ВСТРЕЧА, КОТОРУЮ ТОРОПЯТ
ВСТРЕЧА, КОТОРУЮ ТОРОПЯТ
Животрепещуще!
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
ВСТРЕЧА, КОТОРУЮ ТОРОПЯТ
Возбуждение, чувственный подъем, настолько осязаемые на рубеже 1000-летий, передались участникам и зрителям ИАА-99 - интернационального автомобильного салона во Франкфурте-на-Майне. По числу новинок - выше 50 - сегодняшний салон в полтора раза затмил выставку 1997 года. Главный вопрос "На чем будет ездить мир (либо, по последней мере, Европа) в XXI веке?" подразумевал подходы нетривиальные, решения незаурядные.
Владимир АРКУША. Фото Владимира Князева и фирм
Ответ либо, по последней мере, подсказку зрители находили, естественно, посреди концепт-каров и прототипов, исчислявшихся десятками. Б'ольшая часть, как мне показалось, воплощала полностью близкие к реальности идеи, к тому же достаточно глубоко проработанные. Но выставка, да еще такая превосходная, - сначала шоу, а позже технический отчет, потому буду исходить в собственном рассказе из такого же принципа.
Не раз подчеркивалось: Франкфурт - сначала, выставка достижений (без драматичности) германского автопрома. В неизменном стремлении затмить друг дружку вновь сошлись нескончаемые конкуренты - "Мерседес-Бенц" и БМВ. 1-ый вызвал восхищение публики, показав макеты сверхмощного родстера SLR и гоночной машины на базе купе CLK, топ-модель S-класса - 12-цилиндровый S600, выставил купе и внедорожник, "заряженные" дочерней компанией AMG (CLK55AMG и ML55AMG), также автомобили S-класса с восьмицилиндровыми дизелями конкретного впрыска (320CDI и 400CDI).
БМВ ответил достойно - образцами родстера Z8, прямого соперника "мерседесовского" SLR, и купе M3; универсалом "Туринг" 3-й серии, моделью 330d с новым дизелем. Флагман марки, 12-цилиндровый БМВ-750iL, проявили с водородным движком: в этой области компания удачно экспериментирует более 10 лет. Очевидно в пику "Мерседесу" БМВ решил выставить очередной супер автомобиль - купе Z9 с дизельным мотором. Интересно: родстер Z8 обширно разрекламировали, а вот премьеры Z9 не ожидали. О ней ни слова нет даже в пресс-релизах - как будто в последний момент усомнились, много ли новинок.
Намерения "Фольксвагена" соперничать в классе "люкс" издавна не секрет. Первым их видимым доказательством стал шикарный автомобиль "Концепт D1" с 10-цилиндровым 313-сильным дизелем; стартовая стоимость 150 тыщ марок. Заглавие несколько туманное, но всем понятно, что "Дизельный 1-й" - на пути к серии.
Рвение концерна в "высшее общество" по-своему проявилось и в том, что фактически "Фольксваген" соседствовал в зале с престижнейшими марками - "Роллс-Ройс", "Бентли", "Ламборгини", "Бугатти", сейчас принадлежащими концерну. Собрание экзотичных "бугатти" пополнилось моделью типа "гран-туризмо" - купе "18/3 Широн"; его окрестили по фамилии гонщика, прославившего марку "Бугатти" в 20-е годы. Сенсация Парижского автосалона-98, трехрядный 18-цилиндровый движок (6,3 л, 555 л. с.) тут установлен перед задними колесами, которые и приводит.
В отличие от "Фольксвагена", марка "Audi" крепко утвердилась в дорогих секторах рынка. Излишним доказательством этому стала презентация удлиненного А8 (версия для бундесканцлера ФРГ стала серийной). "Опель", в собственный черед, обновил престижную модель "Омега" (подробнее о ней - в этом номере) в духе животрепещущих требований к схожим машинам.
