ЧТО ДУМА НАДУМАЛА
ЧТО ДУМА НАДУМАЛА
Животрепещуще!
НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ
ЧТО ДУМА НАДУМАЛА
Подходит к концу четырехлетний срок, отпущенный для законотворческой работы Гос Думе IV созыва. Принято много важных законов, попутно случилось много скандалов и даже стычек. А что сделали почетаемые законодатели для улучшения жизни автомобилистов?
Игорь МОРЖАРЕТТО.
Фото агентства "Глаз столицы" и из архива "За рулем"
ЕСТЬ ЛИ В МАШИНЕ МЕСТО ДЛЯ ДУМЫ?
Владимир Исаков, начальник Правового управления Гос Думы, доктор юридических наук и член Союза писателей, даже выдумал таковой "поэтический образ": "Машина, как понятно, состоит из кузова, мотора, коробки и т. д. Где, спрашивается, в автомобиле место для Госдумы? Оказывается, есть место и для законотворческого органа, так как не может машина ездить без правил дорожного движения, если не решены вопросы эксплуатации дорог, не установлены законы социальной защиты... Без Гос Думы транПодвеска сходу начнет давать сбои".
И в доказательство этих слов думский компьютер выдает официальную справку: за четыре года в нашей стране было принято 267 (!) официальных документов, регламентирующих жизнь и работу авто транПодвескаа. Правда, к ведению ГД из их относится менее дюжины (другие - указы президента, постановления правительства, межгосударственные соглашения, также нормативные документы министерств и ведомств РФ). А из дюжины к числу "актуально принципиальных" для автомобилистов можно отнести всего два новых закона - "О безопасности дорожного движения", "О налоге на отдельные виды транПодвесканых средств" и две поправки - в Уголовный и Налоговый кодексы. Внесены конфигурации в статью 264 УК РФ. Сейчас отменена уголовщина за причинение, в случае ДТП, "большого вреда" (более 500 МРОТ). И введена статья 86.2 НК РФ, согласно которой ГИБДД должна в течение 15 дней после регистрации транПодвесканого средства навести информацию о нем в местный налоговый орган. Если учитывать, что закон "О безопасности дорожного движения" был в главном подготовлен прежней Думой - не густо выходит...
БОИ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Но это совершенно не поэтому, что депутаты разъезжают на индивидуальных автомобилях с личными водителями и трудности "человека за рулем" их тревожут не достаточно. По сути за четыре года на заседаниях Думы рассматривалось много законопроектов, которые могли бы резко поменять жизнь автомобилистов всей страны. Рассматривались, дискуссировались, но... по различным причинам дело до окончательного утверждения не дошло.
Вспомните, сколько копий был сломано несколько лет вспять, когда Дума рассматривала проект нового Кодекса об административных правонарушениях! О недоработках проекта не один раз писал и наш журнальчик; в опросе, который провел ЗР, приняли роль 10-ки тыщ читателей. В главном претензии к проекту были такие: отсутствие доказательств виновности водителя должно толковаться в его пользу; инспектор ГИБДД должен только фиксировать нарушение, а определять вину - независящая инстанция; нужно запретить практику изъятия удостоверения водителя; автомобиль можно изымать только по решению суда. И, конечно, размеры штрафов должны быть как-то согласованы с реальными доходами населения (помните - за превышение скорости предлагался штраф от 250 до 400 руб.?). Может быть, случай с рассмотрением проекта Кодекса об административных правонарушениях - единственный в собственном роде, когда под давлением общественности оно было приостановлено. В итоге за два с излишним года проект еле-еле успел пройти слушание в первом чтении и шансов быть принятым этой Думой у него малость.
Отлично это либо плохо? Отлично, так как не прошел закон, ущемляющий права потребителей-автомобилистов. И, непременно, плохо, так как старенькый Кодекс принят еще в 1984 году и далек от совершенства - времена-то ой как поменялись, а в нем доныне бытуют статьи типа "Приставание к зарубежным гражданам с целью приобретения вещей (сигарет, алкогольных напитков, жевательной резинки и т. п.)".
Кстати, по подсчетам Владимира Исакова, сейчас в сфере транПодвесканого законодательства, действуют около 300 устаревших нормативных актов, а именно издавна и окончательно отставший от жизни Утомившись авто транПодвескаа 1969 года. С того времени столько воды утекло, мы издавна живем в другом государстве и больше не строим коммунизм, но старенькые законы как и раньше работают. Либо, быстрее, не работают. Убрать такую "брешь" в законодательстве был должен новый закон "Об авто дорогах и дорожной деятельности". Пока проект принят в первом чтении.
