Русские внедорожники На всех парах по холоду
Владелец вэдовой машины всегда ощущает приемущество над обладателем обыкновенной. Даже если никогда не съезжал с асфальта, уверен, что в его руках надежный вездеход. В этом мировоззрении еще раз утвердился Сергей Воскресенский. Фото Александра Кульнева.

Еще намедни тут было просто рассыпчатое белоснежное безмолвие – животные следы и остальные возбудители охотничьего азарта. Но погода, как будто подтрунивая над нами, встретила моросью, потом снова подморозило. И вот машины, с хрустом проламывая ледяную корку, как ледоколы, режут наст, оставляя глубочайшие, в полколеса, колеи. Отключены все, какие можно отключить, электрические системы, а означает, буксуют колеса, нагружены моторы и вентиляторы, беспрестанно машут дворники. Водители вкалывают изо всех сил – ведь авто мотает из стороны в сторону. Понятно, больше всего достается машинам, потому каждые 15–20 минут, а время от времени и почаще фаворитная останавливается, уступая место последующей. Задачка – выдержать темп, но не застрять, не перегреть коробку и не допустить, чтоб закипели моторы... В тесте определяем выносливость, проходимость автомобилей, а еще эффективность отопителей.

НАША ЦЕЛИНА

4-е место. «КИА-Подвескаидж». Хвалю его неторопливый, но «моментный» и как будто адаптированный как раз для таких упражнений движок. У этого дизеля практически тракторная тяговитость! Комфортны «длинная» педаль газа, плавность работы и терпение самого обыденного автомата. Малость настораживают разве что затяжные паузы при переключениях с первой на заднюю – это когда буксуешь в снежном плену. Но ведь внедорожник он никакой.
Исходя из убеждений выносливости «КИА-Подвескаидж» – автомобиль не совершенно вэдовый, тут задняя ось оказывает быстрее посредническую функцию.
Виной тому достаточно «слабая» электрическая муфта (корейский аналог «Халдекса»), отвечающая за своевременное подключение задней оси. Довольно проехать всегото 500–700 метров по снежной целине, как зажигается тревожный желтоватый знак на фронтальной панели, и скоро «Подвескаидж» останавливается, в одно мгновение превращаясь в переднеприводный. Задняя ось все таки время от времени врубается, но тем она заносит сумятицу в чувства, а означает, и в деяния водителя: чего ожидать в последующее мгновение? Автомобиль только-только ехал умеренно, но, мгновенно сделавшись моноприводным, зарывается все поглубже.
Загоревшаяся желтоватая пиктограмма полного привода и есть та капитуляция перед бездорожьем.
В ежедневной жизни климатик этого кроссовера неидеален, время от времени в ручном режиме отрегулировать «погоду» выходит даже надежнее. Но в целом со своими функциями он совладевает.
А ведь потенциальные способности кроссовера очень хороши. В чем удостоверился случаем. В какое-то мгновение муфту, судя по гулкому удару в коробки, просто подклинило, и «Подвескаидж» вдруг перевоплотился в реальный танк – с необычной легкостью пошел громить сугробы! Здесь бы ликовать, да тревожило уже совсем другое: как его отремонтировать в таких-то полевых критериях? Обошлось!.. И опять все то же: 500 метров – мигающий желтоватый знак – долгая остановка для остывания коробки. Больше таких встрясок не захочешь. Из-за всех этих шоковых «радостей» КИА с его высочайшим потенциалом отодвигается на последнее, 4-ое место в конкурсе «Проходимость».

