ГЛАЗА Страшатся - КОЛЕСА Движутся
ГЛАЗА Страшатся - КОЛЕСА Движутся
"ЕВРАЗИЯ-2003" - ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Но даже в самых радужных мечтах не смели представить, что все машины пройдут от Москвы до Владивостока без сколь-нибудь суровых поломок! Ну не считать же такими периодическое (после еще одного брода) умолкание клаксона "Хёндэ" либо треснувшую ручку водительской двери у "Шеви-Нивы"! Вобщем, обо всем по порядку.

Выполнение "Эталон"
О "специсполнении", даже просто особенной подготовке, речь не шла вначале - никаких усиленных подвесок либо дополнительных защит. Машины самые что ни на есть серийные, со штатным оборудованием, конкретно в таком виде их продают дилеры. Две из 7 - " КИА Рио" (ЗР, 2003, № 1) и " Рено Знак" (ЗР, 2003, № 2) были куплены редакцией в обыденных автосалонах всего за пару недель до старта. Музыку-сигнализацию поставили там же, доплатили $200 за защиту моторного отдела "Рио" - ее устанавливает дилер. Техосмотр, регистрация, страховка, проверка - во всех этих хлопотах наездили приблизительно по тыще км. Таковой же пробег оказался и у грузовичка сопровождения КИА-К2700 (ЗР, 2003, № 5), предоставленного компанией "АвтоТОР". Некоторое время назад был куплен " Хёндэ Акцент" (ЗР, 2003, № 6), который успел набрать 3 тыс. км. Еще пара машин отлично знакома читателям - редакционные " Форд Фокус" (ЗР, 2003, № 1, 3) и " Chevrolet Нива" (ЗР, 2003, № 1, 2, 4, 6, 8). 1-ый до старта пробега прошел 18 тыс. км, 2-ая - 26 тыс. км. Ну и, в конце концов, седьмой автомобиль экспедиции - экспериментальный вэдовый универсал VAZ 21113-04 4WD (ЗР, 2001, № 6) с пробегом около 8 тыс. км.
УМНЫЙ - В ГОРУ!
Проблем мы не страшились - пусть длинноватая, пусть местами нехорошая, но ведь дорога же! До Читы все было конкретно так - обычный, местами не очень, местами "очень не", но все таки асфальт. А вот далее началась гравийная дорога, время от времени очень солидная, как будто запыленное шоссе, - тут можно держать и 80 км/ч, а местами разгоняться и до сотки. Но вдруг встречается строящийся, еще непроезжий мост, а рядом объезд - вброд через ручей, из которого там и сям выглядывают камни. Ныряешь - воды по фары, днище скребет по камням, сердечко кровью обливается. Одну безымянную разлившуюся речушку преодолевали волоком - всплывающие легковушки с заткнутыми выхлопом и воздухопоглотителем перетаскивал на другой сберегал "Ленд-Крузер" дорожников. При этом задом наперед, чтоб не залить волной моторы.
Внезапно встречались превосходные земельные работы - строители пробивают горный хребет. Взрывники бурят шурфы, двуэтажные "катерпиллеры" и "комацу" с ревом упираются ножиками в отвалы, большие экскаваторы валят породу в БелАЗы. И посреди всего этого тарарама узкий ручеек автомобильчиков прыгает с камня на камень - смотрится все это просто невообразимо. Обычный шофер не станет по хорошей воле убивать легковушку. Но обычных тут нет - только мы плюс навстречу негустой, но бесконечный поток перегонщиков на праворульных "япошках"; для их это не экстрим, а работа.
Самые высочайшие требования эта дорога предъявила к геометрической проходимости - дорожному просвету, величине свесов, ходам подвески. Ясное дело, в выигрыше оказалась "Нива" - обыденным автомобилям с ней не тягаться. Были, естественно, и пробитые колеса, и камни в ветровое стекло, и ободранные днища.
СОН В ЛЕТНИЙ Денек
Напряженный график движения и тяжелейшие дороги оставляли на сон пять-семь часов. Рекордная по краткости ночевка была в Чите: в 6 утра финиш, в девять - новый старт. Недоспанное, понятное дело, добирали в машинах - кто, разложив кресло справа от водителя, кто сзади во всю ширь дивана. Наилучшей в номинации "отель на колесах" неоспоримо признана " Chevrolet Нива" - просторный кузов, мягенький широкий диванчик сзади позволяют даже рослым мужикам расположиться полностью комфортабельно, только поджав ноги. Вторым идет " Форд Фокус", у которого, пожалуй, самый длиннющий салон посреди легковых машин. Плохо, что заднее сидение отформовано под 2-ух пассажиров: посиживать комфортно, а вот лежать на затейливо изогнутом ложе - не очень. Наименее других адаптирован для отдыха " Хёндэ Акцент": лежа спать тесно, сидя тоже неловко - подголовников сзади нет, спинка маленькая и сползти вниз не выходит, мешают фронтальные кресла.
