Конкурентность НА МОРОЗЕ
Конкурентность НА МОРОЗЕ
А сейчас - хохот через слезы. В прохладной стране Рф предельную температуру надежного запуска контролирующие органы не инспектируют - нет такового пт в списке неотклонимой сертификации! Раз с производителя не требуют, означает, можно особо не усердствовать. Потому почти все находится в зависимости от того, сколь трепетно завод относится к потребителю. Сейчас прохладный запуск, по существу, является конкурентноспособным параметром: завелась в мороз - отменная машина, не завелась - нехорошая. Проверим?
ПЯТЕРКУ В ХОЛОДИЛЬНИК
Иномарки российскей сборки и машины совместных компаний приобретают, чтоб избавиться от заморочек, соответствующих для "жигулей", "москвичей" и иных изделий нашего автопрома. Авто подороже должны быть и лучше - в том числе по части запуска в мороз, не правда ли? Потому мы решили подвергнуть контрольной "заморозке" известную читателям по прошлому году пятерку участников пробега "Евразия-2003": " Форд Фокус", " Рено Знак", " КИА Рио", " Хёндэ Акцент" и "Шевроле-Ниву". Цель испытаний - найти для каждого автомобиля предельную температуру прохладного запуска.
В процессе подготовки к тесту (читай - к зимней эксплуатации) гайки крутить не пришлось - машины посетили станции технического обслуживания. Их готовность к сезону холодов полностью на совести заводов-изготовителей и фирменного сервиса: выбор моторного и трансмиссионного масла, охлаждающих жидкостей, свеч, настройка контроллеров управления движком. Уравнивать шансы автомобилей маслами одной вязкости либо аккумами одной марки мы не стали принципно. Все должно быть как в реальной жизни - что сервис советует, то и отлично. К тому же четыре автомобиля из 5 все еще на гарантии - вольности с комплектующими и эксплуатационными жидкостями запрещены. Проверка обещала стать всеохватывающей: качество автомобиля плюс качество обслуживания.
С нашей стороны подготовка ограничилась контролем зарядки аккумуляторных батарей и заправкой соперников бензином из одной колонки. Это отступление от реальных критерий связано с тем, что пусковые характеристики движков очень зависят от черт определенного горючего, а для чистоты опыта следовало исключить "хим" фактор. Также "на всякий пожарный" заполучили в припас 5 комплектов рекомендованных заводами свеч и два новых аккума.
Где морозили? В "зиловском холодильнике", поточнее, в аэроклиматической камере АМО "ЗИЛ". Она позволяет в относительно маленький срок (8-10 часов) не только лишь охладить автомобиль до требуемой температуры, да и выровнять ее во всех узлах и агрегатах. Это моделирует довольно долгосрочную стоянку машины на открытом воздухе. Другими словами условия запуска в холодильнике жестче, чем после обыкновенной ночной стоянки. Желаете попробовать воскресить движок при -30°С, сможете быть убеждены - и металл, и масло, и охлаждающая жидкость, и электролит в аккуме заморожены до обозначенной величины.
Очередное преимущество камеры - полностью однообразные условия для всех участников теста и возможность повторить опыт в случае необходимости. Короче говоря, тесты в холодильнике куда более корректны, чем на природе.
Запуски проводили точно по заводским инструкциям. Кстати, в большинстве из их нет в очевидном виде ссылок на предельную температуру. Косвенно о морозоустойчивости машин можно судить по советам, касающимся масел. Из их следует, что " Хёндэ Акцент" должен оживать при температуре от -25°С и выше, " КИА Рио" - от -30°С и выше. "Форд" и "Рено" считают экстремальными температуры ниже -20°С, но о нижнем пределе робко умалчивают. Только описание к "Шевроле-Ниве" содержит определенную информацию: "Минус 27 градусов - граница прохладного запуска мотора без вспомогательных устройств".
Числа, приобретенные в процессе опыта, вы отыщите на диаграммах. Дополним их комментами и своими впечатлениями.
