязюкой резиновый чехол аккума? Слева, за кабиной, крепится прямоугольный топливный бак на 30 л, а симметрично ему - таковой же по габариту инструментальный ящик.
Агрегаты коробки - сцепление и коробка - это модернизированные узлы киевского байка МТ, усиленные в расчете на возросший вращающий момент. Карданная передача своей конструкции (шарниры взяты все от такого же МТ). Передняя подвеска независящая, пружинная, на "жигулевских" поперечных рычагах; "шаровые" опоры такого же происхождения, а вот пружины свои, уникальные, работают вместе с "переразмеренными" ковровскими амортизаторами. Рулевое обычно для изделий ЗАЗ - глобоидальный червь с двухгребневым роликом. На автомобилях установлены тормозные механизмы барабанного типа с плавающими колодками, взятые от "Таврии".
Смотря на красового малыша - "Мулата", тяжело представить, как он, урча 2-мя цилиндрами, будет выворачивать плугом комья земли, ровнять и рыхлить бороной изрезанную почву, а оборудованный косилкой, приведет в порядок луг. Но всякое сопоставление с пахотными тракторами в нашем случае просто неправильно - многоцелевой, конечно, уступает узкоспециализированному. Для того, чтоб судить об эффективности мультиавтотрактора как пахотного средства, приведем некие числа. "Боевое крещение" на промышленных земляных угодьях показало: с 3-мя сотками "мультик" совладал за 1 час 20 минут, израсходовав при всем этом около 3 л солярки.
Принудительная фиксация заднего моста, агрессивно блокирующая его рессоры, позволяет достигнуть равномерной глубины пахоты, а держать под контролем положение плуга помогает смотровое окно в грузовой платформе. Высшую проходимость "Мулату" на раскисших дорогах призваны обеспечить широкие арочные шины, понижающая передача, блокируемый дифференциал, также задний мост с колесными редукторами. Последний является модернизацией тутаевской разработки, потом попавшей в Ковров, а оттуда - в Харьков. Повышение весовой нагрузки потребовало усилить корпусные Ремонт и эксплуатация, применить более грузоподъемные подшипники. Цепной привод уступил место валу, который, проходя через центральную часть моста, выходит как вал отбора мощности. Одним словом, задний мост можно именовать необычным.
А еще эта кроха имеет... гидравлическую систему - она создана для подъема и опускания сельхозорудий и подобна по конструкции той, что применяется на тракторах Т-150. Гидросистема служит также для подъема грузовой платформы (функция самосвала). Богатство систем, придающих машине универсальность, отразилось, сначала, на стоимости мультиавтотрактора: 5000 баксов - столько придется выложить за "Мулата" - сумма большая. Остается возлагать, что с развертыванием серийного производства цены снизятся.
За базу шасси другой машины, ЗИМ-МК 800/1200Д "Комаха", взята традиционная "запорожско-луцкая" схема. Задняя подвеска - независящая, пружинная, на продольных рычагах. Конструктивно "Комаха" намного проще "Мулата", о чем свидетельствует и ее стоимость - 4000 баксов.
Рискуя повториться, скажу: машины создавались как дешевые (относительно сегодняшнего, очень высочайшего уровня цен на авто), экологичные, малогабаритные, маневренные, многоцелевые. Соответственно следует и оценивать их потенциальные способности. Было бы несправедливо ставить в вину конструкторам умеренную отделку салона, отсутствие неких устройств (тахометра, вольтметра и т. д.) - пред нами рабочие лошади. На их не отправиться в путешествие, тяжело кого-либо изумить скоростью и резвостью - это авто особенные, в существенно большей степени рассчитанные на определенного потребителя, чем любые другие.
Возлагаем надежды, что читатели с Украины, которым посчастливится опробовать эти авто в деле, поделятся своими впечатлениями.
ЗИМ-1901 (два варианта).
ЗИМ-МК800Д.
Рабочее место водителя - более чем спартанское и очень припоминает ЛуАЗ.
Движок 2ДТ, общий для микроавтомобилей.
На заводе их именуют "мультиками".
Техно черта микрогрузовиков ЗИМ-1901 (в скобках - отличающиеся данные ЗИМ-МК800Д)
Общие данные: число мест - 2; оснащенная масса - 800 (700) кг; полная масса - 1200 кг; наибольшая скорость - 60 (70) км/ч; расход горючего в городском цикле - 6 (5,5) л/100 км; объем топливного бака - 30 л; колея фронтальных колес - 1150 мм, задних - 1050 (1150) мм; база - 1550 мм. Движок: дизельный, двухцилиндровый рядный; рабочий объем - 800 см3; мощность - 11,7 кВт/16 л. с. при 3600 об/мин (11,7 кВт/16 л. с. при 3600 об/мин); наибольший вращающий момент - 38 Н.м при 2300 об/мин. Коробка: колесная формула - 4х2; привод - на задние колеса; коробка - механическая четырехступная с задним ходом; сцепление - двухдисковое с тросовым приводом, задний мост - с блокируемым дифференциалом, понижающей передачей и валом отбора мощности (с конической главной передачей со спиральным зубом и коническим дифференциалом). Передняя подвеска: независящая пружинная на поперечных рычагах. Тормоза: барабанные с раздельным гидравлическим приводом. Рулевое: глобоидальный червь с двухгребневым роликом. Размер шин: фронтальные - 170х540 либо 220х580 (Ф285); задние - 220х580 (Ф285, Я419).
