Автомобилям Skoda 100 лет. Символ чешского индейца
Автомобилям Skoda 100 лет. Символ чешского индейца
В конце позапрошлого века, в 1894 году, обитатель малеханького города Млада-Болеслав 26-летний Вацлав Клемент купил новый германский велик. Как и многие юные европейцы, был он в то время конкретным фанатом велоПодвескаа, участвовал в соревнованиях. Но новенькая машина оказалась на уникальность ломкой. Клемент написал яростное письмо представителю компании в Чехии, а в ответ получил требование… писать по-немецки. Возмутившись, Вацлав решил сам перебрать покупку, благо отлично разбирался в великах, хоть и зарабатывал на жизнь торговлей книжками. А позже пришло и другое решение – строить двухколесные машины. В компаньоны взял тезку – Вацлава Лаурина, механика из города Турново. Компанию партнеры окрестили «Лаурин-Клемент», а велики стали продавать под маркой «Славия».
Компаньоны старались идти в ногу с течением времени и в 1899-м пристроили на велик маленький французский моторчик, положив начало производству байков. Через год из мотоциклетных деталей выстроили четырехколесный двухместный экипаж, а в 1905-м – 100 годов назад – уже реальный автомобиль, нареченный «Лаурин-Клемент тип А». Обкатав машину, в апреле 1906-го ее представили на Пражском мотошоу.
Пригодилось совершенно малость времени, чтоб компания «Лаурин-Клемент» стала наикрупнейшим производителем байков (1907 г.), а скоро и автомобилей в Австро-Венгрии. Вместе с несколькими моделями легковушек понемногу стали выпускать маленькие грузовики и автобусы. Авто экПодвескаировали в Германию, Англию, даже Новейшую Зеландию и Японию. Кстати, приблизительно третья часть выпускаемых авто продавали в Рф.
Малая велосипедная фабрика перевоплотился в приличный по тем временам завод. В 1911-м «Лаурин-Клемент» даже заполучила фирму РАФ. Нет, к Риге предприятие «Рейхенберг Аутомобиль Фабрик» дела не имело – оно размещалось в городке Либерец и выпускало легковые авто и фургоны. После Первой мировой компания из Млада-Болеслава, кроме легковушек, грузовиков и автобусов, была известна и другими изделиями. К примеру, 450-сильными авиационными моторами V12. Их делали по лицензии «Лоррен-Дитрих». В Рф же, в особенности в южных губерниях, больше знали моторные плуги «Эксельсиор». Это была машина длиной 9 метров с 2-мя большими (поперечник 2,2 м) колесами, снаряженная 80-сильным мотором объемом 14,5 л. Но после октября 1917-го партнерские дела с Россией навечно прервались.
«Лаурин-Клемент тип А» – 1-ый автомобиль из Млада-Болеслава. С 1905 по 1907 год выстроили минимум 44 машины с 7-сильным литровым мотором. Сокращение рынков сбыта было не единственной неувязкой «Лаурин-Клемент». Компания выпускала все более массивные и дорогие авто, а покупателей, в особенности после войны, оказалось малость. К примеру, в 1922-м фабрики Чехословакии выстроили всего около 10 тыщ автомобилей, из их половину – легковых. И не было ничего необычного, что три года спустя предприятие, основанное 2-мя Вацлавами, стало частью компании «Шкода» – огромного машиностроительного концерна в Пльзене, основанного в 1869-м.
«Шкоду-Популяр» выпускали в 1934– 1938 гг. с моторами мощностью 20–28 л.с. и трехступенчатой коробкой, сблокированной с задним мостом. В 1936-м автомобиль занял 2-ое место в собственном классе в престижном ралли «Монте-Карло». «Шкода-Испано-Сюиза» была вооружена 100-сильным шестицилиндровым мотором рабочим объемом 6,6 л. 1-ый экземпляр получил президент Чехословакии Масарик. У «Шкоды», конечно, тоже есть своя легенда, связанная с ее известной сейчас в мире символом. Крылатая стрела родилась из… изображения профиля индейца в головном уборе из перьев. Основоположник пльзеньского предприятия Эмиль Шкода, путешествуя по Америке, типо познакомился с краснокожим, привез его в Чехию и оставил жить в собственной семье.