Может создаться воспоминание, что местные компании дружно нацелились на самые толстые кошельки покупателей. Это правильно только частично: погоня за комфортом и роскошью не мешает усилиям, направленным на достижение еще наилучшей экономичности, безопасности, на сбережение ресурсов - ценностей, перечисление которых стало обычным. Расход горючего 3 л/100 км - предел, к которому производители идут с разной быстротой. "Опель", к примеру, показал концепт G90: его литровый бензиновый мотор потребляет 3,88 литра на "сотку"; зато выброс СО2 не превосходит 90 г/км, что на третья часть ниже нормы, планируемой на 2008 год. Совершенство аэродинамики (Сх=0,22) позволяет 750-килограммовой машине достигать 180 км/ч.
" Опель Астра Эко 4", чей выпуск начнется будущей весной, вооружена турбодизелем последнего поколения (1,7 л) 75 л. с. и наслаждается в среднем 4,5 л/100 км.
"Фольксваген", первым в мире "отрапортовав" о переходе 3-литрового рубежа на дизельном "Лупо-TDI", сейчас представил двигатель внутреннего сгорания серии FSI - с конкретным впрыском типа "коммон рейл". Этот мотор, видимо, задуман как трехлитровая же кандидатура дизелю. Решив не спешить с подменой модели "Поло", концерн вновь модернизировал ее: обновил наружность и дополнил семейство моторов 1,4-литровым наддувным дизелем TDI.
"Перетягивание каната" меж бензиновыми и дизельными движками приметно ожило в последние годы - и очевидно пошло на пользу тем и другим, а главное, потребителям. Типично, что для сверхэкономичных концепт-каров и прототипов употребляют моторы обоих типов. В особенности усердны на этом поприще японские компании.
"Дайхатсу", хоть и самая малая из их, сумела-таки привлечь внимание своим крошкой дизелем E-202 - литровым трехцилиндровым и, представьте, двухтактным. Высочайший тепловой КПД и экономичность - плюсы, присущие дизелю; удельная же мощность и равномерность чередования рабочих ходов тут выше, чем в четырехтактном моторе.
"Мицубиси" - пионер внедрения конкретного впрыска бензина в цилиндр - улучшает свои моторы серии GDI. На одном из концептов, городском "SUW-Компакт", таковой движок дополнен системой "старт-стоп", которая ради еще большей экономии глушит и вновь пускает его при коротких остановках (у светофора). На опытнейшем "SUW-Эдванс" (машине "Гольф-класса") мотор GDI агрегатирован с бесступенчатой коробкой CVT и электродвигателем.
Гибридная разработка (сочетание ДВС и электротяги) применена также "Хондой" для макета "Инсайт". Двухместное купе, которое начнут продавать уже весной 2000-го, расходует в среднем 3,4 л/100 км, разгоняется до "сотки" за 12 с и добивается 180 км/ч. Энергия торможения машины преобразуется в электронную; она скапливается в "буферной" батарее, а потом помогает лучше разгоняться. Такая машина с литровым трехцилиндровым мотором в 76 л. с. перекрывает характеристики, которых могла бы достигнуть с обыденным 1,5-литровым ДВС.
Итак, "Хонда" готовится выпускать "Инсайт", а "Тойота" уже успела реализовать в Стране восходящего солнца за два года 30 тыщ собственных гибридов "Приус". Сейчас установилась очередь Европы и Америки, где рассчитывают на 20 тыщ в год. Уже популярная машина была показана в европейской версии. Кажется естественным, что комбинированная силовая установка труднее и дороже обычных. Но ради чистоты воздуха изучат различные пути, включая и таковой.
"Ниссан", похоже, пока сторонится его: для концепта "Сипакт" он избрал трехцилиндровый дизель с конкретным впрыском; 76-сильный мотор наслаждается 3,4 л/100 км. Машину оснастили "думающей транПодвесканой системой" (термин компании) для инфы о маршруте, пробках и т. п. из диспетчерского центра. Туда же, в центр, поступает сигнал об аварии машины (от датчика сработавшей подушки), по которому выезжает помощь.