ТЕХНИКА
ХАРЬКОВСКИЕ "МУЛЬТИКИ"
Сами изготовители именуют эти машины "мультикарами". Что, естественно, не полностью корректно, так как такая торговая марка германской компании. Кстати, отлично популярная и в нашей стране - ее маленькие универсальные машинки одно время использовали разные коммунальные службы. Сейчас ниша, на самом деле, опустела - и на нее нацелились харьковские "оборонщики", выпустившие несколько образцов схожей техники. На заводе имени Малышева побывал наш корреспондент Денис БОРОВИЦКИЙ.
Выстроено несколько микроавтомобилей, на самом деле, 2-ух модификаций, у каких есть различия в конструктивных решениях, узлах и агрегатах, определяющих их назначение. "Мулат" ЗИМ-1901 - из семейства мультиавтотракторов. Нацелен он на работу в маленьком и среднем фермерском хозяйстве: способен вспахать земляной участок, посодействовать собрать сбор и вывезти его в город. 2-ой, ЗИМ-МК 800/1200Д - двухместный автомобиль сверхмалого класса, созданный для транПодвескаировки 350-400 кг груза в грузовом отсеке (кузове), также буксировки прицепа массой 500-600 кг как по дорогам общего использования, так и бездорожью.
Начнем с того, что соединяет воединыжды эти машины. Обе они обустроены дизельными движками (подробнее о движках - см. ЗР, 1997, № 10), имеют привод на задние колеса. 1-ое воспоминание - диспропорционально большая кабина: авто кое-чем напоминают головастиков. Но заметим, что вписать в малые габариты кабину, отвечающую требованиям безопасности и комфорта, никак не просто. В укор дизайнерам можно поставить разве что угловатость форм; "зализанная" кабина смотрелась бы лучше.
Сейчас заглянем вовнутрь. Руки ложатся на знакомую "таврическую" баранку с 2-мя спицами. Наклон управляющий колонки, на взор создателя, избран удачный, главные приборы отлично видны. Хотя саму колонку не мешало бы двинуть малость правее. Неброского вида приборная панель по сути довольно информативна. Под управляющим колесом занял место блок тумблеров, опять-таки взятый от "Таврии". Несколько огорчили "ужатые" сидения "в духе ВПК", но, вспоминая, что ты не в прогулочном авто, невольно соглашаешься с практичностью такового подхода. Горизонтальной регулировки (около 60 мм) полностью довольно даже для рослого водителя. Смутило отсутствие ремней, но в серийном варианте они обязательно будут. Обзорность из кабины не вызвала приреканий, а вот на боковом зеркале справа сберегать не стоит. Ветровое стекло типа "триплекс" (продукция местной компании "Лоск") находится под опекой 1-го "дворника". Благодаря сдвоенной тяге, обеспечивающей плоскопараллельное движение щетки, удалось достигнуть хороший чистки стекла.
Богатство рычагов в кабине просто поражает: целых 5 штук! По порядку слева вправо: "ручник" (действует на задние колеса); рычаги управления коробкой (один - передачами фронтального, другой - заднего хода); рычаг включения понижающей передачи (можно сказать, делителя); рычаг блокировки дифференциала. Все будто бы бы под рукою, доступно и комфортно. Привыкать придется только к манипуляциям рычагами коробки - она ведь мотоциклетная, другими словами одноходовая. Вобщем, ничего сложного: 1-ая - ввысь, другие три - вниз. Меж первой и 2-ой передачами - нейтраль.
Остовом машины служит сварная "ажурная" рама. К ней крепятся все агрегаты и узлы автомобилей. В хитросплетении силовых частей, под грузовой платформой, продуваемая всеми ветрами, разместилась аккумуляторная батарея. Такое решение кажется не совершенно удачным - управится ли с грязюкой резиновый чехол аккума? Слева, за кабиной, крепится прямоугольный топливный бак на 30 л, а симметрично ему - таковой же по габариту инструментальный ящик.
Агрегаты коробки - сцепление и коробка - это модернизированные узлы киевского байка МТ, усиленные в расчете на возросший вращающий момент. Карданная передача своей конструкции (шарниры взяты все от такого же МТ). Передняя подвеска независящая, пружинная, на "жигулевских" поперечных рычагах; "шаровые" опоры такого же происхождения, а вот пружины свои, уникальные, работают вместе с "переразмеренными" ковровскими амортизаторами. Рулевое обычно для изделий ЗАЗ - глобоидальный червь с двухгребневым роликом. На автомобилях установлены тормозные механизмы барабанного типа с плавающими колодками, взятые от "Таврии".
