StreetRacing / Тюнинг - Тормозная система
StreetRacing / Тюнинг - Тормозная системаБольше автомобилей в мире оснащаются дисковыми тормозами. При Всем Этом и впереди и сзади. Русский же автопром до сих пор дает предпочтение задним барабанным, а наименее современным и действующим дисковым тормозным механизмам. Но неуемное желание улучшить, а нередко осознанное и выстраданное рвение сделать свой автомобиль более безопасным вынуждает автомобилистов облагораживать нашу тормозную систему.

Дисковые тормоза есть и на наших автомобилях. Впервой появившись серийно на ВАЗ-2108, они ставились и на последующих моделях "Жигулей". Правда "диски" идут лишь на передние, самые загруженные колеса, а задние тормоза все еще барабанные. Мы не одиноки в подходе. К Примеру, всеволожский Форд Фокус в базовой комплектации также имеет "барабаны" задних колесах, но функция установки дисковых все же существует. А многие компании отказались от барабанных тормозов совсем. Нам же приходится отыскивать другие пути к совершенствованию тормозной динамики собственных автомобилей русского производства.

Передние "диски".

На Данный Момент коснемся самих тормозов. Сейчас на ВАЗах можно встретить 3 их вида, по вариантам и мерам тормозных дисков: 1-ый – от автомобилей ВАЗ 8-й, 9-й и 10 (самая 1-ая модель ВАЗ-2110 с карбюраторным ДВС) серий. Он основан на небольшом, рассчитанным на 13-дюймовое колесо, невентилируемом тормозном диске. Нужно слету отметить, что этот вариант вызывает наибольшее число нареканий. Многочисленные тесты и испытания показали его малую эффективность при оживленной езде.
2-ой уже от ВАЗ-21102 и 2111. Эти "диски" также под 13-дюймовые колеса (поперечник диска 239 мм), но уже вентилируемые, и их характеристики непременно .


3-ий – самый грозный. Тормозной Диск уже большой, рассчитан на 14-е колеса, вентилируемый (поперечник диска 257 мм). По всем тестам он показывает наилучшие результаты и более устойчивую работу в аспектах длительных нагрузок. На заводе ми ми оснащаются машины с 16-клапанным движком (ВАЗ-21103 и 2112).
Потому Что преемственность конструкций автомобилей ВАЗ довольно мощная, большая часть автовладельцев, предпочитающих оживленный стиль вождения, переделывают свои авто на большие, 14-дюймовые тормоза от ВАЗ-2112. Естественно под их и колеса нужно ставить соответствующие, но результат того стоит. Ну и цена вопроса не так высока. На рынке набор скоб суппортов стоит в районе 1200 руб. Сами 14-е диски стоят примерно от 1300 руб. за пару. Плюс не лишними будут новые, большего поперечника защитные кожуха, но это уже копеечная деталь. Переделка же под силу хоть ому мастеровитому автолюбителю.
Забугорные компании, производящие комплектующие и запчасти для вторичного рынка не обходят стороной и изделия нашего автопрома. При Всем Этом большая часть компаний предлагают не только тормозные колодки ну и дски. Это связано с тем, что при проектировании и тех и других правильно подбираются многие свойства: здесь и размеры колодок и диска, и состав примесей, и много других характеристик. Но, как это ни умопомрачительно время от времени более хорошие свойства показывают, к примеру, завезенные из других государств колодки на наших дисках и напротив. Цены импорта куда выше наших. Можно встретить непонятные диски чуть дешевле ВАЗовских, а можно и по 200$ за штуку (а то и выше) отхватить. Тут все от кошелька зависит. Ну И качество првезенных из других государств дисков выше. Так, например, опыт многих держателей автомобилей ВАЗ показывает, что родные диски ходят 5-6 тыс. км, а позже теряют форму и начинают "бить". С ввезенными такого не происходит (опять же с качественным импортом, а не потделками).
На рынке можно встретить ряд наименований дисков . Часто мелькают следующие брэнды: AndyСar, Lucas, Ate, Pilenga, Zimmermann, Graf и т.д. Наши, русские брэнды встречаются пока довольно время от времени. Почти Всегда это серийные "вазовские" и т.п. Могу припомнить диски от ТоргМаш, потому что сам их видел и, что называется, "пробовал на зуб". Кстати, это видный пример решения трудности перегрева ступичного подшипника. "Торгмашевские" 15-дюймовые передние вентилируемые тормозные диски выполнены разборными с алюминиевой ступице (взята из спорта). Реальным спортсменам этого уже не довольно. На автомобиль инсталлируются 15-(и даже больше)- дюймовые вентилируемые диски. Такие диски производятся рядом компаний, при и западными и нашими. Их цена измеряется уже несколькими сотками баксов. Но официального сертификата на такие диски АвтоВАЗ пока не давал. Так что приобрести и даже поставить их можно, но ни одна грозная компания официально этого не сделает и гарантию на их не даст. ГИБДД также не будет в экстазе от такого самоуправства.

