РОЖДЕННЫЙ ЕЗДИТЬ ЛЕТАЕТ ТОЖЕ
РОЖДЕННЫЙ ЕЗДИТЬ ЛЕТАЕТ ТОЖЕ
ТЕХНИКА
необычное - рядом
ДЕСАНТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
РОЖДЕННЫЙ ЕЗДИТЬ ЛЕТАЕТ ТОЖЕ
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. ФОТО: МЧС, SVEN DE BEVERE, HAPAG LLOYD, BRITISH ARMY, USAF
ИГРЫ ЭКСТРЕМАЛОВ
Экзотичные конструкции самолето-автомобилей, у каких, кроме колес, есть крылья, есть пока в опытнейших образчиках да на экранах шпионских кинофильмов (см. ЗР, 1997, № 12). Но, оказывается, и обыденные авто время от времени летают и не только лишь низко-низко.
С недавнешних пор в США вошел в моду новый вид экстремального утехи - затяжной прыжок в автомобиле. Заплатив около 15 тыс. баксов и подписав бумагу об отсутствии претензий в случае беды, вы сможете надеть парашют и подняться в воздух в старой машине. Когда облака окажутся понизу, раскроется лючок самолета и авто отправится в последний полет. Молвят, это похоже на сон: полная тишь, крутящийся пейзаж по ту сторону окна... Принципиально только впору покинуть автомобиль и дернуть за спасительное кольцо. Считают, что прыгнуть так менее небезопасно, чем броситься вниз с небоскреба. Высочайшая стоимость "билета" позволяет устроителям арендовать транПодвесканый С5А "Геркулес" и получить хорошую прибыль.
Вобщем, есть и другие утехи. К примеру, сброс автомобиля на парашюте с вертолета, зависшего в 275 м над землей. Пилоты соревнуются в меткости: необходимо попасть как можно поближе к центру "мишени" на земле. Это не так просто: купол парашюта не строго симметричен, ну и полный штиль бывает изредка.
КАМАЗ - В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, "Ferrari" - В БИЗНЕС-КЛАСС
Воздушный транПодвеска приходит на помощь, когда необходимо стремительно доставить автомобиль в отдаленный либо труднодоступный по суше район. Если расстояние невелико, в большинстве случаев употребляют вертолеты, к которым автомобиль подвешивают на крепком тросе. Летят с таким грузом медлительно, чтоб не попасть в режим неконтролируемой раскачки. Перелет с машиной под "пузом" издавна отработали военные для скрещения, скажем, минных полей противника.
В мирных целях авто почаще путешествуют во чреве томных транПодвесканых самолетов. Сейчас их грузоподъемность и габариты фактически не накладывают ограничений: через обширно распахнутый лючок вовнутрь фюзеляжа просто въедет даже большой грузовик. И притом не один: ведь нужная нагрузка лайнера добивается 80 тонн. Так доставляют гуманитарную помощь в отдаленные районы, где есть подходящий аэродром. Либо бронированные лимузины глав стран в загранкомандировку. Наслаждение, естественно, не из дешевеньких: ведь расход горючего летающим грузовиком не идет ни в какое сопоставление с суммарным аппетитом всех автомобилей, расположившихся в "фургоне".
В принципе покатать собственный автомобиль в самолете может каждый, ну либо практически каждый. К примеру, вы желаете провести отпуск на Канарах (во Франции, Тунисе, на Кипре...) за рулем собственного возлюбленного "Ferrari". Тогда можно приобрести билет на двухпалубный авиалайнер А310 компании "Хапаг Ллойд", доплатив за перевозку возлюбленного авто конкретно под вашим креслом "всего-то" около 900 баксов. Для "авто-бизнескласса" предусмотрены особый лючок в фюзеляже и подъемник в аэропорту.
КУДА НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА...
...и где не приготовлена взлетно-посадочная полоса длиной в пару км, тоже иногда приходится доставлять четырехколесных помощников. Сначала такие операции привычны для воздушно-десантных войск. Но с парашютами сбрасывают не только лишь армейские машины, да и технику спасателей либо ученых, изучающих, к примеру, Арктику.
Казалось бы, что сложного - скинуть пару тонн груза под парашютом. Это далековато не так. "Прыжок" автомобиля по виду и подобию прыжка человека - выпасть из несущегося самолета, провалиться вниз и потом раскрыть парашют - тут не проходит. Рывок в момент открытия купола настолько силен, что парашют не выдерживает. По последней мере, если не делать его массой около тонны и площадью под третья часть гектара.