-20°С. АУТСАЙДЕР С КОРЕЙСКИМ АКЦЕНТОМ
Данная температура - рубикон, который как бы должен преодолеть каждый уважающий себя автомобиль. Во всяком случае, проверка пусковых свойств мотора по ОСТ 37.001.052-2000 происходит конкретно при -20°С. Вобщем, стоит напомнить, что в неотклонимую сертификацию данный тест не заходит, а означает, в случае провала нет смысла предъявлять претензии производителю.
Как совладали с этим не самым сильным морозцем наши подопечные?
Суровую заявку на лидерство сделал всеволожский " Форд Фокус". Движок оживился одномоментно с первой же пробы. И хотя стартер востребовал тока 235 А, мощнейший аккумулятор емкостью 70 А.ч играючи совладал с нагрузкой: частота вращения коленчатого вала (пусковые обороты) оказалась самой высочайшей - 180 об/мин. 2-ое место за " КИА Рио" - самый маленький ток и вспышки в цилиндрах через 2 секунды после начала вращения стартера. Дальше плотной группой финишировали " Chevrolet Нива" и "Рено". У первого автомобиля меньше ток и выше пусковые обороты, у второго некоторое время назад появились 1-ые вспышки.
А вот " Хёндэ Акцент" как будто обрезало. Коленвал крутился с трудом, вспышек в цилиндрах не было, лампы на панели устройств тускнели. 1-ая попытка, 2-ая, 3-я... Стоп, официальная часть испытаний для корейца родом из Таганрога завершилась. Пора воскрешать беднягу всеми доступными средствами. Поставили новые свечки, свежайший аккумулятор из припаса да еще подкатили выручку - гигантскую зиловскую батарею с толстыми проводами для "прикуривания". И что все-таки? Мертвому припарки! То же неспешное вращение, как будто коленчатому валу что-то интенсивно мешает, те же меркнущие лампы, пара вялых вспышек в цилиндрах и все - "залитый бензином" движок отказался подавать признаки жизни.
Единственная машина с автоматической коробкой перевоплотился в недвижимость. Чтоб вынуть ее на свет божий, пришлось отключать холодильник и увеличивать температуру. Позже были отдельные опыты, в процессе которых порог уверенного запуска все таки нашелся: при -17°С "Хёндэ" бодро заводится от родного аккума. Почему какие-то 3 градуса оказались камнем преткновения? Будем разбираться. 1-ый шаг - анализ моторного масла и воды в автоматической коробке: уж очень тяжело крутился коленчатый вал.
-25°С. "ФОРД" ПОДТВЕРЖДАЕТ ЛИДЕРСТВО
Оставшуюся четверку заморозили покрепче. К чести соревнующихся на этот раз с дистанции не сошел никто - движки автомобилей запустились. При температуре -25°С наметилась любознательная тенденция - стал меньше разброс пусковых оборотов и токов. Все стартеры крутят вяло, все требуют от аккумов много энергии. В этих критериях почти все находится в зависимости от систем управления впрыском и зажиганием. Самый значимый припас опять у "Форда" - мотор оживился практически сходу. Спецы аэроклиматического комплекса и другие участники опыта единодушно предвещают ему победу в номинации -30°С. Из других чуток выше расценивались шансы "Рено", мотор " КИА Рио" подхватывал неуверенно - от него чудес не ожидали, а реноме внедорожника значительно подпортили трудности с прохладным запуском в прошлую зиму.
-30°С. "ШЕВРОЛЕ-НИВА" В ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ
Пусковые обороты свалились еще ниже, токи возросли. "Рено" выдал несколько вспышек на 9-й секунде после начала вращения коленчатого вала и больше признаков жизни не подавал. " КИА Рио" попробовал было встрепенуться на 6-й секунде казни, после этого свечки залило. "Форд" выдал серию вспышек резвее других, но схватить начинание не сумел - свечки практически утопли в бензине.
Несостоявшемуся чемпиону подкатили "катюшу" - напрасно. Не достаточно того, после окончания опыта в уже нагретой камере "Фокус" продолжал привередничать. Это единственный автомобиль, который после теста удалось возвратить к жизни только при помощи буксира. Другие, оттаяв, пускались сами. Такая вот неожиданность: при-25°С - фаворит, а позже - немощный малыш.
