ГДЕ ВЫ, ИНВЕСТОРЫ?
ГДЕ ВЫ, ИНВЕСТОРЫ?
Сколько писали о ней годом ранее, а позже как будто запамятовали. Вот мы и решили напомнить, а заодно опять выискать ответ на вопрос, который появлялся еще при рождении этого документа: будет ли от него прок?
ВЫПОЛНИМ И ПЕРЕВЫПОЛНИМ!
В год, когда принималась концепция, российский автопром, казалось, стоит на грани томного кризиса. Осенью 2002-го понижение производства на заводах достигало 30%, а к декабрю на флагмане нашем, АвтоВАЗе, и совсем пришлось его свернуть. Это, кстати, стало первым ответом рынка на концепцию: люд сообразил из нее себе главное - будут увеличивать таможенные пошлины и повез в страну секонд-хэнд в неслыханных ранее количествах.
Но уже 2003 год прошел под знаком стабильности: фабрики работали бесперебойно, выпустив в общей трудности около 1 млн. легковых автомобилей. Очень интенсивно показали себя новые сборочные предприятия - их толика составила около 60 тыс. машин. А это уже свидетельство нашей постепенной интеграции в мировое автопромышленность: 150 млн. долл. вложил в собственный завод "Форд", приблизительно 140 млн. - "Джи-Эм", около 250 млн. в собственный проект "Автофрамос" инвестирует "Рено".
Заместитель генерального директора АО "Автосельхозмаш-холдинг" Александр Ковригин считает, что принятая концепция хоть и была почти во всем декларативной, но сыграла свою роль уже тем, что обозначила заинтригованность страны в этой отрасли.
Вобщем, в концепции, где преобладали общие положения, были верно прописаны три определенных направления: создание таможенных барьеров для импортных машин, введение таможенных льгот для ввоза оборудования и переход на новые экологические нормы.
- По поводу увеличения таможенных пошлин есть обратные точки зрения, - гласит А. Ковригин. - С одной стороны, это очень плохо: потребителя лишают способности приобрести дешевый и в то же время высококачественный старый автомобиль. С другой - оправдано: все уважающие себя страны защищают собственного производителя. Кстати, и мы защищаем не только лишь АвтоВАЗ либо ГАЗ, да и новые сборочные производства, защищаем свои инвестиции. Позиция правительства тут - идти еще далее, повышая пошлины на новые авто, при этом минимум на семь лет - это принятое время окупаемости вкладывательного проекта. Тем паче, что привлекательность нашего рынка вырастает: по прогнозам, к 2010 году в Рф раз в год будут продавать до 2 млн. только легковых автомобилей!
2-ой прорыв, который, как считают спецы, произошел исключительно в связи с принятием концепции, - фабрики наконец сообразили, что переход на Евро II неотвратим. С 2004 года, можно сказать, уже все готовы работать только по этим эталонам. Более того, на данный момент идет разработка программки, позволяющей сходу перейти от норм Евро II к Евро IV, минуя Евро III. Это поможет сберечь и время, и средства в значимых размерах.
А сейчас о другом.
НЕ ПОШЛИНОЙ ЕДИНОЙ
Один из основных лейтмотивов концепции - провоцировать приход инвесторов. Те, кого мы называли и не называли тут, пришли в главном до "исторических решений". Новых пока что-то не видно. Большая часть зарубежных компаний заняли выжидательную позицию. 5-ый год только "изучает возможность" "Тойота", пару лет Минпромнауки ведет переговоры с "Фольксвагеном" об открытии в Рф сборочного производства. Другие автоконцерны вообщем молчат. Ничего ужасного в этом нет, считает заместитель министра индустрии, науки и технологий Сергей Митин. Сейчас русский авто рынок очень активен, потому прихода новых инвесторов осталось ожидать недолго - нужно принимать очередной пакет законов.
Издавна пора, к примеру, по воззрению профессионалов, пересмотреть именитые Указ Президента № 135 и Постановление Правительства № 412, которые обусловили нижнюю планку инвестиций в 250 млн. долл. Для производителей, скажем, девайсов - это сумма неподъемная. Ее нужно опустить хотя бы до 20 млн. и распространить режим таможенного склада на создание компонент. Если идти далее, то на данный момент вообщем настал очень удачный момент, чтоб принять пакет законов, повышающих вкладывательную привлекательность страны.
Попутно можно отметить, что времени для размышления у тех же "Тойоты" либо "Фольксвагена" осталось не так много. Управляющий департамента Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко сказал, что при вступлении в ВТО Наша родина установит таможенные пошлины на ввоз новых легковых автомобилей зарубежного производства в размере 35% от таможенной цены автомобиля (на данный момент - 25%). Если учитывать, что это может произойти уже в 2004-2005 гг., то у концернов и компаний, которые желали бы прирастить реализации на нашем рынке, остается один путь - строить фабрики в Рф. А это может случиться, если навстречу им пойдут Дума и правительство. В ином случае нам остается только лить слезы по поводу несбывшихся концептуальных надежд...