"Классика" также не забыта. На автомобиль ВАЗ-2101---2107 устанавливают передние дисковые 15-дюймовые тормоза, оставляя при всем этом задние барабанные. Эффект выходит довольно неплохой.

Задние диски.

С задними тормозами дела обстоят еще сложнее. Как было отмечено выше, наш автопром упорно комплектует авто задними барабанными тормозами с их прирожденными недостатками. Так, при активной езде такие тормоза очень очень греются и, отмечалось, теряют свои свойства. Из-за чего автомобиль начинает «вилять задом». Не считая того, довольно часто приходится подтягивать ручник (особо резвым – каждый месяц, а время от времени и не один раз). Также причиняет массу неудобств тот факт, что проверить состояние тормозных колодок барабанных тормозов куда как сложнее, чем дисковых. И очередной . Много раз мне приходилось слышать истории о том, как впору не увиденный лопнувший барабан стал предпосылкой грозных аварий. Я и сам не так давно пал жертвой такой ситуации. На задние колеса «Жигулей» можно поставить дисковые тормоза. Существует несколько вариантов, как это сделать. 1-ый вариант – итог русской находчивости и кулибинства. Первопроходцами были, естественно, спортсмены. На гоночные «восьмерки» ставятся дисковые тормоза от «Оки». Переделки также не очень сильные. Но возникает ряд довольно больших заморочек, совместимых со спортом, но очень тяжело сочетаемых с обыденным городским авто.

1-ое и самое главное. Установленные на ВАЗ задние дисковые тормоза, являясь более эффективными, чем барабанные, начинают создавать свои функции очень отлично. Как это ни умопомрачительно, это сказывается плохо на маневренности автомобиля. Машина начинает «вилять задом» при торможении. Это происходит из-за того, что тормоза автомобиля «Ока» не рассчитаны на работу в качестве задних тормозных устройств. Для этого их нужно было бы сделать примерно на треть менее эффективными. Этот перекос приводит к тому, что мастерам приходится искусственно перекрывать кислород, т. е. тормозную магистраль, идущую на задние колеса. Инсталлируются особые краны принудительного регулирования тормозных усилий на передний и задний контуры.

Кстати о тормозном контуре. Это очередной элемент модернизации. На ВАЗах контур выполнен по диагональной схеме (т. е. левое переднее и правое заднее колеса – один контур, а 2-ой – соответственно другие два колеса). При установке задних дисковых устройств приходится делить контуры по новой, т. е. перед раздельно, зад раздельно. И очередной нехороший момент. При «окушковом» варианте ручник в его естественном понимании уходит, и его место занимает гидравлическая система, которая хороша для спортсменов в качестве запасной или дополнительной системы торможения, но практически не делает тех функций, которые вкладывают в это понятие производители гражданских автомобилей. Как ни крути, а такая система выходит довольно сложным мероприятием. И переделок много, средств много, а узел-то очень ответственный. Сломайся в дороге – жди беды.

Не считая устройств от «Оки», также нередко можно встретить переделки от самих ВАЗов. Другими словами передние дисковые тормоза от какой-нибудь модели переднеприводных «Жигулей» переносятся назад. При всем этом впереди ставятся более мощные механизмы, с дисками большего поперечника. Здесь находятся те же трудности, перечисленные выше. Неким компромиссом являются пробы установить задние иномарочные суппорта. К Примеру, время от времени можно встретить механизмы от автомобилей Фольксваген. Но этот вариант куда как дороже и переделок нередко просит также много.

Самый верный способ – поставить заводские диски. Да, взаправду официально задние дисковые тормоза на свои авто завод не устанавливает, но существовал проект таких тормозов на ВАЗ-2112. Эти тормоза прорабатывались, но в силу ряда событий, как это часто у нас случается, в серию они не пошли, даже толком не испытывались. Но на момент их делают малыми партиями, и за довольно немалые средства (порядка $350) их можно приобрести и поставить. Цена, естественно, великовата, но зато, не считая установки, никаких других переделок не требуется. И разводка тормозных трубопроводов, и тросовый ручник, и все другое сделано конкретно для ВАЗов и продолжает работать как ни в чем не бывало. Спецы по тюнингу рекомендуют использовать непосредственно этот вариант задних дисковых тормозов на авто ВАЗ. Тем Более что сейчас взамен «окушковых» появились устройства на базе устройств «восьмерки». При Всем Этом как с 13-, так и с 14-дюймовыми дисками. Но есть во всей этой истории одна ложка дегтя. При лании инспектор ГИБДД может пожурить носителя «Жигулей» с дисковыми тормозами «установленного образца».

«Установка на автомобиль устройств, не предусмотренных конструкцией данной модели, является нарушением закона. Данная переделка определяется как неисправность, эксплуатировать с которой тс категорически запрещается». В лучшем случае – штраф, в худшем – штраф-стоянка. По этой причине, если вы законопослушный гражданин и не желаете создавать себе лишних заморочек, лучше устанавливать устройства, имеющие сертификат автономной некоммерческой организации «Центр содействия сертификации авто- и мототехники» при НАМИ. Тогда у водителя будет весомый аргумент в общении с властями.

