Даже поверхностный анализ статистики угонов, а тем паче, тщательное прочесывание форумов в Сети, где люд делится горем утраты возлюбленных байков, демонстрируют, что риску подвержен фактически хоть какой байк: новый, старенькый, ввезенный, российский… Угоняют из гаражей, охраняемых высотных построек, со стоянок перед кабинетами с секьюрити на воротах… Другими словами о логичности и предсказуемости действий автоугонщиков, выбирающих наименее защищенные объекты и не проявляющих энтузиазма, к примеру, к «ситроенам», пикапам, приемлимо дамским машинкам и многим другим автомобилям ограниченного спроса, не приходится и грезить – спецы по двум колесам уводят всё попорядку. Их не смущает оригинальность наружности объекта, его особо примечательный тюнинг, ведь часто на краденых байках годами ездят без номеров и документов, пользуясь недосягаемостью для патрульных автомобилей ДПС из-за двух-трехкратного приемущества в динамике.
Не выслеживается никакой аналогии и с группировками «старьевщиков», что уводят «жигули» и «пассаты» позапрошлого поколения для разборки на запчасти – массовость либо, напротив, уникальность модели байка не имеет существенного значения. У вас с наслаждением украдут даже единственный в Рф экземпляр с никому не известной китайской символом, от которого при сильном желании можно подобрать только кое-что из крепежного элемента. И грабители категории «пионеры» в мотоциклетном секторе не такие, как в авто, – они не шарахаются от лучших моделей самого верхнего ценового спектра из опасений возмездия со стороны их крутых хозяев и при подвернувшейся способности уводят такие тачки с не наименьшим фуррором, чем мастера.
Применяя заместо дорогущих сканеров и гидравлического специнструмента две-три людские силы для погрузки трофея в машину. Очевидно, не в затонированный микроавтобус-иномарку, как профи, а в какую-нибудь колымагу. При этом, можно и в легковую, закинув фронтальное колесо в багажник. Описанное выше разбойное нападение, когда обрезком арматуры либо битой наносят отвлекающий удар по незащищенным вставками голени либо плечу – тоже не признак высочайшего мастерства. Как и грабеж, когда угрожая чем-либо, схожим на ствол (а может, и впрямь боевым) забирают ключ от байка и расслабленно уезжают.
Но потаенное хищение, другими словами кража, еще более вероятнее открытого – не напрасно угонщиков-исполнителей на проф сленге именуют «крадунами», в отличие от других участников криминальных групп, занимающихся прикрытием, сбытом и легализацией похищенного. Таким макаром, еще лучше оценить возможность угона байка поможет не статистика по маркам, местам стоянки и уровням применявшейся в том либо ином случае технической защиты, а ясное понятие о факторах мотивации угонщиков. В некий степени ситуация припоминает историю с авто «дворниками» лет 20 вспять.
Для чего угоняют байки? И можно ли перевоплотить это «зачем» в «незачем»?
«Профессионалы» – более квалифицированные спецы, промышляющие, обычно, в больших городках, работают всегда под заказ. Другими словами мотив исполнителей нам в этом случае не увлекателен – это очевидный бизнес. Зато заказчики достойны пристального исследования. Вам не кажется странноватым, что полностью богатый гость столицы, у которого на его малой родине влиятельные предки и кумовские связи в органах правопорядка, дозволяющие безнаказанно разъезжать на числящимся в угоне ТС, очарованный чьим-то чужим байком, не предлагает просто купить его у обладателя? И, вообщем, стоимость даже самого дорогого байка у дилера плюс расходы на крутейший тюнинг – сущий пустяк на фоне, к примеру, нового внедорожника – обычно, уже имеющегося у клиента такового рода. Направьте внимание: в практике автоугонщиков силовой захват используют обычно, когда объект особо дорог (от $100 000), массивно защищен, и присутствие обладателя (уже бывшего) в багажнике – со всеми его запасными брелоками и чип-карточками – существенно упрощает дело.
