ЛУИ ДЕЛЯЖ. В ПОГОНЕ ЗА СОВЕРШЕНСТВОМ
ЛУИ ДЕЛЯЖ. В ПОГОНЕ ЗА СОВЕРШЕНСТВОМ
БЫЛОЕ
ЛУИ ДЕЛЯЖ. В ПОГОНЕ ЗА СОВЕРШЕНСТВОМ
История автомобиля навечно сохранила имена таких прославленных французских компаний, как "Испано-Сюиза", "Бугатти", "Тальбо"... В том же ряду стоит наименее популярная в Рф марка "Деляж". Авто компании и имя ее основоположника Луи Деляжа (Louis Delage) навечно остались в ряду немеркнущих знаков авто Франции. Вереница сверкающих Подвескаивных побед, авангардные технические решения, необыкновенная тщательность производства - вот что отличало эту марку. С ее историей нас знакомит Сергей КАНУННИКОВ.
Луи Деляж родился в 1874 году в именитом местечке Коньяк в семье начальника жд станции. С рождения Луи был слеп на один глаз, но это не воспрепядствовало развитию его возможностей. Уже в 15 лет он поступил обучаться в Школу искусств и ремесел в Анжи и удачно окончил ее с дипломом инженера. Профессионального и активного выпускника школы приняли на работу в фирму "Пежо", которая в ту пору находилась на подъеме. Очень стремительно он стал шефом отделения развития.
В 1905 году Деляж и его друг, тоже инженер "Пежо", Огюст Легро (Augustin Legros) решили открыть собственное дело. Они сняли маленькую мастерскую на улице Анатоля Франса в предместье Парижа - Левалло-Перре. Исходного капитала, на самом деле, не было, потому пришлось обходиться наименьшим количеством инструмента и оборудования, а Ремонт и эксплуатация и комплектующие юные компаньоны брали в складчину. Но трудности полностью компенсировались одушевлением - работы велись деньком и ночкой. Вся организация производства легла на плечи Легро, остальным занимался Деляж. И уже в том же 1905 году на Парижском автомобильном салоне были представлены два шасси "Деляж Вуатюретт" с одноцилиндровыми движками "Де Дион". Кстати, эти удачные моторы тогда использовало много компаний, и не только лишь французских.
Гонки сначала века завлекали очень многих производителей автомобилей - не без основания их рассматривали как наилучшую рекламу, и юная компания тут сразу заявила о для себя. В 1906 году "Деляж" занял 2-ое место в фаворитных соревнованиях - "Куп де Вуатюретт". Это был колоссальный фуррор. Вот тогда Деляж захворал "гоночной лихорадкой", от которой уже никогда не избавился.
Предприятие переместилось в новое помещение на улице Боди. Луи привлек профессионального конструктора Козана (Causan), и тот спроектировал новый автомобиль, на котором в 1908 году выступал узнаваемый гонщик Гуйо (Guyot). Завод предлагал на продажу две модели - одноцилиндровую с мотором своей конструкции и четырехцилиндровую с эксклюзивным движком "Балло".
В 1911 году был подготовлен спорткар с 4-х цилиндровым трехлитровым мотором мощностью 70 л. с. И скоро пришел новый фуррор - на гонках в Болонье машины "Деляж" заняли 1-ое, 2-ое и 4-ое места. После этой победы Деляж устроил шумное торжество для всех служащих компании, а потом и совсем пошел на неописуемый для собственного времени шаг - объявил о предоставлении всем своим работникам каждогоднего оплачиваемого шестидневного отпуска. Компания вновь переехала в новое помещение, где можно было строить уже 70 5 шасси за месяц.
Луи Деляжа увлекало создание все новых и новых гоночных машин. В сезоне 1913 года появился автомобиль с "четверкой" рабочим объемом 6,25 л, мощностью 118 л. с. при 1800 об/мин, через год - 4,5-литровый движок с 2-мя распредвалами - он развивал наивысшую скорость 165 км/ч. Эта машина была в первый раз представлена в гонках на приз Автоклуба Франции. В том же году Рене Тома на ней выиграл престижнейшие гонки "500 миль Индианаполиса" и, таким макаром, навечно занес свое имя в анналы южноамериканского автоПодвескаа.
