ЧИСТО «ДЕСЯТКА»
ЧИСТО «ДЕСЯТКА»
ОТДЕЛ ИСПЫТАНИЙ
– Воздушный фильтр на инжекторную «десятку» есть?
Естественно есть, вон их на прилавке сколько… Вам какой – наш либо ввезенный? Подороже либо подешевле? Да, а какая у вас «десятка» – вазовская либо газовская?
Хохот хохотом – а что купить-то? Одни убеждены, что все фильтры делают в одном и том же подвале, только этикетки клеят различные. Другие все таки оценивают «одежку» – солидность упаковки, известность брэнда и т. п. Третьи заняты поиском фильтров, поставляемых на сборочный поток… А кого посоветует на должность начальника чистки журнальчик «За рулем»?
Для начала предлагаем обладателям всех «десяток» – как нижегородских, так и тольяттинских – ознакомиться с плодами нашей экспертизы. Двенадцать фильтров для ВАЗ, семь – для ГАЗ и еще 5, выскажемся так, универсальных – есть и такие. А позже…
А позже будет нечто такое, чего мы никогда еще не делали…
В ШКУРЕ ИСПЫТАТЕЛЯ…
Тем, кому хоть малость увлекательна испытательская «кухня», придется ознакомиться с данным разделом. Другие могут сходу перейти к исследованию фото. (В подписях к снимкам указан заявленный производитель – ред.)
Руководящий документ для испытателя воздушных фильтров (поточнее – воздухоочистителей!) – это РД 37.001.622-95 под заглавием «Воздухоочистители движков внутреннего сгорания. Общие технические требования». Методика испытаний изложена в ГОСТ 8002-74 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Способы стендовых безмоторных испытаний». Тем, кто уже запутался в определениях, напоминаем: воздухоочиститель – это фильтр плюс корпус, в каком он установлен.
Главных характеристик свойства воздухоочистителя – три.
Сопротивление воздухоочистителя с незапятнанным фильтрующим элементом при номинальном расходе воздуха. Данная величина не должна превосходить 2,5 кПа (255 мм вод. ст.).
Средний коэффициент пропуска пыли до заслуги предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Данная величина не должна превосходить 1%.
Длительность работы воздухоочистителя до заслуги предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Данная величина не должна составлять наименее 1,4 часа (84 мин).
Понятно, что величину номинального расхода воздуха каждый мотор «понимает» по-своему. Расчет, проведенный согласно советам SAE J 726, указывает, что для самого форсированного вазовского мотора, отвечающего нормам Евро III и Евро IV, данная величина составляет 246 мз/ч. Для движков ЗМЗ-406 показатель выше – 305 мз/ч. Но согласно требованиям РД тесты следует вести при 80% от номинала, что составит для газовских фильтров 244 мз/ч. В то же время вазовские фильтры испытывались в предельном режиме (246 мз/ч) – таковы пожелания самого ВАЗа.
Что касается универсальных фильтров с «нулевым» сопротивлением, называемых в обиходе «Подвескаивными», то их «гоняли» также при 246 мз/ч. Данная величина хоть и не является для их предельной, но зато позволяет ассоциировать с «обыкновенными» фильтрами.
ПОСЛЕ БОЯ…
Вообщем говоря, газовские воздухоочистители априори лучше вазовских. Причина ординарна – габариты подкапотного места позволяют располагать на нижегородских машинах такие фильтры, которые в тольяттинских просто не уместятся. У их и нужная площадь фильтрующей шторы выше, и гофр побольше. Заметим также, что обладателям «волг» и «газелей» завезенные из других стран фильтры, как говорится, не светят – их просто нет в природе. Но это так, к слову.
Разбор полетов начнем с вазовских фильтров. Из 12-ти участников в нормы по коэффициенту пропуска пыли не уложился только «Луксойл» (№ 1–12) – при всем этом он «умер» совершенно юным! Не считая него, не соответствуют требованиям по длительности работы еще два изделия – № 1–11 и № 1–10.
