Тормоз, как гарант скорости


В мире очень тяжело найти человека, который при покупке автомобиля, интересовался поначалу тормозами. Еще сложнее найти человека, который в экстремальной ситуации за рулем не думал бы о их поначалу. Тормозные системы, будто бы дорогой костюм, умеренны и неприметны, но своими качествами только подчеркивают надежность вложений.
Эволюция тормозов автомобиля претерпела за более чем 100-летнюю историю массу конфигураций. Отсчет первых систем принято вести от барабанных тормозов. Но это не совсем так. Самыми первыми и ординарными были ленточные тормоза. Фактически слету с ленточными тормозами были выдуманы барабанные, получившие развитие, и до сих пор используемые на русских автомобилях. Несмотря на то, что популярные на данный момент дисковые тормоза узрели свет исключительно в 1956 году, выдуманы они были еще 1902 году доктором Ланчестером из Англии. Отдельные тормоза на каждое колесо появились уже в 20-х годах 20 века.
Риск по-барабану
Барабанные тормоза, активно применяемые во 2-ой половине 20 века, стоят дешевле дисковых и просты в производстве. Их часто устанавливают на заднюю ось тех же ВАЗов. Задние дисковые тормоза до на ряде машин (Форд Фокус, ВАЗ) остаются только опцией. Барабаны стали доминировать перед ранешними дисковыми тормозами к тому же потому, что конструктивно обладают эффектом механического самоусиления. Благодаря тому, что нижние части колодок связаны совместно, трение о барабан передней колодки наращивает прижатие к нему задней колодки. Этот эффект способствует многократному увеличению тормозного усилия, передаваемого водителем, и наращивает тормозящее действие при усилении давления на педаль. Но простота и дешевизна барабанных систем в наше время огромных скоростей имеет много минусов. Потому Что при торможении возникает тепловая энергия, необходимо отлично его рассеивать. Здесь барабанные тормоза проигрывают дисковым, так фрикционные накладки находятся внутри барабана. Излишний нагрев деформирует барабан. Это приводит к тому, что тормозные накладки прилегают к нему неравномерно. Все это понижает тормозящее действие, в особенности при частых торможениях. Поэтому на скоростных машинах барабанные тормоза даже сзади уже не встретить.
К внедрению дисковых тормозов привело увеличение скоростных возможностей автомобилей. Сначала такие тормоза заняли свое место в передних колесах, что обусловлено большими нагрузками на передней оси, возникающими при торможении. На Данный Момент и сзади их можно встретить все чаще. Дисковые тормоза рассеивают тепло намного лучше, чем барабанные. И сам диск, и крепежная скоба для крепления тормозных устройств, и тормозные колодки открыты для доступа воздуха.
В качестве «минусов» можно упомянуть более высшую стоимость производства и более быстрый износ фрикционных накладок из-за большего давления при торможении. К «плюсам» относится меньший вес в сравнении с барабанными. Это одна из главных составляющих неподрессоренных масс, борьба за снижение которых ведется производителями по всем фронтам. Вес тормозного диска более важен для его качественной работы, чем поперечник и конструкция. Связано это с такими чертами, как теплоемкость и теплоотдача. Борьба за снижение неподрессоренных масс и улучшение отвода тепла привела к созданию так называемых вентилируемых дисков. Они представляют собой обычный сэндвич из 2-ух дисков.
При нагрузках тормозные диски могут нагреваться до очень огромных температур, и если это тепло передастся ступице – вероятен выход из строя этого узла. Производители тормозных систем предлагают разборные диски . Они представляют собой непосредственно рабочий диск, скрепленный болтовым соединением со средней частью, которая крепится на ступицу. Часто можно встретить тормозные диски с перфорацией и канавками (шлицами). Но это удел дорогих спортивных моделей. Если вы стали обладателем таковой разорительницы бюджета, то должны знать, что шлицы могут быть как направленными, так и ненаправленными. 1-ые требуют правильной установки (левые и правые диски) и продаются обычно парами. Ненаправленные могут быть установлены на всякую сторону.
Если вернуться к «сэндвичам», то стоит упомянуть об интересной разработке австралийских инженеров. Компания DBA запатентовала передовую технологию системы вентиляции диска . Назвали такие диски Kangaroo Paw, или Лапа Кенгуру. Цена таких дисков начинается от $200 за 1 штуку. Еще Более интересное решение предложила американская компания Delphi. Предложена уникальная идея двухдискового тормоза для передних колес автомобиля, получившего название Twin Disk. Здесь для торможения употребляются не две, а три тормозные колодки. К обычной паре прибавляется средняя колодка, расположенная меж 2-ух «плавающих» дисков, не связанных совместно перегородками. Благодаря такой сборке гидравлический поршень переносит свое усилие не на две плоскости тормозного диска, как обычно, а слету на четыре. Тем эффективность , динамика торможения растет в 1,7 раза по сравнению с обычными дисковыми ми. Усилие на педаль снижается практически вдвое. Не считая того, вентиляция таких дисков значительно лучше. Компания Delphi планирует начать серийное создание Twin Disk в 2006 году.
