ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМНОВОДНЫХ
ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМНОВОДНЫХ
ТЕХНИКА
ОБОЗРЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АМФИБИИ
ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМНОВОДНЫХ
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ВЕКОВАЯ МЕЧТА
Чуть автомобиль встал на колеса, нашлись желающие спихнуть его в воду. 1-ая амфибия «Маргелен» с бензиновым двигателем появилась в Дании в… 1899 году! И с того времени не проходило года, чтоб мир не потряхивало весть об следующем «земноводном». Вобщем, большая часть амфибий поточнее охарактеризовывает эпитет «гадкий утенок»: они не очень роскошны, медлительно плавают и немногим лучше ездят.
Но в конце концов вековая мечта практически сбылась: сейчас можно приобрести плавающий автомобиль, не уступающий многим обычным по дизайну и ходовым качествам и на голову превосходящий их по плавучести. Он не только лишь не утопнет, да и составит конкурентнсть по скорости другим гидроциклам.
ЧТО НАМ СТОИТ ФЛОТ Выстроить
Почему же так длительно не удавалось сделать амфибию, применимую не только лишь для военных, МЧС, рыбнадзора, браконьеров и иных узеньких слоев населения, да и для хоть какого водителя? Того, кто сохранил чуточку юношества в душе: он готов, плюхнувшись на автомобиле в воду прямо с пляжа, понестись с прелестной спутницей к необитаемому островку на горизонте. Но сделать мечту явью мешало огромное количество заморочек, решить которые позволили только современные технологии.
Основная трудность совсем не в обеспечении плавучести – неважно какая легковая машина не идет камнем ко дну. Не будь щелей и отверстий в салоне ниже ватерлинии, даже «Волга» либо «Ока» расслабленно колыхались бы на поверхности одноименных рек. Но ведь Ремонт и эксплуатация ходовой части (тормоза, колеса, их приводы, шарниры подвески и т. п.) должны выдерживать воздействие воды, в том числе соленой, сохраняя приемлемый ресурс. К тому же автомобиль должен не только лишь съехать, да и выехать из воды, делая упор на слабенький грунт только толикой собственного веса. В конце концов, он должен соответствовать не только лишь всем эталонам для сухопутных транПодвесканых средств (включая Законодательство и экологичность), да и совершенно другим требованиям к маломерному флоту. Вы лицезрели автомобиль с красноватым и зеленоватым огнями по краям (точнее – бортам!) и белоснежным на… мачте? А еще необходимы сирена, компас, спасательные жилеты и масса других, совсем излишних на дороге вещей. Все это просит места, ну и весит много.
Орех оказался жестким, и, пожалуй, первым, кому удалось не сломать о него зубы, был Ганс Триппель, смогший в 1961 году запустить в серию собственный «Амфикар» (1-ая амфибия была сотворена им в 1934 году). «Амфикары» выпускали семь лет, но некие из их до сего времени плавают и ездят по рекам и дорогам Европы под управлением фанатов этой марки.
С 70-х годов прошедшего века в мире реализовали около 50 проектов амфибий на базе самых различных серийных автомобилей: «Фольксваген», «Джип», «Ситроен-DS» и даже «Ламборгини-Каунтач»… Но это были единичные эталоны. Их создателям так и не удалось открыть реальный «амфизавод».
КУПАТЬСЯ? В ОЧЕРЕДЬ!
«Хотите выяснить, что такое одиночество – начните строить автомобили-амфибии», – произнес как-то Тим Даттон, разработчик и производитель «Даттона-Коммандер». Вобщем, под маркетинговым слоганом «Ноу бич аут оф рич» (нет недостижимых пляжей) он продал уже более 50 амфибий и набил портфель заказов еще 120 предоплаченными машинами. В базе «Коммандера» – «Сузуки-Самурай» или переднеприводный « Форд Фиеста».
Кузова амфибий имеют не достаточно общего с автомобилями-донорами. Заместо стали – стеклопластик на трубчатом каркасе. Многие Ремонт и эксплуатация – из нержавейки. В целом же «Коммандер» – пример простого решения задачки. На воде он не становится катером, а остается плавающим автомобилем. Скорость – до 10 км/ч – большего из «плоскодонки» с торчащими колесами и мотором объемом 1,3 л выдавить не удалось. Зато 5-местная амфибия стоит всего 50 000 баксов. Для такового «плавсредства» – малость. Можно и сберечь, если вы владелец «Сузуки-Самурая». За 22 000 баксов предлагают набор «Маринер» для самостоятельной переделки: она востребует около 150 часов работы.
НЕ ПОСКУПИМСЯ?
Если стоимость не главное – поплавать можно с ветерком. Дэйв Мэрч из Южной Калифорнии сделал амфибию на базе Подвескаивного « Chevrolet Камаро». Кузов – также стеклопластиковый на каркасе из нержавеющей стали. Колеса поднимают особые гидроцилиндры. Гидродинамическое сопротивление миниатюризируется, ну и мотор не слабенький: 2,5-литровый «Субару» с турбонаддувом. Табун в 300 «лошадок» разгоняет «Уотеркар» на шоссе до 200, а на воде – до 72 км/ч! Такая машина стоит от 150 000 баксов.
Да и это не рекордная стоимость. «Акваду» компании «Гиббс текнолоджиз» (ЗР, 2003, № 11) Алан Гиббс из Новейшей Зеландии и британец Нейл Дженкинс делали длительных семь лет, запатентовав за этот период времени не один десяток изобретений. Трехместный кузов – без дверей, колеса в воде убираются ввысь, процесс перевоплощения автомобиля в глиссер держит под контролем компьютер. Водителю (капитану?) довольно надавить кнопку. Движок в 175 «лошадей» обеспечивает «Акваде» разгон на шоссе до 160 км/ч, в воде – до 48 км/ч. Припас хода составляет 550/90 км. Стоимость, правда, кусается – 220 000 евро. Зато «Аквада» готова к серийному производству и стопроцентно сертифицирована – как в качестве автомобиля, так и катера.
