НИ ПРОПАНА, НИ БУТАНА
НИ ПРОПАНА, НИ БУТАНА
Животрепещуще
ГСМ
НИ ПРОПАНА, НИ БУТАНА
На газозаправочных станциях - многочасовые авто очереди. Картина знакомая. В какой уже раз в Москве и области острый недостаток сжиженного газа.
Александр БУДКИН, Анатолий КАРПЕНКОВ
Кто там сетует на подорожание товаров? Все ведь познается в сопоставлении. Цены на сжиженный нефтяной газ в ноябре прошедшего года - 1 руб. 50 коп., в ноябре этого - до 4 руб. 50 коп. за литр! Почему?
Попутный газ, в отличие от природного, добывают совместно с нефтью, так что припасы его ограниченны. А потребителей навалом. Третья часть - на коммунально-бытовые нужды, третья часть - на нужды хим индустрии, четверть - на экПодвеска и только четыре с маленьким процента (!) достаются авто транПодвескау (в большой стране пропан-бутаном пользуется менее 100 тыс. автомобилей).
1-ая позиция в перечне - бытовые потребители - как бы под контролем страны. Химики, понятное дело, себя в обиду не дадут. Остатки приходится разделять меж заокеанскими дядями с их тугими кошельками и своими автомобилистами с их неидеальными машинами. Разумеется, для компаний, обладающих сырьем, 1-ый вариант куда лучше - мировые цены на газ несоизмеримо выше внутрироссийских. Чтоб не бросить собственных совершенно на голодном пайке, власти должны вводить квоты и регулировать экПодвеска таможенными пошлинами. А это выходит с трудом.
Судите сами. В разгар еще одного кризиса, к началу 2000 года, правительство РФ, возглавляемое тогда В. Путиным, приняло постановление (№ 1499 от 31.12.99), которое призвано было гарантировать поставки нефтепродуктов потребителям Русской Федерации. Для реализации на экПодвеска от производителя добивались ресурсные справки - покажи, сколько произвел, а мы определим, сколько для тебя можно экПодвескаировать. Казалось бы, что еще необходимо? Оказывается не только лишь начать, да и продолжать. Срок же деяния постановления был определен в три месяца - с января по март 2000 года (временная мера), к тому же после слов о сжиженном газе шла обмолвка "для бытовых нужд населения". Выходит, авто транПодвеска вообщем выпал из поля зрения: мол, устраивайтесь как сможете.
НЕ ЗАКОНОМ ЕДИНЫМ
Представим для себя, что с законами все в порядке. Значит ли это, что очередей больше не будет и каждый автомобилист сумеет получить столько горючего, сколько увезет, к тому же по стоимости, которую обещали, когда он ставил на собственный автомобиль газовую аппаратуру? Никак. Еще одна неувязка: кто обладает газом и кто - заправками. Попробуем разобраться в ней.
Ранее и то и это было в руках страны. Местные власти строили заправки, наблюдали за тем, чтоб газ на их не кончался. Они же устанавливали цены. Другое дело сейчас. Нефтепродуктами обладают нефтяные компании, и уже они начинают всюду строить заправочные станции (свои, естественно) и продавать собственный газ. Как же быть со старенькой сетью газозаправок - кто и по какой стоимости будет обеспечивать их сырьем? Нефтяным компаниям соперники не необходимы - тупо терять прибыль, отказываясь от розничной реализации стратегического продукта. Где же выход? Может быть, и здесь необходимы законы: либо ограничивающие монополии, либо, по последней мере, способные заинтриговать нефтяные компании в сотрудничестве, чтоб, в конечном счете, не ущемлять потребителя. Ведь поставки сжиженного газа на коммунально-бытовые нужды худо-бедно, но обеспечиваются. А, кстати, как?
Механизм муниципального вмешательства в рассредотачивание пропан-бутана посреди населения прост, как копеечная монета. Выбирают самого достойного посредника (не будем уточнять, по какому принципу) и назначают основным и единственным "связывающим звеном" меж закромами газа и народом. Он собственной щедрой рукою начинает распределять недостаток по стране - за Энциклопедия грузовых автомобилей, естественно. Дела идут отлично, пока... хороший посредник не начинает добиваться предоплату. Рынок, все понятно: днем Энциклопедия грузовых автомобилей - вечерком стулья, вечерком Энциклопедия грузовых автомобилей - днем стулья. Чем ранее пиастры окажутся в банке (не в стеклянной, естественно), тем прибыльнее быть хорошим посредником. А то, что не все в состоянии платить поначалу, а получать продукт позже, так это их трудности.