- Проект закона проходит очень тяжело, - считает один из его создателей, депутат Юрий Тен. - В нем, например, содержатся понятия "личная" и "платная" дорога, а депутаты-коммунисты, как слышат их - голосуют "против". Будто бы, если появится в законе выражение "личная дорога" - означает, мы здесь же должны поделить автотрассу Москва-Минск меж личными лицами и брать Энциклопедия грузовых автомобилей за проезд!
По сути в стране уже есть платные дороги (они легализованы пока указом Президента и распоряжением Правительства), есть и личные... Например, акционерная компания "Газпром" выстроила на свои средства тыщи км дорог на полуострове Ямал. С одной стороны, они - личная собственность РАО "Газпром", а с другой... их вроде бы и нет вообщем. Так как нет закона о дорогах, в каком верно разъяснялось бы, какие права и обязанности имеет их собственник, какие - у местных властей и кто может этими путями-дорогами воспользоваться.
Словом, пока народные избранники рассматривают закон, исходя сначала из принципов "революционного и классового самосознания", законодательный процесс стоит. И никого не тревожит, что в новеньком законе наконец появились положения об ответственности обладателя дороги (при этом не принципиально, федеральная она либо личная) за ее содержание (а вспомните, сколько аварий происходит из-за отвратительного состояния дорожного покрытия!). Либо вводится ответственность за нелегальные поборы с водителей (у каждого, наверняка, есть горьковатый опыт общения с различными "экологами" и пр.). Но, видимо, исходя из убеждений многих депутатов это не так принципиально...
Длительно ДУМА Задумывается...
Исходя из убеждений "формальной логики" осознать деяния нашей Думы трудно, а время от времени и нереально. И все поэтому, что это не просто 450 человек, съехавшихся в столицу со всех концов Рф. Любой из их формально представляет несколько тыщ собственных избирателей, неформально - тех людей, кто его выдвинул, кто отдал Энциклопедия грузовых автомобилей на избирательную кампанию (и, может быть, даст на последующую), в конце концов - интересы компаний, расположенных в его регионе. В итоге правительству, которое заносит в парламент проект того либо другого закона, будущий документ, может быть, кажется понятным, принципиальным и целесообразным, а вот депутаты считают, что это не так. К примеру, прошедшим летом премьер Сергей Кириенко очень просил Думу принять законы "Об акцизах (для АЗС)" и "О налоге на отдельные виды транПодвесканых средств" - не послушали, отклонили, при этом три раза. Этим летом другой уже премьер, Сергей Степашин опять принес эти законопроекты в Охотный ряд. Закон "О налоге на отдельные виды транПодвесканых средств" был принят внезапно просто, а вот закон о налоге на бензоколонки опять не прошел. Основной резон - это приведет к росту цен на бензин, неофициальная причина - смогли пролоббировать свои интересы обладатели сетей больших АЗС. Хотя все депутаты, если их опросить поименно, действовали "только в интересах избирателей", только вот стоимость на бензин все равно взлетела в пару раз.
Грустной оказалась и судьба проекта закона "Об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев технических средств", о необходимости которого наш журнальчик писал огромное количество раз. 1-ый раз проект занесли на рассмотрение комитетов Думы четыре года вспять и... отклонили. 2-ой раз - в феврале 1998 года. С того времени он уже 5 (!) раз выносился на рассмотрение в первом чтении на пленарные заседания Думы и столько же раз рассмотрение переносилось. "Закон дискуссировался в комитетах, но представления разделились, - ведает Владимир Исаков. - Одни обосновывают его выгоду для страхователя - в случае ДТП вред выплатит страховая компания. Другие считают, что таким макаром на плечи хозяев ляжет дополнительный налог..." Хотя что здесь спорить - в мире такие законы действуют давным-давно, и только по нашим дорогам разъезжают авто, обладатели которых ни за что не отвечают в случае аварии! По логике наших законодателей, взять с их все равно нечего.
Вот так и едем навстречу светлому будущему. Его на все лады обещают кандидаты в депутаты от различных партий и течений - выборы-то на носу! Но надежда остается - может быть, депутаты Гос Думы Русской Федерации V созыва будут чаще спрашивать у собственных индивидуальных водителей: "Какие трудности вас сейчас тревожут?", а совершенно не "Под каким знаменем ты пойдешь на баррикады?". Лучше уж совсем обойтись без баррикад, лучше - по закону...