Тем временем серийным созданием занимался Легро. Перед самой войной он решил довести выпуск до 150 шасси за месяц, отыскал кредиторов, составил длиннющий перечень оборудования, а Деляж на эти Энциклопедия грузовых автомобилей купил... замок Ле Выпекал в пригороде Парижа. Невольно навязываются параллели, связанные с французским складом ума: Деляж, как и Бугатти, жил в замке. Бугатти разводил скаковых лошадок, а Деляж устраивал нескончаемые банкеты и званые обеды в честь Подвескаивных побед. Покупка замка, вобщем, на делах сказалась не сходу.
Во время первой мировой войны компания, как и другие фабрики, работала для нужд армии, но уже в 1918-м военную структуру производства стопроцентно перестроили, и через год был представлен "Деляж-СО" - 1-ый серийный автомобиль с тормозами на всех колесах. Внушительную модель оснащали шестицилиндровым (4524 см3) 75-сильным (при 2100 об/мин) движком с 2-мя карбюраторами "Зенит". Чтоб обосновать крепкость и надежность новейшей модели, сам Деляж в 1920 году 6 дней возил по Франции на "СО" английских журналистов, покрыв за этот период времени расстояние в 4200 км. Прямо за этой моделью последовали 4-х цилиндровый "DO" (позже "DE") и "СО2". Мощность мотора поднялась до 88 л. с., на нем появились съемная головка блока и двойное зажигание.
Длилось и звучные Подвескаивные успехи. Гоночные машины "Деляж" с шестицилиндровым движком рабочим объемом 6 л заняли 1-ое и 2-ое места на узнаваемых в то время состязаниях в Бруклине. Средств на гонки Деляж как и раньше не жалел, и Легро, который не мог противиться этому, не мог обосновать компаньону, что Энциклопедия грузовых автомобилей нужно вкладывать в создание более дешевеньких, массовых моделей, в конце концов покинул фирму. Сейчас Деляж начал управлять заводом авторитарно, не слушая ничьих советов.
В 1922 году была введена новенькая интернациональная гоночная двухлитровая формула и меньше чем за полгода был подготовлен соответственный ей гоночный "Деляж". Движок V12 оснащался 4-мя верхними распредвалами (по два на головку) и развивал более 200 л. с. В гонках на приз Автоклуба Франции эти машины заняли 2-ое и третье места. Но этого Деляжу было не достаточно. Годом позднее был построен гоночный суперавтомобиль с мотором V12 рабочим объемом 10,6 л. Движок монстра развивал 280 л. с., позволяя достигнуть большой по тем временам скорости - 230,5 км/ч. Таковой автомобиль с полированным дюралевым кузовом сохранился и доныне, он находится в одной из коллекций в Англии, до сего времени поражая воображение ценителей.
Идею постройки дешевых автомобилей Деляж отторгал - он решил соперничать на рынке наилучших машин тех пор. Все в том же 1923-м на автомобильном салоне в Париже был представлен величавый "Деляж-GL" (гран-люкс). Шестицилиндровый движок с верхним распредвалом имел рабочий объем 5953 см3, система смазки включала два насоса. Но Деляж не все высчитал: во Франции в этом классе властвовала "Испано-Сюиза" - ее позиции потеснить не удалось.
Меж тем в Подвескае дела у компании шли своим чередом. В 1925 году мощность гоночного двухлитрового мотора довели до 175 л. с. при 6800 об/мин, чему содействовали компрессор и четыре клапана на цилиндр. Машины с таким мотором захватили 1-ое и 2-ое места в Гран-при Автоклуба Франции. Но Деляжу и этого было не достаточно, он был нацелен на создание еще больше совершенной модели. Эту работу он поручил профессиональному конструктору Альберту Лори (Albert Lory), который спроектировал рядную двухлитровую "восьмерку" с 2-мя компрессорами и 2-мя распредвалами. Мотор развивал 170 л. с. при 8000 об/мин. Правда, сезон 1926 года прошел без фурроров, но уже в последующем розыгрыше Гран-при "Деляж" захватил три первых места! Подвескаивные успехи компании впечатляли. За относительно маленький период, приблизительно в 10 лет, исключительно в гонках Гран-при было завоевано восемь первых, 5 вторых и семь третьих мест.
