Жители страны восходящего солнца - Влево, Другие - Вправо
Жители страны восходящего солнца - Влево, Другие - Вправо
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
ТОКИО-97
Жители страны восходящего солнца - Влево, Другие - Вправо
На улицах Токио практически не узреешь полицейского-регулировщика. Тот, кто знаком с жизнью японской столицы по публикациям десятилетней давности, может представить: вымерли они, не выдержали известного токийского смога. И ошибется, так как никакого смога на улицах нет! Годы борьбы за чистоту выхлопа, давление общественности на автопроизводителей и, вследствие этого, повсеместное распространение каталитических нейтрализаторов сделали свое дело. Вобщем, неувязка совсем не считается решенной, и подтверждением тому служит большая часть экспонатов сегодняшнего, 32-го Токийского мотор-шоу. Корреспондентам "За рулем" удалось побывать на этом, самом престижном на Востоке автомобильном салоне.
Аркадий АЛЕКСЕЕВ
Фото Владимира Князева
После переизбытка воспоминаний от автомобильного салона во Франкфурте, завершившегося в месяц до токийского, тут расслабленно и по-домашнему комфортно. Автомобилям заведены три зала огромного и светлого павильона, который также разбит сквозным, через все залы, проходом. Даже при самом беглом знакомстве в глаза кидается особенность: по одну сторону прохода расположились только японские авто компании, по другую - "оверсиз", другими словами "заокеанские". И хотя их число приблизительно в три раза больше, площадь они занимают такую же, как и местные. В целом, естественно, это разумно - иноземцы заполняют всего несколько процентов японского рынка.
Перед приездом в Токио казалось, что более увлекательны будут экспонаты японских компаний, а от других ждать новинок не приходится: практически только-только завершился Франкфурт-97. Реальность опровергла эти догадки. И как!
Выходим из пресс-центра и, спустившись по эскалатору, попадаем туда, где бессчетные отряды журналистов со всего света штурмуют кажущееся безбрежным море автомобилей, а сотки молодых стендисток немного заученно, но обворожительно улыбаются в объективы немыслимого числа фотографов.
Итак, мы в Восточном зале, по левую руку от нас - "жители страны восходящего солнца", по правую - другие. Начнем с владельцев, другими словами слева. И первой на нашем пути будет компания "Исудзу", представившая два направления собственной деятельности - грузовые машины и "Подвеска-ютилити" - внедорожники. Вообще-то она выпускает и легковые "Аско" и "Джемини", но они не новы, ну и не пользуются огромным фуррором. А вот внедорожники, напротив, хорошо себя зарекомендовали. В их ряду взор сразу останавливается на знакомых линиях. Ах да, это практически " Опель Фронтера"! Естественно, сотрудничество с "Опелем" не случаем - ведь "Исудзу", на самом деле, принадлежит концерну "Дженерал моторс" и японские разработки употребляются другими отделениями компании.
Навряд ли кто будет спорить, что формы сегодняшних "одутловатых" вседорожников уже устаревают. Компания представила пару концептов, как сказано в пресс-релизе, "близкого грядущего". Какой-то из них, VX-2 (сама компания где-то пишет VX2, уподобляясь, кстати, тоже "джи-эмовскому" СААБу с его 95) очень припоминает плотоядные Подвескапрототипы для ралли-рейдов. От машины осязаемо веет сдержанной мощью. Определенный вопрос вызывают только фары - такие ли должны быть у реального внедорожника? 2-ой макет, ZACCAR смотрится более умиротворенно, а его необыкновенный кузов завлекает внимание распашными дверцами без средних стоек и трансформируемой "для всех нужд" задней частью.
Последующая по левую руку - "Мицубиси". Как вы помните, в ближайшее время большой энтузиазм вызвали бензиновые движки с конкретным впрыском, разработанные этой компанией. Сейчас она, естественно, уже не одна обладает этой технологией (забегая вперед, заметим - фактически все японские производители автомобилей разработали варианты GDI - Gasoline Direct Injection), но, пользуясь преимуществом, практически все свои машины снабдила моторами такового типа. Не стали исключением и макеты, два из которых - HSR-VI и TETRA - знакомы нам по Франкфурту (2-ой именовался там "Технас"), а 3-ий - МАIА, не считая мотора GDI, имеет к тому же клиноременный вариатор в коробки. Салон последней машины необыкновенно многофункционален, имеется огромное количество вариантов установки и регулировки сидений, а для багажа употребляется как фактически багажник, так и съемный ящик за задним бампером. Наружность, но, вызывает сомнения - навряд ли глаз автомобилиста когда-нибудь привыкнет к таким формам. Хотя как знать?
Из последних моделей "Мицубиси" необходимо отметить также парочку RVR (на борту, правда, числится ЯVR ) и "RVR Подвескас Гир" - родственников хорошего универсала завышенной вместимости "Спейс Гир", также стопроцентно новый мини-вэн "Шэриот Грандис", по виду очевидно созданный для южноамериканского рынка. Все три модели появятся в продаже (естественно, в Стране восходящего солнца) в самое последнее время.