Выход отыскал еще сначала 30-х годов прошедшего века профессиональный конструктор Павел Игнатьевич Гроховский. Его "способ срыва" стал основой десантирования томных грузов. Открыв лючок в хвосте самолета, в поток воздуха выбрасывают уже готовый к раскрытию вытяжной парашют, выдергивающий платформу с автомобилем (танком, орудием и т. п.). Основной купол раскрывается под воздействием набегающего потока воздуха сразу с началом проваливания груза вниз. Удар выходит в 10-ки раз слабее.
1-ый, ПОШЕЛ!
Давайте проследим за работой российскей парашютной платформы П-7 завода "Универсал", созданной для десантирования грузов массой от 3750 до 9300 кг. Грузовики - от ГАЗ-66 до КамАЗов - как раз для нее. Кстати, ранее, в эру десантного АН-12, груз был лимитирован по высоте, потому выпускали особые версии автомобилей с мягеньким тентом кабины и откидывающимся ветровым стеклом. Сейчас размеры "салона" ИЛ-76 достаточны и для стандартной штатской техники.
Сначала автомобиль необходимо закрепить на платформе так, чтоб не разрушить его подвеску при ударе в момент приземления. Реактивные тормозные движки используют для более тяжеленной бронетехники. Под раму грузовика подкладывают пенопластовые блоки, работающие в момент приземления параллельно штатной подвеске и исключающие ее повреждение. Не считая того, под полом платформы стоят воздушные рессоры, напоминающие мехи гармони в сжатом положении. Когда автомобиль "выпрыгнет" из самолета, эти мехи раскроются и наполнятся воздухом благодаря томным пластинам, прикрепленным снизу. Позже они самортизируют удар точно так же, как это делают эйрбэги.
Но как синхронизировать выход автомобиля из десантного лючка и работу купольной системы? Как ни удивительно, здесь не нужна непростая электроника. Маленький вытяжной парашют подвешен на верхней створке лючка. Когда последний раскрывается, электромеханический замок по команде штурмана отпускает купол и тот попадает в воздушный поток. Рывок при раскрытии этого парашюта превосходит предел прочности шпильки, при помощи которой платформу застопорили на рольганге грузового отсека. Автомобиль поехал к выходу. Стропы еще пока тянут за низ платформы и не могут вынуть основной купол.
Вот платформа наполовину вышла за край лючка и начала наклоняться. При всем этом освобождается особый рычаг, который через тягу отсоединяет замок тросов основного купола и вытяжного парашюта. Последний вытягивает главную систему из так именуемой укладки. Все это происходит на высоте 500-2500 м при скорости 260-400 км/ч. Вот только площадка приземления обязана иметь размеры не меньше 500х500 м, по другому есть риск промазать.
ТОЧНО В ЦЕЛЬ
А можно ли попасть на более узенький "пятачок"? Оказывается, это реально. 1-ый метод - достаточно варварский, именуемый янки LAPES (Low Altitude Parachute Extraction System - система вытяжки парашютом на малой высоте). Употребляют только маленький вытяжной парашютик, когда самолет летит на максимально низкой высоте (у нас - 5-7 м, в США пробовали от 1,5 м, но не всегда успешно, были и катастрофы). Платформа просто выдергивается вспять и шлепается о землю. Ее горизонтальная скорость в этот миг составляет около 200 км/ч. Умопомрачительно, но военная колесная техника обычно выдерживает такое воззвание.
2-ой метод можно именовать интеллигентным: здесь не вышло без спутников и компов. Координаты точки приземления выслеживают при помощи системы навигации GPS, а компьютер управляет траекторией понижения. Он дает команду надуть стропы, которые при заполнении сжатым воздухом из особых баллонов становятся толще и короче, напоминая такие пневматические мышцы. Такая система стоит пока очень недешево, есть только бывалые эталоны.
Молвят, десантирование бронетранПодвескаеров с экипажами полностью неопасно для людей. Голубые береты, романтика! Но куда спокойней лететь в бизнес-классе, в особенности если этажом ниже стоит возлюбленный "Ferrari".
Так авто посылают в полет: 1 - рольганг; 2 - укладка главных парашютов; 3 - их вытяжной фал; 4 - вытяжной парашют; 5 - нижняя створка лючка; 6 - замок платформы.
С корабля четырехколесных участников "Бури в пустыне"
переносили на поле боя вертолеты.
В "экономическом классе" путешествуют трейлеры...
...а в бизнес-классе - дорогие купе и автомобили с откидным верхом.
Под "Хаммером", закрепленным на десантной платформе,
пенопластовые блоки, предохраняющие подвеску.
Иногда авто просто "выбрасывают" из самолета.
Очень изредка, но случается и такое...
С41 по плечу даже танки.