Сверхэкономичные, особо малогабаритные машины несут сейчас не только лишь японские "имена", да и наименования авторитетнейших европейских компаний, в чей энтузиазм к схожей технике тяжело было поверить. Фуррор "Мерседеса" А-класса подхлестнул работу над схожим проектом у "Audi": концепт Al2 (см. ЗР, 1997, № 11) стремительно перевоплотился в макет А2, готовый пойти в серию (1999, № 10). "Audi" именует его первой массовой машиной с дюралевым кузовом, так как намечает делать более 60 тыс. шт. в год; "дюралевых" седанов А8 выпускают в четыре раза меньше. На выбор предложат 1,4-литровые дизель и бензиновый мотор схожей (75 л. с.) мощности - с расходами 4,2 и 6,1 л/100 км соответственно. "Трехлитровый" вариант обещают выпустить до конца года.
"Даймлер-Крайслер" решил продвигать в Европе свою южноамериканскую марку в новеньком обличье: концепт "Крайслер-Ява" скомпонован подобно "Мерседесу-А" и на его агрегатах, так что освоение похожей машины в наиблежайшие годы более чем возможно.
И " Audi А2", и "Крайслер-Ява" своим возникновением авторитетно подтверждают: мысль однообъемного кузова с трансформируемым салоном - короче, мысль мини-вэна - на рубеже веков завоевывает симпатии потребителей и больше занимает производителей. В Европе более популярны мини-вэны "гольф-класса": к примеру, ежесуточный выпуск " Рено Сценик" - 1600 машин, "Опеля-Зафира" - 1500. Полагая, что эта ниша безбрежно широка (либо, если желаете, бездонна), в нее устремляются "Ниссан" с новым "Алмера Тино", "Ситроен" с роскошной "Ксарой Пикассо", КИА с моделями "Каренс" (на базе "Шумы") и "Джойс"... "Мазда" показала вэны "Премаси" "гольф-класса" и новый MPV, ничем не напоминающий прежнюю машину. Это все - серийные модели; кое-где на подходе выставленные пока в виде концептов " Дэу Такума" (вариант "Стиль" оформлен по-будничному сдержанно, "Подвеска" - броской двуцветной расцветки, с эффектными деталями); "Мазда-Некстурер" люкс-класса и поболее умеренная "Мазда-Неоспейс".
Посрамив скептиков, сомневавшихся в действительности плана, "Рено" в 2000 году запускает в серию драгоценное купе "Авантайм" - также с однообъемным кузовом. Напомню: годом ранее оно дебютировало как концепт-кар.
На другом фланге парада монообъемников - умеренный "Сузуки-MR Вэгон", с мотором в 658 "кубиков" - развитие смелой идеи микровэна "Вэгон R", также 1,3-литровый "Дайхатсу-NX-2". К слову, у обеих моделей движки под полом, посредине базы: достигнуты выигрыш места и лучшая развесовка.
Мыслях дизайнерам не занимать: итальянцы, подлинные виртуозы по части маленьких кузовов, даже в крохотном "Метрокубо" (всего 2,58 м длиной) ухитряются трансформировать салон. Создатели "Ситроена-Плюрьель" превращают автомобиль в автомобиль с откидным верхом, снимая верхние части боковин. "Шоу-стоппером" на щите "Дэу" был внедорожник DMS-1: построенный на агрегатах " Дэу Матиз", он воплощает тягу к экстравагантности, характерную юному поколению.
Более степенные Различное придирчиво - в видах будущей покупки! - изучали серийные новинки, создатели которых благоразумно избегали крайностей. Стильный и приличный "Peugeot 607" - флагман французского концерна; мажорный, рвущийся в бой "Леон" - 1-ый из СЕАТов с полным приводом и 180-сильным 20-клапанным мотором "Audi"; 2-ое (всего через четыре года) поколение "Ниссана-Алмера" на новейшей платформе концерна. Эта машина для евро рынка тут же, в Европе, и разработана - при этом экПодвеска в Японию не планируется. У "Тойоты" - "Ярис Версо", универсал на базе "Яриса", Подвескаивное купе "Селика" и родстер MR2 - для тех, кто идет в ногу с модой. У ФИАТа - новый "Пунто" в первый раз публично (см. ЗР, 1999, № 9) и, простите за прозу, пикап "Страда" на базе "Палио", у его напарника "Пининфарины" - новый "Пунто-Кабрио". " Хёндэ Акцент", чуть достигнув пятилетнего возраста, уступил место младшему брату - модели второго поколения; напрасно находил упоминания о нем в пресс-релизе. Авралы бывают не только лишь в Рф...
