ЭКСПО ИТОГИ ВЕКА
ЭКСПО: ИТОГИ ВЕКА
Животрепещуще
Выставки, салоны
ЭКСПО: ИТОГИ ВЕКА
"Человек - Природа - Техника" - под этим лозунгом в течение 5 месяцев работала превосходная выставка в Ганновере.
Антон УТКИН
Всемирные выставки (сейчас их именуют ЭКСПО), проводимые раз в пару лет, всегда становились явлением исторического масштаба. Вспомним хотя бы парижскую, собравшую в 1889 году 50 миллионов гостей, - в честь нее была построена Эйфелева башня. На рубеже ХХI века 175 стран планетки принял у себя германский Ганновер - юбилейная EXPO 2000 в первый раз в истории глобальных выставок представила не только лишь национальные заслуги участников в науке, технике и культуре, да и международные проекты грядущего. Оглядываясь вспять, на прошедшее столетие, с его войнами и техногенными катастрофами, цивилизованная часть населения земли уже поняла, что обустраивать закрытые для сторонних "райские уголки" среди глобальной свалки, на которой борются за выживание млрд наименее везучих соседей по планетке, бесперспективно - только совместно, всем миром, можно сохранить Землю применимой и комфортной для обычного существования.
Тема экологии так либо по другому находится в павильонах развитых стран - сейчас уже не принято гордиться промышленной мощью, ну и технические новинки (которые безизбежно устареют через десяток-другой лет) отошли на 2-ой план. Главное - показать свои идеи, дух цивилизации, квинтэссенцию того, чем страна будет жить в течение всего будущего века. Для этого в ход идут все мыслимые художественные приемы, видео- и кинофильмы, насыщенные эффектами шоу. Красоту и чистоту собственной природы показывают не только лишь хозяева одичавших и безлюдных просторов, какие остались, скажем, в Канаде и Австралии, да и мелкие густонаселенные Дания, Монако, Андорра, не говоря уже о таких общепризнанных владельцах белых вершин и кристально незапятнанных вод, как Австрия и Норвегия. И любая завлекает к для себя, раздавая калоритные проспекты и сборники гостиниц. Обойдя за пару дней полсотни государственных павильонов и щитов, чувствуещь себя туристом, объехавшим в резвом темпе полмира, и вправду охото вновь побывать в дальнем Непале, на жаркой Ямайке, ледниках Гренландии...
Авто как вехи технического развития за прошедшее столетие (не считая завсегдатая различных шоу, германского "Жука") представили, пожалуй, только итальянцы: для их "ferrari" и "мазерати" - нечто большее, чем для нас "жигули" и "волги", - не похвалиться великими красавчиками было бы совершенно не в духе их создателей. Зато электромобилей, как нельзя более соответственных духу и теме сегодняшней выставки, оказалось в излишке. Если, скажем, германский "Оскар" с солнечной батареей на крыше либо итальянская двухмоторная "Эта Бета" еще только ожидают собственного тиражирования на конвейере, то норвежский "Тинк" (вот откуда не ожидали!) уже вовсю выпускают. Трехметровый автомобиль с припасом хода 85 км разгоняется до 90 км/ч, конструкция рамная с навесными панелями из литого целофана, движок мощностью 27 кВт, никель-кадмиевая батарея весом 250 кг размещена под сиденьями. Завод в Бьоркеландене (50 км от Осло), принадлежащий, кстати, "Форду", способен делать до 5000 "тинков" в год, но планируется развернуть их сборку к тому же в Италии, Голландии и Швейцарии. Кроме Европы, энтузиазм к норвежскому симпатяге показали в Калифорнии, где, как понятно, самые жесткие в мире требования к чистоте выхлопа. Но пока "Тинк" продается исключительно в Скандинавии по стоимости $15 300. Приблизительно столько же там стоят обыденные машины А-класса с вдесятеро огромным припасом хода, но бесшумность, легкость управления, безотказность, отсутствие выхлопа и, главное, налогов с хозяев делают свое дело - автомобиль, заправляющийся от розетки, начинает вытеснять бензиновых соперников.
Ну и сама территория выставки (из конца в конец - около 5 км) практически кишит бесшумным и безобидным транПодвескаом - тыщи гостей берут напрокат одноместные электроскутеры, двух- либо четырехместные электромобили - а на чем все-таки еще ездить в ХХI веке? Видимо, мысль производить энергию, сжигая горючее прямо на транПодвесканом средстве, себя изживает, и проектирование все более хитроумных систем, вроде конкретного впрыска и регулирования фаз, сейчас сродни расчету на компьютере шага волн стиральной доски...
Но всех переплюнули, естественно, жители страны восходящего солнца, предложив делать авто из бумаги - конкретно таковой станет эмблемой будущей ЭКСПО 2005. Да, со железным листом пора "завязывать" - выплавка металла просит больших издержек энергии, ну и его припасы небезграничны. За прошедшие 3000 лет хозяйственная деятельность человека, на самом деле, рассеивала железо по планетке в виде ржавчины - если так пойдет и далее, добывать руду придется не в малогабаритных месторождениях гематита и лимонита, а просеивая почву дачных участков...
