КОРАБЛИ Крупного города
КОРАБЛИ Крупного города
КЛУБ "Автовладелец"
у камина
ИСТОРИЯ МАРКИ "ЧЕКЕР"
КОРАБЛИ Крупного города
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Около фешенебельного нью-йоркского отеля, как обычно, длинноватая череда желтоватых такси. Водители обязательно соблюдают порядок. Нарушить его может только дородный швейцар. "Чекер!" - орет страж у шикарного подъезда, и пузатый тяжеловесный автомобиль выруливает из колонны. Швейцар совсем не пылает особенной любовью к массивным старомодным машинам - просто это единственный автомобиль-такси, который берет на борт пятерых пассажиров (при всем этом клиент не должен посиживать рядом с водителем!) либо инвалидное кресло-каталку.
Марка должна своим рождением выходцу из Рф Моррису Маркину, который совместно с тыщами искателей заморского счастья прибыл в Новый Свет из Смоленска в 1912-м. Девятнадцатилетний юноша практически не знал британского и был так беден, что даже въездной взнос - 25 баксов пришлось занимать. Зато Маркин был катастрофически работоспособен и имел дядюшку в Штатах, видимо, оказавшему Моррису поддержку в обустройстве на новеньком месте.
Парень стал подмастерьем портного, позже выкупил дело у вдовы владельца. Прилежание, трудолюбие и умение сберегать позволили скопить средств. Моррис выписал из Смоленска 2-ух сестер и семерых братьев и с одним из их открыл свою швейную фабрику. Все складывалось успешно - во время Первой мировой удалось разбогатеть на военных заказах. Сейчас преуспевающий южноамериканский предприниматель Маркин, некогда занявший 25 баксов, чтоб въехать в США, сам мог давать кредиты.
Конкретно за 15 тыщами баксов к нему в 1921-м и обратился некто Ломберг - совладелец маленький компании по производству авто кузовов "Коммонвелз". Маркин ссудил Ломберга средствами, но только один раз. Когда тот пришел во 2-ой - кузовное предприятие перебежало в руки Маркина. Кстати, главный бухгалтер компании Ральф Е. Оукленд на наиблежайшие полста лет стал денежным советником Маркина. Предприниматель не обожал расставаться с людьми и поменять в один прекрасный момент избранную линию. Это и загубило фирму, но еще позже.
А пока, войдя во вкус, прошлый портной заполучил еще пару маленьких авто компаний, перевел их в городок Каламазу, штат Мичиган, и 2 февраля 1922 года было объявлено о рождении компании "Чекер".
Кто надоумил Маркина начать выпуск такси, непонятно, но мысль взять курс на этот очевидно многообещающий рынок была продуктивной. Невзрачные на вид, но просторные, крепкие машины с не очень сильными, зато надежными моторами "Континенталь" пришлись по нраву таксистам Чикаго. Конкретно с этого крупного города компания начала пришествие на улицы американских городов.
Компания стала развиваться, предлагая все более емкие - прямо до девятиместных (по сегодняшним временам - большой мини-вэн!) авто. Не воспрепядствовало даже то, что в двадцатые годы "Чекер" пару раз попадал в скандальную хронику. Поначалу марку, правда, в ряду других, записали в бутлегерские. В годы сухого закона на "чеке-
рах" возили контрабандное спиртное из Канады: емкие авто как нельзя лучше подходили для тайников. Позже чикагская компания "Желтоватое такси" начала войну тарифов с таксистами-индивидуалами, работающими на "чекерах". Снижая таксу за километр, компания поставила "извозчиков" на грань разорения - большая часть из их покупало машины в кредит. К Маркину пришла делегация таксистов с просьбой отсрочить платежи. Предприниматель пошел водителям навстречу, убедив в корректности такового решения и акционеров, которые не получили в срок дивиденды. Вобщем, скоро война тарифов закончилась, а компанию "Желтоватое такси" купила... компания "Чекер".
Очередной скандал был связан с именованием Эррета Лобана Корда, быстро взошедшего на южноамериканский авто Олимп (ЗР, 2002, № 10). Расторопный бизнесмен и Маркин через подставных лиц скупили акции "Чекер" по 7 баксов, спровоцировали биржевой ажиотаж и продали их по 59 баксов. История попала в газеты, но равномерно забылась.
Тем временем, продавая всего несколько тыщ автомобилей в год, компания хорошо жила и даже расширяла модельный ряд - делала необыкновенные, особые авто.
Во время войны компания делала армейские заказы, а именно, выпускала "виллисы", а позже взялась за старенькое - создание просторных, крепких машин. Они не попадали на обложки и 1-ые полосы авто журналов, не блестели на автосалонах. Все же, со сцены исчезали известные некогда южноамериканские компании - одни разорялись, другие входили в состав циклопических концернов, а завод в Каламазу, сохраняя независимость от соседей из Детройта, продолжал делать свое скромное дело.
"Эй, Чекер!" - так, по словам Владимира Лобаса - бывшего нью-йорского таксиста, создателя известного романа "Желтоватые повелители" - обращались к начинающим водителям емких седанов опытные южноамериканские "извозчики". "Чекеры" стали обязательным атрибутом крупных городов. Тихоходные: стандартный шестицилиндровый мотор с ленцой разгонял тяжкий автомобиль, а стоило включить кондюк - перегревался. Старомодные: модель А10, стартовавшую в 1956-м, практически без конфигураций выпускали четверть века. Зато емкие, прочные и надежные.
Меж иным, частично вот поэтому дела компании шли все ужаснее: машины исправно пробегали сотки тыщ миль и у таксистов не было необходимости тратиться на новый автомобиль. А "штатские" версии с более сильными движками и богатой отделкой не воспользовались фуррором у янки, балованных чуть не каждогодним обновлением моделей.
Сначала 60-х модельный ряд расширили удлиненными версиями с шестью и даже восьмью дверьми. Самый "растянутый" "Чекер-Аэробус" имел длину 6850 и базу 4800 мм!
В 1970-м после погибели Морриса Маркина бразды правления компанией перебежали к его отпрыску Дэвиду. Понимая, что в одиночку компания не выживет, он начал переговоры с "Дженерал моторс", которые, как досадно бы это не звучало, ни к чему не привели. После кризиса начала 1970-х создание свалилось с 5 до 2-ух тыщ машин в год, а в 1982 году компания вообщем закончила выпуск автомобилей.
Южноамериканские таксисты работали на "чекерах" еще чуть не 10 лет. И пока "извозчики" донашивали машины, за люксовыми версиями и длиннющими "авиалайнерами" стали гоняться собиратели. Кстати, и старенькие такси сегодня реставрируют, чтоб катать туристов. Желающих поездить в автомобиле родом из 50-х, молвят, много. Логично: сегодня эти корабли крупных городов практически такая же экзотика, как парусные бригантины.
Такси начала 1980-х оснащали 110-сильным
мотором и механической трансмиссией передач.
"Автомат" предлагали в качестве функции.
"Чекер-А4" 1951 года с 81-сильным (3,7 л) мотором "Континенталь" развивал всего 120 км/ч, зато места в салоне было предостаточно.
Очень редчайший санитарный "Чекер" работал в одной из швейцарских клиник.
Двенадцатиместный "Чекер-Аэробус" 1971 года.
"Штатскую" версию "Марафон Де Люкс" оснащали моторами V8 мощностью 250, а потом 350 л. с.