3-е место. «Шкода-Йети». Совершенно не бойцовской и не вседорожной наружности автомобиль изумил своими способностями. Легкий, подвижный и послушливый, он сначала без особенного напряжения конкурировал с куда более впечатляющим «Тигуаном». А другой раз смотрелся даже лучше: все водители отметили, что он свободнее преодолевает сугробы, понятнее в критичные моменты. Может быть, тому есть разъяснение: у «Шкоды» ручная коробка и масса гораздо меньше. Равномерно «Йети» даже начал выходить на фаворитные позиции в тесте.
Потому что движок «Йети» не любит низких оборотов, главное – плавненько тронуться, а позже дело пойдет.
А что! Гибкий и энергичный, хотя и не очень «моментный» на низких оборотах, двигатель внутреннего сгорания показывал температурную стабильность. Даже хорошо постаравшись и доведя стрелку указателя температуры до красноватой зоны, в последний момент слышишь, как на помощь мотору приходит мощная вентиляция, возвращая систему остывания в обычное состояние. Залог равновесного поведения – понятная маневренность, которой разве что малость мешает взбалмошная электрическая система стабилизации. Ты ее вырубаешь, а она в глубочайшем снегу все норовит воспрянуть и посодействовать возвратить ерзающий, буксующий автомобиль в прямолинейное положение. Так и едем – боремся и со снегом, и с электроникой. Не достаточно того, к тому же коробка озабочивает средней четкостью и совершенно не фольксвагеновской угловатостью, тяжеловесностью работы. К тому же очень близко размещены 1-ая и задняя передачи, и оттого водители, пытаясь раскачать вперед-назад застрявшую машину, часто ошибались при переключениях.
20 минут напряженного труда, и кажется – вот он, перегрев. Но через секунду врубается вентилятор – и движение длится.
Когда у «Йети» вдруг пропали тормоза, никто не придал этому огромного значения: наверняка, набилось много снега... Но вот завершен маршрут, выколочены из колесных арок и подкапотного места килограммы льдышек, а тормозная педаль как и раньше практически каменная. Чтоб хоть сколько-либо замедлиться, на нее приходится давить так, что нога дрожит от напряжения! Неисправен усилитель? Все куда примитивнее. Оказалось, от высочайшей температуры склеилась пластмассовая трубка, соединяющая вакуумный усилитель и движок. М-да, проглядели чешские испытатели слабенькое место... Страшный без преувеличения недостаток откинул «Шкоду» на предпоследнее место в нашем рейтинге.
Прекрасно, но воспользоваться на уникальность неловко, в особенности на ходу.
1-ый комментарий от компании мы получили. Но, думаем, еще вернемся к дискуссии этой проблемы.
КОММЕНТАРИЙ Skoda AUTO RUSSIA
Установленный на «Шкода-Йети» движок не является принципно новым. Его ставят и на другие авто концерна «Фольксваген», в том числе на «Шкоду-Октавия» и «Суперб». С схожей неувязкой «Шкода» сталкивается в первый раз.
Ничем не защищенную трубку вакуумного усилителя тормозов около выпускного коллектора сплющило. Как ей там было жарко!
Исследовав происшествия появления деформации трубки, предполагаем, что ее первопричиной является эксплуатация транПодвесканого средства в нештатном режиме, выразившаяся в том, что забитая радиаторная решетка не обеспечивала нужное остывание мотора. Это приводило к его перегреву. Управление по эксплуатации верно прописывает метод действий при перегреве: заглушить движок, проверить уровень охлаждающей воды и выслеживать температуру мотора после его остывания, которое осуществляется вентилятором. В случае повторного роста температуры управление предписывает закончить движение и вызвать профессионалов из сервиса. В рамках данного теста имел место многократный рост температуры, близкой к предельным значениям, который и привел к деформации трубки из-за лишнего нагрева.