Не боюсь преумножить, называя звучной премьерой "Шкоду-Фабиа". Наследница модели "Фелиция" (выпуск которой, вобщем, длится) - первенец на новейшей унифицированной платформе "Фольксвагена-Поло". Об этой машине (надеюсь, и о большинстве других) мы еще поведаем, замечу только: по количеству вариантов, уровню оснащения, включающему системы контроля тяги и динамической стабилизации, эта машина далековато ушла от предшественницы. "Фабиа" очевидно рассчитана не на умеренные доходы чеха, а на критичный вкус немца. Символично, что скоро после этой премьеры стало понятно: "Фольксваген" выкупает у правительства Чехии оставшиеся 30% акций "Шкоды". Более символично, что планы СП "Фольксваген-Шкода" в Ижевске связаны, сначала, с "Фелицией".
Хотя многие модели несли черты ностальгии, ретро-мотивы, они только оттеняли лозунг (либо заглавие?) выставки - "Место встречи с будущим". Понятно, что в различных странах и компаниях спецы лицезреют его по-своему, но всех соединяет воединыжды рвение приблизить будущий день. Темпы обновления моделей и распространения новых решений изумляют, глобализация современного автопрома превосходит воображение.
Как досадно бы это не звучало - русские автомобилисты наблюдают это быстрое движение издалека, радуясь покуда знакомству с моделями позапрошлого поколения. Но все-же завтра наступит и для нас - хотя бы после-послезавтра...
На обложке номера: трицикл "Карвер", концепт-кары "Опель-G90" и "Дэу-DMS-1".
"Мерседес-SLR родстер": гармоническая мощь. Мотор от АMG - V 8,557 л.с.
"Рено-Авантайм": новый стиль для дорогого купе.
Бмв Z8 для Джеймса Бонда: тоже V8, но "всего" 400 сил.
"Фольксваген-D1": 5 метров, 10 цилиндров, 4 ведущих колеса.
БМВ-Z9: всем неплох, но больно велик.
"Бугатти 18/3 Широн": мотор знакомый, сборка новенькая.
"Мицубиси-SUW Эдванс": без средних стоек - свободнее.
"Лотос-340К": спорткар для дороги.
" Хонда Инсайт": ДВС объединен с обратимым электроагрегатом
"мотор-генератор".
" Тойота Приус": "бензоэлектрическая" машина для Европы.
"Ниссан-Сипакт": ставка на дизель.
"Ровер-SVX": и старина "Дефендер" сгодился для концепта.
" КИА Каренс": сегодня без мини-вэна - никак.
"Крайслер-Ява": А-класс по-американски.
"Мазда MPV": с заботой о безопасности.
"Форд-FC5": энергия - от топливных частей.
"Дайхатсу-NX-2": движок под полом? Пожалуй, не для нас...
"Пининфарина-Метрокубо": и в кубометре есть где развернуться.
"Сузуки-Вэгон R": "Ока" XXI века.
"ФИАТ-Страда": грузовичок из "Палио".
"Мазда-Неоспейс": хоть на байке въезжай!
"Шевроле-Номад": универсал с "сердечком" "Корвета".
" Хёндэ Акцент": вид стал более жестким.
"Ниссан-Алмера": через четыре года - новое поколение.
"Шкода-Фабиа": богатая сестренка "Фелиции".
"Ситроен-Плюрьель": не считая мягенькой крыши, можно убрать верхние части боковин (темного цвета).
" Тойота Селика": прежним осталось только имя.
" Фольксваген Поло": только рестайлинг.