Из газовской семерки уверенную дисквалификацию заработал № 2–7, пропустивший пыли по самые… в общем, на порядок больше, чем разрешено. Вторым двоечником оказался № 2–6, прекративший выполнение обязательств ранее срока. А другие…
А вот практически всем остальным не хватает малости – точной аннотации по применяемости. Как досадно бы это не звучало – только изготовители фильтра № 2–1 знают, что ГАЗ еще в 2000 году выдал задание на создание компактного воздухоочистителя 3110-1109-010-10, который уже два года (!) устанавливается на все серийные авто! Потому из всех испытанных нами фильтров только изделия дзержинской компании «Заря» можно ставить как на новые, так и на «старые» машины: остальные в новенькое авто просто не влезут! Другие производители, по всей видимости, ориентируются только на «бэушные» авто, взваливая поиск подходящей Ремонт и эксплуатация на плечи ко всему привыкшего потребителя. Вобщем, еще проще представить, что всего вышеизложенного они просто не знают.
О наилучших изделиях – чуток позднее. Мы же запамятовали про фильтры, которые годятся на всякую «десятку» – как VAZ 2110, так и GAZ 3110. Восполняем пробел.
СВЕРХ Программки
Эти изделия именуют по-разному – «Подвескаивные» либо фильтры «с нулевым сопротивлением»... Спутать их с «обычными» фактически нереально – довольно легко посмотреть на ценник. Напоминаем, что особенности эксплуатации схожих изделий мы рассматривали в ЗР, 2000, № 11, с. 50–51.
Тем «исполинам духа», которые отдают предпочтение таковой чистке воздуха, даже неловко давать какие-то советы – специально для их мы приводим под фото № 3–1...3–5 короткие результаты замеров. А наименее продвинутым читателям напоминаем, что чистка воздуха в таких фильтрах осуществляется по-разному. Почаще употребляют фильтрующую штору, пропитанную смазочным составом – ее внешняя и внутренняя поверхности защищены железной сетью. Есть и другой вариант – скажем, в «Рэйд hp» (фото 3–2) фильтрация воздуха происходит большим методом через поверхность цилиндра из пористого материала, пропитанного особым составом. Обычной шторы в нем вообщем нет.
Фильтры «с нулевым сопротивлением» в процессе использования подлежат обслуживанию – для этого есть сервисные комплекты смазок и промывок. Обращаем внимание на то, что после установки подобного фильтра на движок сопротивление впускного трубопровода может даже уменьшиться – это не ошибка измерений, а прямое следствие конфигурации критерий подачи воздуха. Величина начального сопротивления также может отличаться от изделия к изделию: всякий раз щит настраивали поновой.
ВНИМАНИЕ! На стандартных автомобилях впускной тракт рассчитан под определенный движок – устанавливать на их подобные фильтры Не нужно. Эти изделия – удел Подвескаивных, гоночных и тюнинговых машин. Обычный «чайник», по неведению решивший приобрести дорогую игрушку, получит в качестве премии только «крутой» внешний облик подкапотного места да необычное «звуковое сопровождение». Добавим сюда иную периодичность обслуживания в купе с худшей фильтрацией – для езды по дачным дорогам схожее категорически не годится. Их изюминка – не в использовании каких-либо уникальных материалов, а в изменении режима подачи воздуха. Сопротивление меньше, но фильтрация ужаснее.
А сейчас – обещанный выбор. Внимание – в заключительной главе мы «поднимаем планку»... Равнение – на середину этой странички!
1-1
Производитель – «Салют-Фильтр», Наша родина
Обозначение – 2112-1109080-03 МС03
Приблизительная стоимость – 100 руб.
Самарский фильтр не приглянулся «по одежке» сходу – ну сколько можно продавать изделия в каких-либо легкомысленных пакетиках? Да к тому же самый тяжкий из всех… Но потребитель, которому достанется схожий фильтр, будет доволен – оказалось, лучше, чем «Салют-Фильтр», воздух не чистит никто! Средний коэффициент пропуска пыли – 0,28. Красивый итог. Другие числа поскромнее, но общее воспоминание – не плохое.
1-2
Производитель – ОАО «Автоагрегат», Ливны Орловской обл.
Обозначение – ЭФВ 074.1109080 2112.1109080-ЗР МТ 14
Приблизительная стоимость – 140 руб.