Если говорить о материалах, то более часто можно встретить тормозные барабаны и диски из чугуна. В автоспорте употребляются диски на базе углеволокна (carbon fiber composite). Такие тормоза значительно легче железных и работают очень отлично. Но на рядовых моделях, они не будут работать, так как не успеют разогреться до огромных температур. Российская авиакосмическая промышленность предложила иную технологию. На ее базе изготовлены тормозные диски из кремния. Такие диски употребляет, а конкретно, Ducati на собственных байках. Кремниевые диски соединяют коэффициент трения чугуна и легкость углепластика. Но это опять же, удел большого спорта. Автолюбителям пока хватает испытанных тормозов из чугуна и стали.


Братья по тормозу
Прошло 29 лет с тех пор, как была выдумана Абс (антиблокировочная система тормозов), разработанная компанией Bosch. На серийном автомобиле Абс появилась в 1978 году - покупатели Mercedes S-Class могли заказать эту систему в качестве опционального оборудования. Чуть позже схожая система появилась и у конкурента S-Class - Бмв 7-Series. Позже свет узрели другие механические и электронные помощники торможения (BAS, SBC, ESP) . Точнее, правильного торможения. Это, пожалуй, ключевое слово.
Abs
Состоит из 3-х основных частей: датчиков скорости вращения колес, модулятора тормозного давления и электронного блока управления. Задача датчиков фиксировать начало блокировки колес. Как это случилось, передается сигнал блоку управления Abs, который, в свою очередь, дает команду модулятору, понижающему давление воды в гидросистеме тормозов. Когда колесо разблокировалось и снова начало вертеться, блок управления снимает свою команду, и гидравлическое давление опять передается на тормозные механизмы. Процессы торможения и растормаживания колес будут циклически повторяться до , пока угроза блокирования не пропадет совершенно. Шофер ощущает работу Abs по толчкам, передающимся на педаль тормоза. Все это, естественно, здорово, но только для буржуев. Дороги у нас не евро характеристики, а потому в Рф Абс, может быть, даже вредна. На неровном покрытии, когда колесо то и дело теряет контакт с дорогой, электроника будет постоянно ошибаться и растормаживать колеса, кончится обидно: машина тормозить практически не будет. Что может случиться дальше, думаю, ясно.
Не считая того, соленый рассол наших дорог приканчивает дорогостоящие датчики за один сезон. Но поменять их совсем необязательно. Можно ездить и так. Правда, на многих машинах, где Абс все таки предусмотрена, тормоза бывают очень чувствительны. Вроде тумблера на две позиции - либо тормозим со всей дури, либо совсем не тормозим. Но привыкнуть можно.
Кстати, пытливая статистика. При выборе комплектации всеволожского Форд покупатели почти всегда отказывались непосредственно от Абс.
Brake Assist System (BAS)
Во 2-ой половине 1990-х годов появилась система, призванная улучшить работу тормозов - Brake Assist System (BAS). Тормозной «ассистент» врубался по команде датчика, зарегистрировавшего очень быстрое перемещение педали тормоза, свидетельствующее о начале критичного тормония, и обеспечивал создание в тормозах очень возможного давления воды. Первым BAS предложил Mercedes-бенз, ему и пришлось оправдываться. Так Вот, выяснилось, что BAS предназначен для сотворения наиго давления в системе торможения только в самый начальный момент критичной останоки автомобиля. Но даже этого оказалось достаточно, чтобы на 15% уменьшить тормозной путь Mercedes-бенз S-класса при торможении со скорости 100 км/ч до полной остановки. Такое сокращение тормозного пути - грозный аргумент для того, чтобы система BAS выручила чью-то жизнь. Поэтому на данный момент BAS и подобные ему системы инсталлируются не только на Mercedes-бенз, ну и на авто другх марок. Система Brake Assist устанавливается на автомобилях с Абс.


Electronic Stability Programm (ESP)
ESP – это электронная система контроля стойкости автомобиля. Благодаря разным датчикам, ESP в критический момент притормаживает одно или несколько колес, препятствуя развитию заноса задней оси или сносу передней.
Если во время поворота на заднеприводном автомобиле начинается занос задней оси, то система притормаживает переднее внешнее колесо. Переднее внутреннее колесо будет вертеться, и таким образом создастся «противозанос». Примерно то же самое происходит и на переднем приводе, когда начинается снос ведущей оси. ESP работает таким , что если соскальзывание и началось, оно должно быть равномерным и плавным.
Sensotronic Brake Control (SBC)
Эта электронная система управления тормозами является следующим шагом прогресса вслед за Абс, ESP и Brake Assist. При нажатии на педаль тормо микрокомпьютер с помощью инфы от различных систем и датчиков оценивает скорость переноса ноги с педали газа на педаль тормоза, силу нажатия на педаль, включенную передачу, особенности дорожного покрытия, траекторию движения, скорость и ускорения, нагруженность автомобиля и другие свойства. В Конечном Итоге выдается наие тормозное усилие, при всем этом на каждое колесо — различное.
