Автоматическая коробка
Несмотря на несовершенство многих коробок-автоматов, предпосылкой скорой поломки нередко становится стиль вождения и безграмотная эксплуатация АКП. Чтобы говорить с «автоматом» на родном языке, достаточно узнать его диалектику.
Мы решили начать материал, продолжающий тему трансмиссий, с самого животрепещущего вопроса для большинства автомобилистов: состояние и ремонт автоматической коробки. Так сложилось, что при покупке старенькой машины меньше всего клиент обращает внимание на состояние коробки. Это связано со сложной спецификой агрегата. Но есть стопроцентно доступные каждому любителю приметы.
К сокращенному сроку службы АКП приводит не только спортивный способ езды, ну и внедрене машины в качестве тягача. Если вы собрались брать машину, направьте на наличие буксировочного устройства или следов его установки. При покупке таких машин лучше дать предпочтение автомобилям с перебранной коробкой.
Но как оценить реальное состояние АКП? 1-ая проверка. При неработающем движке достаньте щуп коробки и посмотрите на цвет масла. При пробеге в 200 тыс. км масло должно быть мрачно-карим и малость прозрачным, даже если его никогда не меняли. А вот густое черное масло говорит о том, что коробку придется чинить. Не забывайте и то, что в автоматической коробке нельзя полностью поменять масло. Даже если снять поддон и крышку блока клапанов, поменять можно 50 процентов (и 80 процентов в «Мерседесах» - так как там есть 2-ая сливная пробка в гидротрансформаторе). Для того, б полностью поменять масло в АКП, ее нужно разобрать. Поэтому если вы видите на щупе неразбиравшейся АКП девственно-незапятнанное масло, не обольщайтесь: «отец» вашей «невесты» разумеется подтасовал карты.
Неплохо Бы проверить и уровень масла. Заведите движок и, пройдясь по всем положениям АКП, установите селектор в положение «P» (или «N» - на автомобилях компании «Chrysler» или переднеприводных вариантах «Mitsubishi»). Позже замерьте уровень масла на малых оборотах холостого хода. Очень небольшой или очень высокий уровень говорит о том, что прошедший обладатель машины просто не разбирался в технике: эксплуатация с неправильным уровнем масла может привести к жестоким проблемам с АКП. Правда, не забывайте, что с нагревом (или остыванием) уровень масла в коробке существенно меняется - до 50 мм. Обязательно проверьте, хотя на ощупь, как масло нагрелось. Учтите, что щупы бывают разные: на одних есть метки только для холодного масла (+20oС), на других - для горячего (+60...70oС), а на третьих - и те, и другие.
Она заболела
Ну, вот вы сделали удачную покупку, отъездили без заморочек 10-ки тысяч км, и тут началось. Если вы узрели задержки включения передачи (более 3-5 сек.), значит, АКП неисправна. Плюс нездоровое дерганье. Правда, рывки и толчки - это не главное. Пробуксовка - вот основный признак неисправной АКП. При резком нажатии на педаль акселератора при скорости до 100 км/час АКП должна переключиться на более низкую передачу.
Если есть возможность, поставьте машину на смотровую яму или подъемник и посмотрите на АКП снизу - нет ли там масляных подтеков? Масло подтекает, когда коробке разумеется нездоровится. Обычно хозяева ремонтируемых коробок (80% обращающихся) в протяжении нескольких месяцев отмечали единичные отказы в работе АКП. Именно Тогда и произошла поломка в АКП, а не , когда машина совсем окончила ехать. Поэтому при возникновении всех короткосрочных заморочек обязательно обратитесь в спец сервисыпо обслуживанию и ремонту АКП.
Если говорить о ремонте, то специфика российского сервисного обслуживания по-прежнему отлчается от западной. И поначалу, из-за отсутствия культуры эксплуатации машин. Мы не привыкли платить за услуги. И мы постоянно ждем, что нас обманут. Дать ключи автомеханику и попросить поправить автомобиль на данный момент позволяет себе только владелец «гарантийной» машины. Большая часть же из нас согласовывает с механиками, какие поломки будут исправляться, а какие останутся на позднее.