Один из самых больших российских производителей изготовляет чуть не любые фильтры – в том числе и с логотипом ЗР. Комментировать итоги выступлений «зарулевского» изделия по этическим причинам не будем – просто приводим результаты испытаний. Сопротивление воздухоочистителя – 1,25 кПа, средний коэффициент пропуска пыли – 0,29%, длительность работы до заслуги предельного сопротивления – 137 мин.
1-3
Производитель – «Манн» (Mann Filter), Германия
Обозначение – С 22 117
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Изделия с схожими брэндами нередко приобретают не задумываясь – мол, тут не может быть плохо… Что ж, технического нокаута «немец» на этот раз не показывал, но смотрелся полностью достойно. Длительность работы составила 234 мин – это наилучший показатель в классе. Другие характеристики – просто обычные. В качестве замечания отметим, что в перечне применяемости посреди «ауди», «вольво» и «фольксвагенов» ВАЗ не числится…
1-4
Производитель – «Mahle», Австрия
Обозначение – LX220
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Австрийский фильтр был до испытаний такой «темной лошадкой» – и имя не самое звучное, и применяемость не указана, и фильтрующая штора кажется не наибольшей… Все же результаты оказались полностью приличными – соотечественник Шварценеггера оказался наилучшим по сопротивлению (всего 1,01 кПа!), уложился в 0,61% в части пропуска пыли и выдержал 192 мин, уступив по этому показателю только трем участникам в группе ВАЗ.
1-5
Производитель – «Бош» (Bosch), Германия
Обозначение – S 9061
Приблизительная стоимость – 200 руб.
«Бош» – имя звучное, и не только лишь посреди «фильтровальных дел мастеров». Применяемость – «ненашенская»: от «Форда» до «Вольво». Стоимость – под стать. В то же время все «немцы» как будто столковались: отрабатываем «обязаловку» – и менее того! Правда, длительность работы «Боша» составила 203 мин – лучше в этом классе только «Манн», зато другие характеристики оказались в «основной массе» соревнующихся. А жалко – от «Боша» всегда ожидаешь чуда.
1-6
Производитель – «Хенгст» (Hengst Filter), Германия
Обозначение – E22L
Приблизительная стоимость – 220 руб.
Применяемость германского изделия не оговаривается вообщем. Рабочие характеристики – более чем средние: все в норме, но для известного брэнда и достаточно высочайшей цены этого очевидно недостаточно. Взять хотя бы средний коэффициент пропуска пыли: при норме 1% «Хенгст» показал 0,81, а наилучший показатель составляет 0,29! То же касается сопротивления: 1,11 кПа при норме 2,5 – это отлично, но у фаворита числа другие – 1,01! Так что в целом хорошо, но хотелось бы большего.
1-7
Производитель – «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия
Обозначение – SB 201
Приблизительная стоимость – 150 руб.
Немцы советуют собственный фильтр для «ауди», «ягуаров» и «мерседесов» – тольяттинских машин в перечне нет. Что до характеристик, то они достаточно умеренные: претензий нет, но чувство недосказанности остается. Сопротивление воздухоочистителя – 1,07 кПа (у других – от 1,01 до 1,34), а длительность работы – 188 мин (у других – от 35 до 234). Средний коэффициент пропуска пыли мог бы быть и гораздо меньше: 0,86% при норме 1% – много.
1-8
Производитель – «Чемпион» (Champion), ЕЭС
Обозначение – U505
Приблизительная стоимость – 180 руб.
«Чемпион» издавна заработал для себя звучное имя и, в общем-то, иногда почивает на лаврах. А на практике? В активе – самый легкий фильтрующий элемент из всех – всего 208 г. А вот потребительские характеристики можно именовать неиндивидуальными: отменная величина сопротивления воздухоочистителя смешивается с подозрительно огромным пропуском пыли. Судите сами: 0,90% при норме 1% – это нормально, но… не по-чемпионски как-то… Ну и применяемость для ВАЗ не обсуждена.
1-9
Производитель – «Биг Фильтр» (BIG FILTER), Наша родина
Обозначение – GB-9597
Приблизительная стоимость – 130 руб.
