Самые резвые Золотой век скорости
Стремительная езда увлекала всегда, за длительное время до возникновения автомобилей. Когда же Различное научились фиксировать скорость, развернулась погоня за рекордами. О самых первых и самых новых – рассказ Алексея Воробьева-Обухова.
Со столетним юбилеем! 8 ноября 1909 года на бетонной дорожке в английском Брукленде был преодолен предел в 200 км/ч. Автомобиль «Блитцен-Бенц» оправдал свое заглавие (нем. Blitz – молния): пилот Виктор Хемери установил на нем сходу 5 глобальных рекордов. При старте с хода он развил на дистанции в полмили скорость 205,666 км/ч, на километровой – 202,648 км/ч, с места прошел километр за 31,326 с, полмили – за 25,566 с, милю – за 42,268 с. Сейчас эти характеристики никого не впечатлят, иногда их перекрывают даже на Кутузовском проспекте русской столицы (о чем мы узнаем из сводок происшествий). Но тогда «Блитцен-Бенц» стал самым резвым не только лишь посреди автомобилей, да и посреди поездов и даже... самолетов!
На данный момент «Блитцен-Бенц» заведут
Для такового разгона потребовался движок мощностью 200 л.с. Естественно, сейчас у машин, разгоняющихся за двести, «лошадей» под капотом приблизительно столько же, но оцените, как меньше «овса» им сегодня требуется: рабочий объем тех 4 цилиндров составлял 21,5 л. Сможете представить, сколько сил в нем могло бы быть при современном уровне моторостроения!
Виктор Хемери, 1-ый пилот, преодолевший предел 200 км/ч.
Меж иным, за год до рекордного заезда Виктор Хемери пришел первым в гонке «Санкт-Петербург – Москва», так что и россиянам его имя не чуждо. Трагична судьба этого известного человека: от безысходной бедности уже в преклонном возрасте он покончил с собой. А ведь век вспять его достижение в Брукленде отдало начало гонке за рекордами скорости: в 1911 году на соляной поверхности в Дэйтона-Бич (США) Боб Барман смог разогнать «молнию» до 228,1 км/ч. И это достижение пало только через восемь лет.
«Горшки» этого мотора вместили бы два ведра воды.
Сейчас рекорд для аппаратов, передвигающихся на колесах по земле, составляет 1227 км/ч. Потому цель превысить планку всего-то в 400 миль в час (около 640 км/ч), поставленная командой фанатов скорости из американской тюнинговой компании Spectre Performance, может показаться очень умеренной. Но дело в том, что сверхзвуковой барьер преодолевал не столько автомобиль, сколько ракета. Реактивный движок не был механически связан с колесами – они просто катились по гладкому дну высохшего соляного озера. А вот если попробовать разогнать до 6 сотен традиционный автомобиль с ДВС, возникнут суровые и иногда внезапные трудности. В свое время конструкторы «Бугатти», к примеру, столкнулись с тем, что смазка в ШРУСах под действием центробежной силы… разрывала гофрированный чехол уже после 350 км/ч! Ну и нужная мощность на дозвуковых скоростях вырастает приблизительно пропорционально кубу скорости, другими словами потребуются не сотки, а тыщи лошадиных сил. Вобщем, сегодня их можно извлечь из достаточно умеренного рабочего объема, если не думать о ресурсе мотора. Потому для трехосного «Спидлайнера» калифорнийские изобретатели взяли «восьмерку» от полностью серийного «Кадиллака», расточили ее до 8668 см? и наддули 2-мя турбокомпрессорами поперечником 88 мм каждый. В конечном итоге мотор выдал аж 2000 л.с., и, по расчетам, их должно было хватить для заслуги поставленной цели.
«Блитцен-Бенц» и сейчас поражает. Вобщем, уже не скоростью.
Но 10 октября на соляном озере в штате Юта все пошло не так, как задумывали. Чуть машина разогналась до 459 км/ч, как без всяких видимых обстоятельств сработала система пожаротушения и все залила пеной. Пришлось ремонтироваться и повторять попытку. В конце концов Кенни Хуверу удалось зафиксировать в Хронометрической ассоциации Южной Калифорнии рекорд: 330,9 мили в час (532,532 км/ч). Это среднеарифметический итог (рекорд, как понятно, вычисляют как среднее значение данных 2-ух заездов – в прямом и оборотном направлениях), максималка же в одном из зачетных проездов была на 9 миль в час выше.
Трехосный «Спидлайнер» на старт выталкивал трехосный же пикап.
Создатели «Спидлайнера» не отказались от идеи преодолеть заявленный ими предел скорости с круглым числом на спидометре – 400 миль в час, да и поставленный рекорд позволяет считать их болид самым резвым бензиновым автомобилем на планетке.
