Восстановим!
Восстановим!
Даже хороший с виду экземпляр нередко просит сурового вмешательства. Естественно, можно и самому что-то подкрутить, поменять, подмазать. Но навечно ли хватит? Через год из-под краски, нанесенной гаражным способом, полезет ржа, узлы и Ремонт и эксплуатация, казавшиеся применимыми, потребуют подмены. Так что если вы решили войти в мир ретро серьезно и навечно, желаете, чтоб машина веселила вас и окружающих, стоит поразмыслить о полной проф реставрации.
СЦЕНЫ С РАЗДЕВАНИЕМ
Выбирая ретроавтомобиль, лучше находить хоть и неприглядный, заржавелый, но избежавший переделок и сурового гаражного ремонта. Исправлять его последствия нередко куда труднее, чем «лечить» пусть и подгнивший, но комплектный, не обросший чужеродными деталями экземпляр. Реставрация почти во всем идентична с ремонтом. Но, приводя в чувство современную машину, мы стараемся поменять Ремонт и эксплуатация на новые, а восстановление раритета просит другого. Не говоря уже о том, что запчасти на стародавние модели достать еще труднее.
Разработка восстановлений для «Хорьха» и «Запорожца» в целом схожа. Значимая разница – в стоимости. Тут речь об относительно доступных российских машинах, которые возвратить к жизни еще проще. Все же для проф реставрации «Победы» либо «Москвича» нередко нужен очередной автомобиль – так именуемый «донор». Число их может доходить и до 5, если речь о редчайшей модели, скажем, ЗИСе.
Неуж-то из этого голого и «разделанного» остова получится «Волга»? Спецы говорят – получится! На автомобиль кладут до 50 кг припоя, зато слой замазки – менее 1 мм. 1-ый шаг – полная разборка машины. Конкретно полная – до последнего провода и дверных петель. Процедура «раздевания» ответственнее, чем кажется на 1-ый взор. Специалист не сваливает все в одно ведро, а раскладывает Ремонт и эксплуатация по коробкам – раздельно от каждой двери, от каждого сидения. Собирать автомобиль будет существенно легче. Хорошо также сфотографировать все операции разборки поэтапно. Это, безусловно, отбирает время, зато при сборке не придется удалять уже поставленную деталь, чтоб смонтировать соседнюю. Сразу с разборкой отбирают то, что просит ремонта либо подмены. После чего работу делят на три потока: кузов, агрегаты и салон.
Основная ДЕТАЛЬ
Самое трудоемкое и долгое – реставрация кузова. Единственный метод отлично оттереть металл от напластований краски, грунта, замазки, ржавчины – пескоструйка. При ремонте современных автомобилей с тонкими кузовными панелями использовать ее можно далековато не всегда. Ремонт и эксплуатация же полувековой давности переносят операцию безболезненно. Преобразователи ржавчины мастера не обожают – воды агрессивны. С ровненькой поверхности их просто смыть, а из бессчетных полостей – удалить трудно. Только пескоструйка выявит все микроотверстия и трещинки – причину скорых после гаражной расцветки очагов коррозии. Песком не обрабатывают только самые тонкие Ремонт и эксплуатация. И, естественно, необходимо не запамятовать защитить (к примеру, пластмассовыми бандажами) резьбы и номер кузова.
Автомобилисту в наши деньки покажется странноватым, что реставраторы предпочитают латать деталь (если, естественно, это еще может быть), а не поменять на новейшую. Но подогнать, к примеру, для «Победы» либо «Волги» дверь или крыло, выпущенные несколько десятилетий вспять в качестве запчасти (их много делали и на различных ремзаводах), да так, чтоб деталь встала «как родная», – дело даже очень сложное. Спецы говорят: возможность, что капот, снятый с «Победы» (не запчасть!) точно подойдет хотя бы на одну из 5 таких же машин, близка к нулю. Время от времени делают копии кузовных деталей по чертежам либо образчикам. В главном для редчайших довоенных машин. Профессионалы-реставраторы строго следуют принципу: нет деталей, которые могут остаться вне их поля зрения. Даже элементы, неприметные снаружи, – лонжероны, усилители и т. д. – должны стопроцентно соответствовать оригиналу.
Когда главные «раны» залечены сваркой, начинают… сборку. Да-да! До покраски и даже грунтовки еще далековато, а двери, крылья, капот, крышку багажника возвращают на свои легитимные места, чтоб подогнать зазоры меж деталями, беря во внимание будущие уплотнения и декоративные элементы. Ставят на место и бамперы (чтобы убедиться, что позже они не повредят свежайшую краску), выверяют расстояния меж точками крепления узлов, агрегатов, сидений. Размеры – из промышленных либо собственных чертежей. Последние возникают после того, как промерят несколько подобных, отлично сохранившихся машин. Стеклоподъемники, ручки дверей тоже возвращают на место. Подогнав их заранее, легче окончить сборку автомобиля. А пока его вновь разбирают для подготовки к расцветке.