Таким макаром, очень маловероятно, что схожий недостаток проявится на автомобилях наших клиентов. Все же, считая Законодательство приоритетным направлением в нашей работе, мы сочли нужным оповестить наших коллег в головном кабинете о появившейся дилемме и предоставили наши советы по ее всеохватывающему решению, пусть даже она вызвана нештатной ситуацией.
В снегах «Тигуан» надежен, как ледокол. Жалко только, электрической самостоятельности в этой машине много.
2-е место. «Фольксваген-Тигуан» годом ранее в схожем тесте уже участвовал, и мы критиковали его за то, что перегревался движок. Производитель учел замечания?
«Тигуан» старались перегреть изо всех сил, даже предупреждающий сигнал-колокольчик звякнул. Как досадно бы это не звучало, за пару секунд «конфуза» фотограф не успел запечатлеть событие – можно продолжать движение.
Казалось бы, одни корешки, одни традиции... Но как же в «Тигуане» удобнее и эффективнее управление отоплением!
Автомобиль как и раньше серьезен, добротен и отлично защищен. Он безупречно вписывается в бездорожье. Тяговитый, с нравом мотор позволяет точно дозировать вращающий момент на ведущих колесах, надежен автоматом подключаемый полный привод, не дающий сбоев ни в коем случае. Даже причуды коробки, в ручном режиме то и дело норовящей переключиться с первой на вторую, не в особенности мешают – только подчеркивают излишнюю самостоятельность автомобиля. Да, «Тигуан» инертнее «Йети», спокойнее относится к командам водителя, не настолько роскошно выруливает из сложных ситуаций, всякий раз как будто взвешивая способности – свои и водителя. Но в целом машина ведет себя понятно и предсказуемо, к тому же, в отличие от прошлогодней версии, эта не так стеснена рамками электроники. По последней мере, тут нет неизменных шкодовских одергиваний системы стабилизации, даже при движении практически боком.
Когда под капотом много снега, даже в «Тигуане» бывает и так.
Перегрев мотора? Сначала действия развиваются по прошлогоднему сценарию. Температура охлаждающей воды медлительно, но правильно ползет в красноватую зону, и после 20–25 минут движения раздается звуковой сигнал, а на дисплее монитора возникает предупреждающий знак. Бурлит? Нет, пока это сообщение о лишней нагрузке. А через пару секунд стрелка быстро ворачивается в рабочую зону – можно продолжать движение. Что все-таки, сейчас «Тигуан» уверенно занял 2-ое место.

А НУ-КА, ПОДНИМИ!
Проходимость автомобилей, в том числе и кроссоверов, определяется не только лишь способностями мотора и коробки. Обычно, все это плотно увязано к тому же с ходами подвесок: чем их величина больше, тем более уверенно автомобиль движется, к примеру, по пересеченной местности. В поисках схожих различий пользовались особым щитом, где смоделировали диагональное вывешивание 1-го из задних колес. При всем этом мы измерили ход подвески… нет, быстрее высоту моделируемого препятствия... Словом, величину, равную таковой высоте подъема правого фронтального колеса, при которой наступает полный отрыв заднего, при этом опять-таки правого.
«Шевроле-Нива» – 415 мм. «Фольксваген-Тигуан» – 285 мм. «КИА-Подвескаидж» – 270 мм. «Шкода-Йети» – 265 мм. В качестве фаворита колонны «Шеви-Нива» очень надежна.
1-е место. «Шевроле-Нива» оказалась в снегу наилучшей – в этом и не колебался никто. Настоящая понижающая передача, впечатляющий дорожный просвет, ну и геометрия что нужно. Пожалуй, в номинации «Проходимость» этот автомобиль – точка отсчета.
Под нагрузкой температура мотора гуляла даже в «вездеходе», но никаких тревожных симптомов не найдено.
Совершенно не так давно к схожим крутилкам предъявляли единственное требование – «лишь бы работало». Сейчас как и раньше все это далековато от эталона, а охото большего.
Попробуем поначалу на равных, без блокировки и демультипликатора. Вот для тебя раз! Несколько метров пройдено нахрапом... и «Нива», как будто выдохшись, тяжело останавливается. Педаль акселератора в полу, но мотор теряет обороты и в конце концов глохнет. Нет, так не пойдет, уж очень велик риск остаться без сцепления! Включаем все, что необходимо, – ситуация сходу изменяется, «Нива» преобразуется в настоящего «проходимца», достаточно живо реагирует на нажатие акселератора. Этой машине тоже нелегко: как и у соперников, гуляет стрелка термометра. Но временами раздающийся могучий рокот дополнительного вентилятора зычно извещает: все под контролем!

