Тест-ремонт Мазда3
При самостоятельном обслуживании хоть какого автомобиля встречаются узенькие места. Смысл этого выражения применительно к «Мазде-3» открывают Павел Трусов и Игорь Козлов. Фото Александра Батыру.
НА ПЕРВЫЙ Взор И ПОСЛЕ
Оно самое сильное – 1-ое воспоминание. Но нередко обманчивое. Так и сейчас: заглянул под капот – сходу отметил удачный доступ ко всем горловинам, что не предвещает проблем с заменой жидкостей.
Сначала так и есть. Масло из двигателя сливаем, вывернув ключом «на 19» пробку в картере, при всем этом штатная пластмассовая защита моторного отдела не мешает. В ней предвидено отверстие для доступа к фильтру, через которое пройдет и съемник. Но только если под капотом 1,6-литровый мотор. У двухлитрового фильтр размещен в другом месте, а защита та же, унифицированная. Придется ее снимать – удобнее на смотровой канаве либо подъемнике (следует надеть головной убор, чтобы уберечься от осыпающейся грязищи). Запаситесь терпением: крепежного элемента много, в том числе гаек, приваренных к закладным пластинам. Если соединение закисло, такая гайка обрывается и крутится совместно с болтом. Как же неловко придерживать ее ключом «на 10»! При первой способности поменяйте крепежный элемент вазовскими шурупами совместно с закладными пластинами – этим ржавчина не страшна.
Для подмены охлаждающей воды защиту снимаем без размышлений, так как в ней нет отверстия для доступа к сливной пробке в левом бачке радиатора. До того как ее выкручивать, приготовьте широкую емкость для сбора воды и дайте мотору хорошо остыть – чтоб не обжечься и не сорвать голову пластмассовой пробке. На горячую это просто.
Поменять масло в МКП несложно – доступ к пробкам полностью приемлемый. В автомате подмена не предусмотрена, но не стоит надеяться на официальный регламент. Если масло плохо пахнет либо очень потемнело, лучше его поменять, чем рисковать здоровьем недешевого агрегата. Ключом «на 19» откручиваем пробку в поддоне и сливаем отработку. Через трубку щупа заливаем столько же свежайшего ATF Mercon V (без вариантов!), после этого пускаем движок. Передвинув селектор АКП по всем позициям с двух-трехсекундной задержкой в каждой из них, проверяем уровень и при необходимости доводим до нормы. Такую подмену дилеры считают достаточной невзирая на то, что около половины объема поменять не удается.
Обладатели нередко наслаждаются частичной подменой тормозной воды. Делают так: шприцем отсасывают из бачка отработавшую и заливают столько же свежайшей. При ежегодной подмене таковой метод полностью применим. Но в «трешке» им не воспользуешься, так как из-за сетки в горловину не залезешь даже иголкой. Потому заранее доработайте пробку: проделайте в ней отверстие, воткните в него вентиль от бескамерного колеса и заполните герметиком лабиринт воздуховода, связывающего полость бачка с атмосферой. Надев штуцер шинного насоса на вентиль, сделайте в бачке маленькое лишнее давление (до 0,5 атм) и выгоните старенькую жидкость через штуцеры прокачки. Поочередно – через задний правый, задний левый, фронтальный правый и передний левый тормозные механизмы. При этом смотрите за уровнем в бачке, подливая свежайшую жидкость, а по окончании работы удалите герметик из-под крышки.
При установке защиты не перепутайте болты. В штатном варианте они однообразные, но если установлена дополнительная железная защита, то крайние угловые болты возможно окажутся длиннее. Таковой нельзя ставить по центру впереди, по другому он повредит радиатор! Если собираетесь поменять и поликлиновый ремень, не спешите прикручивать защиту к правому брызговику моторного отсека – его все равно придется снимать.
ВСТАВЛЯЕМ ПИСТОНЫ
Главное – уяснить положение ремня на шкивах, а уж о его натяжении позаботится автомат. Его отводим в сторону, поворачивая ключом «на 14» болт ролика по часовой стрелке. Усилие будет нужно большое, потому нужен хотя бы полуметровый рычаг.
Воздушный фильтр некорректно не вставишь: посодействуют стрелочка «вверх» и надпись «перед», а для особо невнимательных элемент сделали асимметричным.