На грузовиках "Хино" останавливаться не будем, подойдем-ка лучше к щиту "Мерседеса" на "зарубежной" половине этого зала. Ну и оживление! И вызвано оно никак не А- либо МL-классом. На щите появился "Майбах"! (Заметим, что права на эту известную марку принадлежат "Мерседесу" с 1961 года.) Компания докладывает, что хотя пока это концепт-кар, "но больше, чем концепт", - а воплощение всех самых ведущих технологий. Машина просто подавляет собственной грандиозностью. Непростой набросок фронтальных светотехнических устройств, укрытых под общим колпаком, припоминает фасеточный глаз насекомого, стеклянная крыша имеет регулятор пропускаемого света. Шестилитровый движок V12 благодаря дюралевым и магниевым деталям еще легче стандартного, а для экономии горючего часть цилиндров отключается. Задумана машина как "самый верх" производственной программки "Мерседеса" и, возможно, в чем либо соперник "Роллс-Ройсу" - это тоже автомобиль для поездок с шофером. Нужно сказать, конкурент вышел на славу - над ним потрудились команды из японской (они и выиграли конкурс), американской и германской дизайн-студий "Мерседеса". Можно опешиться, почему для премьеры избран конкретно Токийский салон. Но даже беглый подсчет числа проезжающих по улицам японской столицы S600 (их тут даже больше, чем в Москве) уверяет, что германские стратеги не ошиблись.
В последующем зале пропустим щит грузового отделения "Ниссана" и сходу попадем в объятия "Тойоты". Четырнадцать прототипов и 44 серийных модели! Понятное дело, таковой размах "положен" наикрупнейшему японскому производителю легковых автомобилей, и все таки он поражает воображение. Вобщем, некие макеты знакомы по Франкфурту, а в число других попали машины очень близкого грядущего, три из их мы на данный момент назовем. Первым (по размеру и, возможно, по энтузиазму в Рф), непременно, будет "Гранд-Крюйзер", либо, как молвят на самой фирме, "Крюйзер серии 100" - он придет на замену сегодняшнему "Ленд-Крюйзеру". Электрическая система активного контроля подвески (АНС) позволяет гласить о двойном назначении машины - как комфортабельного, для шоссе, так и внедорожного транПодвесканого средства. Несколько меньше по размеру и проще другой "Подвеска-ютилити", "Харриер". 3-ий в этом ряду - NC250, по определению самой компании, малогабаритный автомобиль класса "люкс", после начала выпуска он, как и "Гранд-Крюйзер", возможно, будет поставляться и в Россию.
Очередной макет снаружи новинкой не кажется - на 1-ый взор, это узнаваемый длиннобазный RAV-4. Но не торопитесь разочаровываться - во-1-х, это электромобиль. А во-2-х, не рядовая электронная машина (скажем, типа южноамериканского EV-1), а автомобиль с топливными элементами: метанол, заливаемый в бак, в итоге сложных хим и физических преобразований расходуется на получение электроэнергии, при всем этом выброс содержит только СО2! В отличие от обыденных электромобилей, на одной заправке машина сумеет проехать около 500 км, что приблизительно соответствует показателям ее бензиновых братьев.
"Реальный" электромобиль в экспозиции "Тойоты" тоже был - это крошечный городской "e-com" с никельметаллгидридными батареями и наибольшим пробегом 100 км на одной зарядке.
Нереально именовать все "тойотовские" новинки, остановимся только еще на 2-ух. Одна - уже серийный автомобиль, именуемый "Приус" (макет был в Москве, на МИМС-96). Не только лишь уникальная и приятная наружность выделяет его в ряду других серийных машин. Увлекательна силовая установка "Приуса" - она гибридная. Мы уже ведали о схожем "Ауди-Дуо" (ЗР, 1996, № 10), тут реализуется схожий принцип - колеса приводит электродвигатель, а в сложных критериях, для разгона либо подзарядки батарей подключается бензиновый мотор (у "Audi" - дизель). В итоге расход горючего немаленькой машины только немногим более 3,5 л/100 км! Другая машина - "Тойота-Кроун-Маджеста" устроена поординарнее, а увлекательна тем, что имеет двигатель внутреннего сгорания с конкретным впрыском.
Последующий на нашем пути - щит "Хонды". Тут нас поджидают новый "Аккорд", предназначенный, правда, пока только для японского рынка, "Аккорд-Вэгон" (другими словами универсал), также "Торнео", новенькая модель, сделанная на базе "Аккорда". Техно часть всей троицы на уровне наилучших современных образцов - двухлитровый движок с изменяемыми фазами, пятирычажная подвеска, рулевое с электронным усилителем и изменяемым передаточным числом, система стабилизации движения - в общем, все, чего клиент ждет от таких автомобилей.
