В ЗВУКОВОМ ОКРУЖЕНИИ
В ЗВУКОВОМ ОКРУЖЕНИИ
Но уже на данный момент домашним кинозалом, где многоканальное звучание поддерживают пять-шесть колонок, никого не удивишь. Все почаще возникают авто с системами «окружающего» звучания, установленными штатно – на заводе. Но многие автолюбители до сего времени считают, что их ресиверы с 4-мя динамиками дают таковой же «окружающий» звук, который так моден в промышленности кино. Здесь они заблуждаются.
ОТ 1-го
Фактически разработка окружающего звука пришла к нам из кинотеатра. А там – свои требования и, стало быть, своя история развития.
Чтоб привлечь зрителя, синематографу с течением времени потребовалось нечто большее, чем просто большой экран... Закономерно, что к финалу 50-х стало появляться панорамное изображение и стереозвук – сигнал, записанный независимо для левого и правого канала, который позволил «разложить» звук в плоскости. Но феномен сохранялся и в данном случае: «кинотеатр» был должен давать наибольший эффект присутствия, а широкоэкранное панорамное изображение не наилучшим образом смешивалось с «плоским» звуком.
Первым шагом на пути к окружающему звучанию стало добавление «центрального» канала. Идет речь о очередной колонке, расположенной в центре, которая должна обеспечивать точные диалоги и заносить наилучшую панораму звука. Но обычное добавление канала привело бы к необходимости поменять всю аппаратуру. Поступили по другому: стереосигнал записывали так, что с помощью декодера из него можно было выделить звук для центрального канала.
Но все равно – это было еще не то звучание, которое отдало бы эффект присутствия, объема. Потому последующим шагом стало добавление тыловых каналов. В конечном итоге вышло 5 колонок вокруг зрителя (левый, правый, левый тыловой, правый тыловой и центральный каналы). Сущность та же: особый стереосигнал раскладывался с помощью декодера на 5 каналов.
В 80-х годах схожий эталон окружающего звука (Surround Sound) вошел в массовую технику под именованием Dolby Pro Logic (Dolby – в честь основоположника) и применяется до сего времени.
БОЛЬШЕ ЦИФР
Последующий шаг развития, непременно, связан с наступлением цифровых технологий и носителей. Скажем, на DVD употребляется цифровой принцип хранения звуковой инфы. При всем этом она вначале записана для всех каналов персонально. На сегодня самые всераспространенные декодеры – Dolby Digital и dts (последний отличается наименьшей степенью сжатия аудиосигнала).
Распространенные обозначения, к примеру «5.1», означают количество каналов: 5 – широкополосных и 1 – низкочастотный (просто – сабвуфер). В ближайшее время появились новые эталоны, к примеру «6.1» – в их уже употребляется центральный канал для тыла.
ПЕРЕЕЗД
Разработка построения «окружающего» звука в автомобиле идентична с бытовой техникой. Необходимы источник звука, декодер большого звучания, усилитель и провода. Зависимо от выполнения DVD-проигрыватель может быть совмещен с декодером либо, скажем, усилитель с декодером.
Сейчас о аспектах. Чтоб разложить звук в «пять плюс один» канал при помощи наружного декодера, нужен DVD-проигрыватель либо ресивер с цифровым аудиовыходом. Если выход только аналоговый, то «объемное» звучание позволит получить только декодер Dolby Pro Logic, работающий с аналоговым стереозвучанием. Но в данном случае неминуема утрата свойства. Декодеры же Dolby Digital и dts работают только с цифровым сигналом. Другими словами на их входе – один цифровой сигнал, а на выходе – личные аналоговые сигналы для каждого канала: полный набор 5.1. Далее дело за их усилением. Все то же, что и с обычным стереосигналом, только каналов усиления больше. Если гласить о декодере как об устройстве, то в нем могут быть сразу эталон Dolby Digital и dts. Как и на самом DVD-диске, звук может быть записан в нескольких форматах. Выбор предпочтения – за вами.
Очередной принципиальный момент. Так как колонки в автомобиле удалены на различное расстояние от слушателя, то верно расставить их можно только виртуально, с помощью временных задержек: из более близких колонок звук будет доноситься позднее. Такая функция – уже не диковина и применяется даже в авто ресиверах, чтобы «отодвинуть» от водителя самую близкую левую колонку.
Получит ли обширное распространение окружающий звук в автомобиле? Твердо ответить трудно: беря во внимание суровые издержки и привязанность системы сначала к фильмам, играм и т.п, а не к музыке, есть некие сомнения. К тому же во время движения звучный и натуральный эффект может отвлечь водителя. Хотя наверное найдутся ценители «окружающего» звучания, которые не пойдут на компромиссы – ни дома, ни в автомобиле.
Динамик центрального канала Alpine DLB-100R Имеет конструкцию с своим акустическим оформлением. Устанавливается на приборной панели и делает не плохое звучание для центра, сравнимое по качеству с врезными динамиками. Пиковая мощность динамика – 3Декодер Prology ADSP-2351 Один из вариантов авто декодера монтажного размера 1 DIN. Обеспечивает декодирование аудиосигнала систем Dolby Digital, DTS, Dolby Pro Logic II в формат 5.1 и дает возможность коммутации до 3-х дополнительных источникТеатральный усилитель Alpine MRA-D550 Аппарат обустроен интегрированным микропроцессором с декодерами пространственного звучания форматов Dolby Digital, Dolby Pro Logic II и dts, а не считая того, развитым кроссовером и параметрическим эквалайзером. Схема усиления включ
Головное устройство NRG IDM-7001D DVD-ресивер с моторизованным 7-дюймовым ЖК-монитором. Поддерживает форматы DVD/VCD/DVD-Audio/SVCD/CD/MP3/MPEG4/ WMA/JPEG и уже обеспечен интегрированным декодером Dolby Digital 5.1.