Живы классики «Москвич» слезам не верует
Его биографии хватило бы на роман. Он герой огромного количества историй – забавных и печальных, время от времени загадочных, иногда с неплохим концом… Сергей Канунников попробовал поведать хотя бы малую долю. Фото Константина Якубова. Он умопомрачительно просто набирает ход, оставляя сзади романтичную струйку дыма. На сбросе газа, в особенности на вто­рой передаче, коробка натужно подвывает, как будто подгоняет: побыстрее! Кажется (при том что под капотом всего-то 23 л.с.), мы с «Москвичом» благопристойно разогнались! По сути… чуть набрали 50 км/ч. Понятие «быстро» для этой машины совершенно другое, ежели для совре­менных. Ну и вообщем, «Москвич» привык к друго­му ходу времени.

В ГЛАВНОЙ РОЛИ
Пожалуй, «Москвич-400» (и поболее поздний 401-й) – один из самых фаворитных автогероев русского кино. Так как ездили на этих машинах десяти­летиями, то и снимали – столько же. «Осторожно, бабушка!» и «Большая семья», «Она вас любит!» и показавшаяся практически через четверть века карти­на «Москва слезам не верит». «Москвичок» почаще исполнял смешные роли: привередничал у нера­дивых хозяев, а то и совсем разваливался у из­лишне жарких. Но в неких лентах, напротив, трудился на благо нескольких поколений одной семьи, так как находился в настолько же трудолю­бивых, как он сам, руках.
Популярность этого «Москвича» понятна. Он ведь 1-ый в стране и единственный в то время вправду народный. Весной 1947-го, когда машины появились в продаже, в автомага­зин на Бакунинской, 1-ый в Москве (и в стра­не), ездили даже те, кто и грезить не мог выло­жить 9000 рублей за машину. Просто поглядеть на нее, прикоснуться рукою – здорово! Означает, жизнь в стране, разоренной войной, плохо оде­той и даже не очень сытой, налаживается! Газе­ты докладывали, что посреди первых покупателей «мо­сквичей» – академики В. Зеленин и А. Абрикосов, Герой Русского Союза полярник Э. Кренкель, писатели Л. Соболев и С. Маршак, актер И. Бер­сенев. Но машины получали не только лишь извест­ные Различное. «Москвичи» появлялись в семьях ин­женеров и даже обученных рабочих. Ну либо у юных ученых, о работах которых го­ворили только шепотом.

Какая же это удовлетворенность – свой авто­мобиль! Пусть таковой: без печки, со слабыми стеклоочистителями, скорость которых зависела от оборотов мотора (вакуумный привод!), с системой вентиляции, включающей в себя только пе­редние форточки.
Для эксплуатации «Москвича» в морозы ни­же минус 15.С аннотация рекомендовала сливать на ночь не только лишь воду, да и масло. А днем воз­вращать его в движок нагретым. А систему остывания, естественно, заправлять кипяточком. Не умопомрачительно, что посреди частников зимой отва­живались ездить только самые преданные рулю!

На данный момент машинка кажется безрассудно тесноватой: во­дитель и пассажир справа, то смеясь, то чертыха­ясь, толкаются локтями. Сзади приблизительно так же, а багажник с доступом только из салона – пародия на сегодняшние. Но ведь ездили же семьями на дачу и даже на юг, навьючив на крышу горбик скарба.
В управлении «москвичок» умопомрачительно ле­гок, в особенности если учитывать, что в базе – модель 1938 года. Педали, руль, рычаг коробки пере­дач, который собственной субтильностью идентичен с боль­шой шариковой ручкой и совершенно не располагает к резким движениям, не требуют огромных усилий. Машинка просто (в меру собственных лошадиных сил, ко­нечно!) разгоняется, достаточно уверенно тормозит. В общем, 400-й полностью подходил частникам, посреди которых были в главном малоквалифицирован­ные водители, время от времени к тому же отрешенные от мир­ского идеями о науке либо искусстве.
Потаенны САКСОНСКОГО ДВОРА
То, что «Москвич-400» – копия довоенного «Опеля-Кадет», и в 1940-е знали многие. Ведь та­ких же, но германских машин было много в разно­мастном послевоенном парке. Но рассуждать о происхождении русской модели в те годы бы­ло не принято.

