«Газелью» – по кризису!
Когда поминают наш автопром, всегда почему-либо сходу выплывает АВТОВАЗ. Хотя есть и другие предприятия, и у каждого собственный путь выхода из кризиса. Опыт выживания Горьковского автозавода изучал Игорь Моржаретто.
КИНОЛОГАМ НА ЗАМЕТКУ
1-ое, что порадовало еще до того, как я попал на заводскую местность, – это выезжающие из ворот новые «сайберы» без номеров. Означает, легковой сборочный поток работает. А ведь некие СМИ российско-американский проект уже похоронили!
– К огорчению, выход новейшей модели фактически совпал с началом кризиса, и сборочный поток задействован всего на 5% собственных способностей, – сокрушается исполнительный директор ГАЗа Леонид Долгов. – За месяц выпускаем ровно столько, сколько продаем: около 400 штук. Не достаточно того что в целом спрос на авто свалился более чем в два раза, так к тому же покупатели не веруют, что качество лицензионного продукта, собранного на русском предприятии под своим брендом, будет на мировом уровне. Хотя статистика по ремонтам, которую обобщают наши дилеры, указывает: «сайберы» собраны качественно, претензий и специфичных болячек нет. Модель-то испытанная!
Так что истинной палочкой-выручалочкой для ГАЗа стала полуторка «Газель». Модель не так давно отметила 15-летие, и казалось, что ее актуальный цикл кончается. Перевозчики все почаще выбирали микроавтобусы «Мерседес» и «Фольксваген», легкие грузовики ИВЕКО и «Хёндай». Понятно, они куда комфортабельнее и надежней!
С июля спрос на самые различные «Газели» размеренно вырастает.
– Кризис принудил всех считать Энциклопедия грузовых автомобилей – и нас, и потребителей. Иномарки многим оказались не по кармашку. В итоге за год толика ГАЗа в секторе легких коммерческих автомобилей (LCV) возросла с 49 до 58%! – с одушевлением ведает Долгов.
С началом кризиса линейка «газелей» очень поменялась. Ушли не очень нужные модификации, зато сейчас завод готов предложить модели на хоть какой вкус и кошелек! Для фермеров и начинающих предпринимателей – «Газель-Эконом» за 260 тыщ рублей, для профессионалов – самые различные машины: от молоковозов до подвижных кинологических лабораторий (такие заказали не так давно пограничники).
А в последнее время с сборочного потока пойдут две новые машины. Одна – обычная «Газель», но с уже установленным газобаллонным оборудованием (ГБО). Как выяснилось, третья часть хозяев без помощи других переводят полуторки на газ. Еще бы, экономия на горючем составляет 30–40%. С фирменным ГБО (его будет поставлять итальянская компания) у покупателей не возникнет заморочек ни с постановкой машины на учет (ГАЗ дает сертификат), ни с заводской гарантией.
«Газель» с газобаллонным оборудованием в феврале начнет сходить с сборочного потока.
2-ая модель, премьера которой намечена на февраль, условно именуется «Газель-Плюс». Показать мне ее пока отказались, но растолковали, что это совсем другой по своим потребительским качествам коммерческий автомобиль. При всем этом ненамного дороже стандартного грузовика либо фургона… Что все-таки, поглядим!
Но самое главное – с начала 2009 года Горьковский автозавод интенсивно занялся реструктуризацией и сокращением издержек и уже в июле достигнул безубыточности. Нынешнее положение предприятия можно оценить как размеренное. Дно кризиса, как считают на заводе, уже прошли – спрос на авто технику хотя и медлительно, но вырастает. Все это позволило компании добиться договоренности со всеми банками-кредиторами о реструктуризации долга (выплата основной его части начнется только через два года, с отсрочкой процентов). Удалось избежать и сокращения кадров: по договоренности с правительством области на заводе действует программка «Учеба + работа». Те несколько тыщ работников ГАЗа, которых, вообще-то, должны были уволить (ведь создание сократилось практически втрое), как и раньше числятся на заводе, но заняты на публичных работах и сразу получают вторую, более востребованную профессию. И соответственно заработную плату: 8–12 тыс. рублей за месяц (это 60% средней заработной платы в «прошлой жизни»). Мало, но все таки куда лучше, чем ничего…
С ноября 2009 года на газовском конвейере легких коммерческих автомобилей опять введена шестидневная рабочая неделя – спрос на «Газели» вырос.