Не стояло на месте и серийное создание. Самую дешевенькую модель компании "DE" сменила "DI", а в 1927 году уже предлагались ее версии "DIS" и "DISS" ("Подвеска специаль"). В охлаждающей системе появился насос. Управление устанавливали слева либо справа, зависимо от заказа. Приборная доска включала спидометр с одометром, тахометр, указатель уровня бензина, часы с заводом на восемь часов. В том же году компания представила модели "DM" и "DMS" (Подвеска) той же концепции, но с шестицилиндровым движком (3181 см3, 70 л. с.).
Новые модели, все более совершенные, следовали одна за другой. В 1929 году на автомобильном салоне в Париже был в первый раз показан известный "D8" работы Лори. Он тоже не один раз побеждал, но не на Подвескаивных трассах, а на конкурсах элегантности. Восьмицилиндровый рядный мотор этой машины развивал в базисной комплектации 100 л. с. На "D8" ездили многие знаменитости тех лет, в особенности из мира кино.
Богатых покупателей, но, было малость, и когда разразился кризис 30-х годов, денежные дела компании пошли все ужаснее и ужаснее. Но Деляж как и раньше не желал слушать ничьих советов и выпускал все новые и новые восьми- и шестицилиндровые модели. Известный "D8S" на низком шасси с движком 125 л. с. показал на дистанции 1000 км среднюю скорость 176 км/ч. На этой машине было установлено 10 рекордов, в том числе в 24-часовых заездах. Скоро появилась версия "D8SS" на укороченном шасси с мотором 140 л. с. Исключительно в 1933 году компания выпустила, в конце концов, более дешевенькую модель "D4" с полуторалитровым движком, которая, вобщем, не смогла уже сделать погоды в ее производственной программке.
В конце концов, как и предрекали многие, разразилась трагедия: Деляж оказался нулем, компания пошла с молотка, и ее купила более популярная тогда "Делайе". Новые хозяева предложили бывшему шефу пенсию в обмен на полный уход от дел. Можно представить для себя состояние человека, привыкшего к славе, к единовластию и потерявшему все. Луи Деляж скончался в 1947 году. Он похоронен на кладбище Ле Выпекал, неподалеку от некогда принадлежавшего ему замка.
Новое управление объединенных компаний попробовало соединить их производственные программки, появлялись различные композиции из шасси, кузовов и движков 2-ух марок. Но относительно дешевых автомобилей с четырехцилиндровыми движками выпускалось сильно мало. Чехарду с модельным рядом закончила война.
Послевоенные трудности с комплектующими, материалами, квалифицированной рабочей силой, а главное - с отсутствием богатых заказчиков в особенности очень затронули компании, производящие дорогие авто. С 1947 года выпускался только "Деляж D6" (3 Litres) с трехлитровым движком мощностью 82 л. с. (с 1951 года - 90 л.с.). В 1949-1954 годах делали также версию с 3-мя карбюраторами (100 л.с.). На авто устанавливали электромеханическую коробку "Коталь". Создание велось в очень умеренных масштабах: за весь 1948 год выстроили только 92 автомобиля и шасси. Последним Подвескаивным фуррором компании стали 2-ое и 4-ое места в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1949 году. А первым пришел "Ferrari" - наступала эра новых имен. В 1954 году денежные трудности привели "Делайе" в группу "Хочкисс", которая и сама закончила уже выпуск легковых автомобилей. Совместно с тем завершилась и история известной французской марки "Деляж".
"Деляж D8-120" 1939 года.
Автомобиль с откидным верхом "Деляж DI" 1925 года.
Соперник "Роллс-Ройса" и "Испано-Сюизы"- "Деляж GL купе де вилль", 1928 год.
"Деляж D8" 1929 года с редчайшим кузовом работы ателье "Ванден Плас" дожил до наших дней.
"Деляж D6-65 купе" 1935 года.
Величественность и изящество - "Деляж D8-15" 1934 года.
