И Отпрыск ОШИБОК – ТЮНИНГ!
И Отпрыск ОШИБОК – ТЮНИНГ!..
Естественно, «тюнинги» бывают различные. Кто-то раскошелился на аэродинамический «обвес» – и доволен. Заметим, иногда и речи нет о понижении сопротивления воздуха – важней «понты», как молвят юные Различное. Вобщем, это творчество достаточно безопасное – не то что «тюнинг», затрагивающий подвеску, управление, колеса, тормоза – здесь, извините, и убиться недолго. Как досадно бы это не звучало, последнее уже не предмет спора – доказано грустной практикой. Многие не жалеют средств и на доработки мотора, коробки: «Отдам еще три тонны «зелени» – и «пятнашка» полетит быстрей пули. А на худенький конец – другу нос утру!»
В принципе, грезить не вредоносно. Но только до того рокового момента, пока «лох» не окажется в опытнейших руках дельцов от тюнинга. Энциклопедия грузовых автомобилей, отданные за форсирование мотора, в большинстве случаев оказываются выброшенными на свалку совместно с его осколками. И чем больше раскручивается эта мода, тем почаще попадают в нашу мастерскую приверженцы тюнинга. Есть принципная разница меж естественным износом мотора и его неожиданным разрушением. В первом случае мотор, меняя владельцев, проходя один за одним капремонты и т.д., может служить хоть миллион км. Во 2-м?.. Бывало, переборщив с наддувом, мотор разваливали в первой же поездке. Ну а большая часть хозяев «умеренно благополучных» (выскажемся так) моторов рискуют столкнуться с поломками после пробега 5–10 тыс. км – итог тоже безотрадный.
Около года вспять побывал у нас обладатель VAZ 2109 – карбюраторного, с движком 1,6 л. Понятно – «полусамоделка» некий тюнинговой компании. Пробег – с неизменной детонацией – геройски закончился на отметке 7000 км. Сделать работу мотора с обыкновенной системой зажигания владелец, по его словам, не мог, а в тюнинговой конторе мудро порекомендовали ездить не на 95-м бензине, а на 98-м! Перед разборкой мотора в одном из цилиндров мы намерили компрессию все еще на уровне 16,5 кгс/см2! Какой бензин тут нужен, чтоб избежать детонации? Боюсь, что и АИ-98 «слабоват».
После расточки блока, подмены поршней, клапанов и т.д. мы оснастили мотор микропроцессорной системой автоматической регулировки УОЗ – знакомым вам «Силычем». Лучшую величину установочного УОЗ – около 2° – обусловили пробными выездами. Обладатель той «девятки» все таки ездит на бензине АИ-95. Пока – благополучно.
Поршень отдал приказ длительно жить. Боковая поверхность в зоне повреждения начала оплавляться. Сравнимо не так давно попала к нам еще одна «Самара» – снова с движком 1,6 л, карбюраторным восьмиклапанным. Убитый горем парень сказал, что «тюнинг» обошелся ему более чем в две тыщи «зеленых» – и вот… Мотор дымил, удивительно шумел, машина еле ехала. Естественно, разобрали. Поршни произвели сильное воспоминание, в особенности тот (см. фото 1, 2), что развалился. Осколками надрало зеркало цилиндра. Происхождение поршней вызвало у нас сомнения. Ну а где взять другие, да еще ремонтного (82,4 мм) размера? На одной из тюнинговых компаний удалось приобрести кованые поршни. Правда, глубина выемок в их оказалась меньше, чем в стандартных. А почему? Мастер участка тюнинга движков просто сразил ответом: «По нашим расчетам, клапаны с поршнями не повстречаются!» Но штука в том, что в протяжении беседы мастер всегда путал понятия «степень сжатия» и «компрессия», а эти вольности вызывают недоверие!
Меж тем «Тюнинг-центр» напоминал муравейник: полон двор автомобилей, вокруг суетятся юные ребята в прекрасных спецовках. Видать, дело хлебное!
Воздействие степени сжатия на требуемое октановое число бензина (поперечник цилиндра 82 мм). Тут же Nл – литровая мощность мотора, gе – удельный расход горючего, NOx – содержание окислов азота в выхлопных газах. Итак, поршни есть. Правда, чтоб они не доставали до прокладки головки блока, пришлось их «отторцевать» на 0,4 мм. Заодно измерили степень сжатия: 12,5! При таковой даже на бензине АИ-98 вероятна детонация, а на АИ-95 – наверное. Кстати, издавна понятно, что чрезмерное повышение степени сжатия «благ» практически не приносит: литровая мощность и удельный расход вроде бы стабилизируются, зато в выхлопе достигается наибольшее содержание вредных окислов азота (см. рис.).
Мы предложили обладателю отрешиться от схожей форсировки: соберем, дескать, обычный мотор… Куда там! Парень, видать, и сам уже насквозь тюнингованный! Согласился только установить под головку блока дополнительную прокладку. Не наилучшее решение, но все таки степень сжатия снизилась до 11,8. Пояснили владельцу, что и при всем этом мотор длительно не проживет – нужно улучшать зажигание – к примеру, применить одну из современных адаптивных систем, подстраивающихся под реалии мотора. Обладатель, слава его разуму, отдал «добро»! Поставили и ему «Силыча». Время от времени звонит, делится наблюдениями. Тыщ 10 машина с того денька прошла. Что далее – увидим.
Естественно, есть суровые, заслуживающие доверия тюнинговые компании. Но вокруг хоть какой престижной и дорогостоящей услуги автомобилистам обязательно кучкуются группки безграмотных людей, желающих только нажиться – эти прилипалы иногда погоду и делают…
Сами же «любители тюнинга» часто очень туманно представляют для себя, что такое мощность мотора, компрессия, детонация и т. д. Поди растолкуй им, что «пережатый» мотор ожидаемой мощности не выдаст – будет очень агрессивно работать, а позже просто развалится от детонации!.. Какой здесь «просвещенья дух», когда за каждым углом предлагают тюнинг!..
Энциклопедия грузовых автомобилей, ОТДАННЫЕ ЗА ФОРСИРОВАНИЕ Мотора, В большинстве случаев ОКАЗЫВАЮТСЯ ВЫБРОШЕННЫМИ НА ВЕТЕР…