ПОКЛОН ПОКУПАТЕЛЮ
Меня длительно водили по цехам: демонстрировали, как удалось улучшить создание, избавиться от непозволительных складских припасов. Жалко, но кризис совсем похоронил старенькую нашу «Волгу» – спрос на нее свалился чертовски. Хотя и на данный момент можно заказать партию хоть «ноль-вторых», хоть «сто пятых» – машины соберут в заводском ателье вручную (кстати, такие заказы поступают).
Но главные перемены произошли даже не в системе производства, а в организации сбыта продукции. Ведь наше машиностроение наконец оказалось в обычной ситуации, когда цель – выпустить не какой-либо продукт, а конкретно тот, что нужен покупателю. Но до этого уверить его в том, что конкретно этот продукт ему нужен и что не возникнет никаких заморочек с обслуживанием…
– Какие нам сейчас необходимы торговцы? Активные, деятельные; чтоб не посиживали в автомобильном салоне в ожидании клиента, а сами находили его «в поле», – излагает собственный антикризисный план директор по продажам и маркетингу ГАЗа Олег Марков. – При этом «поле» – это определенная территория, где можно пересечься с вероятным клиентом, установить с ним контакт, уверить в выгодности покупки нашего автомобиля…
Здесь, кстати, у ГАЗа свои достойные внимания находки. К примеру, дилеры сейчас организуют мобильные кабинеты продаж (МОП) на различных региональных ярмарках, выставках и т. п. Как бы ничего такого особенного: ну, поставили несколько машин, рядом прохаживаются торговцы, которые предлагают изучить технику и маркетинговую продукцию, если нужно – организуют здесь же маленький тест-драйв… А ведь реализации ожили! Либо еще одна мысль, над которой скептики похихикивали, – региональная сеть коммерческих агентов. На данный момент их у завода около полутысячи (в главном из числа работников сервисных центров и магазинов запчастей). В свободное время они рекламируют авто марки ГАЗ и занимаются поиском будущих покупателей. Привел клиента в дилерский центр – получи вознаграждение! Пока, по словам Олега Маркова, все совместно они приводят только около 70 новых покупателей за месяц, но это ведь только начало, а для роста продаж все методы (легитимные) неплохи!
Но основная задачка, которая стояла перед ГАЗом и его дилерами, – прирастить кредитные реализации. Если в 2008 году на их долю приходилось до 40% всей реализации, то в январе 2009-го они составили каких-либо 8%… Для производителей коммерческой техники – трагедия.
– С целью вербования покупателей мы вместе с рядом ведущих русских банков предложили несколько прибыльных кредитных программ, – ведает Олег Марков. – С конца лета начала действовать муниципальная программка субсидирования кредитных ставок на покупку коммерческих машин. Но к тому времени у нас в области уже работала такая же региональная программка. В итоге по итогам года удалось прирастить долю кредитных продаж до 30%!
Кстати, в области с августа 2009 года выплачивают валютную компенсацию (до 50 тыс. рублей) тем, кто сдает собственный автомобиль старше 7 лет в обмен на новый, выпущенный на ГАЗе. По всей стране такую программку только предстоит запустить (и то в виде опыта), а в Нижегородской области – уже действует!
– Система эта новенькая, но, уже можно сказать, довольно действенная для роста продаж, – осторожно комментирует министр индустрии и нововведений области Николай Сатаев. – Пока многие трудности только решаем. Наладили приемку старенькых авто, разборку, на данный момент проводим тендер посреди компаний, которые займутся утилизацией определенных компонент (металл, стекло, резина, пластмасса и т. д.). Одно могу сказать – желающих заняться таким делом в области много.
Трудиться на ГАЗе в Нижнем Новгороде как и раньше престижно – тут зарабатывают 18–20 тыс. рублей.
У Горьковского автозавода осталось много нерешенных заморочек. Но главное – он работает, выпускает машины, которые продаются! ГАЗ не стал промышленным партнером «Опеля», как еще не так давно предполагалось, но вздыхать по этому поводу в Нижнем Новгороде, кажется, никто не собирается.
– Есть для нас и бесспорный плюс в этой несостоявшейся сделке по покупке «Опеля», – произнес на прощание исполнительный директор ГАЗа Леонид Долгов. – Сюда часто приезжали различные зарубежные делегации, знакомились с созданием. И все сделали вывод: в Нижнем Новгороде можно собирать современные высококачественные авто, для этого есть и оборудование, и кадры, и система логистики. Так что переговоры с ведущими глобальными производителями длятся! г.
