Тюнинг своими руками. Коробка
До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки-2101, которую ставил на всe “жигули”. Позже появилась КП 2121 с “завышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. В 1979 году завод освоил КП 2105 нового семейства. На Данный Момент она делается в 2-ух вариантах (4- и пятиступенчатая) и идет на все “жигули” и “Ниву. А прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году. Но запчасти к ним делали очень продолжительно. Поэтому в продаже до сих пор встречаются детали разных поколений. В чем их отличие? Начнем с первичного вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 - 19 зубьев. А вариант, что на данный момент ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев. Средняя розничная цена - 550 рублей.
Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой и - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венце промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!). Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие - резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода. Вместе с болтом его можно приобрести за 520 руб.
Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок” взаимозаменяемы. Разница исключительно в едомой шестерне первой передачи. Их две - универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Снаружи они похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в поперечнике: 2101 - 96,8 мм, 2105 - 98,8 мм.
У “пятиступки” вторичный вал свой. Стоит он в среднем 550 руб.
Вы решили добавить своей “старушке” пятую передачу? Если коробка древняя, типа 2101 или 2121, - проще, пожалуй, поменять агрегат в сборе. А в случае с 2105 стоит испытать. Итак, к четырехступенчатой коробке 2105 докупаем промежуточный и вторичный валы. К последнему также - блок шестерен пятой передачи. Набор состоит из ступицы (80 руб.), муфты (250 руб.), шестерни пятой передачи с синхронизатором (330 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего хода (400 руб.) и маслоотражательной шайбы (20 руб.).
Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а вот ее ось придется поменять. Старая имеет две опоры - в картере КП и задней крышке. У “пятиступки” опора в крышке отсутствует. Модернизированная ось (45 руб.) закреплена в картере гайкой, а не выступом стопорной пластинки . Если тратиться на новейшую пластинку не хочется (50 руб.), можно кинуть старую, удалив выступ.
Обменялся и привод переключения передач. Набор штоков и вилка включения пятой передачи и заднего хода обойдутся в 420 руб. Плюс механизм выбора передач - еще 400 руб.
В старой крышке 5-ая передача не поместится - нужна новая - 550 руб. . Если у вас "Нива", поищите ту крышку, что с заглушкой под привод спидометра (место обозначено стрелкой). Ну И это не все. Пргодятся новый датчик включения фонарей заднего хода - 30 руб. , модернизированная опора агрегата - 40 руб. с поперечиной 2107-1001100 - 40 руб. и подшипник блока шестерен - 70 руб.
Новая пятиступенчатая коробка стоит около 8000 рублей. Издержки на самостоятельную переделку - 3900. Плюс не поддающееся оценке моральное ублажение - сам делал...
Антон Гаген
Специально для журнала "Автомир"
http://autowrld.ru/
ремонт автомобиля