Для подмены воздушного фильтра отстегиваем четыре пружинные защелки крышки, приподнимаем ее за правую сторону и вынимаем фильтрующий элемент – все очень просто. Если подошло время поменять свечки, то фильтр пока не ставим. Освобождаем трубку вакуумного усилителя, отстегнув хомут в задней части корпуса фильтра, и ключом «на 10» откручиваем три болта корпуса. Отводим его по ходу авто и, чтобы не мешал, заводим за тросик газа. Крышку приподнимаем повыше и подпираем ее, скажем, отверткой. Путь к катушкам открыт. Выкручиваем болты крепления и вынимаем катушки из колодцев, при всем этом проводку отсоединять необязательно. Свечи – под ключ «на 16». При их затяжке выдерживаем момент 15 Н·м, по другому свеча может обломиться, доставив много морок. Болты катушек тоже затягиваем в меру, чтоб не расколоть крепежные ушки. Устанавливая корпус фильтра, непременно удостоверьтесь, что шланги вентиляции картера вошли в зажимы. Нередко этим пренебрегают – шланги перетираются и мотор начинает хандрить.
Сложнее всего поменять свечу в четвертом цилиндре на моторе 1,6 л. Длина ключа находится в зависимости от подпорки крышки фильтра, а она – от податливости шлангов. На двухлитровом моторе все проще.
Топливный фильтр встроен в насос и согласно регламенту подмене не подлежит. Решение спорное, но в дилерской практике не отмечено каких-то заморочек с питанием мотора даже при пробегах под 150 тыс. км.
Натяжитель поликлинового ремня крутим за болт ролика по часовой стрелке. Только без удлинителя на ключе (как на фото) его навряд ли стронешь с места.
С подменой фронтальных колодок трудности вряд ли возникнут, принципиально только не перепутать их: внутренние, с трехпалой пластинкой, вставляем в поршень. На оригинальных колодках стрелки демонстрируют направление вращения колеса. До того как вворачивать направляющие пальцы, очистите их от продуктов износа и обязательно смажьте.
До того как вкручивать поршень, отделите от него прикипевшую манжету, чтоб не порвалась. Для этого прекрасно подходит тупая спица, смоченная в тормозной воды.
С задними колодками труднее. Они же работают и от ручника, потому поршень суппорта нужно не вдавливать, а вкручивать. Без приспособления здесь не обойтись, за что оценку снижаем. О том, что все подвижные соединения суппортов нужно смазать, припоминать, возлагаем надежды, лишне. А вот поработать педалью и ручником по окончании работ, чтоб избрать все зазоры и привести систему в рабочее состояние, запамятывают иногда и бывалые.
Без такового приспособления поменять задние колодки тяжело. Естественно, его можно отыскать и приобрести, но оно окупит себя не скоро.
Меняем лампочки. К правой фаре доступ хороший, а к левой путь преграждает воздухозаборник. Демонтировать его несложно – снимаем резиновое кольцо, придерживающее деталь около радиатора, и извлекаем пистон над фарой. Кстати, все пистоны в машине, по сути, схожи: сначала извлекаем сердцевину, а затем вынимаем тело. При этом, невзирая на шлицы под крестовую отвертку в шляпке сердцевины, ее вправду проще вытащить, чем вывернуть.
Вид на левую фару со стороны снятого воздуховода мотора. Патрон лампы поворотника показан стрелкой. Проще подобраться к нему, сняв крышку блока предохранителей.
У автомобиля на крышке багажника таких пистонов чертова дюжина – повозитесь, пока доберетесь до лампочек. Не проще и с крайними секциями фонарей, что в крыльях, – чтоб преодолеть хватку массивных защелок, удерживающих порожек, нужна сила в руках. Не потому ли столько «трешек» ездит с перегоревшими лампочками? Чем возиться с их подменой, проще подавать сигналы руками...
Чтоб разом узреть все лампочки в крышке багажника, будете длительно выковыривать 13 пистонов обивки.
Хэтчбек, похоже, проектировали другие Различное. Тут для подмены лампочек предусмотрели люки в обивках, а чтобы их снять, инструмент не нужен. Только после подмены ламп в третьем стоп-сигнале под накладкой пятой двери может завестись «сверчок».