"ШЕВРОЛЕ-НИВА" VAZ 2123
Средний расход бензина - 11,4 л/100 км. Необычное дело - этот внедорожник адаптирован к преодолению аква препядствий ужаснее других легковых машин! В Байкальске, переезжая разлившуюся речушку Утулик, "Нива" набрала воды в корпус воздушного фильтра, а потом и в цилиндры и получила гидроудар - к счастью, в очень легкой форме. Машина двигалась на пониженной передаче в раздаточной коробке, мотор работал на малых оборотах, потому шатуны и коленвал уцелели. Выкрутили свечки, крутнули мотор стартером - из свечных колодцев стукнули фонтаны воды. Протерли провода, катушку - и машина завелась! Полтора 10-ка км до наиблежайшей эстакады, там поменяли масло в движке, фильтры - и "Нива" как ни в чем же не бывало побежала далее. Временно пропал даже стук 1-го из клапанов, который прослушивался уже издавна и потихоньку прогрессировал.
На фоне таковой живучести другие недочеты смотрятся маленькими: скрипят шаровые опоры, подтекают сальники правой фронтальной полуоси и раздаточной коробки, течет антифриз (практически убрали добавкой герметизирующей присадки). На шоссе при скорости выше 100 км/ч уже неуютно: припаса под педалью акселератора практически нет, что в особенности ощущается на подъемах, мотор нагревается и включает вентилятор. На гравийной дороге проявился другой недочет: кузов негерметичен - пыль просто просачивается в салон через дверные уплотнения. В особенности достается багажнику - все его содержимое присыпано маленькой пудрой.
Осмотр на подъемнике показал огромные люфты в фронтальной ветки коробки, большие круговые люфты валов в раздаточной коробке, поголовно "потеющие" сальники и потекший задний амортизатор.
"КИА-РИО"
Средний расход бензина - 6,9 л/100 км. В этой экспедиции "Рио" досталось больше всех. В машине практически повсевременно ехали три-четыре человека, при этом не самых худеньких, плюс набитый под завязку багажник. По прихоти фотографа автомобиль то уносился вперед, то отставал и позже нагонял колонну - часто в клубах пыли, при ограниченной видимости. Итог - сколы на ветровом стекле, оборванные задние брызговики, несколько потерянных пистонов крепления бампера, побитые камнями днище и пороги. Ну и половина из 10-ка пробитых колес пришлась конкретно на "Рио". Не считая того, два раза смывало в глубочайших лужах фронтальный номер - 2-ой раз его так и не отыскали, заменив наклейкой "За рулем". В довершение всех бед (опять-таки из-за пробитого в гравийном повороте колеса) машину выкинуло в кювет. Слава богу, он оказался мягеньким - заболоченным и поросшим кустиками, поэтому отвертелись легким испугом, расколотым фронтальным бампером и чуток помятыми кузовными панелями левого борта. Боялись за подвеску, но все обошлось: машину в сторону не вело, сторонних звуков не появилось.
Невзирая на невезучесть, " КИА Рио" захватил много симпатий: внезапно уплотненная подвеска просто проглатывает выпуклости, быстрый и экономный мотор обладает хороший тягой, коробка щелкает верно, как часы. Чуток туговат руль, но нам ли привыкать? В общем, "Рио" с блеском выдержал все тесты, как его ни истязали. Ремонту, ну и то необязательному, он подвергся единственный раз, когда чуток отогнули от нейтрализатора железную защиту моторного отдела, покоробленную камнями.

"ФОРД-ФОКУС"
Средний расход бензина - 8,3 л/100 км. Наибольшая неувязка "Фокуса" - малый ресурс свеч зажигания. Даже на столичном горючем их приходилось поменять через 5-7 тыс. км. И хотя заправлялись только на фирменных АЗС, симптомы не принудили себя длительно ожидать - свалилась тяга мотора, появились рывки. Самое любознательное, что изнеженные "япошки" пьют наш бензин и не подавятся. Такая вот адаптация... Дорожный просвет средний, но снизу есть уязвимые элементы. Обломаны практически все пластмассовые крепления троса стояночного тормоза, из-за чего обе его ветки провисли до земли - подвязали проволочками. Есть следы ударов и царапинки на элементах задней подвески, повреждены низковато расположенные втулки стабилизатора поперечной стойкости, помят дюралевый термический экран на бензобаке. А вот воздухозаборник мотора у "Фокуса" размещен в самой высшей части моторного отдела, только чуток ниже уровня остекления!