Периферия

Одними дисками тюнинг тормозной системы ВАЗ не ограничивается. Практически, 1-ое, что обычно и делается, это замена не самих тормозов, а «водопровода». Оказывается, что резиновые тормозные шланги имеют очень плохую черту. Они могут растягиваться, вздуваться и т. п. Наблюдается эффект демпфирования, т. е. при нажатии на педаль тормоза давление тормозной воды в системе растет. А потому что шланги малость «играют», действие тормозов несколько снижается, приходится давить на педаль сильнее. Чтоб избежать этого эффекта, «резину» меняют на фирменные армированные шланги. Разработка примерно такая же, и со всем известными водопроводными подводками в стальной оплетке. Так же меняются и фитинги (переходные и соединительные элементы для шлангов и проводок). Повсеместный переход автопроизводителей на стальные тормозные трубки коснулся и нашего автопрома. Многие мастера советуют поставить «медь», потому что ее коррозионная стойкость значительно превосходит «металл», что очень благотворно сказывается на сроке службы тормозных магистралей. Оживленная езда предполагает более частое и насыщенное торможение, а, понятно, эффективность торможения с повышением температуры падает. В случае спецы рекомендуют отнестись в высшей степени трепетно к выбору тормозных колодок. Для тех, кто не видит в этом смысла, скажу следующее. Купив дорогие «понтовые» тормозные диски со шлицами и перфорацией и сэкономив на колодках, можно за месяц или даже пару недель «убить» диски «в хлам». Для Вас решать, что выгоднее. В принципе, спецы рекомендуют пользоваться дисками и колодками одной компании, потому что только в этом случае можно быть уеренным, что материал обоих частей обладает сбалансированными свойствами, а непосредственно больший коэффициент трения при меньшем износе. Если это нереально, ищите бренды, а еще лучше посоветуйтесь со спецами, поговорите со знакомыми, посидите в конференциях в Интернете. Выбор огромен. На рынке можно встретить самые разные бренды. Вот только из тех, что упоминаются часто в Интернете: Ferodo, Rona, ATE, Bosch, АР Lockheed, Quinton Hazell (QH), Roulunds, Samko, Allied, Nippon Kroner, Lucas, Valeo, LPR и т. д. Продукцию русскую и стран бывшего СССР также нельзя игнорировать. Встречаются достаточно качественные изделия. В мелькают: ТИИР, ВАТИ, ЕЗАТИ, АТИ, Полиэдр, STS и др. Очень сильны позиции украинских производителей. По мнению ряда экспертов, они держат около трети российского рынка тормозных материалов. В Их Числе: Trans Master и DAfmi. Здесь, и с импортом, принципно не нарваться на подделку и выбрать более оптимальный вариант. К огорчению, четких советов не может дать никто. Хотя тесты колодок периодически проводятся, на реальном автомобиле они могут повести совсем по-иному. Только «опыт – потомок ошибок трудных» может точно указать верную комбинацию диск–колодка. Замена суппортов – более высокая ступень тюнинга. Подразумевает установку особенных многопоршневых и многоколодочных (более 2-ух) тормозных устройств. Эти операции требуют очень грозных переделок (по последней мере, скобы уж точно нужно поменять), но, обычно, делается полная замена тормозного механизма, т. е. и диска, и скобы, и суппорта и т. д. В таком случае результат может быть очень примечательным. Нельзя не упомянуть и о приводе . Подготовив диски, колодки и суппорта, нужно отлично все это вынудить работать. И здесь принципно 1-ое звено в цепи торможения элемент – шофер – педаль тормоза – главный тормозной цилиндр.

В тюнинге при доводке тормозов, обычно, устанавливают вакуумный усилитель тормозов с прогрессивной чертой в паре с главным тормозным цилиндром увеличенного поперечника. Эти ухищрения позволяют, фактически изменив передаточное число тормозного привода, уменьшить ход педали и снизить нужные усилия, которые нужно к ней приложить. Сходу сила торможения растет. Эти элементы обойдутся владельцу ВАЗа в небольшую сумму – приблизительно 1500 руб.

Итоги

Жаль, если после чтения этого материала вы остались недостаточно информированы. Но в тысячу раз жальче, если посчитали, что тюнинг тормозов – обыденное дело. Самодеятельность в таком принципном вопросе опасна. Только настоящие мастера могут надежно и отменно установить и точно настроить тормозную систему вашего автомобиля под определенные условия езды и возможности самого автомобиля. Но, даже сделав все, что вы планировали, нужно держать в голове одну простую правду: никогда нельзя очень переоценивать себя и свой автомобиль. Лучше заблаговременно нажать на педаль, чем каждый раз испытывать на крепкость свои тормоза, рискуя собственной жизнью.
========
Источник: Журнал "Тюнинг"
Создатель: Даниил Шургальский
ремонт автомобиля