В Больших ФОРМАХ
Далее – больше. Если можно сделать легковую амфибию, почему не выстроить… автобус? «Терра Винд» – большой, длиной 13,7 м кемпер! Момент его вхождения в воду очень впечатляет, как и убранство «теплохода». Высота кают-компании – 2,2 м. В кухне – холодильник объемом 640 л, микроволновка. Есть туалет, душ, аудиовидеотехника. Нехитро, что стоит «корабль» от 850 000 до 1 200 000 баксов. Кузов «амфобуса» снова же стеклопластиковый, полная масса – 18 600 кг, агрегат – дизель «Катерпиллер-3126Е» мощностью 330 л. с. и автоматическая шестиступная коробка «Эллисон-3000МН». Скорость на воде невелика, но это не глиссер, а комфортный теплоход!
Скоро покупателям «Терра Винда» предложат… плавающий прицеп для легкового автомобиля. Доберетесь до красочного острова – покатаетесь. Единственное, но принципиальное ограничение: съезжать и в особенности выезжать из воды автобус способен только по пологому и довольно жесткому спуску. Вобщем, можно остаться на рейде, а к берегу добираться в надувной шлюпке – ее к теплоходу прилагают.
ЧТО У ВАС, РЕБЯТА, В ЧЕРТЕЖАХ?
Современные технологии делают неосуществимое вероятным. Многие изумительные машины есть уже не только лишь в чертежах – в действующих опытнейших образчиках. Основоположник швейцарской компании «Ринспид» Франк Риндеркнехт, из года в год поражающий публику на Женевском автомобильном салоне эффектными концептами, тоже решил заняться амфибиями. Сам он, правда, не инженер, а профессиональный менеджер. Вложив миллион евро и воодушевив собственной задумкой «вундеркиндов» Петера Кэги и Кристиана Боллингера, мэтр смог спустить на воду «Сплэш» – амфибию на… подводных крыльях. Движок «Вебер» развивает, невзирая на всего 750-кубовый объем 2-ух цилиндров, 140 л. с. и разгоняет «Сплэш» по шоссе до 200 км/ч. А в воде с машиной происходит умопомрачительная метаморфоза: повинуясь нажатию кнопки, сзади все поглубже опускается ходовой винт, антикрыло на корме поворачивается вниз и становится подводным. Еще пара крылышек откидывается с боков.
Скорость вырастает. 50… 80… Есть отрыв!!! Колеса уже в воздухе, машина несется над аква гладью, расшугивая гидроциклистов. Пожалуй, им не догнать «Сплэш», ведь его скорость зашкаливает за 45 узлов (83 км/ч)! До серийного производства, но, пока далековато. Каковой ресурс «катера», разработчики не уточняют.
Новыми разработками занимается и «Гиббс текнолоджиз». Не считая «Аквады», планируют запустить в серию «Хамдингу», уже представленную на выставке в Бирмингеме. 5-местный джип-амфибия располагает движком в 350 л. с., что позволяет разгоняться на шоссе до 100 км/ч за 9,2 с. «Мокрая максималка» составит 64 км/ч. Ее машина достигнет за 10 с – полностью внушительно для катера массой 2 тонны и длиной 5,4 м.
Пожалуй, самое любознательное «земноводное» должно вот-вот показаться в США под заглавием «Гидрокар». Его создатель Рик Доббертин снабдил «амфибию будущего» движком мощностью 510 л. с. Быстрая, хотя и несколько угловатая громада длиной 6 и шириной 2,5 м имеет кузов, который можно было бы именовать тримараном. Центральная часть собрана на раме из нержавеющей стали, а по краям – еще две «гондолы» на дюралевых каркасах. В их – колеса на пневмоподвесках, позволяющих поменять клиренс на шоссе от 150 до 250 мм; в воде колеса и совсем подтягиваются ввысь. Более того, для заплыва боковые секции опускаются относительно центральной части кузова и делают роль поплавков. Скорость «Гидрокара» должна составить 200/80 км/ч, а расчетная стоимость – около 175 000 баксов.
Кстати, германский журнальчик «Штерн» провел посреди читателей опрос на тему: приобрели бы вы «Акваду» за 200 000? «Да» ответили 25%, 55% предпочли бы за такие Энциклопедия грузовых автомобилей машину и катер, другие к аква процедурам флегмантичны.
В Русских ВОДАХ
Компаний, готовых создавать амфибии, у нас пока нет. Зато есть изобретатели. К примеру, Игорь Рикман, главный конструктор «Гипроуглемаша», проехал на амфибии своей конструкции «Ихтиандр-2» уже 200 000 км. Его 1-ая машина, сделанная в 1979 году, оставила за кормой 1000 морских и 400 000 земных верст. Конструкция традиционна для амфибий: каркас из труб и корпус из стеклопластика. Мотором поделилась «Нива», коробкой – ЛуАЗ. Так как колеса не убираются ну и движок слабоват, скорость на воде всего 16 км/ч. Но побольше, чем у английского «Коммандера»! На шоссе же ничто не мешает разгоняться до 130 км/ч. По оценкам конструктора, такая амфибия могла бы стоить около 30 000 баксов. По сопоставлению с ввезенными аналогами совершенно мало. Желающие купаться за рулем, думаю, найдутся. Дело за производителями