Отказов было всего два. Во-1-х, после грязевых ванн пару раз врубался в режим неизменной работы (даже с прохладным мотором) электровентилятор системы остывания. Причину не нашли, но пока возились, недостаток пропал сам собой. Во-2-х, залип концевик двери, потому плафон освещения салона выключали "вручную".
У "Фокуса" самый элегантный и просторный салон посреди легковушек, "нивовскому" он уступает только по ширине. Но многие решения тут спорны и требуют привычки. Трудно отыскать кнопку открывания багажника, выключатель заднего противотуманного света; неудобна и не по привычке размещена пепельница-пенал. Отсутствуют кармашки в дверцах, нет видимых снаружи кнопок блокировки дверей - для проверки приходится дергать ручки. У подрулевой полки нет бортика; упавший в один прекрасный момент на ходу зарядник мобильного телефона оказался под педалями - а это уже опасно.
"ХЁНДЭ-АКЦЕНТ"
Средний расход бензина - 8,4 л/100 км. Единственный в пробеге автомобиль с автоматической коробкой. За комфорт пришлось рассчитываться - на тридцатиградусной жаре не только лишь падала тяга мотора, да и приметно пробуксовывал гидротрансформатор. Вобщем, с вечерней прохладой все восстанавливалось. Короткоходная подвеска на волнах покрытия не раз срабатывала до упора, а там, где в асфальте продавлена приметная колея, машина даже чиркала днищем. Ведь у "Хёндэ" самый небольшой дорожный просвет - на груженой машине под защитой картера чуток больше 100 мм, да вприбавок длинноватые свесы. Итог - повреждения пластмассовой защиты моторного отдела, бессчетные забоины на днище, помятый бензобак. К тому же сорвало одну из резиновых сливных пробок в днище - через это отверстие на следующем броде в салон попала вода. На пыльной грунтовке негерметичной оказалась крышка багажника.
Из маленьких придирок: не подсвечены кнопки стеклоподъемников - в мгле их не отыскать, не освещается и перчаточный ящик. Неоптимальным показалось управление вентиляцией - если навести воздух на стекло, автоматом врубается кондюк. Отказ, повторившийся пару раз, - после купания в речушках пропадал звуковой сигнал.
VAZ 21113-04 4WD
Средний расход бензина - 8,7 л/100 км. Это единственный российский, без примеси чужой крови, автомобиль в пробеге. По результатам опроса "За рулем", конкретно вэдовый универсал более нужен в Рф. Напомним, что на VAZ 21113-04 4WD задний мост подключается через вискомуфту при пробуксовке фронтального. Сзади на подрамнике установлена уникальная подвеска на двойных рычагах с поперечной тягой. Кстати, приобретенные значения расхода горючего очень ориентировочны - в 35-литровый бензобак (объем уменьшен из-за выреза под карданный вал) коварные колонки отмеряли до сорока л.!
Побаивались, что экспериментальный эталон доставит много морок. Оказалось - минимум, ну и те не на его совести - ну кто застрахован от камешка в ветровое стекло? Другая проблема связана с прицепом производства ступинского предприятия "Трейлер": путешествовавшие в нем канистры разрушили корпус фонаря и закоротили проводку, из-за чего перегорели предохранители и реле контроля ламп на автомобиле-буксировщике. На очередной стоянке электрику ВАЗа вернули, а вот прицеп остался "одноглазым".
На одной из переправ нагретые редукторы, охладившись, хватанули немножко воды через сапуны - на всякий случай поменяли в их масло. Пожалуй, это единственное, что можно "поставить с виду" вэдовому универсалу. Но никто ведь и не гласил, что это вездеход. Хотя стоит вывести повыше трубки вентиляции редукторов - и ныряй хоть по крышу.
Что порадовало, так это хорошая тяга "шестнадцатиклапанника" объемом 1,8 л. 100 10 "лошадок" мощности, 165 ньютон-метров момента, да еще с "недлинной" главной парой 4,1 позволяли творить чудеса - груженая машина с прицепом разгонялась в затяжной подъем на пятой передаче! Не по привычке большой припас тяги рождает желание переключиться "ввысь". По грязищи машина идет очень уверенно, нет и намека на опасность забуксовать. Как вам расход горючего: наименее 9 л. на не самых наилучших дорогах! Есть, естественно, и недочеты, но на то и экспериментальный эталон, чтоб их выявить.