Не жалейте средств на высококачественные лампочки для фонарей – пореже придется разбирать полмашины (если у вас автомобиль)!
Скрытые ПРИЕМЫ
Перед подменой салонного фильтра снимаем клемму с аккумулятора. Но только при выключенном зажигании и не раньше, чем дроссельная заслонка окончит калибровку, то есть закончит жужжать!
При подмене ламп хэтчбека самый непростой доступ – к третьему стоп-сигналу. Устанавливая накладку, проверьте, все ли пружинные защелки на месте (иногда они вылетают при снятии).
Отодвинув пассажирское кресло до упора вспять, готовим лежбище. Для удобства хорошо постелить на пол толстый ватник. Снимаем накладку порога и три щитка: перед дверным просветом, под бардачком и снизу центральной консоли. Отсоединив нижние разъемы от коммутационного блока, выкручиваем барашковые гайки и, откинув блок вниз, снимаем верхние разъемы и сам блок с кронштейна. Снимаем и кронштейн, вывернув ключом «на 10» две гайки.
Вероятнее всего, при виде наполовину разобранного салона вам будет боязно без помощи других поменять салонный фильтр (показан стрелкой). И не нужно – цена этой работы у дилеров многим покажется человечной.
Цель близка: люк в отопителе уже можно потрогать… Отсоединяем разъемы с датчиков температуры, примостившихся на лючке, и выкручиваем четыре шурупа. Доступ к верхнему фронтальному перекрыт термоизоляцией трубки испарителя, часть поролона просто обрываем. В конце концов снимаем люк и вынимаем элемент – сначала нижнюю, а затем высшую часть. С установкой свои трудности: для равновесия опираемся одной рукою на порог, другой вставляем верхнюю половинку фильтра, а... незадействованной частью тела – нижнюю. При этом принципиально, чтоб нижняя половинка точно попала в паз верхней!
Чтоб упростить задачку, некие мастера снимают накладку панели, дверной уплотнитель и бардачок. Считают, что так удобнее (хотя вряд ли это слово тут вообщем уместно).
*Авто с мотором 1,6 л и МКП в сопоставлении с «Ладой-Приора», трудозатратность обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1).**Средний балл за два варианта выполнения.
Благодарим компанию «Ю.С.Импекс» за помощь в подготовке материала. г.
НА ПЕРВЫЙ Взор И ПОСЛЕ
Оно самое сильное – 1-ое воспоминание. Но нередко обманчивое. Так и сейчас: заглянул под капот – сходу отметил удачный доступ ко всем горловинам, что не предвещает проблем с заменой жидкостей.
Сначала так и есть. Масло из двигателя сливаем, вывернув ключом «на 19» пробку в картере, при всем этом штатная пластмассовая защита моторного отдела не мешает. В ней предвидено отверстие для доступа к фильтру, через которое пройдет и съемник. Но только если под капотом 1,6-литровый мотор. У двухлитрового фильтр размещен в другом месте, а защита та же, унифицированная. Придется ее снимать – удобнее на смотровой канаве либо подъемнике (следует надеть головной убор, чтобы уберечься от осыпающейся грязищи). Запаситесь терпением: крепежного элемента много, в том числе гаек, приваренных к закладным пластинам. Если соединение закисло, такая гайка обрывается и крутится совместно с болтом. Как же неловко придерживать ее ключом «на 10»! При первой способности поменяйте крепежный элемент вазовскими шурупами совместно с закладными пластинами – этим ржавчина не страшна.
Для подмены охлаждающей воды защиту снимаем без размышлений, так как в ней нет отверстия для доступа к сливной пробке в левом бачке радиатора. До того как ее выкручивать, приготовьте широкую емкость для сбора воды и дайте мотору хорошо остыть – чтоб не обжечься и не сорвать голову пластмассовой пробке. На горячую это просто.
Поменять масло в МКП несложно – доступ к пробкам полностью приемлемый. В автомате подмена не предусмотрена, но не стоит надеяться на официальный регламент. Если масло плохо пахнет либо очень потемнело, лучше его поменять, чем рисковать здоровьем недешевого агрегата. Ключом «на 19» откручиваем пробку в поддоне и сливаем отработку. Через трубку щупа заливаем столько же свежайшего ATF Mercon V (без вариантов!), после этого пускаем движок. Передвинув селектор АКП по всем позициям с двух-трехсекундной задержкой в каждой из них, проверяем уровень и при необходимости доводим до нормы. Такую подмену дилеры считают достаточной невзирая на то, что около половины объема поменять не удается.