Один из самых узнаваемых российских брэндов, обычно маскирующийся под импорт. В перечне применяемости указаны «самары», «нивы», «фольксвагены» и т.п. Компания умеет делать хорошие изделия, но… не всегда пользуется своими талантами. Вот и в этом случае петербургский «Биг» оказался на волосок от дисквалификации: средний коэффициент пропуска пыли составил 0,98% – а где же технологический припас? Вобщем, формальные приличия соблюдены.
1-10
Производитель – АФ («АвФил»), Наша родина
Обозначение – 2112-1109080-02 АФ МС03
Приблизительная стоимость – 130 руб.
Очередное «раздетое» русское изделие, не удостоенное упаковки. Потребитель не должен разбираться, кто скрывается за инициалами АФ! Нужно считать, идет речь о фирме «АФ» из поселка Соколовый Саратовской области… Вобщем, независимо от происхождения результат один – изделие «не удалось». Длительность его работы составила всего 79 мин при норме 84, а поэтому никакие этикетки и голограммы уже не посодействуют.
1-11
Производитель – «Невский фильтр», Наша родина
Обозначение – НФ-409-01-000 (НФ 409 EURO)
Приблизительная стоимость – 130 руб.
Петербургское изделие любопытно сначала тем, что употребляет бумагу собственного производства. Может быть, потому у него относительно высочайшее сопротивление – 1,33 кПа (у других – ниже), достаточно большой средний коэффициент пропуска пыли (0,81% при норме 1%) и, в конце концов, совсем неудовлетворительные 43 минутки выработки при норме 84… Напоминаем – фаворит выдержал практически в 6 раз подольше! Как досадно бы это не звучало…
1-12
Производитель – «Луксойл» (Luxoil), Пушкино, Наша родина
Обозначение – НФ-409-01-000. Есть символ омологации МС-03
Приблизительная стоимость – 110 руб.
Подмосковно-петербургское изделие, сделанное ЗАО ПКФ «Невский фильтр», произвело странноватое воспоминание. Наибольшее количество гофр, наибольшая площадь поверхности – казалось бы, все будет отлично... А нет – «Луксойл» провалил средний коэффициент пропуска пыли (1,09% заместо 1%) и вприбавок выдержал всего 35 мин заместо положенных 84. Вывод ясен – на машину не ставить!
2-1
Производитель – не указан
Обозначение – 3110-1109013-10
Приблизительная стоимость в комплекте с корпусом – 800 руб.
Непривлекательное с виду изделие заполучили по одной-единственной причине – его размеры были меньше, чем у других! Специалисты признали в противном утенке изделие компании «Заря» из Дзержинска Нижегородской области – конкретно такие воздухоочистители идут на сборочный поток. Заметим: их «коллеги» в таком корпусе просто не уместятся… А характеристики «утенка» – как у красивого лебедя: одни из наилучших!
2-2
Производитель – «Биг Фильтр», С.-Петербург
Обозначение – GB-76
Приблизительная стоимость – 160 руб.
Петербургские носители известной марки оказались представленными в 2-ух вариантах – как с пластмассовой крышкой, так и с железной. Данный вариант может повытрепываться собственной массой – он самый легкий из всех, а его нужная площадь – одна из наибольших. В целом – одно из наилучших изделий для… автомобилей старше 2-ух лет! Напоминаем: в современном корпусе оно не уместится – высота зашкаливает…
2-3
Производитель – «Цитрон», Наша родина
Обозначение – неразборчивые наклейки
Приблизительная стоимость – 160 руб.
Специалисты опознали в изделии воздухоочиститель с заглавием ПАЛТ-137 компании «Цитрон». Ни упаковки обычной, ни обозначений цивилизованных… Числа в протоколе хорошие: все в норме, хотя звезд с неба изготовители на этот раз не хватали. Кстати, этот фильтр оказался самым томным из всех! И не будем забывать про размеры – в новую «Волгу» изделие не поместится.
2-4
Производитель – «Невский фильтр», Наша родина
Обозначение – НФ 0406-01-В
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Криво приклеенное уплотнительное кольцо как-то удивительно смотрелось на неплохом в общем-то изделии. По количеству гофр шторы – 151 – фильтр даже оказался фаворитом, а его сопротивление – одно из самых низких. Другие результаты назовем, выскажемся так, обычными: все в норме, но без блеска. И как ложка дегтя – завышенные габаритные размеры, перекрывающие доступ к газовским машинам последних лет выпуска.