Управляемая парашютная система: 1 - надувные стропы-"мышцы"; 2 - блок управления; 3 - пневмоамортизаторы (имеются и на обыденных десантных платформах).
ТЕХНИКА
необычное - рядом
ДЕСАНТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
РОЖДЕННЫЙ ЕЗДИТЬ ЛЕТАЕТ ТОЖЕ
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. ФОТО: МЧС, SVEN DE BEVERE, HAPAG LLOYD, BRITISH ARMY, USAF
ИГРЫ ЭКСТРЕМАЛОВ
Экзотичные конструкции самолето-автомобилей, у каких, кроме колес, есть крылья, есть пока в опытнейших образчиках да на экранах шпионских кинофильмов (см. ЗР, 1997, № 12). Но, оказывается, и обыденные авто время от времени летают и не только лишь низко-низко.
С недавнешних пор в США вошел в моду новый вид экстремального утехи - затяжной прыжок в автомобиле. Заплатив около 15 тыс. баксов и подписав бумагу об отсутствии претензий в случае беды, вы сможете надеть парашют и подняться в воздух в старой машине. Когда облака окажутся понизу, раскроется лючок самолета и авто отправится в последний полет. Молвят, это похоже на сон: полная тишь, крутящийся пейзаж по ту сторону окна... Принципиально только впору покинуть автомобиль и дернуть за спасительное кольцо. Считают, что прыгнуть так менее небезопасно, чем броситься вниз с небоскреба. Высочайшая стоимость "билета" позволяет устроителям арендовать транПодвесканый С5А "Геркулес" и получить хорошую прибыль.
Вобщем, есть и другие утехи. К примеру, сброс автомобиля на парашюте с вертолета, зависшего в 275 м над землей. Пилоты соревнуются в меткости: необходимо попасть как можно поближе к центру "мишени" на земле. Это не так просто: купол парашюта не строго симметричен, ну и полный штиль бывает изредка.
КАМАЗ - В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, "Ferrari" - В БИЗНЕС-КЛАСС
Воздушный транПодвеска приходит на помощь, когда необходимо стремительно доставить автомобиль в отдаленный либо труднодоступный по суше район. Если расстояние невелико, в большинстве случаев употребляют вертолеты, к которым автомобиль подвешивают на крепком тросе. Летят с таким грузом медлительно, чтоб не попасть в режим неконтролируемой раскачки. Перелет с машиной под "пузом" издавна отработали военные для скрещения, скажем, минных полей противника.
В мирных целях авто почаще путешествуют во чреве томных транПодвесканых самолетов. Сейчас их грузоподъемность и габариты фактически не накладывают ограничений: через обширно распахнутый лючок вовнутрь фюзеляжа просто въедет даже большой грузовик. И притом не один: ведь нужная нагрузка лайнера добивается 80 тонн. Так доставляют гуманитарную помощь в отдаленные районы, где есть подходящий аэродром. Либо бронированные лимузины глав стран в загранкомандировку. Наслаждение, естественно, не из дешевеньких: ведь расход горючего летающим грузовиком не идет ни в какое сопоставление с суммарным аппетитом всех автомобилей, расположившихся в "фургоне".
В принципе покатать собственный автомобиль в самолете может каждый, ну либо практически каждый. К примеру, вы желаете провести отпуск на Канарах (во Франции, Тунисе, на Кипре...) за рулем собственного возлюбленного "Ferrari". Тогда можно приобрести билет на двухпалубный авиалайнер А310 компании "Хапаг Ллойд", доплатив за перевозку возлюбленного авто конкретно под вашим креслом "всего-то" около 900 баксов. Для "авто-бизнескласса" предусмотрены особый лючок в фюзеляже и подъемник в аэропорту.
КУДА НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА...
...и где не приготовлена взлетно-посадочная полоса длиной в пару км, тоже иногда приходится доставлять четырехколесных помощников. Сначала такие операции привычны для воздушно-десантных войск. Но с парашютами сбрасывают не только лишь армейские машины, да и технику спасателей либо ученых, изучающих, к примеру, Арктику.
Казалось бы, что сложного - скинуть пару тонн груза под парашютом. Это далековато не так. "Прыжок" автомобиля по виду и подобию прыжка человека - выпасть из несущегося самолета, провалиться вниз и потом раскрыть парашют - тут не проходит. Рывок в момент открытия купола настолько силен, что парашют не выдерживает. По последней мере, если не делать его массой около тонны и площадью под третья часть гектара.