А что все-таки " Chevrolet Нива"? Стартер крутил мучительно длительно. Только секунд через 10 в цилиндрах наконец появились вспышки, и потомок фиатовских движков середины прошедшего века бодро заурчал. Победа! Признаюсь честно - в нее не веровал никто. Но факт остается фактом - восьмиклапанный VAZ 2123 с системой распределенного впрыска горючего обогнал и "корейцев", и "европейцев". Охото веровать, что это не случайность и другие внедорожники СП "GM-АвтоВАЗ" пускаются не ужаснее.
С победителем все ясно. Давайте распределим другие места. "Серебро" досталось "Форду". Посреди импортных машин, собранных в Рф, он лучше других адаптирован к эксплуатации в прохладную погоду - до поры до времени пускается стремительно и уверенно. Третье место поделили "Рено" и КИА. Последняя, кстати, заслуживает отдельного поощрения в номинации "самое низкое энергопотребление", так как не нагружает аккумулятор чрезвычайно большенными пусковыми токами. Последнее место у "Хёндэ". Обидно, что самый доступный автомобиль с "автоматом" оказался самым теплолюбивым. Таковой из зимней спячки буксировкой не выведешь.
А может, пора уже закончить подобные состязания? Простым образом - введя неотклонимую сертификацию пусковых параметров мотора. Выполнил норматив - пожалуйте на русский рынок. Не уложился в требования - совершенствуй конструкцию и сервисную сеть, а с продажами погоди. Не в Африке, небось, живем - автомобиль должен быть адаптирован к морозам, а поводов для конкуренции и так предостаточно.
" Chevrolet Нива" завелась при -30°С, " Хёндэ Акцент" не дотянул и до -20°.
Интегрированный указатель температуры "Шевроле-Нивы" заблуждается - мороз "всего" -30°С.
Подмена свеч, дополнительный аккумулятор - так мы пробовали воскресить " Хёндэ Акцент".
Святая святых - теплая аппаратная. Отсюда управляют морозом в аэроклиматической камере, тут же приборы фиксируют результаты пусков движков.
НАШ Фаворит
" Chevrolet Нива" - единственный участник теста, у которого завершилась гарантия. Потому предлагаем вам его короткую биографию.
Зимой 2003-го автомобиль выдающихся пусковых параметров не показывал - напротив, прослыл капризным и ненадежным. Потрясающе схватывал с первых оборотов мотора, но категорически отрешался заводиться в сильные морозы (ниже 23-24 градусов). По мере взросления его характер обменялся - вспышки в цилиндрах стали появляться с задержкой секунды в три-четыре, зато стали лучше пусковые характеристики на холоде. При этом случилось это после того, как по нашей просьбе к контроллеру мотора подключили диагностический прибор. Интересно, что ничего дурного в программке управления спецы не отыскали, но сам факт электрического общения через диагностический разъем "вдруг" изменил отношение машины к пуску. Чудеса, ну и только.
А вот отказ стартера на 38-й тыще магией не назовешь. Очевидная неисправность - агрегат сломался и ему отыскали подмену. Но об этой рокировке упомянуть необходимо - стартер напрямую оказывает влияние на пусковые характеристики.
О масле. Аннотация по эксплуатации докладывает, что граница прохладного запуска мотора без вспомогательных устройств - минус 27°С. Чуток далее - противоречие. В перечне рекомендованных заводом моторных масел нет продукта, применимого к применению при температуре ниже -25°С! Потому мы предложили сотрудникам фирменного сервиса заправить автомобиль маслом с выдающимися зимними качествами. Им оказался синтетический "Шелл" вязкостью 0W40. Пусть не из промышленного перечня, но никаких возражений со стороны сервисменов не последовало.
Аккумулятор на автомобиле все еще тот, что установлен на заводе, - 6СТ-55. Перед тестом проверили плотность электролита и зарядили.
Вот, фактически, и все слагаемые фуррора. Но, скажем прямо, настолько высочайшего результата от "Шевроле-Нивы" мы не ожидали.
ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
А сейчас - хохот через слезы. В прохладной стране Рф предельную температуру надежного запуска контролирующие органы не инспектируют - нет такового пт в списке неотклонимой сертификации! Раз с производителя не требуют, означает, можно особо не усердствовать. Потому почти все находится в зависимости от того, сколь трепетно завод относится к потребителю. Сейчас прохладный запуск, по существу, является конкурентноспособным параметром: завелась в мороз - отменная машина, не завелась - нехорошая. Проверим?
ПЯТЕРКУ В ХОЛОДИЛЬНИК
Иномарки российскей сборки и машины совместных компаний приобретают, чтоб избавиться от заморочек, соответствующих для "жигулей", "москвичей" и иных изделий нашего автопрома. Авто подороже должны быть и лучше - в том числе по части запуска в мороз, не правда ли? Потому мы решили подвергнуть контрольной "заморозке" известную читателям по прошлому году пятерку участников пробега "Евразия-2003": " Форд Фокус", " Рено Знак", " КИА Рио", " Хёндэ Акцент" и "Шевроле-Ниву". Цель испытаний - найти для каждого автомобиля предельную температуру прохладного запуска.
В процессе подготовки к тесту (читай - к зимней эксплуатации) гайки крутить не пришлось - машины посетили станции технического обслуживания. Их готовность к сезону холодов полностью на совести заводов-изготовителей и фирменного сервиса: выбор моторного и трансмиссионного масла, охлаждающих жидкостей, свеч, настройка контроллеров управления движком. Уравнивать шансы автомобилей маслами одной вязкости либо аккумами одной марки мы не стали принципно. Все должно быть как в реальной жизни - что сервис советует, то и отлично. К тому же четыре автомобиля из 5 все еще на гарантии - вольности с комплектующими и эксплуатационными жидкостями запрещены. Проверка обещала стать всеохватывающей: качество автомобиля плюс качество обслуживания.
С нашей стороны подготовка ограничилась контролем зарядки аккумуляторных батарей и заправкой соперников бензином из одной колонки. Это отступление от реальных критерий связано с тем, что пусковые характеристики движков очень зависят от черт определенного горючего, а для чистоты опыта следовало исключить "хим" фактор. Также "на всякий пожарный" заполучили в припас 5 комплектов рекомендованных заводами свеч и два новых аккума.
Где морозили? В "зиловском холодильнике", поточнее, в аэроклиматической камере АМО "ЗИЛ". Она позволяет в относительно маленький срок (8-10 часов) не только лишь охладить автомобиль до требуемой температуры, да и выровнять ее во всех узлах и агрегатах. Это моделирует довольно долгосрочную стоянку машины на открытом воздухе. Другими словами условия запуска в холодильнике жестче, чем после обыкновенной ночной стоянки. Желаете попробовать воскресить движок при -30°С, сможете быть убеждены - и металл, и масло, и охлаждающая жидкость, и электролит в аккуме заморожены до обозначенной величины.
Очередное преимущество камеры - полностью однообразные условия для всех участников теста и возможность повторить опыт в случае необходимости. Короче говоря, тесты в холодильнике куда более корректны, чем на природе.
Запуски проводили точно по заводским инструкциям. Кстати, в большинстве из их нет в очевидном виде ссылок на предельную температуру. Косвенно о морозоустойчивости машин можно судить по советам, касающимся масел. Из их следует, что " Хёндэ Акцент" должен оживать при температуре от -25°С и выше, " КИА Рио" - от -30°С и выше. "Форд" и "Рено" считают экстремальными температуры ниже -20°С, но о нижнем пределе робко умалчивают. Только описание к "Шевроле-Ниве" содержит определенную информацию: "Минус 27 градусов - граница прохладного запуска мотора без вспомогательных устройств".
Числа, приобретенные в процессе опыта, вы отыщите на диаграммах. Дополним их комментами и своими впечатлениями.
