Чтобы турбина дула...
На Данный Момент мы поведаем об особенностях обслуживания и ремонта принципной детали автомобиля – системы турбонаддува.
Уязвимые звенья
Неисправности мотора, плохо действующие на работоспособность агрегатов наддува и способные привести к отказу, могут быть разными: механический износ цилиндропоршневой группы, нарушения в работе систем зажигания и впрыска, низкое качество горючего, забитый катализатор, внедрение несоответствующего моторного масла, повышение давления картерных газов и многие другие. Интервалы смены масел не должны превосходить для бензиновых двигателей 10 тысяч км, для дизельных – 7,5 тыс. км.
Ресурс турбокомпрессора зависит и от состояния воздушного фильтра мотора, который необходимо поменять не реже, чем через каждые 10 тыс. км, а при эксплуатации в аспектах завышенной запыленности даже чаще, так как пыль, насекомые, листья и остальной небольшой мусор могут быстро засорить фильтрующий элемент. Турбокомпрессор при всем этом начнет «задыхаться» или порвет фильтр и станет засасывать вместе с воздухом пыль, песок и даже открутившиеся гайки. Это ускорит износ деталей цилиндро-поршневой группы и может привести к «срезанию» лопастей компрессора, тут же выведет турбину из строя.
Правила эксплуатации
Одна из принципиальных событий поломок турбокомпрессора – незнание автовладельцами правил эксплуатации данного агрегата. После запуска холодного мотора нельзя резко «газовать», по другому остывшее масло не успеет заполнить все каналы системы смазки вала. Прогревать турбокомпрессор необходимо 15–30 секунд. После поездки нельзя слету выключать движок – необходимо дать мотору поработать несколько минут на холостом ходу, чтобы обороты турбины снизились при функционирующих системах смазки и остывания. Если пренебрегать этими нехитрыми правилами, наступит масляное «голодание», перегрев, а позже и поломка турбокомпрессора.
В некоторых моделях автомобилей устанавливается турботаймер – электронное устройство, не позволяющее в течение 1–2 выключить движок машины слету после снижения его оборотов до уровня холостых. Функция турботаймера может быть заложена в программу электронного блока управления мотора, также находится в некоторых современных сигнализациях. При изношенном движке опасна неоправданно долгая его работа на холостых оборотах: пониженное давление в системе смазки может привести к масляному голоданию турбины.
Симптомы неисправности
Современная турботехника достаточно надежна. Ресурс турбокомпрессоров практически равен ресурсу мотора, но при одном условии – исправности всех систем мотора. При возникновении изъянов турбина, как более высоконагруженный агрегат мотора, часто выходит из строя первой. Поэтому турбокомпрессор можно рассматривать как собственного рода индикатор состояния мотора.
По внешним признакам автовладелец может сам сделать предварительные выводы о проблемах турбокомпрессора:
Движок не развивает полную мощность. Отработавшие газы имеют черный (переобогащение смеси) или голубий (сгорает масло) цвет. Увеличенная токсичность выхлопа (бензиновый мотор). Завышенный расход масла. Звонкая работа компрессора. Утечки масла из корпуса турбокомпрессора.
Но окончательный вердикт о состоянии турбокомпрессора могут вынести только спецы в области ремонта турбин.
Ремонт
Когда причина выхода из строя турбокомпрессора установлена, автосервис принимает решение чинить сломанную турбину или предложить клиенту ее полную замену. В случае ремонтопригодных поломок в целом починить турбину довольно несложно. Здесь главное – иметь уникальные запчасти. Пробы приспособить что-то похожее для замены вышедшей из строя детали в турбокомпрессоре оканчиваются неудачей. Ведь эта деталь автомобиля испытывает высокие температурные и механические нагрузки. И даже незначительное отклонение от нормы подходящей запчасти приводит к немедленному выходу из строя всей системы турбонаддува.
А вот подобрать подходящую деталь для турбины – нередко довольно тяжело. Связано это с тем, что на данный момент в мире многие компании занимаются созданием турбокомпрессоров: Garett, ККК, Borg, Schwitzer, iHi, Mitsubishi, Holset и др. Неважно Какая из их имеет широкий список моделей и модификаций турбин. Поэтому для подбора подходящей детали к турбине следует ориентироваться в неограниченном количестве каталогов, также иметь контакты с поставщиками похожих запчастей. При наличии запчастей устранение заморочек турбокомпрессора – снятие турбины, ее разбор, замена деталей, тестирование и установка вспять – занимает в среднем один рабочий день.
Принципный заключительный шаг работ – диагностика отремонтированной турбины на спец щите. Дело в том, что такой щит – достаточно дорогостоящее оборудование, которое имеется только в специализироанных фирмах, занимающихся ремонтом турбокомпрессоров. Обычно такие компании дают годовую гарантию на отремонтированные турбины.