Авто биография «Шкоды» началась годом ранее покупки «Лаурин-Клемент». С 1924 года в Пльзене по французской лицензии собирали шикарные авто «Шкода-Испано-Сюиза». И до 1928-го сделали около 50 машин с различными кузовами, в том числе построенными уже в Млада-Болеславе.
Автобусы на шасси «Шкода-706N» c 110-сильным мотором (была версия, работающая на природном газе) строили в 1940– 1944 гг. Под крылом «Шкоды» завод, основанный Лаурином и Клементом, обновили. Модельный ряд – тоже, запустив в создание в том числе и дешевые малогабаритные авто. Вобщем, под маркой «Шкода» делали самые различные машины: от маленького «Популяра» до престижного «Суперба», а еще грузовики, автобусы, военную технику, которой с 1938 года, когда Чехословакию оккупировал Гитлер, стали уделять повышенное внимание. Специально для Восточного фронта с ролью Фердинанда Порше выстроили собственного рода гибрид грузовика и трактора на больших железных колесах. С августа 1939-го завод вошел в состав германского «Рейхсверке Герман Геринг АГ».
Всего три спайдера и два купе модели 1100 ОНС выпустили в 1957 –1960 гг. Открытый автомобиль, участвовавший в почти всех популярных гонках, достигал скорости 200 км/ч. В 1966–1969 гг. выстроили 1403 «Шкоды-1000 МВХ». Мотор мощностью 48 л.с., расположенный сзади, разгонял автомобиль до 125 км/ч. В самом конце войны, 9 мая 1945-го, германская авиация разрушила завод в Млада-Болеславе. Но уже в том же году там понемногу начали собирать предвоенную «Шкоду-Популяр» и в 1947-м выстроили 5334 легковых автомобиля. Совершенно, кстати говоря, много. Скажем, в СССР в том году выпустили 9622 машины. Тогда же в Пльзене начали и создание «Шкоды-1101» – модернизированной версии предвоенного «Популяра», также модели «Суперб» с модифицированным дизайном. В социалистической Чехословакии подход к модельному ряду, естественно, стал другим. Сняли с производства представительский «Суперб», родстеры на базе моделей 1101 и 1102 предназначались в главном для экПодвескаа. Из практически 1900 открытых машин модели 1102 только три продали в Чехословакии. Ну и вообщем в 1952-м в стране новые авто приобрели только… 53 человека, другие расползались по партийным и муниципальным структурам. Любопытно, что в 1951–1952 гг., во времена наибольшей централизации национализированной индустрии, на заводе «Шкода» было собрано около 2100 автомобилей… «Татра».
Движок «Шкоды-130 RS» объемом всего 1,3 л развивал 115–120 л.с. В 1970-х на шагах Кубка дружбы по ралли и кольцевым гонкам автомобиль был суровым орудием чехословацкой команды. В 1-ые послевоенные годы чехословацкие авто достаточно обширно экПодвескаировали, прямо до Австралии (!). Но с 50-х их стали поставлять в главном в соцстраны. В СССР еще посреди 1960-х в скорой помощи работали универсалы «Шкода-1200». Особенным почтением русских водителей-дальнобойщиков воспользовались седельные тягачи «Шкода». Машины, ценимые за комфорт и надежность, делал завод… ЛИАЗ. Совпадение с русским заглавием случайное, «Либерецким Автозаводом» стали именовать прошлый РАФ, приобретенный компанией «Лаурин-Клемент» в 1911-м. А еще марка «Шкода» в СССР была знакома по жд локомотивам, троллейбусам. Сегодня это подразделение к «Шкоде-Авто» дела не имеет.
Легковушки из Млада-Болеслава после 1960-х к нам не экПодвескаировали, но Подвескаивные версии «шкод», ведомые опытнейшеми и опытными пилотами, доставляли много проблем русским раллистам на шагах Кубка дружбы соцстран.