Очень часто, автолюбители приезжают в автосервис с предложением поменять масло, когда коробка начинает умопомрачительно вести. Только вот, замена масла уместна до появления больных точек в коробки. А позднее, как говорится, поздно переливать трупу кровь – он уже умер. Бывают случаи, когда водители пробуют надуть автомехаников. Один хитрец приехал на 100 с просьбой поменять масло. Заехав без помощи других на эстакаду, он дождался смены масла, после чего заявил, что у него окончила работать задняя скорость. Пока разбирались, да смотрели, приехал очередной клиент, и лицезрев «потерпевшего» воскликнул: «О! Ну как, «задняя» появилась, после того, как масло сменили»? Не будем передавать эмоции автомехаников, скажем только-толькоо лучше платить ранее и меньше за профилактику, чем доводить до коматозного состояния свою коробку.
Если вы уже опоздали, то давайте подсчитаем, сколько может стоить реанимация. Ремонт АКП без цены запчастей обойдется в 10-15 тысяч рублей. Цена зависит от места ремонта, калификации экспертов и гарантийных обязательств. Сюда входит диагностика коробки, съем и установка, разборка, дефектовка, выходная диагностика. Сколько будут стоить запасные части, сказать тяжело: ценовой диапазон - 300-3.000 баксов зависимо количества запасных частей. В общем, числа грустные, и молвят они о том, дешево вы никак не отделаетесь.
Для того, чтобы уберечь себя от разорительных расходов, давайте посмотрим, что все же из себя представляют коробки в первозданном виде и кто их «папа»?
От Запада к Востоку
Компаний производителей коробок передач не так много в мире. Наибольшей и известной является компания Borg Warner со своим японским подразделением. Компания производит коробки для х автопромов, как GM, Тоета, Suzuki, также для некоторых моделей Volvo, Опель. У автогиганта Форд своя производственная база трансмиссий, которые, к слову, поставляются и на машины Мазда.
Компания Chrysler с подразделением Mitsubishi одно время производила коробки сама, но сейчас заказывает коробки у компании Jatco. Даже прошлые пробы слияния Chrysler с Mersedes ничего бы не изменили для германских коробок передач, так как Mersedes всегда изготавливал их сам. А вот баварцы (Бмв) предпочитали и предпочитают брать коробку со стороны. Благо, сторона родная и предлагает стопроцентно достойное качество – CTF, пользующаяся популярностью немецкая фабрика. Правда, временами у баварцев можно было встретить коробки Jatco, чье качество тоже было на уровне. Услугами CTF пользуется и Audi. Несмотря на то, что Фольксваген закупает часть трансмиссий у CTF, большая толика механики и автоматов делается самим концерном. И необходимо сказать, не очень хорошего характеристики, по мнению автомехаников.
Политика производителей тоже имеет свой маркетинговый ход. Как понятно, Форд и Мазда производятся одной компанией. Но, если для марки Форд вы можете приобрести любые запчасти на АКП, то для Мазда на точно такую же коробку вы будете брать все поблочно.
Порода прив российского склада разума
То, что одна и та же коробка может вести себя по-различному на разных марках машин, понять просто, если держать в голове о роли производственных циклов. Так АКП, изготовленные компанией Jatco, проявляют себя по различному на Nissan и Mitsubishi. Обращений в автосервисы с поломками у владельцев Nissan в разы превосходит жалобы водителей Mitsubishi. Виной всему контроль характеристики при производстве, точнее, его уровень.
Если говорить о качестве и надежности, то здесь играет роль диалектика стран производителей и эксплуататоров, другими словами автолюбителей. Возьмем, к примеру, американскую машину Cadillac, используемую в Рф. Российский владелец этой машины заезжает на ремонт АКП, примерно, один раз в 150 тысяч км. И это можно отнести к короткому интервалу. Потому Что, если бы наши водители ездили, в Америке, то не заезжали ы в мастерские совершенно. В США не «рвут» коробку, не превосходят скорость, качество дорог не нехорошее. Американцы ездят копотливо, плавно и продолжительно. Если, говорить о германских машинах, то они «заточены» под более оживленную езду. Ведь в Германии нет ограничений скорости на автобанах. Поэтому «немцы» для российского рынка более комфортны.
Тойота
Обращая свой взор к «японцам», нужно слету разграничить продукцию на экспорт и «домашнюю». Для российского рынка обитатели страны восходящего солнца делают более жесткие характеристики трансмиссий. Если говорить о внедорожниках, то Land Cruiser для Рф имеет общую спецификацию с китайским. Это не значит, что она плохая. К Примеру, для американского рынка делается коробка слабее «российско-китайской» в силу того, что в США больше ограничений при езде, как и сам режим движения, более щадящий, нежели в Китае или Рф. «Слабость» коробки для Запада связана к тому же с высокими требованиями по экологии и образцу Евро, которых пока нет в Рф и Китае.