ФЕДОТ ДА НЕ ТОТ
Коль до нас, водителей, никому дела нет, может, пора махнуть на все рукою и перейти на другое доступное горючее? К примеру, на сжатый газ. Тем паче, что на этот случай тоже есть ласкающее слух постановление, да к тому же не одно. К примеру, семь годов назад правительство Черномырдина решило (постановление № 31 от 15.01.93): "Установить на период деяния регулируемых цен (период, видимо, уже завершился - прим. авт.) на природный газ, поставляемый популяции, предельную отпускную стоимость... менее 50 процентов от цены... бензина А-76...". А спустя полторы пятилетки федеральная энергетическая комиссия объяснила, как сейчас нужно верно делать постановление семилетней давности: "... установить с 1 марта 2000 года оптовую стоимость на газ, отпускаемый для использования в качестве сырья на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), в размере 100 руб. за 1000 куб. м..." (№ 7/2 от 10.02.2000). Ура! Только вот неудача: все эти годы рядовые автовладельцы переводили свои машины не на тот (!) газ.
Припасы природного газа (метана) на планетке куда больше, чем попутного пропан-бутана, стоимость - куда ниже. Спецы подтверждают, что основной акцент при газификации транПодвескаа в дальнейшем сделают конкретно на сжатом (компримированном) газе (дальше КПГ). Есть, правда, и тут проблемки: технические, организационные, законодательные снова же. Предлагать автовладельцам КПГ в качестве моторного горючего можно будет только тогда, когда сформируется сеть заправочных станций, заработает налаженный механизм поставок газа и т. д.
Закоперщиками в данном деле названы публичный и ведомственный транПодвеска. Для их зеленоватая улица уже открыта. По последней мере, в Москве. В августе правительство городка приняло мотивированную программку с надлежащими налоговыми льготами. А в сентябре появилось распоряжение мэра Москвы, где идет речь в том числе и о переводе на КПГ части городского транПодвескаа. В общем, дело двигается с мертвой точки. Вот только одна загвоздочка: хотелось бы знать, что делать десяткам тыщ автомобилистов, которые (кто за длительное время до этих постановлений, а кто не так давно) перевели свои авто на сжиженный газ? За несколько последних лет потребление сжиженного газа в Москве подросло с 70 до 250 тыс. тонн в год. Кто-то пошел на переоборудование машины, чтоб сберечь свои кровные, кто-то заботясь об экологии. О них-то вспомнят?
Наша справка
СЖИЖЕННЫЙ (пропан-бутан) и сжатый (метан) газы не относятся к горюче-смазочным материалам. Потому документами, определяющими характеристики топлив, их состав не регламентируется.
Животрепещуще
ГСМ
НИ ПРОПАНА, НИ БУТАНА
На газозаправочных станциях - многочасовые авто очереди. Картина знакомая. В какой уже раз в Москве и области острый недостаток сжиженного газа.
Александр БУДКИН, Анатолий КАРПЕНКОВ
Кто там сетует на подорожание товаров? Все ведь познается в сопоставлении. Цены на сжиженный нефтяной газ в ноябре прошедшего года - 1 руб. 50 коп., в ноябре этого - до 4 руб. 50 коп. за литр! Почему?
Попутный газ, в отличие от природного, добывают совместно с нефтью, так что припасы его ограниченны. А потребителей навалом. Третья часть - на коммунально-бытовые нужды, третья часть - на нужды хим индустрии, четверть - на экПодвеска и только четыре с маленьким процента (!) достаются авто транПодвескау (в большой стране пропан-бутаном пользуется менее 100 тыс. автомобилей).
1-ая позиция в перечне - бытовые потребители - как бы под контролем страны. Химики, понятное дело, себя в обиду не дадут. Остатки приходится разделять меж заокеанскими дядями с их тугими кошельками и своими автомобилистами с их неидеальными машинами. Разумеется, для компаний, обладающих сырьем, 1-ый вариант куда лучше - мировые цены на газ несоизмеримо выше внутрироссийских. Чтоб не бросить собственных совершенно на голодном пайке, власти должны вводить квоты и регулировать экПодвеска таможенными пошлинами. А это выходит с трудом.
Судите сами. В разгар еще одного кризиса, к началу 2000 года, правительство РФ, возглавляемое тогда В. Путиным, приняло постановление (№ 1499 от 31.12.99), которое призвано было гарантировать поставки нефтепродуктов потребителям Русской Федерации. Для реализации на экПодвеска от производителя добивались ресурсные справки - покажи, сколько произвел, а мы определим, сколько для тебя можно экПодвескаировать. Казалось бы, что еще необходимо? Оказывается не только лишь начать, да и продолжать. Срок же деяния постановления был определен в три месяца - с января по март 2000 года (временная мера), к тому же после слов о сжиженном газе шла обмолвка "для бытовых нужд населения". Выходит, авто транПодвеска вообщем выпал из поля зрения: мол, устраивайтесь как сможете.