2-5
Производитель – «Биг Фильтр», С.-Петербург
Обозначение – GB-76
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Очередной «Биг» – на этот раз куда наименее прекрасный. В отличие от «пластмассового» собрата этот «петербуржец» употребляет железную крышку. Интересно – масса фильтра тут больше, а число гофр и нужная площадь поверхности – меньше. Уплотнительное кольцо плохо склеено – воздух может идти «напрямую». В целом изделие обычное, но – не хорошее. Только не будем забывать про размеры – под современным капотом ему места не хватит.
2-6
Производитель – ООО «Анелия-М», Москва, Наша родина
Обозначение – Реготмас 141Б (3105-1109013) НФ-104, МТ-14
Приблизительная стоимость – 120 руб.
Тот случай, когда «встреча по одежке» является полностью оправданной. На бумаге создатели изделия очевидно решили сберечь – это видно невооруженным глазом. Вот и числа: количество гофр в шторе – всего-навсего 49 (у других – за сотку!), а площадь фильтрующей поверхности – 0,48 м2 против 1,84 у 1-го из фаворитов – было ясно, что фильтр сойдет с дистанции досрочно. Так и вышло.
2-7
Производитель – «Пласпол» (Plaspol), Наша родина
Обозначение – ЭВФ-01.02 (31029-1109013), символ омологации МТ-14
Приблизительная стоимость – 140 руб.
Изделие стоит домом: заместо картонной шторы из специальной бумаги в нем применено нетканое полипропиленовое волокно. Внешняя часть цилиндра делает функцию каркаса, а внутренняя – фильтра: поперечник волокон миниатюризируется по ходу воздушного потока. К огорчению, изделие испытаний не выдержало! Средний коэффициент пропуска пыли составил 11,88% при норме 1%.
3-1
Производитель – Racing Sports
Обозначение – WS-002
Приблизительная стоимость – 2400 руб.
Сопротивление впускного трубопровода щита после установки фильтрующего элемента возросло с 0,34 до 0,35 кПа. Средний коэффициент пропуска пыли составил 0,58%, а заместо 84 мин «Подвескасмен» простоял только 45.
3-2
Производитель – Raid hp
Обозначение – CC-210
Приблизительная стоимость – 2450 руб.
Довести «забег» до конца так и не удалось. Даже через 690 (!) мин его сопротивление составляло всего 286 мм вод. ст., но коэффициент пропуска пыли при всем этом зашкаливал аж за 18,3%!
3-3
Производитель – K&N Engineering, Inc., США
Обозначение – High-flow air filter 33 – 2003
Приблизительная стоимость – 2950 руб.
Панельный фильтр показал сопротивление 1,05 кПа и выдержал на щите 92 мин. Пыль он при всем этом пропускал значительно – средний коэффициент составил 4,26%.
3-4
Производитель – K&N Engineering, Inc., США
Обозначение – High-flow air filter RU – 3610
Приблизительная стоимость – 2950 руб.
Именитый «Подвескасмен» изменил аэродинамику тракта, снизив его сопротивление с 0,45 кПа до 0,41. Длительность работы – 67 мин, средний коэффициент пропуска пыли – 2,25.
3-5
Производитель – «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия
Обозначение – SCT SB 001/76
Приблизительная стоимость – 2400 руб.
Увеличив сопротивление на впуске с 0,34 до 0,35 кПа, изделие сумело выдержать на щите 45 мин. Заметим, что нормы по «глотанию» пыли при всем этом не были превышены – коэффициент составил 0,58.
ГОСТы, ОСТы, РД, ТУ… Все это отлично для арсенала испытателя и совсем неинтересно обычному потребителю, в очах которого виден все тот же вопросительный символ – ЧТО Приобрести? Мы хотим предложить последующее.
Понятно, что даже если не брать во внимание откровенно плохие изделия, то легче не становится – претендентов на наш с вами кошелек все равно много. Частично это вызвано тем, что предъявляемые к ним неотклонимые требования являются достаточно мягенькими – как к троечникам на экзаменах. Получил «удовл.» – означает, правительство удовлетворено. А мы – нет.