"РЕНО-СИМВОЛ"
Средний расход бензина - 7,3 л/100 км. Хорошая звукоизоляция, удары гравия по кузову практически не слышны. Салон отлично защишен - практически нет пыли. Большой дорожный просвет: машина изредка задевает кочки и камешки; отменная энергоемкость подвески, все трубки на днище прикрыты железными накладками, моторный отдел защищен массивным железным листом. Отказы были пустячные: перегорела лампа резерва горючего, чуток барахлил прикуриватель - починили. Надорвали фронтальный левый брызговик, пришлось его снять. Самый приметный недочет - негерметичность низковато расположенных противотуманок, в каких после брода оказалась вода. В один прекрасный момент в мгле спутали похожие бачки и заместо омывателя плеснули гр 100 воды... в гидроусилитель. Через пару сотен км на наиблежайшей стоянке эмульсию слили и заправили чистую жидкость.
КИА-К2700
Средний расход дизтоплива - 14,9 л/100 км. Фургон служил походной кладовкой: практически стопроцентно был завален колесами (для каждой машины везли запасной набор), запчастями, инвентарем, маркетинговой продукцией, личными вещами и еще бог знает чем. С таковой нагрузкой только по ровненькой дороге удавалось поддерживать крейсерские 100 км/ч, при всем этом педаль газа была повсевременно нажата до пола. Мало-мальский подъем заставлял перебегать на четвертую, а позже и третью передачу, снижая скорость до 60 км/ч - тут бы тахометр для контроля оборотов, а его нет. Зато на спусках КИА летел как угорелый, настигая колонну. Главное - не прозевать волны на асфальте: из-за высочайшего центра масс сравнимо короткобазный тяжело груженный автомобиль оказался очень подвержен "килевой качке", от которой водителя чуть из сидения не выкидывало. Нехарактерный развозному грузовику режим "газ в пол" определил высочайший расход горючего - 60-литрового бака чуть хватало на 400 км.
Расход масла также оказался внезапно огромным (0,5 л на каждые 600-800 км); по дороге его даже пришлось поменять - не хватило "родного" на долив. Молвят, после первых 10-15 тыс. км расход придет в норму. На восьмой тыще приварили треснувший кронштейн крепления фургона к раме. Здесь же подтянули крепление правого фронтального амортизатора. На бездорожье значительно покорежили защиту агрегата - на груженой машине под ней чуть набирается 150 мм, при этом посреди базы. А вот элементы фронтальной подвески и управляющего управления, такие беззащитные с виду, уцелели! Приятно изумила проходимость, обусловленная неплохой загрузкой ведущих колес, пусть всего только двенадцатидюймовых. Сначала боялись глубочайших бродов, вспоминая о низком расположении воздушного фильтра и всего агрегата, но все обошлось, а высокий, схожий на шнорхель заборник воздуха оказался полностью герметичным.
ФАНФАРЫ?
Самое время припечатать штамп: все машины с честью выдержали испытание! Да, они прошли нелегкий маршрут в 10 с половиной тыщ км. Но это только начало. Практически все авто останутся в редакции, чтоб денек за деньком, километр за километром обосновывать - их фуррор был не случайным. Так что до новых встреч с героями пробега "Евразия-2003".
P.S. Новенькая встреча не за горами, в последующем номере - калькуляции сервисных станций.
Начало отчета об экспедиции "Евразия-2003" см. ЗР, 2003, №№ 9, 10.
Игорь Андреев
Меня просто поразила " Chevrolet Нива": машина стала обширнее, просторнее (при моих 120 кг это в особенности животрепещуще), комфортабельнее, в салоне тихо даже на больших скоростях! Самые приметные недочеты - негерметичный салон, также низковато расположенные катушка зажигания и воздухозаборник мотора. Из более маленьких - приоткрытое боковое стекло дребезжит, ручка управления воздушными заслонками проворачивается вхолостую. И все равно, " Chevrolet Нива" мне очень нравится. Последующей моей машиной, думаю, будет конкретно она.
Отдыхать удобнее в "Ниве".
Андрей Бойко
" КИА Рио" - обычное средство передвижения для размеренного водителя. Кстати, не такое уж тесное, я полстраны проехал за крупногабаритным Волгиным и ничего. Жалко только, нет центрального локотника сзади, а вот багажник довольно емкий. Водительское сидение вообщем показалось самым комфортным. Повеселили два перчаточных ящика, отлично, что есть задержка отключения стеклоподъемников после выключения зажигания. Но трудно управлять задним "дворником", фронтальные забрасывают омывающую жидкость в приоткрытые окна.