Пластмасса, которую Европа и Америка считают универсальным материалом грядущего, рисуя радужные проекты полиэтилентерефталатовых автомобилей (см. ЗР, 2000, № 10), для японцев - тупиковое направление. Уже на данный момент мир стонет от загрязнения среды и богатства заводов, хотя их продукцию потребляет только четверть населения планетки - большая часть землян ведет экологически праведную жизнь, обходясь соломенной циновкой, пайкой риса и парой древесных палочек. К концу XXI века нас будет 50 млрд. И если каждый захотит пить газ-воду из пластмассовых бутылок, воткнуть ПВХ-окна и, тем более, ездить на пластмассовой машине, придется застроить химзаводами всю Землю, включая Канарские острова, швейцарские Альпы и даже Рублевское шоссе. А если к тому же спаливать триллионы использованных бутылок, как делают на данный момент, пока их "малость", агония населения земли будет недолгой...
Япония серьезно хочет перейти на возобновляемые природные материалы. Собственный павильон она выстроила из переработанной макулатуры: и наполнитель, и связывающий клей - растительного происхождения. 2-ой ее превосходный проект - глобальная система рециркуляции углекислого газа, призванная спасти Землю от парникового эффекта и климатической катастрофы. Бывалые установки, улавливающие из воздуха СО2 и превращающие его в спиртовое горючее, в Стране восходящего солнца уже работают; сейчас дело за малым - понастроить таких в Сибири, где по восемь месяцев в году топят углем и мазутом...
Но самое увлекательное на ЭКСПО - направленные на определенную тематику парки, сделанные вместе международными командами ученых, инженеров и живописцев. "Энергия", "ТранПодвеска", "Здравоохранение", "Сфера обитания" - эти и другие экспозиции развернуты тут с размахом, которому позавидуют многие спец музеи вроде Политехнического в Москве - все в движении, управляемо компьютерами, наглядность стопроцентная... Пристально обследовав все одиннадцать парков (на что будет нужно более недели), даже тот, кто никогда не обучался в школе, получил бы практически полную картину современного состояния мира. Узреть устройство галактик и планет, проследить эволюцию животных и человека, побывать на заводах, электрических станциях, угольных шахтах - фантастически любопытно! И все это не по книгам, а при конкретном вашем участии в реальных спектаклях, профессионально разыгранных устроителями парков - эффект присутствия гарантирован.
Объединенный павильон "Планетка грез" и "XXI век" - самый посещаемый: издавна забывшие, что такое очередь, европейцы покорливо топчутся два часа, чтоб, попав вовнутрь, прочуять мудрость ушедших поколений и заглянуть в будущее. Общая черта всех направленных на определенную тематику парков - атмосфера легкой волнения и, сразу, оптимизма: да, трудности сгущаются, как тучи над головой, но не напрасно ведь человек именует себя "сапиенс", другими словами "разумный"... Что броско - все это пятимесячное и пятикилометровое зрелище рассчитано в главном на обитателей благополучного Запада: конкретно им, моющим тротуары шампунем и сортирующим мусор по различным бачкам, желают поведать создатели экспозиций о том, что далековато не все в порядке в этом мире. Как наивно и трогательно (по нашим, русским меркам) смотрится бутафорская свалка - немного запыленные книги, банки, бутылки, игрушки... Произведение, над которым длительно корпел германский живописец, сжимает сердца цивилизованных европейцев. Лицезрели бы они реальную, "живую" помойку на задворках принаряженных столичных улиц! С битыми ртутными лампами, аккумами, отработанным маслом в разрезанных напополам банках, объедками, крысами...
И все-же ЭКСПО - это в собственном роде праздничек - для чего портить людям настроение? Пусть сходят на русский щит в павильоне 17, полюбуются на матрешек, попробуют морс из клюквы, не ведая, что ее собрали в стране, где леса и озера усыпаны свинцовой дробью, которую у нас до сего времени тыщами тонн продают охотникам... Где отгружают на стройки асбестовые плиты и шифер, где жгут пластмассовый мусор под окнами городских жителей - дышите, дескать, канцерогенными волокнами и диоксинами...
Нет, наверняка, не им, а нам полезнее уроки Ганновера - постыдно оставаться дикарями в 3-ем тысячелетии. Нужно ли ожидать, пока бюрократ поумнеет и даст команду закончить, запретить, закрыть и демонтировать? Может, испытать сначала "каждый за себя"? Не брать тормозные колодки с асбестом и этилированный бензин (пусть их производители разоряются), поменять масло лишь на больших 100, где организован его сбор, ездить на машине только по суровой необходимости, а не просто на работу. Тем паче, что есть у кого поучиться...
Повальная мода на самокаты захлестнула Германию - на их разъезжает и стар и млад. Самокаты продаются по 150 марок в обыденных гипермаркетах посреди сумок и швабр и позволяют передвигаться по ровненькой поверхности вдвое-втрое резвее пешехода. А в сложенном виде эту восхитительную штуку можно носить под мышкой, как зонт.
Единственный "военный" экспонат Ганновера - скульптурная композиция из сваренных воедино самых реальных пистолетов, револьверов и автоматов. Так канадские художники-авангардисты предлагают использовать орудие в XXI веке.
Полупрозрачный японский павильон, изготовленный из переработанной макулатуры, не только лишь не промокнет под тропическим ливнем, да и выдержит ураган, цунами и землетрясение.
Скоро все пересядем на транПодвеска без шума и выхлопа, а пока есть возможность опробовать вот такие машинки, покатавшись по местности выставки. После чего агитировать вас за электромобиль уже не придется.
Экспозиция Норвегии максимально лаконична: пустой павильон, оформленный изнутри как ледяная пещера, водопад и небольшой "Тинк" - этим все сказано.
Фото Антона УТКИНА