Естественно, компания не могла обойтись без нескольких прототипов, и более увлекательным из их показался J-VX, малогабаритный Подвескаивный автомобильчик нестандартной наружности. Машину приводит в движение трехцилиндровый движок 1,0 л с изменяемыми фазами (фирменная система VTEC) и конкретным впрыском горючего (так сейчас положено). Не маловат ли моторчик? Маловат, но для равномерного движения его как раз хватит, а при разгоне поможет... дополнительный электродвигатель! Он же послужит при замедлении генератором, возвращая аккуму израсходованную при ускорении энергию. Еще два макета, J-WJ (малогабаритный внедорожник) и J-MW (микровэн, хотя компания это и опровергает), были больше похожи на предсерийные экземпляры, а 4-ый, J-MJ... В пресс-релизе числится: это автомобиль, когда едет, и комната, когда стоит. В общем, приблизительно так и есть, а не считая того, машину отличают полный привод и странноватая угловатая форма кузова.
Горизонтальный оппозитный движок, полный привод - с этих слов можно начать описание большинства моделей "Subaru". Не исключение и концепт-кар "Эксига", достаточно большой, но красивый универсал. Если вы помните, в Женеве демонстрировали концепт "a-Эксига", сегодняшний - очевидный его наследник.
Так как мы уже познакомились с новинками части японских компаний, просто додуматься, что 2-ой концепт-кар от "Subaru", "Элтен", должен быть обустроен гибридной силовой установкой. Так оно и есть, и под капотом, также под полом машины уместились 4-х цилиндровый бензиновый мотор объемом всего 658 смз, электродвигатель, литиевые батареи и конденсаторы. Коробка - с клиноременным вариатором, к тому же вэдовая ("Subaru"!) с вязкостной муфтой в качестве межосевого дифференциала. Дополняют картину солнечные батареи на крыше. И все это - при длине автомобиля 3,4 м. Кстати, наружность его очень похожа на "Субару-360", первую из серийных машин компании, показавшуюся 40 годов назад.
Так мы прошли по левой стороне Центрального зала, а что там справа, как поживают "иноземцы"? Естественно, такового фейерверка новинок там нет, но все таки не скучновато - "Форд" указывает новый " Линкольн Континенталь", огромную машину для огромных людей, также концепт (а быстрее, шуточку дизайнеров) "Торус Санта-Фе", вэдовый универсал, закамуфлированный под машину для томных дорог - фары закрыты сеточкой, а в водительскую дверь встроена... лопата.
И все таки более увлекателен оказался щит "Фольксвагена". Понятное дело, был здесь "Гольф-IV", но даже не он притягивал гостей как магнит. Тут стояла желтоватая коренастая Подвескаивная машина с гильотинными дверцами и вэдовой коробкой. Ну, положим, наружность ее для этого класса автомобилей полностью обыкновенна, разве что удивительно смотрится на таком монстре значок "VW". Но движок, движок! Издалека он кажется неиндивидуальным V-образным мотором. Надпись на крышке, но, говорит: "W12". Техническое волшебство получено соединением 2-ух VR6. Правду сказать, слухи об этом движке потрясали авто общественность уже издавна, а предназначался он для еще не освоенного германской компанией "высшего эшелона". Видимо, сейчас на подходе - большой седан-люкс либо даже лимузин.
Перейдем в последний, Западный зал. Первой по левую руку нас встречает "Сузуки" - компания, специализирующаяся в главном на маленьких автомобилях. И тут она не изменила собственному стилю, представив три маленьких концепта - С2, знакомый по Франкфурту, фургончик на электротяге СТ-1 с никельгидридными батареями (пробег до 240 км), также микровэн UW-1 с 4-х цилиндровым литровым движком. Остекление последнего изготовлено "так огромным, как это может быть", а мотор спрятан под полом в задней части машины. Похоже, заднемоторная сборка ворачивается (вспомните, скажем, "мерседесовский" "Смарт").
"Мазда", судя по всему, любит математику. Поэтому, видимо, она и представила "2 новые машины, 3 концепта, 4 новые технологии". Начнем с новинок. Во-1-х, это, конечно, "Мазда-Родстер", которая в скором будущем поменяет сегодняшнюю МХ-5. Концептуально конструкция остается прежней, но агрегат и задний дифференциал (кстати, с ограниченным проскальзыванием, типа "Торсен") свяжет дюралевая рама, повышающая устойчивость и точность управления, скажем, при резком разгоне. В ближнем будущем появится в продаже и новый универсал "Капелла-Вэгон", японский вариант известной модели "626". Как и все другие "жители страны восходящего солнца", компания уже сделала собственный мотор с конкретным впрыском бензина, а из других разработок можно упомянуть концепт - мини-вэн МV-X и никельводородные топливные элементы.
По подсчетам аналитиков "Ниссана", практически 90% времени личная машина возит менее 2-ух человек (включая водителя). Стало быть, двухместные авто обязаны иметь хороший спрос. Так как к тому же 90% машин пробегает менее 70 км в денек, таковой автомобиль полностью можно сделать электронным. И вот готов концепт с прямолинейным заглавием "Гипермини". Как же еще назовешь транПодвесканое средство длиной 2,5 м и шириной меньше полутора? Зато эффективность использования энергии рекордно высока - больше только у электропоездов и метро.