На сегодняшних переделанных моделях концерна Тойота стоят коробки серии U, у каких, как мы говорили в прошлой статье, много заморочек с электроникой, а точнее ее качеством. Вобщем, если автоматы-боты отчасти ожидаемая сложность, то качество механики на Corolla, вызвало массу возмущений у автолюбителей. Те, кто был знаком с МКП на вазовских «девятках», молвят, что она значительно превосходит МКП на Corolla. Будто Бы обитатели страны восходящего солнца предоставили на российский рынок «сырой» вариант. Хотя чему там быть сырым – непонятно. Зато на лицо нечеткая фиксация передач, излишне жесткий ход рычага, как на древнем КАМАЗе и трудности с фиксацией в «нейтрале».
Хонда
У коробки Хонды своя особенность. По мнению экспертов, они напоминают механические, только вместо синхронизаторов и вилок переключений стоят фрикционы. Это самая оживленная коробка по езде, очень приближенная к механике. Но в Рф хондовская коробка страдает во время езды из-за российского склада разума. Если у вас есть хоть один знакомый владелец Хонды, то вы наверняка вспомните его слова о том, что владельцы Тойота овощи. Когда наши Шумахеры приезжают с разбитой в кашу коробкой в автосервис, то на немой вопрос механика, большая часть отвечает: «А я Хонду не для того беру, чтобы кататься копотливо!». Большой популярностью у автолюбителей пользуется Honda H-RV. Покупатели видят, обычно, ее внедорожные и спортивные характеристики, но совершено не берут в расчет сложный и капризный характер коробки-вариатора. Он просит частой смены масла, фильтров и не очень любит рванную езду по бездорожью. Те, кто этим злоупотреблял, уже способен оценить ответную реакцию коробки. Первым сигналом ее дурного поведения становится замедленное переключение даже при стабильной езде по городу. В Этом Случае лучше не затягивать, а ехать прямиком в автосервис.
Для любителей сумасшедшей езды, хочется напомнить, что Over-drive не панацея от тихой езды. Взаправду, Over-drive применяется для скоростного разгона или обгона. По Сути, эта функция отключает 4-ю скорость, что позволяет автомату более быстро разогнаться. Так Как при выключенном Over-drive автомат, поначалу, будет переключаться с 4-ой на 3-ю, скажется на потере . Но если вы едите на скорости более 100 км/ч на 3-ей скорости, у вас не хватит мощности для обгона.
Автомат на Вуале
Устанавливается без заморочек. Обязательно, это гидравлика, так как электронные мозги ей никто вшивать не будет. Но на сегодня, это незаконно, поэтому в моделях ВАЗа нет такой функции. Исключением является столичный институт, который занимается сертификацией и выдачей разрешений на коробки под наши авто. Они же дают разрешение на выдачу наборов. Поэтому нужно будет приобрести сертифицированный набор, в который можно установить автомат. Как Правило Этоо германский CTF-вариатор или тойотовский автомат. Эти документы на набор и коробку отсылаются в Москву, где и сертифицируются на вашу опренную машину.
Естественно, можно испытать ездить без регистрации, ведь еще не каждый инспектор ГАИ усвоит, что там стоит автомат. Когда москвичи устроили нечто вроде теста на «двенадцатой» модели с надписью повдоль кузова «Прокатись с автоматом», то тормозящих машину гаишников интересовали не документы и разрешение. Единственный вопрос, который они задавали, будто бы сговорившись: «Ну и как?» Ответ – нормально. Вобщем, любителю быстрой езды захотелось бы поменять передаточные дела первой пары для динамики. Но уже диалектика и готовность увеличивать расходы горючего. Набор к автомату стоит около 700 баксов, 1000-2000 баксов сам автомат.
Пока тяжело сказать, что из себя будут представлять коробки русского завода-изготовителя, который строят под Санкт-Петербургом. Коробки будут производиться по известной разработке NAMI. Переднеприводный автомат будет 7-и скоростной, а задний 8-й скоростной. Несмотря на то, что серийный выпуск еще не начался, опытные образцы внушают доверие. Правда, по словам экспертов, скорее всего мы опять споткнемся о качество производства.
Иван Исаев, www.sibnovosti.ru
ремонт автомобиля