Заказной автомобиль с откидным верхом 1939 года работы "Фигони и Фалаши" на шасси модели "D8-120".
Последний представитель славной марки - "Деляж D6".
БЫЛОЕ
ЛУИ ДЕЛЯЖ. В ПОГОНЕ ЗА СОВЕРШЕНСТВОМ
История автомобиля навечно сохранила имена таких прославленных французских компаний, как "Испано-Сюиза", "Бугатти", "Тальбо"... В том же ряду стоит наименее популярная в Рф марка "Деляж". Авто компании и имя ее основоположника Луи Деляжа (Louis Delage) навечно остались в ряду немеркнущих знаков авто Франции. Вереница сверкающих Подвескаивных побед, авангардные технические решения, необыкновенная тщательность производства - вот что отличало эту марку. С ее историей нас знакомит Сергей КАНУННИКОВ.
Луи Деляж родился в 1874 году в именитом местечке Коньяк в семье начальника жд станции. С рождения Луи был слеп на один глаз, но это не воспрепядствовало развитию его возможностей. Уже в 15 лет он поступил обучаться в Школу искусств и ремесел в Анжи и удачно окончил ее с дипломом инженера. Профессионального и активного выпускника школы приняли на работу в фирму "Пежо", которая в ту пору находилась на подъеме. Очень стремительно он стал шефом отделения развития.
В 1905 году Деляж и его друг, тоже инженер "Пежо", Огюст Легро (Augustin Legros) решили открыть собственное дело. Они сняли маленькую мастерскую на улице Анатоля Франса в предместье Парижа - Левалло-Перре. Исходного капитала, на самом деле, не было, потому пришлось обходиться наименьшим количеством инструмента и оборудования, а Ремонт и эксплуатация и комплектующие юные компаньоны брали в складчину. Но трудности полностью компенсировались одушевлением - работы велись деньком и ночкой. Вся организация производства легла на плечи Легро, остальным занимался Деляж. И уже в том же 1905 году на Парижском автомобильном салоне были представлены два шасси "Деляж Вуатюретт" с одноцилиндровыми движками "Де Дион". Кстати, эти удачные моторы тогда использовало много компаний, и не только лишь французских.
Гонки сначала века завлекали очень многих производителей автомобилей - не без основания их рассматривали как наилучшую рекламу, и юная компания тут сразу заявила о для себя. В 1906 году "Деляж" занял 2-ое место в фаворитных соревнованиях - "Куп де Вуатюретт". Это был колоссальный фуррор. Вот тогда Деляж захворал "гоночной лихорадкой", от которой уже никогда не избавился.
Предприятие переместилось в новое помещение на улице Боди. Луи привлек профессионального конструктора Козана (Causan), и тот спроектировал новый автомобиль, на котором в 1908 году выступал узнаваемый гонщик Гуйо (Guyot). Завод предлагал на продажу две модели - одноцилиндровую с мотором своей конструкции и четырехцилиндровую с эксклюзивным движком "Балло".
В 1911 году был подготовлен спорткар с 4-х цилиндровым трехлитровым мотором мощностью 70 л. с. И скоро пришел новый фуррор - на гонках в Болонье машины "Деляж" заняли 1-ое, 2-ое и 4-ое места. После этой победы Деляж устроил шумное торжество для всех служащих компании, а потом и совсем пошел на неописуемый для собственного времени шаг - объявил о предоставлении всем своим работникам каждогоднего оплачиваемого шестидневного отпуска. Компания вновь переехала в новое помещение, где можно было строить уже 70 5 шасси за месяц.
Луи Деляжа увлекало создание все новых и новых гоночных машин. В сезоне 1913 года появился автомобиль с "четверкой" рабочим объемом 6,25 л, мощностью 118 л. с. при 1800 об/мин, через год - 4,5-литровый движок с 2-мя распредвалами - он развивал наивысшую скорость 165 км/ч. Эта машина была в первый раз представлена в гонках на приз Автоклуба Франции. В том же году Рене Тома на ней выиграл престижнейшие гонки "500 миль Индианаполиса" и, таким макаром, навечно занес свое имя в анналы южноамериканского автоПодвескаа.