Очередной концепт "Ниссана" - универсал "Стайлиш 6" обустроен уже не один раз упомянутым "джентльменским набором" - имеются мотор с конкретным впрыском, электродвигатель, клиноременный вариатор. Снаружи автомобиль, правда, страшноват.
Гибридная силовая установка приводит в движение и маленькую машину с дюралевым кузовом, именуемую... AL-X (вспомнили "Audi" с его Al-2?). Как говорится, знайте наших - на Востоке тоже хорошо могут работать с алюминием! В многообещающих разработках "Ниссана" числятся тороидальный клиноременный вариатор, топливные элементы на метаноле, водоотталкивающие стекла... Из разработок более близкого грядущего - авто "Р'несса" и маленький, но высочайший "Куб".
"Мы делаем малогабаритное" - говорит маркетинговый слоган "Дайхатсу". Тяжело не согласиться - большая часть ее машин не добиваются в длину и 4 метров. Компания не стала изобретать новых силовых агрегатов, и все ее концепт-кары приводятся бензиновыми движками. Зато ряд новинок занимателен - крошечный "Подвескасмен" FR-X, угловатый универсальчик Х070 и красивый хэтчбек NCX (он - на нашей обложке), практически четырехметровый коммерческий автомобиль АКINDО с задней дверцей "крыло чайки"... А это что за транПодвесканое средство? Оно кое-чем похоже на мотороллер, только 4-х дверное, трехместное, четырехколесное, с 2-мя круглыми фонарями. "Дайхатсу" именует его "мини-седан" "Миджет IV", он изготовлен на базе "Миджет II", настолько же крошечного (всего 2990 мм в длину) развозного автомобильчика. Естественно, на щите "Дайхатсу" была и пара электромобилей на базе уже узнаваемых машин.
Снова перебегаем дорожку, и мы - на щите "Опеля". Новенькая "Астра" никакого фурора в Стране восходящего солнца не произвела, а концепт-кар "Сити Треккер", похоже, близок к будущей "Астре-Караван". Другую немецкую фирму, БМВ, видимо, победила ностальгия - и она решила вспомнить некогда известную "507". Сейчас, в новеньком обличье, это черное-пречерное Подвескакупе с круглыми ксеноновыми "очами" и заглавием Z07. Пока - концепт, но перспективный. Машина сотворена на базе узлов сегодняшних пятой и седьмой серий, потому она может быть освоена без особенных издержек. "Z07 - мечта либо действительность?" - задает риторический вопрос компания БМВ и уклончиво отвечает на него - с 1956 по 1959 год выпущено 252 машины БМВ-507. Намек на мелкосерийное создание?
Итак, мы прошли (точнее, пробежали) по щитам Токийского мотор-шоу-97. Похоже ли оно на какие-то европейские автомобильные салоны? Пожалуй, больше всего - на Женеву. И сравнимо малогабаритной экспозицией, и точной организацией, и, конечно, множеством различных прототипов и концепт-каров. Только основной упор тут делается не на дизайн кузова, а на продвинутость конструкции и технологии. Могли быть "потроха" - а форму для их, в конце концов, можно и в Италии заказать.
Вообщем, автомобиль - то маленькое поле, где японец свободен самовыражаться более-менее свободно: все другое агрессивно регламентировано писаными и неписаными правилами, церемонным восточным этикетом. В некий мере им подчинена и "невызывающая" наружность машины, но уж там-то, снутри, обладателя ожидают пара кондюков, уйма сервоприводов, сонм различных электрических систем... Японские компании, выпуская серийные машины и "сочиняя" концепт-кары, естественно, учитывают склад ума собственных граждан. Также - требования экологии и экономии ресурсов, что для маленький островной страны более чем животрепещуще.
Наш репортаж затронул только главные, "сквозные" темы автомобильного салона. К неким увлекательным экспонатам мы вернемся в последующих публикациях, на данный момент же отметим, что Восток - "дело тонкое". Европейцу тяжело даже представить структуру тех внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, которые принуждают японских конструкторов идти чуть не в ногу: ведь по описанию большая часть концептов автомобильного салона - практически что родственники. Вспомните: гибридная силовая установка, конкретный впрыск, клиноременный вариатор...
А может, это собственная, непостижимая восточная глубина - глубина полутонов и аспектов?
"Исудзу-ZACCAR".
"Митсубиши RVR".
"Мицубиси-МАIА".
"Мерседес-Майбах".
"Тойота Гранд-Крюйзер".
" Тойота Приус".
"Хонда J-VX".
"Двухколесный" Токио.
"Хонда J-MJ".
" Хонда Аккорд".
"Субару-Элтен".
"Фольксваген W12".
"Сузуки UW-1".
Деньком эта улица принадлежит пешеходам.
"Мазда-родстер".
" Мазда Капелла Вэгон".
"Ниссан АL-X".
"Ниссан-Гипермини".
"Дайхатсу-Миджет IV".
"Дайхатсу АKINDО".