Принципно держать в голове, покупая автомобиль с дополнительными функциями, что такой «фарш» рассчитан на любителей. Если у вас стаж вождения 10 лет, то лучшим компютером и тормозом будут ваши рефлексы, а потраченные средства.
«ОтВАЗный» тормоз
На Данный Момент о родном автопроме. Как говорится, есть отменная новость и плохая. Отменная – АвтоВАЗом будет управлять Карлосс Гон, а плохая – на задних колесах по-прежнему ставятся барабанные тормоза вместо дсковых. Дисковые тормоза волжский автозавод, как понятно, применяет только на передних колесах. Мы не одиноки в подходе. Например, Форд Фокус в базовой комплектации также имеет барабаны задних колесах, но существует функция установки дисковых тормозов. Многие компании совсем отказались от барабанных тормозов.
На Данный Момент о самих тормозах. На ВАЗах можно встретить 3 вида тормозных дисков. 1-ый – для 2108, 2110 (с карбюратором). Это небольшой (поперечник 239 мм) рассчитанный на 13-е колесо, невентилируемый диск. Этот вариант ужаснее всех. Тесты и испытания показали его малую эффективность при оживленной езде. 2-ой вариант – для 21102 и 2111. Эти диски также под 13-е колеса, но они уже вентилируемые.
3-ий вид – самый «серьезный». Тормозной Диск большой, он имеет поперечник 257мм, рассчитан на 14-е колеса, вентилируемый. По всем тестам он показывает наилучшие результаты и устойчивую работу в аспектах длительных нагрузок (по сравнению с первыми 2-мя). Такими ми оснащаются 16-клапанные ВАЗ-21103 и 2112.
Многие владельцы, предпочитающие оживленный стиль вождения, ставят такие диски на свои авто. Естественно, для этого нужно ставить соответствующие колеса (от 14), но результат того стоит. Ну и цена вопроса не нас высока.
Забугорные компании, производящие комплектующие и запчасти не обходят стороной и наш автопром. При Всем Этом большая часть компаний предлагают не только тормозные колодки, ну и дски. Выбор богат. На рынках и в магазинах можно встретить непонятные диски чуть дешевле ВАЗовских, а можно и по $200 за штуку. Опыт многих владельцев автомобилей ВАЗ показывает, что штатные диски живут недолго, 5-6 тыс. км, позже теряют форму и начинают «бить». С качественными, реальными ввезенными дисками этого не происходит.
Реальным спортсменам не довольно 14-дюймовых дисков. На автомобиль инсталлируются 15-(и даже больше)- дюймовые вентилируемые диски. Их цена измеряется уже несколькими сотками баксов. Но официального сертификата на такие диски АвтоВАЗ не давал.
С задними тормозами еще сложнее. ВАЗ упорно комплектует авто задними барабанными тормозами. При активной езде такие тормоза очень греются и теряют свои свойства. Не считая того, довольно часто приходится подтягивать ручник. Неудобство также причиняет тот факт, что проверить состояние тормозных колодок барабанных тормозов сложнее, чем дисковых. И очередной момент.
Впору не увиденный лопнувший барабан может стать предпосылкой трагедии. Все Таки, на задние колеса ВАЗов можно поставить дисковые тормоза. В Настоящее Время на рынке находятся несколько вариантов. В своем они – итог напрянной работы мозга «кулибиных». Обсуждать их смысла не имеет. Основными недостатками таких самодельных тормозов является нарушение тормозного баланса меж передней и задней осью, ненадежность исполнительных устройств, отсутствие ручного тормоза и запчастей. Есть Еще задние тормоза от Фольксваген или Audi, при планшайб и переходников адаптированные к нашим машинам. Такой вариант просит больших переделок. К тому же, если брать новые запчасти у дилеров, этот вариант становится значительно дороже. Для снижения цены употребляются восстановленные запчасти, так называемый «rebuild».
«Попадалово» ужасное, кто ездил, тот знает... Что все же делать? Самый верный способ – поставить заводские диски. Официально задние дисковые тормоза на свои авто завод не устанавливает, но существовал проект х тормозов на ВАЗ-2112. Эти тормоза разрабатывались, но, как у нас часто случается, в серию не пошли. Сейчас их делают малыми партиями, их можно приобрести и поставить. Не считая установки, никаких других переделок не требуется. Разводка тормозных трубопроводов, ручной тормоз и все другое сделано конкретно для ВАЗов.
И в , хочется напомнить, что АвтоВАЗ начал выпускать в 2007 году Лады Калина с Абс. В прошедшем году с конвейера сошли 1500 машин Калина с Абс. Эта система не имеет никакой особой адаптации к русским условиям и закупается у компании Bosch. Как проявили себя Абс в Калине, пока рано говорить, но резкого спроса на машины с данной комплектацией увидено не было.
Иван Исаев, www.sibnovosti.ru

ремонт автомобиля