Тем временем серийным созданием занимался Легро. Перед самой войной он решил довести выпуск до 150 шасси за месяц, отыскал кредиторов, составил длиннющий перечень оборудования, а Деляж на эти Энциклопедия грузовых автомобилей купил... замок Ле Выпекал в пригороде Парижа. Невольно навязываются параллели, связанные с французским складом ума: Деляж, как и Бугатти, жил в замке. Бугатти разводил скаковых лошадок, а Деляж устраивал нескончаемые банкеты и званые обеды в честь Подвескаивных побед. Покупка замка, вобщем, на делах сказалась не сходу.
Во время первой мировой войны компания, как и другие фабрики, работала для нужд армии, но уже в 1918-м военную структуру производства стопроцентно перестроили, и через год был представлен "Деляж-СО" - 1-ый серийный автомобиль с тормозами на всех колесах. Внушительную модель оснащали шестицилиндровым (4524 см3) 75-сильным (при 2100 об/мин) движком с 2-мя карбюраторами "Зенит". Чтоб обосновать крепкость и надежность новейшей модели, сам Деляж в 1920 году 6 дней возил по Франции на "СО" английских журналистов, покрыв за этот период времени расстояние в 4200 км. Прямо за этой моделью последовали 4-х цилиндровый "DO" (позже "DE") и "СО2". Мощность мотора поднялась до 88 л. с., на нем появились съемная головка блока и двойное зажигание.
Длилось и звучные Подвескаивные успехи. Гоночные машины "Деляж" с шестицилиндровым движком рабочим объемом 6 л заняли 1-ое и 2-ое места на узнаваемых в то время состязаниях в Бруклине. Средств на гонки Деляж как и раньше не жалел, и Легро, который не мог противиться этому, не мог обосновать компаньону, что Энциклопедия грузовых автомобилей нужно вкладывать в создание более дешевеньких, массовых моделей, в конце концов покинул фирму. Сейчас Деляж начал управлять заводом авторитарно, не слушая ничьих советов.
В 1922 году была введена новенькая интернациональная гоночная двухлитровая формула и меньше чем за полгода был подготовлен соответственный ей гоночный "Деляж". Движок V12 оснащался 4-мя верхними распредвалами (по два на головку) и развивал более 200 л. с. В гонках на приз Автоклуба Франции эти машины заняли 2-ое и третье места. Но этого Деляжу было не достаточно. Годом позднее был построен гоночный суперавтомобиль с мотором V12 рабочим объемом 10,6 л. Движок монстра развивал 280 л. с., позволяя достигнуть большой по тем временам скорости - 230,5 км/ч. Таковой автомобиль с полированным дюралевым кузовом сохранился и доныне, он находится в одной из коллекций в Англии, до сего времени поражая воображение ценителей.
Идею постройки дешевых автомобилей Деляж отторгал - он решил соперничать на рынке наилучших машин тех пор. Все в том же 1923-м на автомобильном салоне в Париже был представлен величавый "Деляж-GL" (гран-люкс). Шестицилиндровый движок с верхним распредвалом имел рабочий объем 5953 см3, система смазки включала два насоса. Но Деляж не все высчитал: во Франции в этом классе властвовала "Испано-Сюиза" - ее позиции потеснить не удалось.
Меж тем в Подвескае дела у компании шли своим чередом. В 1925 году мощность гоночного двухлитрового мотора довели до 175 л. с. при 6800 об/мин, чему содействовали компрессор и четыре клапана на цилиндр. Машины с таким мотором захватили 1-ое и 2-ое места в Гран-при Автоклуба Франции. Но Деляжу и этого было не достаточно, он был нацелен на создание еще больше совершенной модели. Эту работу он поручил профессиональному конструктору Альберту Лори (Albert Lory), который спроектировал рядную двухлитровую "восьмерку" с 2-мя компрессорами и 2-мя распредвалами. Мотор развивал 170 л. с. при 8000 об/мин. Правда, сезон 1926 года прошел без фурроров, но уже в последующем розыгрыше Гран-при "Деляж" захватил три первых места! Подвескаивные успехи компании впечатляли. За относительно маленький период, приблизительно в 10 лет, исключительно в гонках Гран-при было завоевано восемь первых, 5 вторых и семь третьих мест.