"Опель-Сити Треккер".
Ночной автобус.
БМВ Z07.
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
ТОКИО-97
Жители страны восходящего солнца - Влево, Другие - Вправо
На улицах Токио практически не узреешь полицейского-регулировщика. Тот, кто знаком с жизнью японской столицы по публикациям десятилетней давности, может представить: вымерли они, не выдержали известного токийского смога. И ошибется, так как никакого смога на улицах нет! Годы борьбы за чистоту выхлопа, давление общественности на автопроизводителей и, вследствие этого, повсеместное распространение каталитических нейтрализаторов сделали свое дело. Вобщем, неувязка совсем не считается решенной, и подтверждением тому служит большая часть экспонатов сегодняшнего, 32-го Токийского мотор-шоу. Корреспондентам "За рулем" удалось побывать на этом, самом престижном на Востоке автомобильном салоне.
Аркадий АЛЕКСЕЕВ
Фото Владимира Князева
После переизбытка воспоминаний от автомобильного салона во Франкфурте, завершившегося в месяц до токийского, тут расслабленно и по-домашнему комфортно. Автомобилям заведены три зала огромного и светлого павильона, который также разбит сквозным, через все залы, проходом. Даже при самом беглом знакомстве в глаза кидается особенность: по одну сторону прохода расположились только японские авто компании, по другую - "оверсиз", другими словами "заокеанские". И хотя их число приблизительно в три раза больше, площадь они занимают такую же, как и местные. В целом, естественно, это разумно - иноземцы заполняют всего несколько процентов японского рынка.
Перед приездом в Токио казалось, что более увлекательны будут экспонаты японских компаний, а от других ждать новинок не приходится: практически только-только завершился Франкфурт-97. Реальность опровергла эти догадки. И как!
Выходим из пресс-центра и, спустившись по эскалатору, попадаем туда, где бессчетные отряды журналистов со всего света штурмуют кажущееся безбрежным море автомобилей, а сотки молодых стендисток немного заученно, но обворожительно улыбаются в объективы немыслимого числа фотографов.
Итак, мы в Восточном зале, по левую руку от нас - "жители страны восходящего солнца", по правую - другие. Начнем с владельцев, другими словами слева. И первой на нашем пути будет компания "Исудзу", представившая два направления собственной деятельности - грузовые машины и "Подвеска-ютилити" - внедорожники. Вообще-то она выпускает и легковые "Аско" и "Джемини", но они не новы, ну и не пользуются огромным фуррором. А вот внедорожники, напротив, хорошо себя зарекомендовали. В их ряду взор сразу останавливается на знакомых линиях. Ах да, это практически " Опель Фронтера"! Естественно, сотрудничество с "Опелем" не случаем - ведь "Исудзу", на самом деле, принадлежит концерну "Дженерал моторс" и японские разработки употребляются другими отделениями компании.
Навряд ли кто будет спорить, что формы сегодняшних "одутловатых" вседорожников уже устаревают. Компания представила пару концептов, как сказано в пресс-релизе, "близкого грядущего". Какой-то из них, VX-2 (сама компания где-то пишет VX2, уподобляясь, кстати, тоже "джи-эмовскому" СААБу с его 95) очень припоминает плотоядные Подвескапрототипы для ралли-рейдов. От машины осязаемо веет сдержанной мощью. Определенный вопрос вызывают только фары - такие ли должны быть у реального внедорожника? 2-ой макет, ZACCAR смотрится более умиротворенно, а его необыкновенный кузов завлекает внимание распашными дверцами без средних стоек и трансформируемой "для всех нужд" задней частью.
Последующая по левую руку - "Мицубиси". Как вы помните, в ближайшее время большой энтузиазм вызвали бензиновые движки с конкретным впрыском, разработанные этой компанией. Сейчас она, естественно, уже не одна обладает этой технологией (забегая вперед, заметим - фактически все японские производители автомобилей разработали варианты GDI - Gasoline Direct Injection), но, пользуясь преимуществом, практически все свои машины снабдила моторами такового типа. Не стали исключением и макеты, два из которых - HSR-VI и TETRA - знакомы нам по Франкфурту (2-ой именовался там "Технас"), а 3-ий - МАIА, не считая мотора GDI, имеет к тому же клиноременный вариатор в коробки. Салон последней машины необыкновенно многофункционален, имеется огромное количество вариантов установки и регулировки сидений, а для багажа употребляется как фактически багажник, так и съемный ящик за задним бампером. Наружность, но, вызывает сомнения - навряд ли глаз автомобилиста когда-нибудь привыкнет к таким формам. Хотя как знать?
Из последних моделей "Мицубиси" необходимо отметить также парочку RVR (на борту, правда, числится ЯVR ) и "RVR Подвескас Гир" - родственников хорошего универсала завышенной вместимости "Спейс Гир", также стопроцентно новый мини-вэн "Шэриот Грандис", по виду очевидно созданный для южноамериканского рынка. Все три модели появятся в продаже (естественно, в Стране восходящего солнца) в самое последнее время.