Обладатели нередко наслаждаются частичной подменой тормозной воды. Делают так: шприцем отсасывают из бачка отработавшую и заливают столько же свежайшей. При ежегодной подмене таковой метод полностью применим. Но в «трешке» им не воспользуешься, так как из-за сетки в горловину не залезешь даже иголкой. Потому заранее доработайте пробку: проделайте в ней отверстие, воткните в него вентиль от бескамерного колеса и заполните герметиком лабиринт воздуховода, связывающего полость бачка с атмосферой. Надев штуцер шинного насоса на вентиль, сделайте в бачке маленькое лишнее давление (до 0,5 атм) и выгоните старенькую жидкость через штуцеры прокачки. Поочередно – через задний правый, задний левый, фронтальный правый и передний левый тормозные механизмы. При этом смотрите за уровнем в бачке, подливая свежайшую жидкость, а по окончании работы удалите герметик из-под крышки.
При установке защиты не перепутайте болты. В штатном варианте они однообразные, но если установлена дополнительная железная защита, то крайние угловые болты возможно окажутся длиннее. Таковой нельзя ставить по центру впереди, по другому он повредит радиатор! Если собираетесь поменять и поликлиновый ремень, не спешите прикручивать защиту к правому брызговику моторного отсека – его все равно придется снимать.
ВСТАВЛЯЕМ ПИСТОНЫ
Главное – уяснить положение ремня на шкивах, а уж о его натяжении позаботится автомат. Его отводим в сторону, поворачивая ключом «на 14» болт ролика по часовой стрелке. Усилие будет нужно большое, потому нужен хотя бы полуметровый рычаг.
Воздушный фильтр некорректно не вставишь: посодействуют стрелочка «вверх» и надпись «перед», а для особо невнимательных элемент сделали асимметричным.
Для подмены воздушного фильтра отстегиваем четыре пружинные защелки крышки, приподнимаем ее за правую сторону и вынимаем фильтрующий элемент – все очень просто. Если подошло время поменять свечки, то фильтр пока не ставим. Освобождаем трубку вакуумного усилителя, отстегнув хомут в задней части корпуса фильтра, и ключом «на 10» откручиваем три болта корпуса. Отводим его по ходу авто и, чтобы не мешал, заводим за тросик газа. Крышку приподнимаем повыше и подпираем ее, скажем, отверткой. Путь к катушкам открыт. Выкручиваем болты крепления и вынимаем катушки из колодцев, при всем этом проводку отсоединять необязательно. Свечи – под ключ «на 16». При их затяжке выдерживаем момент 15 Н·м, по другому свеча может обломиться, доставив много морок. Болты катушек тоже затягиваем в меру, чтоб не расколоть крепежные ушки. Устанавливая корпус фильтра, непременно удостоверьтесь, что шланги вентиляции картера вошли в зажимы. Нередко этим пренебрегают – шланги перетираются и мотор начинает хандрить.
Сложнее всего поменять свечу в четвертом цилиндре на моторе 1,6 л. Длина ключа находится в зависимости от подпорки крышки фильтра, а она – от податливости шлангов. На двухлитровом моторе все проще.
Топливный фильтр встроен в насос и согласно регламенту подмене не подлежит. Решение спорное, но в дилерской практике не отмечено каких-то заморочек с питанием мотора даже при пробегах под 150 тыс. км.
Натяжитель поликлинового ремня крутим за болт ролика по часовой стрелке. Только без удлинителя на ключе (как на фото) его навряд ли стронешь с места.
С подменой фронтальных колодок трудности вряд ли возникнут, принципиально только не перепутать их: внутренние, с трехпалой пластинкой, вставляем в поршень. На оригинальных колодках стрелки демонстрируют направление вращения колеса. До того как вворачивать направляющие пальцы, очистите их от продуктов износа и обязательно смажьте.
До того как вкручивать поршень, отделите от него прикипевшую манжету, чтоб не порвалась. Для этого прекрасно подходит тупая спица, смоченная в тормозной воды.