Сегодня мы знаем совершенно другую «Шкоду». Только имена моделей напоминают о долгой и увлекательной истории компании, которую больше века вспять, купив плохой велик, начал книготорговец Вацлав Клемент
В конце позапрошлого века, в 1894 году, обитатель малеханького города Млада-Болеслав 26-летний Вацлав Клемент купил новый германский велик. Как и многие юные европейцы, был он в то время конкретным фанатом велоПодвескаа, участвовал в соревнованиях. Но новенькая машина оказалась на уникальность ломкой. Клемент написал яростное письмо представителю компании в Чехии, а в ответ получил требование… писать по-немецки. Возмутившись, Вацлав решил сам перебрать покупку, благо отлично разбирался в великах, хоть и зарабатывал на жизнь торговлей книжками. А позже пришло и другое решение – строить двухколесные машины. В компаньоны взял тезку – Вацлава Лаурина, механика из города Турново. Компанию партнеры окрестили «Лаурин-Клемент», а велики стали продавать под маркой «Славия».
Компаньоны старались идти в ногу с течением времени и в 1899-м пристроили на велик маленький французский моторчик, положив начало производству байков. Через год из мотоциклетных деталей выстроили четырехколесный двухместный экипаж, а в 1905-м – 100 годов назад – уже реальный автомобиль, нареченный «Лаурин-Клемент тип А». Обкатав машину, в апреле 1906-го ее представили на Пражском мотошоу.
Пригодилось совершенно малость времени, чтоб компания «Лаурин-Клемент» стала наикрупнейшим производителем байков (1907 г.), а скоро и автомобилей в Австро-Венгрии. Вместе с несколькими моделями легковушек понемногу стали выпускать маленькие грузовики и автобусы. Авто экПодвескаировали в Германию, Англию, даже Новейшую Зеландию и Японию. Кстати, приблизительно третья часть выпускаемых авто продавали в Рф.
Малая велосипедная фабрика перевоплотился в приличный по тем временам завод. В 1911-м «Лаурин-Клемент» даже заполучила фирму РАФ. Нет, к Риге предприятие «Рейхенберг Аутомобиль Фабрик» дела не имело – оно размещалось в городке Либерец и выпускало легковые авто и фургоны. После Первой мировой компания из Млада-Болеслава, кроме легковушек, грузовиков и автобусов, была известна и другими изделиями. К примеру, 450-сильными авиационными моторами V12. Их делали по лицензии «Лоррен-Дитрих». В Рф же, в особенности в южных губерниях, больше знали моторные плуги «Эксельсиор». Это была машина длиной 9 метров с 2-мя большими (поперечник 2,2 м) колесами, снаряженная 80-сильным мотором объемом 14,5 л. Но после октября 1917-го партнерские дела с Россией навечно прервались.
«Лаурин-Клемент тип А» – 1-ый автомобиль из Млада-Болеслава. С 1905 по 1907 год выстроили минимум 44 машины с 7-сильным литровым мотором. Сокращение рынков сбыта было не единственной неувязкой «Лаурин-Клемент». Компания выпускала все более массивные и дорогие авто, а покупателей, в особенности после войны, оказалось малость. К примеру, в 1922-м фабрики Чехословакии выстроили всего около 10 тыщ автомобилей, из их половину – легковых. И не было ничего необычного, что три года спустя предприятие, основанное 2-мя Вацлавами, стало частью компании «Шкода» – огромного машиностроительного концерна в Пльзене, основанного в 1869-м.
«Шкоду-Популяр» выпускали в 1934– 1938 гг. с моторами мощностью 20–28 л.с. и трехступенчатой коробкой, сблокированной с задним мостом. В 1936-м автомобиль занял 2-ое место в собственном классе в престижном ралли «Монте-Карло». «Шкода-Испано-Сюиза» была вооружена 100-сильным шестицилиндровым мотором рабочим объемом 6,6 л. 1-ый экземпляр получил президент Чехословакии Масарик. У «Шкоды», конечно, тоже есть своя легенда, связанная с ее известной сейчас в мире символом. Крылатая стрела родилась из… изображения профиля индейца в головном уборе из перьев. Основоположник пльзеньского предприятия Эмиль Шкода, путешествуя по Америке, типо познакомился с краснокожим, привез его в Чехию и оставил жить в собственной семье.