Потолок навара моторазбойников – от силы $5000. Для кого-либо и этой суммы довольно, чтоб искалечить, либо даже уничтожить – в провинции бывают угоны с смертельным финалом. Но корысть – не единственная и не основная причина. Последняя еще поглубже, и самим заказчиком может во всей полноте и не осознаваться. «Отнять! Я, а не он, должен ездить на таковой тачке» – здесь что-то вроде этого. Поразительно, но приблизительно таковой же нематериальный мотив выслеживается и у угонщиков категории «шпана», крадущих, что именуется, себе. А по другому, как разъяснить, что в массовом порядке уводят покоцанных 10–15-летних «японок»? Далековато не крупнокубатурных, с кучей технических заморочек и рыночной ценой в пару тыщ у.е. Да, безвозмездно, естественно, всегда лучше, чем за средства, но главное – опять-таки ОТЪЁМ.
Психологи именуют это «социопатической молодежной самоактуализацией». Интересно, что ее проявление в форме угона средств транспорта понятно сызвека – заклятыми неприятелями фермеров всегда были цыгане-конокрады. Но никак не взрослые ромалы, торговавшие честно выращенными лошадьми, а конкретно молодняк – для того чтоб показать праотцам свою зрелость и получить разрешение жениться, было надо заиметь собственного жеребца. Сейчас своим «шнуркам» уже никто ничего не обосновывает, зато понтоваться перед сверстниками – милое дело.
Таким макаром, кажущиеся хаотичность и бессистемность выбора объектов мотоугонщиками, а иногда и бессмысленность самой кражи, имеют полностью научное разъяснение, в базе которого явление доминантной злости самцов. Мы живем по на генном уровне заложенной программке, и одним из важных ее пт – практически, смыслом жизни – считается рвение побеждать для себя схожих. Ведь массивные байки и роскошные самки (яхты, лошадки, средства, власть – сможете продолжить перечень сами) – это все вторично. Так как не представляет особенной ценности, будучи и у других тоже. А первичны сама борьба за обладание и победа над соперниками – такими же носителями мужской Y-хромосомы. Но у цивилизованных людей, кроме программки, есть и заповеди. К примеру, «Не укради». Правда, о заповедях любители отымать чужое вспоминают, наверняка, только когда разменивают 6-ой десяток. По юности же их поступками управляет, в главном, животная составляющая личности.
Неоднократно наращивает риск угона наружняя привлекательность байка, ставшая в последние десятилетия чуть ли не главной целью конструкторов и дизайнеров. Привораживающая футуристичность байков, сияние хрома на чопперах и круизерах – даже добропорядочного покупателя сие вводит в искушение. Что уж гласить о получающих наслаждение от сопротивления жертвы… Красуясь с оттопыренной в повороте коленочкой, делая wheelie, либо просто тихонько фланируя повдоль променада под «пылесосный» присвист рядной «четверки» либо басистое фырчанье V-твина – знайте, в хоть какой таковой момент на вас глядят 10-ки завистных глаз. (А не ради ли этого вы, фактически говоря, и приобрели байк?) Эффектное возникновение байкера в неудачном месте и в неудачное время может стать триггером, запускающим механизм грядущего угона. Вам это ничего не припоминает? На уже упомянутую тему конокрадства… Сюжет-то – из школьной программки. Байков во времена Лермонтова не было и в помине, потому верхушкой любовного треугольника стал жеребец. Когда джигитов двое, а объект их огненной страсти всего один, угон логичен и неизбежен. Как выстрел из ружья, висевшего на стенке еще в первом акте пьесы. Вы готовы поделить судьбу Казбича, сходящего с разума от горя утраты, когда Азамат в упоении счастьем мчится под стук копыт в тиши залитого лунным светом ущелья? Либо, говоря современным языком, откручивает «гашетку» под мелькание фонарей ночного проспекта. Да, лиходей знает, что таких моделей в их городке всего три штуки, а украденная кросотка, разрисованная аэрографом, вообщем, уникальна. И что ее владелец с бандой отморозков, рыская по всей окружении, в какой-то момент… Но это будет завтра. Может быть, крадуны «мерседесов» вправду хладнокровны, как боты, и, работая под покровом ночи, задумываются про норму прибыли и остальные бухгалтерские вещи. С байками – скажем, с литровыми байками, все еще проще – их угоняют под воздействием, на самом деле, состояния эрекции…
