УМНАЯ ПЕДАЛЬ
УМНАЯ ПЕДАЛЬ
А что все-таки сцепление? Это ведь самая проблемная педаль для новичков – конкретно на ее «дрессировку» уходит больше всего времени, пока автомобиль не начнет трогаться и разгоняться плавненько, без рывков.
Компания FTE Automotive решила положить этому конец: там выдумали универсальный электрогидравлический актюатор (исполнительный механизм) СР1. Расшифровывается заглавие просто: Controlled Piston – управляемый поршень.
Чисто «электронная» педаль управляет сцеплением по проводам. Маленький узел массой около 2,5 кг содержит главный цилиндр, поршень с винтообразным штоком и бесщеточный электромотор неизменного тока. Не считая этого, кое-где в недрах спрятаны управляющая электроника и датчик положения поршня или давления в цилиндре. Чтоб уменьшить трение, гайка (она же ротор электромотора) заполнена снутри шариками, обкатывающими «резьбу» на штоке. В общем, все очень просто: шофер надавил на педаль и связанный с ней реостат отдал сигнал управляющей электронике, которая запускает электромотор. Поршень движется вперед и через гидропривод выключает сцепление. Усилие на педали при всем этом мало, нога не утомляется.
В более сложном варианте остается возможность выключить сцепление «вножную». А сейчас – самое увлекательное. Совсем разумеется, что такая система способна выдавить сцепление автоматом, когда электрические мозги сочтут это нужным, либо, напротив, не дать очень резко его включить. В итоге автомобиль не будет дергаться даже у начинающего, мотор никогда не заглохнет, а при работе Абс сцепление выключится автоматом! Но… как быть, если электрика-электроника откажет? На этот случай выдумана схема посложнее. С педалью соединен дополнительный гидравлический цилиндр, жидкость из которого поступает за поршень головного цилиндра. Шток же имеет поперечный разрез. (Он нужен, чтоб автоматика могла сама в хоть какой момент вмешаться.) Зато, если даже весь автомобиль обесточится, сцепление выдавит нога водителя, хотя на это будет нужно несколько большее усилие.
Добавим: узел СР1 так универсален, что его предлагают использовать и для автоматического управления механизированной коробкой – уже безо всякой педали.