Это пока только макет «Бладхаунда-SSC». Зато его можно трогать!
Движок (один из троицы) реальный. Он поражает даже на выставочном щите.
Круглые числа на спидометрах владеют воистину волшебной соблазнительностью. И вот уже компания STP спонсирует создание болида «Бладхаунд-SSC» (Bloodhound SSC). Буквенный индекс в его заглавии гласит о сверхзвуковых способностях реактивного суперкара, а отметка, которую он должен вот-вот покорить, равна 1000 миль в час (помножьте на 1,6 – узнаете, сколько это в километрах). Создателю этих строк довелось в Гудвуде, в Англии, пощупать макет грядущего аппаратарекордсмена и его уже готовый турбореактивный движок. Презентация преследовала и другую цель. Кризис нанес чувствительный удар по финансированию этого принципиального проекта, и зрителям предлагалось внести пожертвования в размере 20 либо 75 фунтов стерлингов за бронзовый либо золотой билет в клуб 1К. Членство в нем дает право получать эксклюзивные материалы и участвовать в презентациях, в том числе в ходовых испытаниях. Их, вобщем, еще нужно дождаться, а пока познакомимся с обнародованными техническими чертами «Бладхаунда». Итак, длина болида – 12,8 м, оснащенная масса – 6422 кг, поперечник колес – 900 мм, а радиус разворота – 120 м! Движков будет… три: турбореактивный EJ200 с тягой 90 кН, ракетный в 122 кН и бензиновый V12 мощностью 800 л.с. Для чего к тому же бензиновый? Чтоб крутить насос, подающий окислитель.
Телевизионщики берут интервью у «капитана» Greenbird – рекордиста-парусника.
Знакомых с шинной темой, естественно, заинтригует вопрос: какая покрышка выдержит настолько обезумевшую скорость? Отвечаю: никакая. Колеса раскручиваются практически до 10 000 об/мин, и круговая перегрузка на ободе – 50 000 g. Так что тут не резиновые – сплошные титановые колеса.
Самый резвый «трактор» компании JCB тормозит парашютом.
По уверениям разработчиков, «Бладхаунд-SSC» разгонится до 1000 миль в час за 42 с, для рекордного заезда ему хватит 16-километровой дистанции. А позже плавныйплавный разворот – и опять в бой. Получится?
Рекорды гавайского грузовика не признаны FIA, но восхищают публику.
РЕКОРДЫ, РЕКОРДЫ…
Болид Движок Год Скорость, км/ч Thrust SSC реактивный 1997 1226,86 Hawaiian Eagle (грузовик) реактивный 1998 655 JCB Dieselmax дизельный 2006 563,418 Inspiration паровая турбина 2009 225,06 White Ligthning электромотор 1999 395,131 Greenbird парус 2009 202,938 Thrust SSC пока только покушается на рекорд.
На данный момент «Блитцен-Бенц» заведут
Для такового разгона потребовался движок мощностью 200 л.с. Естественно, сейчас у машин, разгоняющихся за двести, «лошадей» под капотом приблизительно столько же, но оцените, как меньше «овса» им сегодня требуется: рабочий объем тех 4 цилиндров составлял 21,5 л. Сможете представить, сколько сил в нем могло бы быть при современном уровне моторостроения!
Виктор Хемери, 1-ый пилот, преодолевший предел 200 км/ч.
Меж иным, за год до рекордного заезда Виктор Хемери пришел первым в гонке «Санкт-Петербург – Москва», так что и россиянам его имя не чуждо. Трагична судьба этого известного человека: от безысходной бедности уже в преклонном возрасте он покончил с собой. А ведь век вспять его достижение в Брукленде отдало начало гонке за рекордами скорости: в 1911 году на соляной поверхности в Дэйтона-Бич (США) Боб Барман смог разогнать «молнию» до 228,1 км/ч. И это достижение пало только через восемь лет.
«Горшки» этого мотора вместили бы два ведра воды.