На грузовиках "Хино" останавливаться не будем, подойдем-ка лучше к щиту "Мерседеса" на "зарубежной" половине этого зала. Ну и оживление! И вызвано оно никак не А- либо МL-классом. На щите появился "Майбах"! (Заметим, что права на эту известную марку принадлежат "Мерседесу" с 1961 года.) Компания докладывает, что хотя пока это концепт-кар, "но больше, чем концепт", - а воплощение всех самых ведущих технологий. Машина просто подавляет собственной грандиозностью. Непростой набросок фронтальных светотехнических устройств, укрытых под общим колпаком, припоминает фасеточный глаз насекомого, стеклянная крыша имеет регулятор пропускаемого света. Шестилитровый движок V12 благодаря дюралевым и магниевым деталям еще легче стандартного, а для экономии горючего часть цилиндров отключается. Задумана машина как "самый верх" производственной программки "Мерседеса" и, возможно, в чем либо соперник "Роллс-Ройсу" - это тоже автомобиль для поездок с шофером. Нужно сказать, конкурент вышел на славу - над ним потрудились команды из японской (они и выиграли конкурс), американской и германской дизайн-студий "Мерседеса". Можно опешиться, почему для премьеры избран конкретно Токийский салон. Но даже беглый подсчет числа проезжающих по улицам японской столицы S600 (их тут даже больше, чем в Москве) уверяет, что германские стратеги не ошиблись.
В последующем зале пропустим щит грузового отделения "Ниссана" и сходу попадем в объятия "Тойоты". Четырнадцать прототипов и 44 серийных модели! Понятное дело, таковой размах "положен" наикрупнейшему японскому производителю легковых автомобилей, и все таки он поражает воображение. Вобщем, некие макеты знакомы по Франкфурту, а в число других попали машины очень близкого грядущего, три из их мы на данный момент назовем. Первым (по размеру и, возможно, по энтузиазму в Рф), непременно, будет "Гранд-Крюйзер", либо, как молвят на самой фирме, "Крюйзер серии 100" - он придет на замену сегодняшнему "Ленд-Крюйзеру". Электрическая система активного контроля подвески (АНС) позволяет гласить о двойном назначении машины - как комфортабельного, для шоссе, так и внедорожного транПодвесканого средства. Несколько меньше по размеру и проще другой "Подвеска-ютилити", "Харриер". 3-ий в этом ряду - NC250, по определению самой компании, малогабаритный автомобиль класса "люкс", после начала выпуска он, как и "Гранд-Крюйзер", возможно, будет поставляться и в Россию.
Очередной макет снаружи новинкой не кажется - на 1-ый взор, это узнаваемый длиннобазный RAV-4. Но не торопитесь разочаровываться - во-1-х, это электромобиль. А во-2-х, не рядовая электронная машина (скажем, типа южноамериканского EV-1), а автомобиль с топливными элементами: метанол, заливаемый в бак, в итоге сложных хим и физических преобразований расходуется на получение электроэнергии, при всем этом выброс содержит только СО2! В отличие от обыденных электромобилей, на одной заправке машина сумеет проехать около 500 км, что приблизительно соответствует показателям ее бензиновых братьев.
"Реальный" электромобиль в экспозиции "Тойоты" тоже был - это крошечный городской "e-com" с никельметаллгидридными батареями и наибольшим пробегом 100 км на одной зарядке.
Нереально именовать все "тойотовские" новинки, остановимся только еще на 2-ух. Одна - уже серийный автомобиль, именуемый "Приус" (макет был в Москве, на МИМС-96). Не только лишь уникальная и приятная наружность выделяет его в ряду других серийных машин. Увлекательна силовая установка "Приуса" - она гибридная. Мы уже ведали о схожем "Ауди-Дуо" (ЗР, 1996, № 10), тут реализуется схожий принцип - колеса приводит электродвигатель, а в сложных критериях, для разгона либо подзарядки батарей подключается бензиновый мотор (у "Audi" - дизель). В итоге расход горючего немаленькой машины только немногим более 3,5 л/100 км! Другая машина - "Тойота-Кроун-Маджеста" устроена поординарнее, а увлекательна тем, что имеет двигатель внутреннего сгорания с конкретным впрыском.
Последующий на нашем пути - щит "Хонды". Тут нас поджидают новый "Аккорд", предназначенный, правда, пока только для японского рынка, "Аккорд-Вэгон" (другими словами универсал), также "Торнео", новенькая модель, сделанная на базе "Аккорда". Техно часть всей троицы на уровне наилучших современных образцов - двухлитровый движок с изменяемыми фазами, пятирычажная подвеска, рулевое с электронным усилителем и изменяемым передаточным числом, система стабилизации движения - в общем, все, чего клиент ждет от таких автомобилей.
