ДАГЛАС-КЭЛМАР TBL 280
"ДАГЛАС-КЭЛМАР TBL 280"
ТЕХНИКА
В МИРЕ МОТОРОВ
Материалы рубрики подготовил Миша ГЗОВСКИЙ
"ДАГЛАС-КЭЛМАР TBL 280"
DOUGLAS CALMAR TBL 280
Наверняка, каждый авиапассажир, ждя посадки в самолет, с энтузиазмом рассматривает взлетную полосу и стоящие на земле лайнеры, вокруг которых заботится обслуживающий персонал. Одни готовят самолеты к вылету, другие загружают багаж, третьи, управляя аэродромными тягачами, выкатывают лайнеры на рулежную дорожку. Без этих машин не обходится ни один большой аэропорт мира, меж тем "работяги" изредка гостят на страничках авто изданий. Попытаемся вернуть справедливость.
Посреди компаний, производящих авто для нужд аэропортов, отлично известна британская "Даглас". Она выпускает как обыденные аэродромные тягачи, которые буксируют самолет при помощи металлической штанги, так и роскошные в техническом плане модели "Даглас-Кэлмар TBL". Инженеры "Дагласа" воплотили в их увлекательную идея: опустить переднюю стойку шасси на платформу буксировщика подобно полуприцепу и так везти на старт. При кажущейся трудности затеи полезный эффект такового решения на поверку оказывается очень велик.
В современных аэропортах движение самолета начинается... задним ходом, когда его от "гармошки", ведущей в здание вокзала, выталкивают на рулежную дорожку. Каждый, кто хоть раз управлял автопоездом, знает, как трудно маневрировать, сдавая вспять. "Даглас" значительно упрощает задачку благодаря прелестной маневренности и "полуприцепной" схеме получающегося авто... простите, авиапоезда. Сложное рулевое позволяет оператору тягача "рулить" фронтальными, задними либо даже всеми 4-мя колесами сразу. Здесь, правда, требуется большая сноровка! Но озираться через плечо водителю не пригодится - его рабочее место поворачивается совместно с рулем, педалями и приборной панелью на 180 градусов.
Очередное преимущество "Дагласа" - с лайнером может работать один человек, при этом даже не выходя из тягача. Особо ответствен процесс "подхвата" и подъема шасси. За ним оператор смотрит при помощи монитора и нескольких видеокамер. Аккуратненько подавая тягач задним ходом, шофер достигает, чтоб шасси оказалось точно напротив захватного механизма. Ошибка тут стоит очень недешево - разрушить стойку достаточно легко, а обычный лайнера в ремонте угрожает большими убытками. Ну и сам "Даглас" следует поберечь - стоимость таких машин часто превосходит полмиллиона баксов! Потому тягач практически нашпигован электроникой и находится на неизменной радиосвязи с пилотами, авиадиспетчерами и службами безопасности аэропорта.
Захватив колесо, оператор пускает в ход гидравлическую систему подъема, которая и отрывает переднюю стойку шасси от земли примерно на 20 см. Все! Можно ехать! Тяговые способности более всераспространенной модели "Даглас Кэлмар TBL 280", снаряженной шестицилиндровым семилитровым турбодизелем мощностью 189 кВт/257 л. с. с вращающим моментом 946 Н.м, достаточны для буксировки со скоростью до 30 км/ч практически хоть какого лайнера, не считая, пожалуй, таких гигантов, как "Боинг-747" весом более 400 тонн.
ТЕХНИКА
В МИРЕ МОТОРОВ
Материалы рубрики подготовил Миша ГЗОВСКИЙ
"ДАГЛАС-КЭЛМАР TBL 280"
DOUGLAS CALMAR TBL 280
Наверняка, каждый авиапассажир, ждя посадки в самолет, с энтузиазмом рассматривает взлетную полосу и стоящие на земле лайнеры, вокруг которых заботится обслуживающий персонал. Одни готовят самолеты к вылету, другие загружают багаж, третьи, управляя аэродромными тягачами, выкатывают лайнеры на рулежную дорожку. Без этих машин не обходится ни один большой аэропорт мира, меж тем "работяги" изредка гостят на страничках авто изданий. Попытаемся вернуть справедливость.
Посреди компаний, производящих авто для нужд аэропортов, отлично известна британская "Даглас". Она выпускает как обыденные аэродромные тягачи, которые буксируют самолет при помощи металлической штанги, так и роскошные в техническом плане модели "Даглас-Кэлмар TBL". Инженеры "Дагласа" воплотили в их увлекательную идея: опустить переднюю стойку шасси на платформу буксировщика подобно полуприцепу и так везти на старт. При кажущейся трудности затеи полезный эффект такового решения на поверку оказывается очень велик.
В современных аэропортах движение самолета начинается... задним ходом, когда его от "гармошки", ведущей в здание вокзала, выталкивают на рулежную дорожку. Каждый, кто хоть раз управлял автопоездом, знает, как трудно маневрировать, сдавая вспять. "Даглас" значительно упрощает задачку благодаря прелестной маневренности и "полуприцепной" схеме получающегося авто... простите, авиапоезда. Сложное рулевое позволяет оператору тягача "рулить" фронтальными, задними либо даже всеми 4-мя колесами сразу. Здесь, правда, требуется большая сноровка! Но озираться через плечо водителю не пригодится - его рабочее место поворачивается совместно с рулем, педалями и приборной панелью на 180 градусов.
Очередное преимущество "Дагласа" - с лайнером может работать один человек, при этом даже не выходя из тягача. Особо ответствен процесс "подхвата" и подъема шасси. За ним оператор смотрит при помощи монитора и нескольких видеокамер. Аккуратненько подавая тягач задним ходом, шофер достигает, чтоб шасси оказалось точно напротив захватного механизма. Ошибка тут стоит очень недешево - разрушить стойку достаточно легко, а обычный лайнера в ремонте угрожает большими убытками. Ну и сам "Даглас" следует поберечь - стоимость таких машин часто превосходит полмиллиона баксов! Потому тягач практически нашпигован электроникой и находится на неизменной радиосвязи с пилотами, авиадиспетчерами и службами безопасности аэропорта.
Захватив колесо, оператор пускает в ход гидравлическую систему подъема, которая и отрывает переднюю стойку шасси от земли примерно на 20 см. Все! Можно ехать! Тяговые способности более всераспространенной модели "Даглас Кэлмар TBL 280", снаряженной шестицилиндровым семилитровым турбодизелем мощностью 189 кВт/257 л. с. с вращающим моментом 946 Н.м, достаточны для буксировки со скоростью до 30 км/ч практически хоть какого лайнера, не считая, пожалуй, таких гигантов, как "Боинг-747" весом более 400 тонн.