ЗИС Имени «отца народов»
Лимузин ЗиС-101 в 1936 году стал первым представительским автомобилем, серийно выпускавшимся на Заводе имени Сталина в Москве.

На совещании в наркомате тяжеленной индустрии 20 июля 1932 года управляющий Всесоюзным автотракторным объединением Сергей Дьяконов поставил перед Краснопутиловским заводом в Ленинграде задачку начать создание «советского «Бьюика». Еще в 1926-м, во время всесоюзного автопробега из Москвы в Крым, машины этой марки достойно выдержали все тесты, и советскоамериканская торговая компания «Ам-торг» часто закупала Buick. Для производства приняли наибольшую и сильную модель – лимузин 32-90. Планировали выпускать по 20 000 автомобилей в год, но к 1 мая 1933 года собрали только 6 машин, получивших наименование «Ленинград-1», либо просто Л-1. Со своими обязанностями предприятие не совладало. Во время автопробега Л-1 нередко ломались по очевидной причине – из-за низкой культуры производства. Приказом Наркомтяжпрома задачку сделать русский представительский лимузин передали из Ленинграда в Москву на Завод имени Сталина.
Путевка в жизнь
Взяв за эталон тот же Buick, но уже 1933–1934 годов, конструкторы сохранили только его лонжеронную раму с Х-образной поперечиной, верхнеклапанный мотор и 3-ступенчатую коробку. С дизайном было труднее. В статье журнальчика «За рулем» за 1934 год конструктор Евгений Иванович Важинский писал: «Автозавод им. Сталина с начала 1936 г. будет выпускать легковые многолитражные семиместные авто ЗиС-101.

Создание рассчитано на выпуск 10 тыс. машин в год. Новенькая машина сконструирована по типу наилучших американских марок Бьюик и Паккард. Внешний облик автомобиля будет близок к машине Бьюик 1934 г. с закрытым кузовом седан». В статье приводился и набросок будущей машины, очень похожей на Buick`34. Но по неведомым причинам бывалые эталоны ЗиС-101 отличались от макета, хотя что-то в их виде было схожим. Так, покатая облицовка радиатора с соответствующими блестящими молдингами очевидно была позаимствована у Plymouth 1935 года...
1-ые два опытнейших эталона ЗиС-101 были готовы в марте 1936 года. Еще шел снег, когда директор ЗиСа Иван Лихачев сделал пробную поездку на шасси 1-го из их – кузов не установили. Через влажный снег и ветер Лихачев доехал до Подольска и возвратился на завод. Весь последующий месяц на заводе доводили до разума бывалые экземпляры, чтоб показать их членам партии и правительства. Один ЗиС выкрасили в темный цвет, другой – в вишневый. «Смотрины» состоялись 29 апреля 1936 года в Кремле напротив артиллерийских складов. Полюбоваться новинкой автопрома пришли Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин, председатель Совнаркома Вячеслав Молотов, нарком тяжеленной индустрии Серго Орджоникидзе, нарком наружной торговли Анастас Микоян и другие высокопоставленные товарищи. Они придирчиво осматривали оба ЗиС-101, ассоциировали их с зарубежными машинами и высказывали пожелания. Так, Сталин предложил сделать эмблему в виде развевающегося красноватого флага со звездой – на этом вмешательство «отца народов» в конструкцию автомобиля закончилось. В тот денек Сталин очевидно пребывал в неплохом настроении, и ЗиС-101 просто получил путевку в жизнь.
Размеренная езда
Конвейерная сборка ЗиС-101 началась практически через год, в январе 1937-го, – рабочие длительно монтировали и осваивали оборудование. Для русской авто индустрии машина была очень сложной. В конструкции «стопервого» воплотилось огромное количество новых технических решений. Сначала это касалось кузова типа «лимузин» с опускающейся перегородкой за водительским сидением. Каркас кузова изготавливался из бука, сделать его могли только столяры высшего класса.

ЗиС-101 числился очень комфортным. В его салоне был отопитель – шоферы называли его на британский манер «хитер». Еще в автомобиле имелись багажник и дополнительная багажная решетка, отделанная блестящими накладками. Водительская часть салона обивалась кожей, а пассажирская – тканью. На некие экземпляры устанавливали радиоприемник АИ-656 завода им. Орджоникидзе, работавший в спектре длинноватых и средних волн. Приток воздуха в салон обеспечивался при помощи поворотных форточек.
Движок ЗиС-101 во 2-ой половине 30-х годов был одним из самых прогрессивных. Рядная «восьмерка» рабочим объемом 5766 см3 развивала мощность 110 л.с. при 3200 об/мин, если у мотора были дюралевые поршни, и 90 л.с. при 2800 об/мин, если поршни из чугуна. Мотор имел коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор «Марвел» (тоже наследие от Buick) с обогревом отработавшими газами и термостат в охлаждающей системе, который поддерживал температуру в охлаждающей системе и управлял открытием жалюзи.
Большая масса автомобиля (более 3-х тонн) в купе с мягенькой зависимой подвеской колес на длинноватых рессорах и гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего деяния делали езду мягенькой. В тормозной системе был использован вакуумный усилитель, либо, как его тогда называли, «тормозной бустер». Правда, работал он так, что левые колеса тормозили чуток посильнее правых. Разгонялся ЗиС-101 до скорости 115 либо 120 км/ч зависимо от мотора, а расход горючего составлял 26,5 л/100 км.
Борьба за качество
Суммарный выпуск «стопервого» за всегда производства с 1937 по 1941 год составил 8752 экземпляра в различных модификациях. Сначало ЗиС-101 выпускался только с кузовом «лимузин». В конце 1937 года завод разработал две модификации с открытым кузовом, типа «фаэтон» со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами с целлулоидными окошками, и «кабриолет», тоже с тентом, но с выдвигающимися из дверей стеклами в рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. Так как автомобиль с откидным верхом в изготовлении был труднее, то к мелкосерийному производству приняли фаэтон, присвоив ему индекс ЗиС-102.
Малыми сериями выпускалась на базе ЗиС-101 карета скорой помощи с модифицированной планировкой задней части салона и отличительным фонарем с красноватым крестом над ветровым стеклом. Не считая того, некая часть ЗиС-101 использовалась в качестве такси и оборудовалась таксометром, устанавливаемым у правой стойки ветрового стекла.

В июне 1940 года на ЗиСе работала правительственная комиссия, которую возглавлял академик Е.А. Чудаков. Она, а именно, отметила, что ЗиС-101 на 600–700 кг тяжелее забугорных аналогов. Последовавшая модернизация привела к созданию ЗиС-101А. Поменялась облицовка радиатора, стал сильнее движок, облегчена конструкция синхронизатора в коробке и использованы косозубые шестерни первой передачи и заднего хода, создано однодисковое сцепление.
Мощность мотора выросла благодаря переходу на новый карбюратор МКЗ-Л2 (типа «Стромберг»), где смесь поступала в цилиндры не восходящим, а падающим потоком, по этому улучшались их заполнение и мощность. Сыграли свою роль модифицированная конструкция впускного коллектора и пересмотренные фазы газораспределения: ЗиС-101А, выпускавшийся только с дюралевыми поршнями, развивал мощность 116 л.с. Были построены бывалые эталоны ЗиС-101Б со ступенчатым багажником и рядом усовершенствований в шасси, также ЗиС-103 с независящей подвеской фронтальных колес. Но воплотить эти планы не удалось из-за начавшейся войны. К этому моменту завод успел сделать около 600 автомобилей ЗиС-101А.