Миша БОРИСОВСКИЙ, domlv.eu
ремонт автомобиля
Уязвимые звенья
Неисправности мотора, плохо действующие на работоспособность агрегатов наддува и способные привести к отказу, могут быть разными: механический износ цилиндропоршневой группы, нарушения в работе систем зажигания и впрыска, низкое качество горючего, забитый катализатор, внедрение несоответствующего моторного масла, повышение давления картерных газов и многие другие. Интервалы смены масел не должны превосходить для бензиновых двигателей 10 тысяч км, для дизельных – 7,5 тыс. км.
Ресурс турбокомпрессора зависит и от состояния воздушного фильтра мотора, который необходимо поменять не реже, чем через каждые 10 тыс. км, а при эксплуатации в аспектах завышенной запыленности даже чаще, так как пыль, насекомые, листья и остальной небольшой мусор могут быстро засорить фильтрующий элемент. Турбокомпрессор при всем этом начнет «задыхаться» или порвет фильтр и станет засасывать вместе с воздухом пыль, песок и даже открутившиеся гайки. Это ускорит износ деталей цилиндро-поршневой группы и может привести к «срезанию» лопастей компрессора, тут же выведет турбину из строя.
Правила эксплуатации
Одна из принципиальных событий поломок турбокомпрессора – незнание автовладельцами правил эксплуатации данного агрегата. После запуска холодного мотора нельзя резко «газовать», по другому остывшее масло не успеет заполнить все каналы системы смазки вала. Прогревать турбокомпрессор необходимо 15–30 секунд. После поездки нельзя слету выключать движок – необходимо дать мотору поработать несколько минут на холостом ходу, чтобы обороты турбины снизились при функционирующих системах смазки и остывания. Если пренебрегать этими нехитрыми правилами, наступит масляное «голодание», перегрев, а позже и поломка турбокомпрессора.
В некоторых моделях автомобилей устанавливается турботаймер – электронное устройство, не позволяющее в течение 1–2 выключить движок машины слету после снижения его оборотов до уровня холостых. Функция турботаймера может быть заложена в программу электронного блока управления мотора, также находится в некоторых современных сигнализациях. При изношенном движке опасна неоправданно долгая его работа на холостых оборотах: пониженное давление в системе смазки может привести к масляному голоданию турбины.
Симптомы неисправности
Современная турботехника достаточно надежна. Ресурс турбокомпрессоров практически равен ресурсу мотора, но при одном условии – исправности всех систем мотора. При возникновении изъянов турбина, как более высоконагруженный агрегат мотора, часто выходит из строя первой. Поэтому турбокомпрессор можно рассматривать как собственного рода индикатор состояния мотора.
По внешним признакам автовладелец может сам сделать предварительные выводы о проблемах турбокомпрессора:
Движок не развивает полную мощность. Отработавшие газы имеют черный (переобогащение смеси) или голубий (сгорает масло) цвет. Увеличенная токсичность выхлопа (бензиновый мотор). Завышенный расход масла. Звонкая работа компрессора. Утечки масла из корпуса турбокомпрессора.
Но окончательный вердикт о состоянии турбокомпрессора могут вынести только спецы в области ремонта турбин.
Ремонт
Когда причина выхода из строя турбокомпрессора установлена, автосервис принимает решение чинить сломанную турбину или предложить клиенту ее полную замену. В случае ремонтопригодных поломок в целом починить турбину довольно несложно. Здесь главное – иметь уникальные запчасти. Пробы приспособить что-то похожее для замены вышедшей из строя детали в турбокомпрессоре оканчиваются неудачей. Ведь эта деталь автомобиля испытывает высокие температурные и механические нагрузки. И даже незначительное отклонение от нормы подходящей запчасти приводит к немедленному выходу из строя всей системы турбонаддува.
А вот подобрать подходящую деталь для турбины – нередко довольно тяжело. Связано это с тем, что на данный момент в мире многие компании занимаются созданием турбокомпрессоров: Garett, ККК, Borg, Schwitzer, iHi, Mitsubishi, Holset и др. Неважно Какая из их имеет широкий список моделей и модификаций турбин. Поэтому для подбора подходящей детали к турбине следует ориентироваться в неограниченном количестве каталогов, также иметь контакты с поставщиками похожих запчастей. При наличии запчастей устранение заморочек турбокомпрессора – снятие турбины, ее разбор, замена деталей, тестирование и установка вспять – занимает в среднем один рабочий день.
Принципный заключительный шаг работ – диагностика отремонтированной турбины на спец щите. Дело в том, что такой щит – достаточно дорогостоящее оборудование, которое имеется только в специализироанных фирмах, занимающихся ремонтом турбокомпрессоров. Обычно такие компании дают годовую гарантию на отремонтированные турбины.
Миша БОРИСОВСКИЙ, domlv.eu
ремонт автомобиля