Начиная с этого номера, мы будем предъявлять к испытываемым товарам свои, «зарулевские» требования – издавна пора поднять планку до характеристик вправду наилучших изделий. В наши собственные требования могут заходить как технические, так и другие потребительские характеристики. К примеру, обязательное наличие фирменной упаковки и т. д. А создав спектр меж требованиями неотклонимой сертификации и нашими, «зарулевскими», мы дадим потребителю реальную картину современного прилавка. Это – 1-ый шаг к подготовке системы добровольческой сертификации ЗР.
Итак вот, применительно к воздушным фильтрам для «десяток» мы выдвигаем последующие требования:
Сопротивление воздухоочистителя ВАЗ – менее 1,5 кПа.
Сопротивление воздухоочистителя ГАЗ – менее 1,0 кПа.
Средний коэффициент пропуска пыли – менее 0,6%.
Длительность работы воздухоочистителя ВАЗ – более 2 ч.
Длительность работы воздухоочистителя ГАЗ – более 5 ч.
А сейчас оценим общую картину результатов испытаний фильтров для ВАЗ и ГАЗ – она представлена на рисунках. Из всех вазовских фильтров в наш «зеленый коридор» попали самарский «Салют-Фильтр», ливенский ЗР и германский «Манн». «Газоводам» подфартило больше – компанию дзержинской «Заре» составили ставропольский «Цитрон» и три «питерца» – «Невский фильтр» и два «Бига».
Как же упаковки, маркировки и все такое? Неуж-то снова за старенькое – брать, что дают? Нет, будем поочередными до конца: так как самарский фильтр продавался в «голом виде», то выхода у нас нет – в доверии отказать! С газовскими – ситуация посложнее. Изделие компании «Заря», невзирая на нашу критику по части внешнего облика, получает «зеленый свет»: мы же приобрели его в комплекте с корпусом – какая здесь упаковка… А вот к ставропольцам и ко всем петербуржцам суровые претензии – господа, не запамятовывайте, пожалуйста, указывать на ваших изделиях их предназначение! В собственном сегодняшнем виде они годятся только для несвежих автомобилей
ОТДЕЛ ИСПЫТАНИЙ
– Воздушный фильтр на инжекторную «десятку» есть?
Естественно есть, вон их на прилавке сколько… Вам какой – наш либо ввезенный? Подороже либо подешевле? Да, а какая у вас «десятка» – вазовская либо газовская?
Хохот хохотом – а что купить-то? Одни убеждены, что все фильтры делают в одном и том же подвале, только этикетки клеят различные. Другие все таки оценивают «одежку» – солидность упаковки, известность брэнда и т. п. Третьи заняты поиском фильтров, поставляемых на сборочный поток… А кого посоветует на должность начальника чистки журнальчик «За рулем»?
Для начала предлагаем обладателям всех «десяток» – как нижегородских, так и тольяттинских – ознакомиться с плодами нашей экспертизы. Двенадцать фильтров для ВАЗ, семь – для ГАЗ и еще 5, выскажемся так, универсальных – есть и такие. А позже…
А позже будет нечто такое, чего мы никогда еще не делали…
В ШКУРЕ ИСПЫТАТЕЛЯ…
Тем, кому хоть малость увлекательна испытательская «кухня», придется ознакомиться с данным разделом. Другие могут сходу перейти к исследованию фото. (В подписях к снимкам указан заявленный производитель – ред.)
Руководящий документ для испытателя воздушных фильтров (поточнее – воздухоочистителей!) – это РД 37.001.622-95 под заглавием «Воздухоочистители движков внутреннего сгорания. Общие технические требования». Методика испытаний изложена в ГОСТ 8002-74 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Способы стендовых безмоторных испытаний». Тем, кто уже запутался в определениях, напоминаем: воздухоочиститель – это фильтр плюс корпус, в каком он установлен.
Главных характеристик свойства воздухоочистителя – три.
Сопротивление воздухоочистителя с незапятнанным фильтрующим элементом при номинальном расходе воздуха. Данная величина не должна превосходить 2,5 кПа (255 мм вод. ст.).
Средний коэффициент пропуска пыли до заслуги предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Данная величина не должна превосходить 1%.