После пескоструйки металл не только лишь незапятнанный, да и довольно шершавый для безупречного контакта с грунтом. Перед установкой на автомобиль перебранный движок обкатывают на щите. Главные выпуклости выводят припоем (кстати, на «Победе» его «с нова» было до 17 кг), потом – современными полиэфирными замазками. К материалам существует два подхода. 1-ый (назовем его ортодоксальный) подразумевает только грунтовки и краски, надлежащие времени выпуска машины. Да, можно покрыть кузов несколькими слоями масляной эмали и отполировать, но такое отлично для музея. В брутальной среде современных городов кузов стремительно растеряет вид. 2-ой путь – использовать современные материалы, но непременно с подбором необычного цвета по отлично уцелевшим деталям. Естественно – никаких «металликов». А вот антикор в укрытых полостях совершенно не повредит, в особенности если вы хотя бы время от времени будете выезжать не только лишь летом.
Эмалями воздушной сушки поначалу покрывают днище, пол, просветы дверей, крышу. Все съемные Ремонт и эксплуатация красят раздельно, маленькие время от времени подсушивают при 60–80°С. Боль в голове реставраторов – блестящие Ремонт и эксплуатация. Отыскать отлично сохранившийся бампер либо радиаторную решетку – все труднее, нанести новое покрытие – тоже. Поэтому-то при выборе автомобиля на хром обращают повышенное внимание.
ОТ МОТОРА ДО КОЛЕС
Наряду с кузовом реставрируем агрегаты и узлы. Деталей для российских машин пока хватает, в приличных мастерских есть припасы. Но чертежи уже заготовлены – через пару лет резьбовые втулки фронтальной подвески, к примеру, придется точить.
Тормозную систему заправляют современными жидкостями. Но, если перебирать ее отчасти, не заменяя все уплотнения, лучше бросить БСК: без кропотливой промывки манжеты выйдут из строя. В тех случаях, когда автомобиль не ездит зимой, в коробку можно залить нигрол. Это густое масло помогает синхронизаторам – скорости переключаются мягче, без ударов и скрежета. Задний мост можно заправить cовременной смазкой. Старенькым моторам полностью довольно неплохой минералки. Перебирая движок и его оборудование, реставраторы нередко идут на маленькие компромиссы. Скажем, 6-вольтовые батареи сегодня недостаток, потому переход на 12 вольт – разумен. Баббитовые вкладыши коленвала «Москвича-400» полностью допустимо поменять тонкостенными от 402-го мотора.
Реставрация проводки – дело кропотливое и тонкое. Время от времени удается обновить жгут полностью. Еще пока можно отыскать и провода в тканевой оплетке, но уникальных цветов – далековато не всегда. В электрике в особенности принципиальна надежность, почему современные провода (очевидно, аккуратненько и верно проложенные) – не большой грех.
СОЗДАЮ Для себя Комфорт
Займемся салоном. Каркасы и пружины сидений чинят, очень сохраняя конструкцию. Сделать точную копию обивки трудно, практически нереально. Главное, чтоб структура материала (ткани либо кожзаменителя), его цвет, набросок были очень близки к оригиналу. Пластмассовые Ремонт и эксплуатация кропотливо отмывают. Но, как досадно бы это не звучало, растрескавшиеся (а такое бывает очень нередко) – чинить никчемно. Придется снимать с «доноров» либо находить, находить, находить… Для салона пригодится к тому же так именуемый электрокартон. Им, а именно, закрывают ниши слева от ног водителя, справа – от пассажира. Современные картоны и оргалит реставраторы не уважают. Сегодня можно заказать фактически любые стекла. Знатоки же ценят уникальные – с маркировкой. Отыскать такие, по последней мере, для частых пока российских машин – можно.
Тяжело поверить, что этой фронтальной подвеске более полвека. Скоро кузов поступит на сборку. Ожидает окрашенных раздельно дверей и крыльев. На один автомобиль у экспертов уходит не меньше года. Стоимость соответствует трудозатратам. Скажем, российская массовая модель, радующая хорошим видом и внутренностью, обойдется приблизительно как дешевая импортная машина. Затратно? Но ведь полный объем работ могут осилить только мастера, имеющие надлежащие помещения, оборудование, в конце концов – запчасти. За частичную реставрацию мастера, дорожа репутацией, обычно, не берутся, справедливо полагая, что нельзя давать гарантию на авто с «облитым» снаружи, но не прошедшим полную ревизию и ремонт кузовом, неотремонтированным салоном.
Так в эталоне должны смотреться Ремонт и эксплуатация салона «Победы». Естественно, пробуют привести автомобиль в божеский вид и без помощи других, доверяя только часть самых сложных работ (к примеру, переборку агрегатов либо пошив салона) спецам. Фуррор находится в зависимости от состояния машины, ваших способностей, в конце концов, фортуны. «Рукастые» почти все могут сами, но опыт экспертов излишним все равно не будет.
Редакция благодарит мастерскую
«ОЛДТАЙМЕР-СЕРВИС» и Евгения Магакова за помощь в подготовке материала.