-20°С. АУТСАЙДЕР С КОРЕЙСКИМ АКЦЕНТОМ
Данная температура - рубикон, который как бы должен преодолеть каждый уважающий себя автомобиль. Во всяком случае, проверка пусковых свойств мотора по ОСТ 37.001.052-2000 происходит конкретно при -20°С. Вобщем, стоит напомнить, что в неотклонимую сертификацию данный тест не заходит, а означает, в случае провала нет смысла предъявлять претензии производителю.
Как совладали с этим не самым сильным морозцем наши подопечные?
Суровую заявку на лидерство сделал всеволожский " Форд Фокус". Движок оживился одномоментно с первой же пробы. И хотя стартер востребовал тока 235 А, мощнейший аккумулятор емкостью 70 А.ч играючи совладал с нагрузкой: частота вращения коленчатого вала (пусковые обороты) оказалась самой высочайшей - 180 об/мин. 2-ое место за " КИА Рио" - самый маленький ток и вспышки в цилиндрах через 2 секунды после начала вращения стартера. Дальше плотной группой финишировали " Chevrolet Нива" и "Рено". У первого автомобиля меньше ток и выше пусковые обороты, у второго некоторое время назад появились 1-ые вспышки.
А вот " Хёндэ Акцент" как будто обрезало. Коленвал крутился с трудом, вспышек в цилиндрах не было, лампы на панели устройств тускнели. 1-ая попытка, 2-ая, 3-я... Стоп, официальная часть испытаний для корейца родом из Таганрога завершилась. Пора воскрешать беднягу всеми доступными средствами. Поставили новые свечки, свежайший аккумулятор из припаса да еще подкатили выручку - гигантскую зиловскую батарею с толстыми проводами для "прикуривания". И что все-таки? Мертвому припарки! То же неспешное вращение, как будто коленчатому валу что-то интенсивно мешает, те же меркнущие лампы, пара вялых вспышек в цилиндрах и все - "залитый бензином" движок отказался подавать признаки жизни.
Единственная машина с автоматической коробкой перевоплотился в недвижимость. Чтоб вынуть ее на свет божий, пришлось отключать холодильник и увеличивать температуру. Позже были отдельные опыты, в процессе которых порог уверенного запуска все таки нашелся: при -17°С "Хёндэ" бодро заводится от родного аккума. Почему какие-то 3 градуса оказались камнем преткновения? Будем разбираться. 1-ый шаг - анализ моторного масла и воды в автоматической коробке: уж очень тяжело крутился коленчатый вал.
-25°С. "ФОРД" ПОДТВЕРЖДАЕТ ЛИДЕРСТВО
Оставшуюся четверку заморозили покрепче. К чести соревнующихся на этот раз с дистанции не сошел никто - движки автомобилей запустились. При температуре -25°С наметилась любознательная тенденция - стал меньше разброс пусковых оборотов и токов. Все стартеры крутят вяло, все требуют от аккумов много энергии. В этих критериях почти все находится в зависимости от систем управления впрыском и зажиганием. Самый значимый припас опять у "Форда" - мотор оживился практически сходу. Спецы аэроклиматического комплекса и другие участники опыта единодушно предвещают ему победу в номинации -30°С. Из других чуток выше расценивались шансы "Рено", мотор " КИА Рио" подхватывал неуверенно - от него чудес не ожидали, а реноме внедорожника значительно подпортили трудности с прохладным запуском в прошлую зиму.
-30°С. "ШЕВРОЛЕ-НИВА" В ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ
Пусковые обороты свалились еще ниже, токи возросли. "Рено" выдал несколько вспышек на 9-й секунде после начала вращения коленчатого вала и больше признаков жизни не подавал. " КИА Рио" попробовал было встрепенуться на 6-й секунде казни, после этого свечки залило. "Форд" выдал серию вспышек резвее других, но схватить начинание не сумел - свечки практически утопли в бензине.
Несостоявшемуся чемпиону подкатили "катюшу" - напрасно. Не достаточно того, после окончания опыта в уже нагретой камере "Фокус" продолжал привередничать. Это единственный автомобиль, который после теста удалось возвратить к жизни только при помощи буксира. Другие, оттаяв, пускались сами. Такая вот неожиданность: при-25°С - фаворит, а позже - немощный малыш.