Смотря на красового малыша - "Мулата", тяжело представить, как он, урча 2-мя цилиндрами, будет выворачивать плугом комья земли, ровнять и рыхлить бороной изрезанную почву, а оборудованный косилкой, приведет в порядок луг. Но всякое сопоставление с пахотными тракторами в нашем случае просто неправильно - многоцелевой, конечно, уступает узкоспециализированному. Для того, чтоб судить об эффективности мультиавтотрактора как пахотного средства, приведем некие числа. "Боевое крещение" на промышленных земляных угодьях показало: с 3-мя сотками "мультик" совладал за 1 час 20 минут, израсходовав при всем этом около 3 л солярки.
Принудительная фиксация заднего моста, агрессивно блокирующая его рессоры, позволяет достигнуть равномерной глубины пахоты, а держать под контролем положение плуга помогает смотровое окно в грузовой платформе. Высшую проходимость "Мулату" на раскисших дорогах призваны обеспечить широкие арочные шины, понижающая передача, блокируемый дифференциал, также задний мост с колесными редукторами. Последний является модернизацией тутаевской разработки, потом попавшей в Ковров, а оттуда - в Харьков. Повышение весовой нагрузки потребовало усилить корпусные Ремонт и эксплуатация, применить более грузоподъемные подшипники. Цепной привод уступил место валу, который, проходя через центральную часть моста, выходит как вал отбора мощности. Одним словом, задний мост можно именовать необычным.
А еще эта кроха имеет... гидравлическую систему - она создана для подъема и опускания сельхозорудий и подобна по конструкции той, что применяется на тракторах Т-150. Гидросистема служит также для подъема грузовой платформы (функция самосвала). Богатство систем, придающих машине универсальность, отразилось, сначала, на стоимости мультиавтотрактора: 5000 баксов - столько придется выложить за "Мулата" - сумма большая. Остается возлагать, что с развертыванием серийного производства цены снизятся.
За базу шасси другой машины, ЗИМ-МК 800/1200Д "Комаха", взята традиционная "запорожско-луцкая" схема. Задняя подвеска - независящая, пружинная, на продольных рычагах. Конструктивно "Комаха" намного проще "Мулата", о чем свидетельствует и ее стоимость - 4000 баксов.
Рискуя повториться, скажу: машины создавались как дешевые (относительно сегодняшнего, очень высочайшего уровня цен на авто), экологичные, малогабаритные, маневренные, многоцелевые. Соответственно следует и оценивать их потенциальные способности. Было бы несправедливо ставить в вину конструкторам умеренную отделку салона, отсутствие неких устройств (тахометра, вольтметра и т. д.) - пред нами рабочие лошади. На их не отправиться в путешествие, тяжело кого-либо изумить скоростью и резвостью - это авто особенные, в существенно большей степени рассчитанные на определенного потребителя, чем любые другие.
Возлагаем надежды, что читатели с Украины, которым посчастливится опробовать эти авто в деле, поделятся своими впечатлениями.
ЗИМ-1901 (два варианта).
ЗИМ-МК800Д.
Рабочее место водителя - более чем спартанское и очень припоминает ЛуАЗ.
Движок 2ДТ, общий для микроавтомобилей.
На заводе их именуют "мультиками".
Техно черта микрогрузовиков ЗИМ-1901 (в скобках - отличающиеся данные ЗИМ-МК800Д)
Общие данные: число мест - 2; оснащенная масса - 800 (700) кг; полная масса - 1200 кг; наибольшая скорость - 60 (70) км/ч; расход горючего в городском цикле - 6 (5,5) л/100 км; объем топливного бака - 30 л; колея фронтальных колес - 1150 мм, задних - 1050 (1150) мм; база - 1550 мм. Движок: дизельный, двухцилиндровый рядный; рабочий объем - 800 см3; мощность - 11,7 кВт/16 л. с. при 3600 об/мин (11,7 кВт/16 л. с. при 3600 об/мин); наибольший вращающий момент - 38 Н.м при 2300 об/мин. Коробка: колесная формула - 4х2; привод - на задние колеса; коробка - механическая четырехступная с задним ходом; сцепление - двухдисковое с тросовым приводом, задний мост - с блокируемым дифференциалом, понижающей передачей и валом отбора мощности (с конической главной передачей со спиральным зубом и коническим дифференциалом). Передняя подвеска: независящая пружинная на поперечных рычагах. Тормоза: барабанные с раздельным гидравлическим приводом. Рулевое: глобоидальный червь с двухгребневым роликом. Размер шин: фронтальные - 170х540 либо 220х580 (Ф285); задние - 220х580 (Ф285, Я419).