Хорош автомобиль и в управлении: поведение «Нивы», не имеющей системы стабилизации, понятно и прогнозируемо. Тут, пожалуй, меньше всего рысканий (сказывается межосевая блокировка), а означает, меньше нагрузка на водителя. Зато вибраций хватает, в особенности в сопоставлении с холеными конкурентами. Самая соответствующая, в районе заднего моста, возникает, когда машина едет на грани застревания. С одной стороны, она мешает, а с другой – отлично информирует. Вот откуда-то из-под заднего сидения раздается свойственное «бахбахбах» – и сходу понятно: зарылся глубоко, необходимо поменять линию движения. Но в конечном итоге едет машина просто, накрепко да к тому же с неким припасом. По проходимости у нее наилучший итог – 1-ое место.
ЗАМЕРЗНУТЬ, Чтоб СОГРЕТЬСЯ
Сейчас оценим эффективность отопления и вентиляции. До поры до времени машины кажутся полностью комфортабельными, в особенности имеющие климат-контроль (другими словами все, не считая «Нивы»). А что с логикой управления? В «Шкоде» блок показался страшно неловким: безуспешно (очень низковато) размещен, маленькие знаки и кнопки. 1-ые трудности появились уже в процессе заездов на проходимость. Досталась своя порция критики и «Подвескаиджу», который в автоматическом режиме далековато не всегда справлялся с запотеванием стекол, а вприбавок во время долгой стоянки пропускал в салон едкий дизельный выброс. Еще более замечаний получила «Шеви-Нива»: у нее плохо распределяются потоки в направлении «голова – ноги», а вентилятор больше шумит, чем дует. Меньше всего подготовительных приреканий у «Тигуана». Он заслужил разве что упрек в лишней потливости при штурме снегов.
Итак, в промороженных за ночь машинах с климатиками избираем режим «Авто» и наивысшую температуру воздуха, подаваемого в салон. Ну а в «Ниве» приходится нагреваться по старинке: 2-ая скорость вентилятора и рассредотачивание потоков в направлении «голова – ноги». Указатели температуры размещены в голове и ногах водителя и заднего правого пассажира. Поглядим, что выходит?

4-е место. «Шкода-Йети». Когда через полчаса бойкой работы мотора на градуснике в ногах водителя лениво высветилось –12?С, поразмыслили – неисправность. При этом не системы отопления, а указателя температуры: ведь за бортом на два градуса теплее. Но оборудование в порядке, а самое «горячее» место (+4...+5?С) в этом автомобиле оказалось близ головы заднего пассажира. Даже через час работы мотора в салоне не стало горячо. Вывод: последнее, 4-ое место. Мораль: не желаете замерзнуть – грейте этот автомобиль лишь на ходу.
3-е место. «Шевроле-Нива». Ох уж это рассредотачивание потоков! Печка греет, но итог... Может быть, нужны какие-то хитрые регулировки заслонок либо очень личный подход к вентиляционной системе. Как досадно бы это не звучало, даже когда регулятор направления потоков размещается ровно посредине меж головой и ногами, тепло все равно идет ввысь. Там оно в конечном итоге и собралось, оставив ноги водителя и пассажира в зоне отрицательных температур. В этой номинации у «Нивы» только 3-ий итог.
2-е место. «КИА-Подвескаидж».Ай да дизель! Не ждали от теплолюбивого «корейца» таковой прыти. А он взял ну и уел обе бензиновые машины, за полчаса прогревшись до полностью применимых положительных температур. Естественно, в салоне «Подвескаиджа» не стало горячо. Если честно, работай мотор еще час либо два, температура снутри осталась бы приблизительно таковой же. Но главное достигнуто: можно, не опасаясь простыть, сбросить верхнюю одежку. Вот поэтому отопителю КИА, несмотря на некие огрехи, присудили заслуженное 2-ое место.
1-е место. «Фольксваген-Тигуан». Секрет лидерства прост: на нашей машине автономный подогреватель системы отопления. Его нельзя запустить раздельно, но при прогреве мотора он врубается автоматом, наглядно доказывая полезность схожей функции – по последней мере, для прохладных регионов. Итог восхитил: мы задали 29?С, а машина фактически достигнула их за полчаса прогрева. Неоспоримое 1-ое место!

СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ
Категоричных выводов делать не станем. У каждой машины есть сильные стороны. Но иногда они – продолжение слабостей. «Шеви-Ниву» с очевидно маломощным мотором и очень уж русскими повадками тяжело без оговорок ввести в компанию современных кроссоверов. Как ее ни модернизируй, все равно она домом. Но на реальном бездорожье машина, конечно, окажется далековато впереди. Пусть неспешная, малость невзрачная, но отлично приготовленная геометрически и довольно крепкая.... Кстати, конкретно «Ниве» в этом тесте приходилось тягать застрявшие машины, первой прокладывать тропинки к местам съемок. Словом, делать предварительную работу, не пугая водителя перспективой что-то разрушить либо оторвать. Это ведь тоже необходимо!
Диву даешься, как в «Шкоде-Йети» уживаются хорошие ездовые свойства и настолько провальные результаты в отдельных номинациях. Может, устранение выявленных недочетов – всего только вопрос времени? Мы, кстати, до боли просто решили делему с тормозами: думаем, от нее навечно освободил «Шкоду» установленный взамен фирменной трубки резиновый шланг, приобретенный в ближнем магазине рублей за 100.

Когда «КИА-Подвескаидж» скоро после старта первого тесты застрял, мы не возлагали надежды, что в конечном итоге этот автомобиль оставит хорошее воспоминание. Естественно, он и вездеход так для себя, никакой, и фары светят посредственно, и дизель прытью не выделяется. Зато в нем есть повседневное удобство, понятность, простота и строго дозированная полноприводность, дозволяющие просто адаптироваться к машине. Согласитесь, для автомобиля на закате карьеры это очень хорошие советы. Вот добавить бы к перечисленному малость вседорожной стойкости... А без нее и «кореец», и «Йети» в этом тесте, как досадно бы это не звучало, аутсайдеры, сошедшие с дистанции каждый по-своему.
Вот «Фольксваген-Тигуан» в сей раз выступил без помарок, а замечания к нему в главном прозаические. Неким он показался резковатым в управлении на снежно-ледовом покрытии, кому-то – очень самостоятельным. Но, обычно, с этим автомобилем всегда находишь общий язык, всякий раз открывая плюсы многих инженерных решений.
ЧЕЛОВЕК НА ОБОЧИНЕ
Какой светит ярче? Провели мы и такое сопоставление. Принято считать, что ксеноновые фары – панацея от всех либо практически всех ночных проблем: светят ярче, граница светового пучка более четко. Не будем сходу опровергать бытующее мировоззрение, но отнесемся к нему критически.
4-е место: «КИА-Подвескаидж». Поначалу кажется, что пылает только одна фара.
3-е место: «Фольксваген-Тигуан». Все «прорисовано» совершенно, но светит низковато.
Точка отсчета на этот раз – «Фольксваген-Тигуан» с ксеноновыми фонарями. Самый терпеливый представитель испытательной группы встал на обочине в свете фар так, чтоб его лицезрел шофер. Расстояние до объекта составило около 65 метров. Ну а позже место «Фольксвагена» попеременно занимали другие. Что вышло – отлично видно на фото. Осталось распределить места и дать маленькие комменты.
2-е место: «Шевроле-Нива». Человек на обочине отлично виден, но границы размыты.
1-е место: «Шкода-Йети». Хороший ближний свет.
ЗА ЧТО ЦЕПЛЯТЬ ТРОС
Кто из нас в поисках ловко спрятанной буксирной проушины не вспоминал хорошим словом машины прошедшего: достал веревку, зацепил за «ухо», дернул. А сегодня нужно аккуратненько открыть потайной люк на бампере, и не дай боже утратить крышечку… Время от времени подготовка занимает больше времени, чем сам процесс буксировки. А если машина по двери в снегу и ее придется дергать то вперед, то вспять? Вот и решили приглядеться повнимательнее, благо паркетники к этому располагают.

г.