Естественно, компания не могла обойтись без нескольких прототипов, и более увлекательным из их показался J-VX, малогабаритный Подвескаивный автомобильчик нестандартной наружности. Машину приводит в движение трехцилиндровый движок 1,0 л с изменяемыми фазами (фирменная система VTEC) и конкретным впрыском горючего (так сейчас положено). Не маловат ли моторчик? Маловат, но для равномерного движения его как раз хватит, а при разгоне поможет... дополнительный электродвигатель! Он же послужит при замедлении генератором, возвращая аккуму израсходованную при ускорении энергию. Еще два макета, J-WJ (малогабаритный внедорожник) и J-MW (микровэн, хотя компания это и опровергает), были больше похожи на предсерийные экземпляры, а 4-ый, J-MJ... В пресс-релизе числится: это автомобиль, когда едет, и комната, когда стоит. В общем, приблизительно так и есть, а не считая того, машину отличают полный привод и странноватая угловатая форма кузова.
Горизонтальный оппозитный движок, полный привод - с этих слов можно начать описание большинства моделей "Subaru". Не исключение и концепт-кар "Эксига", достаточно большой, но красивый универсал. Если вы помните, в Женеве демонстрировали концепт "a-Эксига", сегодняшний - очевидный его наследник.
Так как мы уже познакомились с новинками части японских компаний, просто додуматься, что 2-ой концепт-кар от "Subaru", "Элтен", должен быть обустроен гибридной силовой установкой. Так оно и есть, и под капотом, также под полом машины уместились 4-х цилиндровый бензиновый мотор объемом всего 658 смз, электродвигатель, литиевые батареи и конденсаторы. Коробка - с клиноременным вариатором, к тому же вэдовая ("Subaru"!) с вязкостной муфтой в качестве межосевого дифференциала. Дополняют картину солнечные батареи на крыше. И все это - при длине автомобиля 3,4 м. Кстати, наружность его очень похожа на "Субару-360", первую из серийных машин компании, показавшуюся 40 годов назад.
Так мы прошли по левой стороне Центрального зала, а что там справа, как поживают "иноземцы"? Естественно, такового фейерверка новинок там нет, но все таки не скучновато - "Форд" указывает новый " Линкольн Континенталь", огромную машину для огромных людей, также концепт (а быстрее, шуточку дизайнеров) "Торус Санта-Фе", вэдовый универсал, закамуфлированный под машину для томных дорог - фары закрыты сеточкой, а в водительскую дверь встроена... лопата.
И все таки более увлекателен оказался щит "Фольксвагена". Понятное дело, был здесь "Гольф-IV", но даже не он притягивал гостей как магнит. Тут стояла желтоватая коренастая Подвескаивная машина с гильотинными дверцами и вэдовой коробкой. Ну, положим, наружность ее для этого класса автомобилей полностью обыкновенна, разве что удивительно смотрится на таком монстре значок "VW". Но движок, движок! Издалека он кажется неиндивидуальным V-образным мотором. Надпись на крышке, но, говорит: "W12". Техническое волшебство получено соединением 2-ух VR6. Правду сказать, слухи об этом движке потрясали авто общественность уже издавна, а предназначался он для еще не освоенного германской компанией "высшего эшелона". Видимо, сейчас на подходе - большой седан-люкс либо даже лимузин.
Перейдем в последний, Западный зал. Первой по левую руку нас встречает "Сузуки" - компания, специализирующаяся в главном на маленьких автомобилях. И тут она не изменила собственному стилю, представив три маленьких концепта - С2, знакомый по Франкфурту, фургончик на электротяге СТ-1 с никельгидридными батареями (пробег до 240 км), также микровэн UW-1 с 4-х цилиндровым литровым движком. Остекление последнего изготовлено "так огромным, как это может быть", а мотор спрятан под полом в задней части машины. Похоже, заднемоторная сборка ворачивается (вспомните, скажем, "мерседесовский" "Смарт").
"Мазда", судя по всему, любит математику. Поэтому, видимо, она и представила "2 новые машины, 3 концепта, 4 новые технологии". Начнем с новинок. Во-1-х, это, конечно, "Мазда-Родстер", которая в скором будущем поменяет сегодняшнюю МХ-5. Концептуально конструкция остается прежней, но агрегат и задний дифференциал (кстати, с ограниченным проскальзыванием, типа "Торсен") свяжет дюралевая рама, повышающая устойчивость и точность управления, скажем, при резком разгоне. В ближнем будущем появится в продаже и новый универсал "Капелла-Вэгон", японский вариант известной модели "626". Как и все другие "жители страны восходящего солнца", компания уже сделала собственный мотор с конкретным впрыском бензина, а из других разработок можно упомянуть концепт - мини-вэн МV-X и никельводородные топливные элементы.
По подсчетам аналитиков "Ниссана", практически 90% времени личная машина возит менее 2-ух человек (включая водителя). Стало быть, двухместные авто обязаны иметь хороший спрос. Так как к тому же 90% машин пробегает менее 70 км в денек, таковой автомобиль полностью можно сделать электронным. И вот готов концепт с прямолинейным заглавием "Гипермини". Как же еще назовешь транПодвесканое средство длиной 2,5 м и шириной меньше полутора? Зато эффективность использования энергии рекордно высока - больше только у электропоездов и метро.