Животрепещуще!
НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ
ЧТО ДУМА НАДУМАЛА
Подходит к концу четырехлетний срок, отпущенный для законотворческой работы Гос Думе IV созыва. Принято много важных законов, попутно случилось много скандалов и даже стычек. А что сделали почетаемые законодатели для улучшения жизни автомобилистов?
Игорь МОРЖАРЕТТО.
Фото агентства "Глаз столицы" и из архива "За рулем"
ЕСТЬ ЛИ В МАШИНЕ МЕСТО ДЛЯ ДУМЫ?
Владимир Исаков, начальник Правового управления Гос Думы, доктор юридических наук и член Союза писателей, даже выдумал таковой "поэтический образ": "Машина, как понятно, состоит из кузова, мотора, коробки и т. д. Где, спрашивается, в автомобиле место для Госдумы? Оказывается, есть место и для законотворческого органа, так как не может машина ездить без правил дорожного движения, если не решены вопросы эксплуатации дорог, не установлены законы социальной защиты... Без Гос Думы транПодвеска сходу начнет давать сбои".
И в доказательство этих слов думский компьютер выдает официальную справку: за четыре года в нашей стране было принято 267 (!) официальных документов, регламентирующих жизнь и работу авто транПодвескаа. Правда, к ведению ГД из их относится менее дюжины (другие - указы президента, постановления правительства, межгосударственные соглашения, также нормативные документы министерств и ведомств РФ). А из дюжины к числу "актуально принципиальных" для автомобилистов можно отнести всего два новых закона - "О безопасности дорожного движения", "О налоге на отдельные виды транПодвесканых средств" и две поправки - в Уголовный и Налоговый кодексы. Внесены конфигурации в статью 264 УК РФ. Сейчас отменена уголовщина за причинение, в случае ДТП, "большого вреда" (более 500 МРОТ). И введена статья 86.2 НК РФ, согласно которой ГИБДД должна в течение 15 дней после регистрации транПодвесканого средства навести информацию о нем в местный налоговый орган. Если учитывать, что закон "О безопасности дорожного движения" был в главном подготовлен прежней Думой - не густо выходит...
БОИ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Но это совершенно не поэтому, что депутаты разъезжают на индивидуальных автомобилях с личными водителями и трудности "человека за рулем" их тревожут не достаточно. По сути за четыре года на заседаниях Думы рассматривалось много законопроектов, которые могли бы резко поменять жизнь автомобилистов всей страны. Рассматривались, дискуссировались, но... по различным причинам дело до окончательного утверждения не дошло.
Вспомните, сколько копий был сломано несколько лет вспять, когда Дума рассматривала проект нового Кодекса об административных правонарушениях! О недоработках проекта не один раз писал и наш журнальчик; в опросе, который провел ЗР, приняли роль 10-ки тыщ читателей. В главном претензии к проекту были такие: отсутствие доказательств виновности водителя должно толковаться в его пользу; инспектор ГИБДД должен только фиксировать нарушение, а определять вину - независящая инстанция; нужно запретить практику изъятия удостоверения водителя; автомобиль можно изымать только по решению суда. И, конечно, размеры штрафов должны быть как-то согласованы с реальными доходами населения (помните - за превышение скорости предлагался штраф от 250 до 400 руб.?). Может быть, случай с рассмотрением проекта Кодекса об административных правонарушениях - единственный в собственном роде, когда под давлением общественности оно было приостановлено. В итоге за два с излишним года проект еле-еле успел пройти слушание в первом чтении и шансов быть принятым этой Думой у него малость.
Отлично это либо плохо? Отлично, так как не прошел закон, ущемляющий права потребителей-автомобилистов. И, непременно, плохо, так как старенькый Кодекс принят еще в 1984 году и далек от совершенства - времена-то ой как поменялись, а в нем доныне бытуют статьи типа "Приставание к зарубежным гражданам с целью приобретения вещей (сигарет, алкогольных напитков, жевательной резинки и т. п.)".
Кстати, по подсчетам Владимира Исакова, сейчас в сфере транПодвесканого законодательства, действуют около 300 устаревших нормативных актов, а именно издавна и окончательно отставший от жизни Утомившись авто транПодвескаа 1969 года. С того времени столько воды утекло, мы издавна живем в другом государстве и больше не строим коммунизм, но старенькые законы как и раньше работают. Либо, быстрее, не работают. Убрать такую "брешь" в законодательстве был должен новый закон "Об авто дорогах и дорожной деятельности". Пока проект принят в первом чтении.