Уже позже стали писать, что штампы для производства и документацию вывезли из Гер­мании по репарациям. Это не совершенно точно. Вывезти-то вывезли, но чертежи и штампы, сделанные уже после войны. Разрабатывали их не­мецкие спецы в нескольких КБ на тер­ритории Германии под управлением приехав­ших из СССР инженеров. Ни штампы, ни доку­ментация (по последней мере, полный набор) на «Опель-Кадет» не сохранились. Не то погибли во время бомбежки, не то были уничтожены на­меренно. Кузовные штампы по образчикам дела­ли в саксонском городе Шварценберг. Одновре­менно разработали несколько модификаций бу­дущего «Москвича» (в том числе удлиненный на 500 мм вариант для такси), из их ни одна не ста­ла серийной. Те, что производили на ЗМА, созда­ли уже в Москве. Подробности о рождении «Мо­сквича» многие годы хранили архивы СВАГ (Со­ветская военная администрация в Германии), контролировавшей, посреди остального, всю научно­техническую деятельность в Русской зоне ок­купации. Даже участники событий многие годы скрывали эту историю. Почему – с сегодняшних по­зиций полностью неясно. Разоренная войной страна имела право на репарации, в том числе и в таковой форме. Но руководители СССР, видимо, считали, что победителям не пристало использо­вать умственный труд побежденных. От­править их на стройку – другое дело.
И ТЕКЛИ, КУДА Нужно, КАНАЛЫ
В 1952-м, когда родился этот «Москвич», модель уже отлично знали и уважали во всем большом СССР. Страна изо всех сил стирала следы вой­ны, строилась ввысь и вширь. В небо тянули величавые высотки, восстанавливали разрушен­ные городка, открыли Волго-Донской канал – на ра­дость все разрастающейся армии любителей тепло­ходного отдыха. Но отдых отдыхом, а новенькая война с империалистами не исключена, потому граждане СССР готовились к ней безустанно. Как раз осе-нью 1952-го появился стратегический бомбовоз Ту-95, способный обрушить на возможного противника то самое «изделие», за разработку которого даже юные ученые получали премии, позволявшие приобрести желанный «Москвич».
Фронтальный диванчик в «Москвиче» двигается, естественно, в очень маленьком спектре. Фронтальные спинки откидные. А за задней – доступ в маленький багажник.
1-ые авто радости – и, конечно, 1-ые заботы. Как здорово в неплохую погоду ехать с семьей на своей машине! Кстати, германская подвеска – впереди «Дюбонне», объединявшая рессоры и упругие элементы в одном корпусе, сзади продольные рессоры – очень подходила для русских дорог. «Москвич» и сейчас идет плавненько, сглаживая ямы и колдобины. Оборотная сторона этой особенности – «плавание» на высочайшей скорости, в неискусных руках чреватое опрокидыванием. А нечего баловаться! Обычная шоссейная скорость – км во-семьдесят. В особенности поздней осенью: дует в щелястой машине, невзирая даже на недавнюю высоко-классную реставрацию, достаточно чувствительно.
А все равно от салона веет теплом и комфортом! Этот «Москвич» – как будто старенькый плюшевый мишка в мире сегодняшних мультяшных уродов и компьютерных игр.
Меж циферблатами, сверху, – крутилка управления стеклоочистителями. Справа под спидометром – центральный тумблер света. Освещение панели устройств можно выключить переключателем под панелью.
ЗА ТРУДОВЫЕ Награды
Те, кто заработали на «Москвич», обычно, равномерно познавали премудрости непростого авто дела. Машина, хотя и смотрелась хорошей и неагрессивной, слезам не веровала и с хлюпиками не дружила. Реальный друг просто должен был сам смазывать и промывать, регулировать и зачищать. А позже чинить, перебирать, а лучше к тому же подваривать и красить. Ведь понятие «сервис» – из совершенно другой, не виданной «москвичами» и их первыми хозяевами жизни. Зато в трудолюбивых руках автомобильчик старательно работал десятилетиями, становился очевидцем взросления, а часто и старения владельца. Правда, многие кандидаты наук становились медиками и пересаживались в более новые «москвичи», а то и «волги». Зато 400-е и 401-е переходили в руки малышей и внуков.
Ведь вот судьба! 1-ый раз родился в фашистской Германии, 2-ой – в сталинском СССР. Дожил на конвейере до хрущевской оттепели. И продолжал работать (пусть, обычно, и с более современными моторами и узлами ходовой) – не считался раритетом – прямо до 1980-х!

Сейчас прохожие улыбаются ему – не пижону, не выпендрежнику, а умеренному труженику, – пожалуй, даже радостней, чем 60 годов назад. Прав-да, для этого ему вновь пригодились опытные, квалифицированные руки. Сегодня довести такую машину до необычного состояния – та еще работа! Ведь «Москвич» как и раньше любит трудолюбивых и не верует слезам.

1-ый НАРОДНЫЙ
«Москвич-400» – копию «Опеля-Кадет» серийно выпускали на ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, потом АЗЛК) с 1947 года. Кроме автомобиля с заводским обозначением 400-420, делали фургон с древесным грузовым отсеком «Москвич-400-422», автомобиль с откидным верхом «Москвич-400-420А» и так называемое коммерческое шасси под установку специализированных кузовов. Разработали также макеты универсалов и пикапов. На авто ста-вили мотор 1,1 л мощностью 23 л.с. С 1954-го выпускали модернизированную версию с 26-сильным движком – «Москвич-401». Маленькое количество машин в 1955-м оснастили агрегатом «Москвич-402» мощностью 30 л.с. До 1956 года выстроили чуток более 216 тыщ «москвичей» моделей 400 и 401.
Редакция благодарит Дмитрия Рабышева за предоставленный автомобиль и мастерскую «Олдтаймер-сервис» за его отменную реставрацию.