Очередной концепт "Ниссана" - универсал "Стайлиш 6" обустроен уже не один раз упомянутым "джентльменским набором" - имеются мотор с конкретным впрыском, электродвигатель, клиноременный вариатор. Снаружи автомобиль, правда, страшноват.
Гибридная силовая установка приводит в движение и маленькую машину с дюралевым кузовом, именуемую... AL-X (вспомнили "Audi" с его Al-2?). Как говорится, знайте наших - на Востоке тоже хорошо могут работать с алюминием! В многообещающих разработках "Ниссана" числятся тороидальный клиноременный вариатор, топливные элементы на метаноле, водоотталкивающие стекла... Из разработок более близкого грядущего - авто "Р'несса" и маленький, но высочайший "Куб".
"Мы делаем малогабаритное" - говорит маркетинговый слоган "Дайхатсу". Тяжело не согласиться - большая часть ее машин не добиваются в длину и 4 метров. Компания не стала изобретать новых силовых агрегатов, и все ее концепт-кары приводятся бензиновыми движками. Зато ряд новинок занимателен - крошечный "Подвескасмен" FR-X, угловатый универсальчик Х070 и красивый хэтчбек NCX (он - на нашей обложке), практически четырехметровый коммерческий автомобиль АКINDО с задней дверцей "крыло чайки"... А это что за транПодвесканое средство? Оно кое-чем похоже на мотороллер, только 4-х дверное, трехместное, четырехколесное, с 2-мя круглыми фонарями. "Дайхатсу" именует его "мини-седан" "Миджет IV", он изготовлен на базе "Миджет II", настолько же крошечного (всего 2990 мм в длину) развозного автомобильчика. Естественно, на щите "Дайхатсу" была и пара электромобилей на базе уже узнаваемых машин.
Снова перебегаем дорожку, и мы - на щите "Опеля". Новенькая "Астра" никакого фурора в Стране восходящего солнца не произвела, а концепт-кар "Сити Треккер", похоже, близок к будущей "Астре-Караван". Другую немецкую фирму, БМВ, видимо, победила ностальгия - и она решила вспомнить некогда известную "507". Сейчас, в новеньком обличье, это черное-пречерное Подвескакупе с круглыми ксеноновыми "очами" и заглавием Z07. Пока - концепт, но перспективный. Машина сотворена на базе узлов сегодняшних пятой и седьмой серий, потому она может быть освоена без особенных издержек. "Z07 - мечта либо действительность?" - задает риторический вопрос компания БМВ и уклончиво отвечает на него - с 1956 по 1959 год выпущено 252 машины БМВ-507. Намек на мелкосерийное создание?
Итак, мы прошли (точнее, пробежали) по щитам Токийского мотор-шоу-97. Похоже ли оно на какие-то европейские автомобильные салоны? Пожалуй, больше всего - на Женеву. И сравнимо малогабаритной экспозицией, и точной организацией, и, конечно, множеством различных прототипов и концепт-каров. Только основной упор тут делается не на дизайн кузова, а на продвинутость конструкции и технологии. Могли быть "потроха" - а форму для их, в конце концов, можно и в Италии заказать.
Вообщем, автомобиль - то маленькое поле, где японец свободен самовыражаться более-менее свободно: все другое агрессивно регламентировано писаными и неписаными правилами, церемонным восточным этикетом. В некий мере им подчинена и "невызывающая" наружность машины, но уж там-то, снутри, обладателя ожидают пара кондюков, уйма сервоприводов, сонм различных электрических систем... Японские компании, выпуская серийные машины и "сочиняя" концепт-кары, естественно, учитывают склад ума собственных граждан. Также - требования экологии и экономии ресурсов, что для маленький островной страны более чем животрепещуще.
Наш репортаж затронул только главные, "сквозные" темы автомобильного салона. К неким увлекательным экспонатам мы вернемся в последующих публикациях, на данный момент же отметим, что Восток - "дело тонкое". Европейцу тяжело даже представить структуру тех внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, которые принуждают японских конструкторов идти чуть не в ногу: ведь по описанию большая часть концептов автомобильного салона - практически что родственники. Вспомните: гибридная силовая установка, конкретный впрыск, клиноременный вариатор...
А может, это собственная, непостижимая восточная глубина - глубина полутонов и аспектов?
"Исудзу-ZACCAR".
"Митсубиши RVR".
"Мицубиси-МАIА".
"Мерседес-Майбах".
"Тойота Гранд-Крюйзер".
" Тойота Приус".
"Хонда J-VX".
"Двухколесный" Токио.
"Хонда J-MJ".
" Хонда Аккорд".
"Субару-Элтен".
"Фольксваген W12".
"Сузуки UW-1".
Деньком эта улица принадлежит пешеходам.
"Мазда-родстер".
" Мазда Капелла Вэгон".
"Ниссан АL-X".
"Ниссан-Гипермини".
"Дайхатсу-Миджет IV".
"Дайхатсу АKINDО".
"Опель-Сити Треккер".
Ночной автобус.
БМВ Z07.