А что все-таки " Chevrolet Нива"? Стартер крутил мучительно длительно. Только секунд через 10 в цилиндрах наконец появились вспышки, и потомок фиатовских движков середины прошедшего века бодро заурчал. Победа! Признаюсь честно - в нее не веровал никто. Но факт остается фактом - восьмиклапанный VAZ 2123 с системой распределенного впрыска горючего обогнал и "корейцев", и "европейцев". Охото веровать, что это не случайность и другие внедорожники СП "GM-АвтоВАЗ" пускаются не ужаснее.
С победителем все ясно. Давайте распределим другие места. "Серебро" досталось "Форду". Посреди импортных машин, собранных в Рф, он лучше других адаптирован к эксплуатации в прохладную погоду - до поры до времени пускается стремительно и уверенно. Третье место поделили "Рено" и КИА. Последняя, кстати, заслуживает отдельного поощрения в номинации "самое низкое энергопотребление", так как не нагружает аккумулятор чрезвычайно большенными пусковыми токами. Последнее место у "Хёндэ". Обидно, что самый доступный автомобиль с "автоматом" оказался самым теплолюбивым. Таковой из зимней спячки буксировкой не выведешь.
А может, пора уже закончить подобные состязания? Простым образом - введя неотклонимую сертификацию пусковых параметров мотора. Выполнил норматив - пожалуйте на русский рынок. Не уложился в требования - совершенствуй конструкцию и сервисную сеть, а с продажами погоди. Не в Африке, небось, живем - автомобиль должен быть адаптирован к морозам, а поводов для конкуренции и так предостаточно.
" Chevrolet Нива" завелась при -30°С, " Хёндэ Акцент" не дотянул и до -20°.
Интегрированный указатель температуры "Шевроле-Нивы" заблуждается - мороз "всего" -30°С.
Подмена свеч, дополнительный аккумулятор - так мы пробовали воскресить " Хёндэ Акцент".
Святая святых - теплая аппаратная. Отсюда управляют морозом в аэроклиматической камере, тут же приборы фиксируют результаты пусков движков.
НАШ Фаворит
" Chevrolet Нива" - единственный участник теста, у которого завершилась гарантия. Потому предлагаем вам его короткую биографию.
Зимой 2003-го автомобиль выдающихся пусковых параметров не показывал - напротив, прослыл капризным и ненадежным. Потрясающе схватывал с первых оборотов мотора, но категорически отрешался заводиться в сильные морозы (ниже 23-24 градусов). По мере взросления его характер обменялся - вспышки в цилиндрах стали появляться с задержкой секунды в три-четыре, зато стали лучше пусковые характеристики на холоде. При этом случилось это после того, как по нашей просьбе к контроллеру мотора подключили диагностический прибор. Интересно, что ничего дурного в программке управления спецы не отыскали, но сам факт электрического общения через диагностический разъем "вдруг" изменил отношение машины к пуску. Чудеса, ну и только.
А вот отказ стартера на 38-й тыще магией не назовешь. Очевидная неисправность - агрегат сломался и ему отыскали подмену. Но об этой рокировке упомянуть необходимо - стартер напрямую оказывает влияние на пусковые характеристики.
О масле. Аннотация по эксплуатации докладывает, что граница прохладного запуска мотора без вспомогательных устройств - минус 27°С. Чуток далее - противоречие. В перечне рекомендованных заводом моторных масел нет продукта, применимого к применению при температуре ниже -25°С! Потому мы предложили сотрудникам фирменного сервиса заправить автомобиль маслом с выдающимися зимними качествами. Им оказался синтетический "Шелл" вязкостью 0W40. Пусть не из промышленного перечня, но никаких возражений со стороны сервисменов не последовало.
Аккумулятор на автомобиле все еще тот, что установлен на заводе, - 6СТ-55. Перед тестом проверили плотность электролита и зарядили.
Вот, фактически, и все слагаемые фуррора. Но, скажем прямо, настолько высочайшего результата от "Шевроле-Нивы" мы не ожидали.
ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