Не стояло на месте и серийное создание. Самую дешевенькую модель компании "DE" сменила "DI", а в 1927 году уже предлагались ее версии "DIS" и "DISS" ("Подвеска специаль"). В охлаждающей системе появился насос. Управление устанавливали слева либо справа, зависимо от заказа. Приборная доска включала спидометр с одометром, тахометр, указатель уровня бензина, часы с заводом на восемь часов. В том же году компания представила модели "DM" и "DMS" (Подвеска) той же концепции, но с шестицилиндровым движком (3181 см3, 70 л. с.).
Новые модели, все более совершенные, следовали одна за другой. В 1929 году на автомобильном салоне в Париже был в первый раз показан известный "D8" работы Лори. Он тоже не один раз побеждал, но не на Подвескаивных трассах, а на конкурсах элегантности. Восьмицилиндровый рядный мотор этой машины развивал в базисной комплектации 100 л. с. На "D8" ездили многие знаменитости тех лет, в особенности из мира кино.
Богатых покупателей, но, было малость, и когда разразился кризис 30-х годов, денежные дела компании пошли все ужаснее и ужаснее. Но Деляж как и раньше не желал слушать ничьих советов и выпускал все новые и новые восьми- и шестицилиндровые модели. Известный "D8S" на низком шасси с движком 125 л. с. показал на дистанции 1000 км среднюю скорость 176 км/ч. На этой машине было установлено 10 рекордов, в том числе в 24-часовых заездах. Скоро появилась версия "D8SS" на укороченном шасси с мотором 140 л. с. Исключительно в 1933 году компания выпустила, в конце концов, более дешевенькую модель "D4" с полуторалитровым движком, которая, вобщем, не смогла уже сделать погоды в ее производственной программке.
В конце концов, как и предрекали многие, разразилась трагедия: Деляж оказался нулем, компания пошла с молотка, и ее купила более популярная тогда "Делайе". Новые хозяева предложили бывшему шефу пенсию в обмен на полный уход от дел. Можно представить для себя состояние человека, привыкшего к славе, к единовластию и потерявшему все. Луи Деляж скончался в 1947 году. Он похоронен на кладбище Ле Выпекал, неподалеку от некогда принадлежавшего ему замка.
Новое управление объединенных компаний попробовало соединить их производственные программки, появлялись различные композиции из шасси, кузовов и движков 2-ух марок. Но относительно дешевых автомобилей с четырехцилиндровыми движками выпускалось сильно мало. Чехарду с модельным рядом закончила война.
Послевоенные трудности с комплектующими, материалами, квалифицированной рабочей силой, а главное - с отсутствием богатых заказчиков в особенности очень затронули компании, производящие дорогие авто. С 1947 года выпускался только "Деляж D6" (3 Litres) с трехлитровым движком мощностью 82 л. с. (с 1951 года - 90 л.с.). В 1949-1954 годах делали также версию с 3-мя карбюраторами (100 л.с.). На авто устанавливали электромеханическую коробку "Коталь". Создание велось в очень умеренных масштабах: за весь 1948 год выстроили только 92 автомобиля и шасси. Последним Подвескаивным фуррором компании стали 2-ое и 4-ое места в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1949 году. А первым пришел "Ferrari" - наступала эра новых имен. В 1954 году денежные трудности привели "Делайе" в группу "Хочкисс", которая и сама закончила уже выпуск легковых автомобилей. Совместно с тем завершилась и история известной французской марки "Деляж".
"Деляж D8-120" 1939 года.
Автомобиль с откидным верхом "Деляж DI" 1925 года.
Соперник "Роллс-Ройса" и "Испано-Сюизы"- "Деляж GL купе де вилль", 1928 год.
"Деляж D8" 1929 года с редчайшим кузовом работы ателье "Ванден Плас" дожил до наших дней.
"Деляж D6-65 купе" 1935 года.
Величественность и изящество - "Деляж D8-15" 1934 года.
Заказной автомобиль с откидным верхом 1939 года работы "Фигони и Фалаши" на шасси модели "D8-120".
Последний представитель славной марки - "Деляж D6".