Владислав Ключников

У "Фокуса" приглянулись отменная звукоизоляция, мягенькая комфортабельная подвеска, цепкое поведение на дороге, комфортный салон с просторным задним диванчиком. Но неловко регулировать зеркала и управляющую колонку, очень сложно раскрывается капот. По сути, хлопоты доставили только свечки и связанное с ними падение тяги мотора, также оторвавшиеся крепления троса стояночного тормоза. А вот электроподогрев фронтального стекла - это здорово!

Петр Торичный

" Хёндэ Акцент" - приятный городской автомобиль. По нраву, быстрее, дамский: мягенькая подвеска, легкое управление, автоматическая коробка, умеренная динамика, емкий багажник. Пожалуй, великоват расход бензина, да "автомат" начинает суетиться при 90-95 км/ч, переключаясь то ввысь, то вниз. Два раза при снятии пробитых колес ломались шпильки - это уже не случайность. Томная дорога далась "Хёндэ" нелегко - чуток просела подвеска, тормоза стали не настолько хваткие. В общем, окончательные итоги можно будет подвести только после посещения сервисной станции.
Анатолий Пугач
Вэдовый универсал показывает красивые тяговые свойства, просто буксирует прицеп, отлично ведет себя на раскисшем грунте, в колее, обнаруживая при всем этом умеренный аппетит. Из недочетов отмечу осязаемое запаздывание управляющего управления, увеличенные усилия и невысокую избирательность механизма переключения передач, недостаточную эффективность тормозов. Потекший сальник хвостовика принудил временами доливать масло в раздаточную коробку.
В пробеге авто были обуты в покрышки концерна Continental. Могучие универсальные Conti Trac A/T (205/70R15, " Chevrolet Нива") с большим расчлененным рисунком протектора отлично проявили себя на бездорожье, равномерно гремят на асфальте. Два однотипных Gislaved Speed 616 (175/65R14, " КИА Рио" и 185/70R14, " Форд Фокус") отлично держат дорогу и очень комфортны на асфальте, но первыми пасуют на влажном грунте. Очень похожи на их Conti World Contact (175/70R13, " Хёндэ Акцент") - с маленькими рысканиями, но они вытаскивают машину из неглубокой грязищи. Оценить сполна вездеходные свойства Continental Eco Contact (185/65R14, VAZ 21113-04 4WD) было трудно - вэдовый носитель не давал поводов усомниться в их способностях. Все же, отметим комфортабельность этих колес, хорошее поведение на шоссе, маленький шум и высшую экономичность. Более же универсальными в сложных критериях оказались покрышки Uniroyal Rally 680 (175/70R13, " Рено Знак"): ровненькое поведение на сухом и влажном грязном асфальте, может быть, только чуток выше уровень шума, хорошая проходимость.
Юрий Глядешкин
Значимый дорожный просвет, крепкая энергоемкая подвеска, отлично защищенное днище - пожалуй, "Знак" лучше других легковых машин готов к превратностям судьбы. Его отличает легкое управление, умеренный расход горючего. На мой взор, машине чуток недостает мощности и вращающего момента, а вот огромный багажник приглянулся. Еще добавил бы электроприводы зеркал и плафон в задней части салона.
Огромным подспорьем в далекой поездке оказались аэробоксы - закрытые багажники компании "Туле". Самый малогабаритный "Океан-80" (стоимость 7690 руб.) объемом 310 л был установлен на " Рено Знак". Чуток больший "Эволюшн-100" (22 900 руб.) на 375 л путешествовал на крыше " Хёндэ Акцент". Бокс "Туле-X1" (27 220 руб.) способен вместить не просто 450 л мелочи россыпью, а благодаря длине 1900 мм и 6 пар лыж - он ехал на "Форде-Фокус". И в конце концов, самый впечатляющий "Вижн-850" (48 700 руб.) имеет рекордные объем 510 л и длину 2325 мм - на "Шевроле-Ниве" можно перевозить до восьми пар лыж. Багажники снабжены ремнями для фиксации груза, замками, многие открываются в обе стороны. Недочет отмечен один - из-за отсутствия уплотнения вовнутрь попадает пыль. Похоже, в незапятанной Европе с этой неувязкой не знакомы.
Павел Петрушин
В кабину К2700 садиться просто, комфортны локотники на дверцах, рычаг коробки размещен точно под рукою, неплох объемистый "бардачок". За рулем комфортабельно только некрупному водителю, у рослого через полторы сотки км сводит ногу на педали газа. Длинноват козырек крыши: из-под него тяжело рассмотреть светофоры. Маловат просвет под кожухом мотора, а вот доступ к нему из кабины хороший. Комфортно, что невелика погрузочная высота. А в общем, мне приглянулся этот маленький юркий грузовичок.