С задними колодками труднее. Они же работают и от ручника, потому поршень суппорта нужно не вдавливать, а вкручивать. Без приспособления здесь не обойтись, за что оценку снижаем. О том, что все подвижные соединения суппортов нужно смазать, припоминать, возлагаем надежды, лишне. А вот поработать педалью и ручником по окончании работ, чтоб избрать все зазоры и привести систему в рабочее состояние, запамятывают иногда и бывалые.
Без такового приспособления поменять задние колодки тяжело. Естественно, его можно отыскать и приобрести, но оно окупит себя не скоро.
Меняем лампочки. К правой фаре доступ хороший, а к левой путь преграждает воздухозаборник. Демонтировать его несложно – снимаем резиновое кольцо, придерживающее деталь около радиатора, и извлекаем пистон над фарой. Кстати, все пистоны в машине, по сути, схожи: сначала извлекаем сердцевину, а затем вынимаем тело. При этом, невзирая на шлицы под крестовую отвертку в шляпке сердцевины, ее вправду проще вытащить, чем вывернуть.
Вид на левую фару со стороны снятого воздуховода мотора. Патрон лампы поворотника показан стрелкой. Проще подобраться к нему, сняв крышку блока предохранителей.
У автомобиля на крышке багажника таких пистонов чертова дюжина – повозитесь, пока доберетесь до лампочек. Не проще и с крайними секциями фонарей, что в крыльях, – чтоб преодолеть хватку массивных защелок, удерживающих порожек, нужна сила в руках. Не потому ли столько «трешек» ездит с перегоревшими лампочками? Чем возиться с их подменой, проще подавать сигналы руками...
Чтоб разом узреть все лампочки в крышке багажника, будете длительно выковыривать 13 пистонов обивки.
Хэтчбек, похоже, проектировали другие Различное. Тут для подмены лампочек предусмотрели люки в обивках, а чтобы их снять, инструмент не нужен. Только после подмены ламп в третьем стоп-сигнале под накладкой пятой двери может завестись «сверчок».
Не жалейте средств на высококачественные лампочки для фонарей – пореже придется разбирать полмашины (если у вас автомобиль)!
Скрытые ПРИЕМЫ
Перед подменой салонного фильтра снимаем клемму с аккумулятора. Но только при выключенном зажигании и не раньше, чем дроссельная заслонка окончит калибровку, то есть закончит жужжать!
При подмене ламп хэтчбека самый непростой доступ – к третьему стоп-сигналу. Устанавливая накладку, проверьте, все ли пружинные защелки на месте (иногда они вылетают при снятии).
Отодвинув пассажирское кресло до упора вспять, готовим лежбище. Для удобства хорошо постелить на пол толстый ватник. Снимаем накладку порога и три щитка: перед дверным просветом, под бардачком и снизу центральной консоли. Отсоединив нижние разъемы от коммутационного блока, выкручиваем барашковые гайки и, откинув блок вниз, снимаем верхние разъемы и сам блок с кронштейна. Снимаем и кронштейн, вывернув ключом «на 10» две гайки.
Вероятнее всего, при виде наполовину разобранного салона вам будет боязно без помощи других поменять салонный фильтр (показан стрелкой). И не нужно – цена этой работы у дилеров многим покажется человечной.
Цель близка: люк в отопителе уже можно потрогать… Отсоединяем разъемы с датчиков температуры, примостившихся на лючке, и выкручиваем четыре шурупа. Доступ к верхнему фронтальному перекрыт термоизоляцией трубки испарителя, часть поролона просто обрываем. В конце концов снимаем люк и вынимаем элемент – сначала нижнюю, а затем высшую часть. С установкой свои трудности: для равновесия опираемся одной рукою на порог, другой вставляем верхнюю половинку фильтра, а... незадействованной частью тела – нижнюю. При этом принципиально, чтоб нижняя половинка точно попала в паз верхней!
Чтоб упростить задачку, некие мастера снимают накладку панели, дверной уплотнитель и бардачок. Считают, что так удобнее (хотя вряд ли это слово тут вообщем уместно).
*Авто с мотором 1,6 л и МКП в сопоставлении с «Ладой-Приора», трудозатратность обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1).**Средний балл за два варианта выполнения.
Благодарим компанию «Ю.С.Импекс» за помощь в подготовке материала. г.