Сейчас рекорд для аппаратов, передвигающихся на колесах по земле, составляет 1227 км/ч. Потому цель превысить планку всего-то в 400 миль в час (около 640 км/ч), поставленная командой фанатов скорости из американской тюнинговой компании Spectre Performance, может показаться очень умеренной. Но дело в том, что сверхзвуковой барьер преодолевал не столько автомобиль, сколько ракета. Реактивный движок не был механически связан с колесами – они просто катились по гладкому дну высохшего соляного озера. А вот если попробовать разогнать до 6 сотен традиционный автомобиль с ДВС, возникнут суровые и иногда внезапные трудности. В свое время конструкторы «Бугатти», к примеру, столкнулись с тем, что смазка в ШРУСах под действием центробежной силы… разрывала гофрированный чехол уже после 350 км/ч! Ну и нужная мощность на дозвуковых скоростях вырастает приблизительно пропорционально кубу скорости, другими словами потребуются не сотки, а тыщи лошадиных сил. Вобщем, сегодня их можно извлечь из достаточно умеренного рабочего объема, если не думать о ресурсе мотора. Потому для трехосного «Спидлайнера» калифорнийские изобретатели взяли «восьмерку» от полностью серийного «Кадиллака», расточили ее до 8668 см? и наддули 2-мя турбокомпрессорами поперечником 88 мм каждый. В конечном итоге мотор выдал аж 2000 л.с., и, по расчетам, их должно было хватить для заслуги поставленной цели.
«Блитцен-Бенц» и сейчас поражает. Вобщем, уже не скоростью.
Но 10 октября на соляном озере в штате Юта все пошло не так, как задумывали. Чуть машина разогналась до 459 км/ч, как без всяких видимых обстоятельств сработала система пожаротушения и все залила пеной. Пришлось ремонтироваться и повторять попытку. В конце концов Кенни Хуверу удалось зафиксировать в Хронометрической ассоциации Южной Калифорнии рекорд: 330,9 мили в час (532,532 км/ч). Это среднеарифметический итог (рекорд, как понятно, вычисляют как среднее значение данных 2-ух заездов – в прямом и оборотном направлениях), максималка же в одном из зачетных проездов была на 9 миль в час выше.
Трехосный «Спидлайнер» на старт выталкивал трехосный же пикап.
Создатели «Спидлайнера» не отказались от идеи преодолеть заявленный ими предел скорости с круглым числом на спидометре – 400 миль в час, да и поставленный рекорд позволяет считать их болид самым резвым бензиновым автомобилем на планетке.
Это пока только макет «Бладхаунда-SSC». Зато его можно трогать!
Движок (один из троицы) реальный. Он поражает даже на выставочном щите.
Круглые числа на спидометрах владеют воистину волшебной соблазнительностью. И вот уже компания STP спонсирует создание болида «Бладхаунд-SSC» (Bloodhound SSC). Буквенный индекс в его заглавии гласит о сверхзвуковых способностях реактивного суперкара, а отметка, которую он должен вот-вот покорить, равна 1000 миль в час (помножьте на 1,6 – узнаете, сколько это в километрах). Создателю этих строк довелось в Гудвуде, в Англии, пощупать макет грядущего аппаратарекордсмена и его уже готовый турбореактивный движок. Презентация преследовала и другую цель. Кризис нанес чувствительный удар по финансированию этого принципиального проекта, и зрителям предлагалось внести пожертвования в размере 20 либо 75 фунтов стерлингов за бронзовый либо золотой билет в клуб 1К. Членство в нем дает право получать эксклюзивные материалы и участвовать в презентациях, в том числе в ходовых испытаниях. Их, вобщем, еще нужно дождаться, а пока познакомимся с обнародованными техническими чертами «Бладхаунда». Итак, длина болида – 12,8 м, оснащенная масса – 6422 кг, поперечник колес – 900 мм, а радиус разворота – 120 м! Движков будет… три: турбореактивный EJ200 с тягой 90 кН, ракетный в 122 кН и бензиновый V12 мощностью 800 л.с. Для чего к тому же бензиновый? Чтоб крутить насос, подающий окислитель.
Телевизионщики берут интервью у «капитана» Greenbird – рекордиста-парусника.
Знакомых с шинной темой, естественно, заинтригует вопрос: какая покрышка выдержит настолько обезумевшую скорость? Отвечаю: никакая. Колеса раскручиваются практически до 10 000 об/мин, и круговая перегрузка на ободе – 50 000 g. Так что тут не резиновые – сплошные титановые колеса.
Самый резвый «трактор» компании JCB тормозит парашютом.
По уверениям разработчиков, «Бладхаунд-SSC» разгонится до 1000 миль в час за 42 с, для рекордного заезда ему хватит 16-километровой дистанции. А позже плавныйплавный разворот – и опять в бой. Получится?
Рекорды гавайского грузовика не признаны FIA, но восхищают публику.
РЕКОРДЫ, РЕКОРДЫ…
Болид Движок Год Скорость, км/ч Thrust SSC реактивный 1997 1226,86 Hawaiian Eagle (грузовик) реактивный 1998 655 JCB Dieselmax дизельный 2006 563,418 Inspiration паровая турбина 2009 225,06 White Ligthning электромотор 1999 395,131 Greenbird парус 2009 202,938 Thrust SSC пока только покушается на рекорд.