Авто биография «Шкоды» началась годом ранее покупки «Лаурин-Клемент». С 1924 года в Пльзене по французской лицензии собирали шикарные авто «Шкода-Испано-Сюиза». И до 1928-го сделали около 50 машин с различными кузовами, в том числе построенными уже в Млада-Болеславе.
Автобусы на шасси «Шкода-706N» c 110-сильным мотором (была версия, работающая на природном газе) строили в 1940– 1944 гг. Под крылом «Шкоды» завод, основанный Лаурином и Клементом, обновили. Модельный ряд – тоже, запустив в создание в том числе и дешевые малогабаритные авто. Вобщем, под маркой «Шкода» делали самые различные машины: от маленького «Популяра» до престижного «Суперба», а еще грузовики, автобусы, военную технику, которой с 1938 года, когда Чехословакию оккупировал Гитлер, стали уделять повышенное внимание. Специально для Восточного фронта с ролью Фердинанда Порше выстроили собственного рода гибрид грузовика и трактора на больших железных колесах. С августа 1939-го завод вошел в состав германского «Рейхсверке Герман Геринг АГ».
Всего три спайдера и два купе модели 1100 ОНС выпустили в 1957 –1960 гг. Открытый автомобиль, участвовавший в почти всех популярных гонках, достигал скорости 200 км/ч. В 1966–1969 гг. выстроили 1403 «Шкоды-1000 МВХ». Мотор мощностью 48 л.с., расположенный сзади, разгонял автомобиль до 125 км/ч. В самом конце войны, 9 мая 1945-го, германская авиация разрушила завод в Млада-Болеславе. Но уже в том же году там понемногу начали собирать предвоенную «Шкоду-Популяр» и в 1947-м выстроили 5334 легковых автомобиля. Совершенно, кстати говоря, много. Скажем, в СССР в том году выпустили 9622 машины. Тогда же в Пльзене начали и создание «Шкоды-1101» – модернизированной версии предвоенного «Популяра», также модели «Суперб» с модифицированным дизайном. В социалистической Чехословакии подход к модельному ряду, естественно, стал другим. Сняли с производства представительский «Суперб», родстеры на базе моделей 1101 и 1102 предназначались в главном для экПодвескаа. Из практически 1900 открытых машин модели 1102 только три продали в Чехословакии. Ну и вообщем в 1952-м в стране новые авто приобрели только… 53 человека, другие расползались по партийным и муниципальным структурам. Любопытно, что в 1951–1952 гг., во времена наибольшей централизации национализированной индустрии, на заводе «Шкода» было собрано около 2100 автомобилей… «Татра».
Движок «Шкоды-130 RS» объемом всего 1,3 л развивал 115–120 л.с. В 1970-х на шагах Кубка дружбы по ралли и кольцевым гонкам автомобиль был суровым орудием чехословацкой команды. В 1-ые послевоенные годы чехословацкие авто достаточно обширно экПодвескаировали, прямо до Австралии (!). Но с 50-х их стали поставлять в главном в соцстраны. В СССР еще посреди 1960-х в скорой помощи работали универсалы «Шкода-1200». Особенным почтением русских водителей-дальнобойщиков воспользовались седельные тягачи «Шкода». Машины, ценимые за комфорт и надежность, делал завод… ЛИАЗ. Совпадение с русским заглавием случайное, «Либерецким Автозаводом» стали именовать прошлый РАФ, приобретенный компанией «Лаурин-Клемент» в 1911-м. А еще марка «Шкода» в СССР была знакома по жд локомотивам, троллейбусам. Сегодня это подразделение к «Шкоде-Авто» дела не имеет.
Легковушки из Млада-Болеслава после 1960-х к нам не экПодвескаировали, но Подвескаивные версии «шкод», ведомые опытнейшеми и опытными пилотами, доставляли много проблем русским раллистам на шагах Кубка дружбы соцстран.
Сегодня мы знаем совершенно другую «Шкоду». Только имена моделей напоминают о долгой и увлекательной истории компании, которую больше века вспять, купив плохой велик, начал книготорговец Вацлав Клемент