- Проект закона проходит очень тяжело, - считает один из его создателей, депутат Юрий Тен. - В нем, например, содержатся понятия "личная" и "платная" дорога, а депутаты-коммунисты, как слышат их - голосуют "против". Будто бы, если появится в законе выражение "личная дорога" - означает, мы здесь же должны поделить автотрассу Москва-Минск меж личными лицами и брать Энциклопедия грузовых автомобилей за проезд!
По сути в стране уже есть платные дороги (они легализованы пока указом Президента и распоряжением Правительства), есть и личные... Например, акционерная компания "Газпром" выстроила на свои средства тыщи км дорог на полуострове Ямал. С одной стороны, они - личная собственность РАО "Газпром", а с другой... их вроде бы и нет вообщем. Так как нет закона о дорогах, в каком верно разъяснялось бы, какие права и обязанности имеет их собственник, какие - у местных властей и кто может этими путями-дорогами воспользоваться.
Словом, пока народные избранники рассматривают закон, исходя сначала из принципов "революционного и классового самосознания", законодательный процесс стоит. И никого не тревожит, что в новеньком законе наконец появились положения об ответственности обладателя дороги (при этом не принципиально, федеральная она либо личная) за ее содержание (а вспомните, сколько аварий происходит из-за отвратительного состояния дорожного покрытия!). Либо вводится ответственность за нелегальные поборы с водителей (у каждого, наверняка, есть горьковатый опыт общения с различными "экологами" и пр.). Но, видимо, исходя из убеждений многих депутатов это не так принципиально...
Длительно ДУМА Задумывается...
Исходя из убеждений "формальной логики" осознать деяния нашей Думы трудно, а время от времени и нереально. И все поэтому, что это не просто 450 человек, съехавшихся в столицу со всех концов Рф. Любой из их формально представляет несколько тыщ собственных избирателей, неформально - тех людей, кто его выдвинул, кто отдал Энциклопедия грузовых автомобилей на избирательную кампанию (и, может быть, даст на последующую), в конце концов - интересы компаний, расположенных в его регионе. В итоге правительству, которое заносит в парламент проект того либо другого закона, будущий документ, может быть, кажется понятным, принципиальным и целесообразным, а вот депутаты считают, что это не так. К примеру, прошедшим летом премьер Сергей Кириенко очень просил Думу принять законы "Об акцизах (для АЗС)" и "О налоге на отдельные виды транПодвесканых средств" - не послушали, отклонили, при этом три раза. Этим летом другой уже премьер, Сергей Степашин опять принес эти законопроекты в Охотный ряд. Закон "О налоге на отдельные виды транПодвесканых средств" был принят внезапно просто, а вот закон о налоге на бензоколонки опять не прошел. Основной резон - это приведет к росту цен на бензин, неофициальная причина - смогли пролоббировать свои интересы обладатели сетей больших АЗС. Хотя все депутаты, если их опросить поименно, действовали "только в интересах избирателей", только вот стоимость на бензин все равно взлетела в пару раз.
Грустной оказалась и судьба проекта закона "Об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев технических средств", о необходимости которого наш журнальчик писал огромное количество раз. 1-ый раз проект занесли на рассмотрение комитетов Думы четыре года вспять и... отклонили. 2-ой раз - в феврале 1998 года. С того времени он уже 5 (!) раз выносился на рассмотрение в первом чтении на пленарные заседания Думы и столько же раз рассмотрение переносилось. "Закон дискуссировался в комитетах, но представления разделились, - ведает Владимир Исаков. - Одни обосновывают его выгоду для страхователя - в случае ДТП вред выплатит страховая компания. Другие считают, что таким макаром на плечи хозяев ляжет дополнительный налог..." Хотя что здесь спорить - в мире такие законы действуют давным-давно, и только по нашим дорогам разъезжают авто, обладатели которых ни за что не отвечают в случае аварии! По логике наших законодателей, взять с их все равно нечего.
Вот так и едем навстречу светлому будущему. Его на все лады обещают кандидаты в депутаты от различных партий и течений - выборы-то на носу! Но надежда остается - может быть, депутаты Гос Думы Русской Федерации V созыва будут чаще спрашивать у собственных индивидуальных водителей: "Какие трудности вас сейчас тревожут?", а совершенно не "Под каким знаменем ты пойдешь на баррикады?". Лучше уж совсем обойтись без баррикад, лучше - по закону...