Категория D
Категория "D"
Хоть какой автобус, обычно, плод труда не одной компании, а некоего консорциума. Конечно, конструкторы и дизайнеры держателя бренда делают новые модели, ориентируясь на технологические способности партнеров. Но время от времени требуют от их практически неосуществимого – по другому машины всех марок оказались бы похожи друг на друга и сразу на большой аквариум с колесами. Конкурентность жесткая, не совладевает один поставщик – стремительно найдется другой, а то к тому же в стоимости уступит.
Моторостроители делают автобусные версии движков. Ради компактности стараются обойтись наименьшим рабочим объемом, не утратив при всем этом в мощности. Уложить рядный дизель набок – прием узнаваемый, и если «Вольво» на собственном D12 и MAN на новом D20 с «коммон рейл» при всем этом только несколько изменяют системы смазки, то ИВЕКО делает «сухой картер».
Двуэтажная «Сетра-S431» была украшением не только лишь щита «Евобус», да и всей выставки. Над дизайном «NEO MAN Старлайнер»,
признанного автобусом 2006 года, похоже, больше всех поработали стеклодувы.
Традиционный сочлененный «Вольво». В Европе на подходе уже трехзвенные «гармони». Размещение и количество цилиндров диктуются основной (другими словами грузовой) производственной программкой, ведь автобусов выпускают в пару раз меньше. «Скания» адаптирует к городским сериям Omni новейшую 310-сильную 9-литровую «пятерку» с 2-мя балансирными валами, а на огромных туристских проектах ее испанского напарника IRIZAR – 12-литровые «шестерки» мощностью до 420 л.с. А вот V-образным моторам «Скания» объемом 16 л и мощностью до 620 л.с. пока не нашлось внедрения в пассажирском транПодвескае. Делать автобусные модификации движков готовы DAF, «Рено» и, конечно, «Камминс», «Катерпиллер» и «Дойц». Нормы токсичности Евро III и Евро IV победили каждый по-своему: кто с рециркуляцией отработавших газов, кто благодаря турбокомпаунду, сажевым фильтрам и нейтрализаторам. Но в Евро V укладываются по одному рецепту: впрыскивая раствор мочевины в катализатор, установленный перед глушителем. На Западе процесс именуют SCR, а мочевину – ADBlue.
Но «Скания» пошла своим методом. На 9-литровой «пятерке» обошлась без ADBlue, соединив в ней все последние разработки: электронно-управляемые насос-форсунки, сажевый фильтр и рециркуляцию отработавших газов. Часть их возвращают в цилиндры мотора, подмешивая к питающему воздуху. А так как разрежение во впускном коллекторе дизеля не достаточно, в него встроили трубку Вентури – она-то и подсасывает отработавшие газы. Конечно, у «зеленого мотора» мощность свалилась до 270 л.с.
Другой метод достигнуть малой токсичности выхлопа – перевести дизель на газ. Поменять поршни и головки, установить свечки зажигания – возвратиться к циклу Отто. Почему так трудно? Так как европейцы издавна не делают огромных бензиновых моторов. Фаворит газификации – MAN, в каком когда-то – драматичность судьбы! – работал сам Рудольф Дизель. В Европе на метане эксплуатируют более 2500 автобусов MAN Lion’s Sity. Немцы перевели на газ 12-литровые моторы серии D2866. На солярке они выдавали более 400 л.с. при 1900 об/мин, на природном газе обороты выросли до 2200, но мощность все таки свалилась до 245 л.с.
Вобщем, городскому автобусу довольно. Четыре алюминиево-композитных баллона общим объемом 1280 л. вынесены на крышу. Метана под давлением 200 кгс/см2 хватает на 400–500 км.
Производителей коробок-«автоматов» на европейском рынке, по сути, трое – ZF, «Фойт» и «Эллисон». Два последних известны четырех- и пятиступными коробками с ГМП и встроенными ретардерами. ZF делает механические с электронно-пневматическим управлением и количеством передач от 6 до 16.
Портальные мосты со смещенным на лево редуктором для городских низкопольников делают только ZF и Raba, и, судя по всему, без работы обе не останутся. Лидирует ZF и в изготовлении фронтальных независящих подвесок туристских лайнеров и, естественно, управляющих устройств.
Небольшой израильский низкопольник изготовлен на шасси переднеприводного FIAT. Об этом тщательно поведал прошлый сотрудник МАЗа. «Ван Хул» представил туристский «дабл деккер» – так реализуют тягу к путешествиям. Подъемный трап «Хюбнер» для инвалидных колясок изготовлен с припасом – осиливает 550 кг. Но не все маленькие компании собирают автобусы «с миру по нитке» – на агрегатах различных производителей. Многие предпочитают комплектные шасси – с движком, коробкой, подвеской и готовым местом водителя. Остается только водрузить на него собственный кузов – и автобус готов. У нас по таковой схеме с шасси «Скании» работают ГолАЗ и «Волжанин». Комплекты делают MAN, «VDL Бова», «Ван Хул», но продают не хоть какому. Требования к кузовщикам достаточно строги – ведь на автобусе есть и их эмблемы.
Желающих посодействовать в изготовлении автобуса и при всем этом отлично заработать – с излишком. Для каркаса предлагают дюралевый и металлической профиль хоть какой трудности, остекление самых замудренных форм. Кресла – от жестких пластмассовых до шикарных, достойных легкового автомобиля. Есть конструкции с поднимающимися спинками – с ними, если заполнить место дополнительными подушками, выходит такая двухъярусная кровать. О локальном климате готовы позаботиться массивные отопители и кондюки. Не удержался – спросил у турок, сколько стоило бы создать такую же панель устройств, какую они делают MANу, для русского автобуса. Возможностей на ведение переговоров не спросили, только уточнили технологию. Все, как для германцев – металлической каркас, полиуретан, сверху пленка ПВХ. За разработку запросили 150 тыс. евро и по 600 у.е. за каждую панель. Может быть, недешево, но ведь на восточном рынке и торговаться положено!
В первый раз на выставке появились китайские автобусы, но привезли их почему-либо болгары: надпись кириллицей на ветровом стекле «Холлидей» ринулась в глаза в далеком закоулке. Почему китайский автопром представляют братья-славяне, неясно. Ведь по щитам разгуливало много китайцев с большенными чемоданами на колесах – для сбора материалов. Открывали лючки, фотографировали все попорядку. Не удивлюсь, если лет через 10 их стенды на очередной выставке превзойдут других масштабом и разнообразием экспонатов.