КИНОЛОГАМ НА ЗАМЕТКУ
1-ое, что порадовало еще до того, как я попал на заводскую местность, – это выезжающие из ворот новые «сайберы» без номеров. Означает, легковой сборочный поток работает. А ведь некие СМИ российско-американский проект уже похоронили!
– К огорчению, выход новейшей модели фактически совпал с началом кризиса, и сборочный поток задействован всего на 5% собственных способностей, – сокрушается исполнительный директор ГАЗа Леонид Долгов. – За месяц выпускаем ровно столько, сколько продаем: около 400 штук. Не достаточно того что в целом спрос на авто свалился более чем в два раза, так к тому же покупатели не веруют, что качество лицензионного продукта, собранного на русском предприятии под своим брендом, будет на мировом уровне. Хотя статистика по ремонтам, которую обобщают наши дилеры, указывает: «сайберы» собраны качественно, претензий и специфичных болячек нет. Модель-то испытанная!
Так что истинной палочкой-выручалочкой для ГАЗа стала полуторка «Газель». Модель не так давно отметила 15-летие, и казалось, что ее актуальный цикл кончается. Перевозчики все почаще выбирали микроавтобусы «Мерседес» и «Фольксваген», легкие грузовики ИВЕКО и «Хёндай». Понятно, они куда комфортабельнее и надежней!
С июля спрос на самые различные «Газели» размеренно вырастает.
– Кризис принудил всех считать Энциклопедия грузовых автомобилей – и нас, и потребителей. Иномарки многим оказались не по кармашку. В итоге за год толика ГАЗа в секторе легких коммерческих автомобилей (LCV) возросла с 49 до 58%! – с одушевлением ведает Долгов.
С началом кризиса линейка «газелей» очень поменялась. Ушли не очень нужные модификации, зато сейчас завод готов предложить модели на хоть какой вкус и кошелек! Для фермеров и начинающих предпринимателей – «Газель-Эконом» за 260 тыщ рублей, для профессионалов – самые различные машины: от молоковозов до подвижных кинологических лабораторий (такие заказали не так давно пограничники).
А в последнее время с сборочного потока пойдут две новые машины. Одна – обычная «Газель», но с уже установленным газобаллонным оборудованием (ГБО). Как выяснилось, третья часть хозяев без помощи других переводят полуторки на газ. Еще бы, экономия на горючем составляет 30–40%. С фирменным ГБО (его будет поставлять итальянская компания) у покупателей не возникнет заморочек ни с постановкой машины на учет (ГАЗ дает сертификат), ни с заводской гарантией.
«Газель» с газобаллонным оборудованием в феврале начнет сходить с сборочного потока.
2-ая модель, премьера которой намечена на февраль, условно именуется «Газель-Плюс». Показать мне ее пока отказались, но растолковали, что это совсем другой по своим потребительским качествам коммерческий автомобиль. При всем этом ненамного дороже стандартного грузовика либо фургона… Что все-таки, поглядим!
Но самое главное – с начала 2009 года Горьковский автозавод интенсивно занялся реструктуризацией и сокращением издержек и уже в июле достигнул безубыточности. Нынешнее положение предприятия можно оценить как размеренное. Дно кризиса, как считают на заводе, уже прошли – спрос на авто технику хотя и медлительно, но вырастает. Все это позволило компании добиться договоренности со всеми банками-кредиторами о реструктуризации долга (выплата основной его части начнется только через два года, с отсрочкой процентов). Удалось избежать и сокращения кадров: по договоренности с правительством области на заводе действует программка «Учеба + работа». Те несколько тыщ работников ГАЗа, которых, вообще-то, должны были уволить (ведь создание сократилось практически втрое), как и раньше числятся на заводе, но заняты на публичных работах и сразу получают вторую, более востребованную профессию. И соответственно заработную плату: 8–12 тыс. рублей за месяц (это 60% средней заработной платы в «прошлой жизни»). Мало, но все таки куда лучше, чем ничего…
С ноября 2009 года на газовском конвейере легких коммерческих автомобилей опять введена шестидневная рабочая неделя – спрос на «Газели» вырос.