НЕ ЗАКОНОМ ЕДИНЫМ
Представим для себя, что с законами все в порядке. Значит ли это, что очередей больше не будет и каждый автомобилист сумеет получить столько горючего, сколько увезет, к тому же по стоимости, которую обещали, когда он ставил на собственный автомобиль газовую аппаратуру? Никак. Еще одна неувязка: кто обладает газом и кто - заправками. Попробуем разобраться в ней.
Ранее и то и это было в руках страны. Местные власти строили заправки, наблюдали за тем, чтоб газ на их не кончался. Они же устанавливали цены. Другое дело сейчас. Нефтепродуктами обладают нефтяные компании, и уже они начинают всюду строить заправочные станции (свои, естественно) и продавать собственный газ. Как же быть со старенькой сетью газозаправок - кто и по какой стоимости будет обеспечивать их сырьем? Нефтяным компаниям соперники не необходимы - тупо терять прибыль, отказываясь от розничной реализации стратегического продукта. Где же выход? Может быть, и здесь необходимы законы: либо ограничивающие монополии, либо, по последней мере, способные заинтриговать нефтяные компании в сотрудничестве, чтоб, в конечном счете, не ущемлять потребителя. Ведь поставки сжиженного газа на коммунально-бытовые нужды худо-бедно, но обеспечиваются. А, кстати, как?
Механизм муниципального вмешательства в рассредотачивание пропан-бутана посреди населения прост, как копеечная монета. Выбирают самого достойного посредника (не будем уточнять, по какому принципу) и назначают основным и единственным "связывающим звеном" меж закромами газа и народом. Он собственной щедрой рукою начинает распределять недостаток по стране - за Энциклопедия грузовых автомобилей, естественно. Дела идут отлично, пока... хороший посредник не начинает добиваться предоплату. Рынок, все понятно: днем Энциклопедия грузовых автомобилей - вечерком стулья, вечерком Энциклопедия грузовых автомобилей - днем стулья. Чем ранее пиастры окажутся в банке (не в стеклянной, естественно), тем прибыльнее быть хорошим посредником. А то, что не все в состоянии платить поначалу, а получать продукт позже, так это их трудности.
ФЕДОТ ДА НЕ ТОТ
Коль до нас, водителей, никому дела нет, может, пора махнуть на все рукою и перейти на другое доступное горючее? К примеру, на сжатый газ. Тем паче, что на этот случай тоже есть ласкающее слух постановление, да к тому же не одно. К примеру, семь годов назад правительство Черномырдина решило (постановление № 31 от 15.01.93): "Установить на период деяния регулируемых цен (период, видимо, уже завершился - прим. авт.) на природный газ, поставляемый популяции, предельную отпускную стоимость... менее 50 процентов от цены... бензина А-76...". А спустя полторы пятилетки федеральная энергетическая комиссия объяснила, как сейчас нужно верно делать постановление семилетней давности: "... установить с 1 марта 2000 года оптовую стоимость на газ, отпускаемый для использования в качестве сырья на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), в размере 100 руб. за 1000 куб. м..." (№ 7/2 от 10.02.2000). Ура! Только вот неудача: все эти годы рядовые автовладельцы переводили свои машины не на тот (!) газ.
Припасы природного газа (метана) на планетке куда больше, чем попутного пропан-бутана, стоимость - куда ниже. Спецы подтверждают, что основной акцент при газификации транПодвескаа в дальнейшем сделают конкретно на сжатом (компримированном) газе (дальше КПГ). Есть, правда, и тут проблемки: технические, организационные, законодательные снова же. Предлагать автовладельцам КПГ в качестве моторного горючего можно будет только тогда, когда сформируется сеть заправочных станций, заработает налаженный механизм поставок газа и т. д.
Закоперщиками в данном деле названы публичный и ведомственный транПодвеска. Для их зеленоватая улица уже открыта. По последней мере, в Москве. В августе правительство городка приняло мотивированную программку с надлежащими налоговыми льготами. А в сентябре появилось распоряжение мэра Москвы, где идет речь в том числе и о переводе на КПГ части городского транПодвескаа. В общем, дело двигается с мертвой точки. Вот только одна загвоздочка: хотелось бы знать, что делать десяткам тыщ автомобилистов, которые (кто за длительное время до этих постановлений, а кто не так давно) перевели свои авто на сжиженный газ? За несколько последних лет потребление сжиженного газа в Москве подросло с 70 до 250 тыс. тонн в год. Кто-то пошел на переоборудование машины, чтоб сберечь свои кровные, кто-то заботясь об экологии. О них-то вспомнят?
Наша справка
СЖИЖЕННЫЙ (пропан-бутан) и сжатый (метан) газы не относятся к горюче-смазочным материалам. Потому документами, определяющими характеристики топлив, их состав не регламентируется.