Выход отыскал еще сначала 30-х годов прошедшего века профессиональный конструктор Павел Игнатьевич Гроховский. Его "способ срыва" стал основой десантирования томных грузов. Открыв лючок в хвосте самолета, в поток воздуха выбрасывают уже готовый к раскрытию вытяжной парашют, выдергивающий платформу с автомобилем (танком, орудием и т. п.). Основной купол раскрывается под воздействием набегающего потока воздуха сразу с началом проваливания груза вниз. Удар выходит в 10-ки раз слабее.
1-ый, ПОШЕЛ!
Давайте проследим за работой российскей парашютной платформы П-7 завода "Универсал", созданной для десантирования грузов массой от 3750 до 9300 кг. Грузовики - от ГАЗ-66 до КамАЗов - как раз для нее. Кстати, ранее, в эру десантного АН-12, груз был лимитирован по высоте, потому выпускали особые версии автомобилей с мягеньким тентом кабины и откидывающимся ветровым стеклом. Сейчас размеры "салона" ИЛ-76 достаточны и для стандартной штатской техники.
Сначала автомобиль необходимо закрепить на платформе так, чтоб не разрушить его подвеску при ударе в момент приземления. Реактивные тормозные движки используют для более тяжеленной бронетехники. Под раму грузовика подкладывают пенопластовые блоки, работающие в момент приземления параллельно штатной подвеске и исключающие ее повреждение. Не считая того, под полом платформы стоят воздушные рессоры, напоминающие мехи гармони в сжатом положении. Когда автомобиль "выпрыгнет" из самолета, эти мехи раскроются и наполнятся воздухом благодаря томным пластинам, прикрепленным снизу. Позже они самортизируют удар точно так же, как это делают эйрбэги.
Но как синхронизировать выход автомобиля из десантного лючка и работу купольной системы? Как ни удивительно, здесь не нужна непростая электроника. Маленький вытяжной парашют подвешен на верхней створке лючка. Когда последний раскрывается, электромеханический замок по команде штурмана отпускает купол и тот попадает в воздушный поток. Рывок при раскрытии этого парашюта превосходит предел прочности шпильки, при помощи которой платформу застопорили на рольганге грузового отсека. Автомобиль поехал к выходу. Стропы еще пока тянут за низ платформы и не могут вынуть основной купол.
Вот платформа наполовину вышла за край лючка и начала наклоняться. При всем этом освобождается особый рычаг, который через тягу отсоединяет замок тросов основного купола и вытяжного парашюта. Последний вытягивает главную систему из так именуемой укладки. Все это происходит на высоте 500-2500 м при скорости 260-400 км/ч. Вот только площадка приземления обязана иметь размеры не меньше 500х500 м, по другому есть риск промазать.
ТОЧНО В ЦЕЛЬ
А можно ли попасть на более узенький "пятачок"? Оказывается, это реально. 1-ый метод - достаточно варварский, именуемый янки LAPES (Low Altitude Parachute Extraction System - система вытяжки парашютом на малой высоте). Употребляют только маленький вытяжной парашютик, когда самолет летит на максимально низкой высоте (у нас - 5-7 м, в США пробовали от 1,5 м, но не всегда успешно, были и катастрофы). Платформа просто выдергивается вспять и шлепается о землю. Ее горизонтальная скорость в этот миг составляет около 200 км/ч. Умопомрачительно, но военная колесная техника обычно выдерживает такое воззвание.
2-ой метод можно именовать интеллигентным: здесь не вышло без спутников и компов. Координаты точки приземления выслеживают при помощи системы навигации GPS, а компьютер управляет траекторией понижения. Он дает команду надуть стропы, которые при заполнении сжатым воздухом из особых баллонов становятся толще и короче, напоминая такие пневматические мышцы. Такая система стоит пока очень недешево, есть только бывалые эталоны.
Молвят, десантирование бронетранПодвескаеров с экипажами полностью неопасно для людей. Голубые береты, романтика! Но куда спокойней лететь в бизнес-классе, в особенности если этажом ниже стоит возлюбленный "Ferrari".
Так авто посылают в полет: 1 - рольганг; 2 - укладка главных парашютов; 3 - их вытяжной фал; 4 - вытяжной парашют; 5 - нижняя створка лючка; 6 - замок платформы.
С корабля четырехколесных участников "Бури в пустыне"
переносили на поле боя вертолеты.
В "экономическом классе" путешествуют трейлеры...
...а в бизнес-классе - дорогие купе и автомобили с откидным верхом.
Под "Хаммером", закрепленным на десантной платформе,
пенопластовые блоки, предохраняющие подвеску.
Иногда авто просто "выбрасывают" из самолета.
Очень изредка, но случается и такое...
С41 по плечу даже танки.
Управляемая парашютная система: 1 - надувные стропы-"мышцы"; 2 - блок управления; 3 - пневмоамортизаторы (имеются и на обыденных десантных платформах).