Существует мировоззрение, что если такое вот грубое животное серьезно положило глаз на ваш мотик, то любые противоугонные средства никчемны, и утешением будет только страховка на полную цена. Неправда – броня уступает снаряду, только если за дело берется специалист. Но на него есть суперброня – накрепко упрятать байк при появлении опасности. Правда, придется ходить пешком (ездить на машине) до конца сезона, а там про вас забудут. Решили все-же провести лето в седле? Тогда нужно бдеть. Круглые сутки. Пользуясь боковым зрением не только лишь при перестроениях в потоке, да и остановившись даже на несколько секунд. У примыкающей машины открылась дверь – сходу крутим головой. Для чего этот чел выходит из тачки, если скоро зажгется зеленоватый? О, да там и 2-ой… А что это у него в руке? 1-ая передача, газ, и вы уже продвинулись метров на 5 вперед, следя за подозрительными типами в зеркало. Ничего ужасного, если пришлось выехать за стоп-линию – время от времени можно. Главное орудие хоть какого правонарушителя – эффект неожиданности, ведь когда он занят только ВАМИ, пока вы, размечтавшись, витаете в облаках. Лох насторожился – всё, сейчас денек у крадунов не фартовый, пробовать догнать вас на машине они не будут. Плохая попытка – ваш шанс. Но с мотиком все-же придется на время расстаться. Отрываемся от «хвоста» – благо удельная мощность позволяет – и, отложив все дела, выбираемся из городка по произвольно избранному шоссе. Пропархав км сто-двести, сворачиваем на хоть какой понравившийся проселок и, доехав до какой-либо глухой деревни, договариваемся о постое с владельцем первого же подходящего сарая. Все делаем стремительно, не привлекая излишнего внимания, другими словами сходу предложив сумму, исключающую возможность отказа. Спрятав свое сокровище, выходим пешком, но не на ту трассу, по которой ехали, а на другую (может быть, придется топать по лесу км 30), и там уже ловим тачку до городка. И никаких записок на память с заглавием деревни – всё в голове. Позже подыщем берлогу ближе к дому – по тому же принципу отсутствия связей с биографией обладателя.
Скажете, наплел фантастики, и никто так делать не будет? Может быть. Но учтите: это единственный метод осквернить спеца, будь он даже самой высшей квалификации. Представьте – суперпрофи, спасая репутацию, покупает в салоне подходящий байк такого же цвета, и затюнивает его точь-в-точь, как было на исчезнувшем без следа – лишь бы не опорочиться перед заказчиком… Владелец же спрятанного байка выигрывает время, надеясь, что последующей весной им займутся всего только «пионеры». А против их уже полностью можно создать целую стратегию обороны. О которой мы тщательно поведаем в последующих статьях.
СТАТИСТИКА Утрат. Так сложилось, что байки обычно ни ценным имуществом, ни полноправным транспортным средством никто у нас в стране не считает. Оттого детализированной статистики угонов по маркам и моделям, как с автомобилями, не существует в принципе. Спасибо хотя бы за то, что с недавнешних пор стали делить скутеры, байки, мотовездеходы и снегоходы. Да и из этой небогатой инфы можно сделать конкретный вывод: угоняют всё! С некой специфичностью, естественно.
К примеру, широкий диапазон «совкоциклов» способен привлечь разве что дворовых «интеллектуалов» и иных маргиналов. Даже на запчасти никому не необходимы! С ними вариантов обычно два: 1-ый – «дай-чисто-покататься-пацанчик», 2-ой – на цветмет. Поэтому, в отличие от многомиллионной армии «тазов», «газов» и «азлыков», российские байки – редчайшие гости в рубрике объявлений категории «караул, угнали». И чем далее, тем пореже.
Чего не скажешь об импортных машинах. Байки чужестранного производства крепко занимают верхние строчки в чартах угоняемой техники. И, похоже, покидать их не собираются. При этом популярность модели у угонщиков прямо пропорциональна имеющейся моде. Да-да, как ни удивительно это звучит, да и криминальные элементы подвержены массовым тенденциям. В особенности, те, кто занимается отъемом транспорта «на заказ», ибо каприз «клиента» для их закон.
Но поближе к озари прошедшего года в ленте преступных сводок все почаще стали появляться похищенные квадроциклы и снегоходы, ранее никаким образом в общей статистике погоду не делавшие. Осенне-зимнему «обострению» есть несколько обстоятельств: от возрастающей популярности схожей внедорожной техники до фактически полного игнорирования их обладателями постановки на учет в органах Ростехнадзора. А раз заниматься таковой «мелочью», как легализация, желания нет, то и спрос на бездокументарную технику вырастает.