ПОКЛОН ПОКУПАТЕЛЮ
Меня длительно водили по цехам: демонстрировали, как удалось улучшить создание, избавиться от непозволительных складских припасов. Жалко, но кризис совсем похоронил старенькую нашу «Волгу» – спрос на нее свалился чертовски. Хотя и на данный момент можно заказать партию хоть «ноль-вторых», хоть «сто пятых» – машины соберут в заводском ателье вручную (кстати, такие заказы поступают).
Но главные перемены произошли даже не в системе производства, а в организации сбыта продукции. Ведь наше машиностроение наконец оказалось в обычной ситуации, когда цель – выпустить не какой-либо продукт, а конкретно тот, что нужен покупателю. Но до этого уверить его в том, что конкретно этот продукт ему нужен и что не возникнет никаких заморочек с обслуживанием…
– Какие нам сейчас необходимы торговцы? Активные, деятельные; чтоб не посиживали в автомобильном салоне в ожидании клиента, а сами находили его «в поле», – излагает собственный антикризисный план директор по продажам и маркетингу ГАЗа Олег Марков. – При этом «поле» – это определенная территория, где можно пересечься с вероятным клиентом, установить с ним контакт, уверить в выгодности покупки нашего автомобиля…
Здесь, кстати, у ГАЗа свои достойные внимания находки. К примеру, дилеры сейчас организуют мобильные кабинеты продаж (МОП) на различных региональных ярмарках, выставках и т. п. Как бы ничего такого особенного: ну, поставили несколько машин, рядом прохаживаются торговцы, которые предлагают изучить технику и маркетинговую продукцию, если нужно – организуют здесь же маленький тест-драйв… А ведь реализации ожили! Либо еще одна мысль, над которой скептики похихикивали, – региональная сеть коммерческих агентов. На данный момент их у завода около полутысячи (в главном из числа работников сервисных центров и магазинов запчастей). В свободное время они рекламируют авто марки ГАЗ и занимаются поиском будущих покупателей. Привел клиента в дилерский центр – получи вознаграждение! Пока, по словам Олега Маркова, все совместно они приводят только около 70 новых покупателей за месяц, но это ведь только начало, а для роста продаж все методы (легитимные) неплохи!
Но основная задачка, которая стояла перед ГАЗом и его дилерами, – прирастить кредитные реализации. Если в 2008 году на их долю приходилось до 40% всей реализации, то в январе 2009-го они составили каких-либо 8%… Для производителей коммерческой техники – трагедия.
– С целью вербования покупателей мы вместе с рядом ведущих русских банков предложили несколько прибыльных кредитных программ, – ведает Олег Марков. – С конца лета начала действовать муниципальная программка субсидирования кредитных ставок на покупку коммерческих машин. Но к тому времени у нас в области уже работала такая же региональная программка. В итоге по итогам года удалось прирастить долю кредитных продаж до 30%!
Кстати, в области с августа 2009 года выплачивают валютную компенсацию (до 50 тыс. рублей) тем, кто сдает собственный автомобиль старше 7 лет в обмен на новый, выпущенный на ГАЗе. По всей стране такую программку только предстоит запустить (и то в виде опыта), а в Нижегородской области – уже действует!
– Система эта новенькая, но, уже можно сказать, довольно действенная для роста продаж, – осторожно комментирует министр индустрии и нововведений области Николай Сатаев. – Пока многие трудности только решаем. Наладили приемку старенькых авто, разборку, на данный момент проводим тендер посреди компаний, которые займутся утилизацией определенных компонент (металл, стекло, резина, пластмасса и т. д.). Одно могу сказать – желающих заняться таким делом в области много.
Трудиться на ГАЗе в Нижнем Новгороде как и раньше престижно – тут зарабатывают 18–20 тыс. рублей.
У Горьковского автозавода осталось много нерешенных заморочек. Но главное – он работает, выпускает машины, которые продаются! ГАЗ не стал промышленным партнером «Опеля», как еще не так давно предполагалось, но вздыхать по этому поводу в Нижнем Новгороде, кажется, никто не собирается.
– Есть для нас и бесспорный плюс в этой несостоявшейся сделке по покупке «Опеля», – произнес на прощание исполнительный директор ГАЗа Леонид Долгов. – Сюда часто приезжали различные зарубежные делегации, знакомились с созданием. И все сделали вывод: в Нижнем Новгороде можно собирать современные высококачественные авто, для этого есть и оборудование, и кадры, и система логистики. Так что переговоры с ведущими глобальными производителями длятся! г.