Длительность работы воздухоочистителя до заслуги предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Данная величина не должна составлять наименее 1,4 часа (84 мин).
Понятно, что величину номинального расхода воздуха каждый мотор «понимает» по-своему. Расчет, проведенный согласно советам SAE J 726, указывает, что для самого форсированного вазовского мотора, отвечающего нормам Евро III и Евро IV, данная величина составляет 246 мз/ч. Для движков ЗМЗ-406 показатель выше – 305 мз/ч. Но согласно требованиям РД тесты следует вести при 80% от номинала, что составит для газовских фильтров 244 мз/ч. В то же время вазовские фильтры испытывались в предельном режиме (246 мз/ч) – таковы пожелания самого ВАЗа.
Что касается универсальных фильтров с «нулевым» сопротивлением, называемых в обиходе «Подвескаивными», то их «гоняли» также при 246 мз/ч. Данная величина хоть и не является для их предельной, но зато позволяет ассоциировать с «обыкновенными» фильтрами.
ПОСЛЕ БОЯ…
Вообщем говоря, газовские воздухоочистители априори лучше вазовских. Причина ординарна – габариты подкапотного места позволяют располагать на нижегородских машинах такие фильтры, которые в тольяттинских просто не уместятся. У их и нужная площадь фильтрующей шторы выше, и гофр побольше. Заметим также, что обладателям «волг» и «газелей» завезенные из других стран фильтры, как говорится, не светят – их просто нет в природе. Но это так, к слову.
Разбор полетов начнем с вазовских фильтров. Из 12-ти участников в нормы по коэффициенту пропуска пыли не уложился только «Луксойл» (№ 1–12) – при всем этом он «умер» совершенно юным! Не считая него, не соответствуют требованиям по длительности работы еще два изделия – № 1–11 и № 1–10.
Из газовской семерки уверенную дисквалификацию заработал № 2–7, пропустивший пыли по самые… в общем, на порядок больше, чем разрешено. Вторым двоечником оказался № 2–6, прекративший выполнение обязательств ранее срока. А другие…
А вот практически всем остальным не хватает малости – точной аннотации по применяемости. Как досадно бы это не звучало – только изготовители фильтра № 2–1 знают, что ГАЗ еще в 2000 году выдал задание на создание компактного воздухоочистителя 3110-1109-010-10, который уже два года (!) устанавливается на все серийные авто! Потому из всех испытанных нами фильтров только изделия дзержинской компании «Заря» можно ставить как на новые, так и на «старые» машины: остальные в новенькое авто просто не влезут! Другие производители, по всей видимости, ориентируются только на «бэушные» авто, взваливая поиск подходящей Ремонт и эксплуатация на плечи ко всему привыкшего потребителя. Вобщем, еще проще представить, что всего вышеизложенного они просто не знают.
О наилучших изделиях – чуток позднее. Мы же запамятовали про фильтры, которые годятся на всякую «десятку» – как VAZ 2110, так и GAZ 3110. Восполняем пробел.
СВЕРХ Программки
Эти изделия именуют по-разному – «Подвескаивные» либо фильтры «с нулевым сопротивлением»... Спутать их с «обычными» фактически нереально – довольно легко посмотреть на ценник. Напоминаем, что особенности эксплуатации схожих изделий мы рассматривали в ЗР, 2000, № 11, с. 50–51.
Тем «исполинам духа», которые отдают предпочтение таковой чистке воздуха, даже неловко давать какие-то советы – специально для их мы приводим под фото № 3–1...3–5 короткие результаты замеров. А наименее продвинутым читателям напоминаем, что чистка воздуха в таких фильтрах осуществляется по-разному. Почаще употребляют фильтрующую штору, пропитанную смазочным составом – ее внешняя и внутренняя поверхности защищены железной сетью. Есть и другой вариант – скажем, в «Рэйд hp» (фото 3–2) фильтрация воздуха происходит большим методом через поверхность цилиндра из пористого материала, пропитанного особым составом. Обычной шторы в нем вообщем нет.
Фильтры «с нулевым сопротивлением» в процессе использования подлежат обслуживанию – для этого есть сервисные комплекты смазок и промывок. Обращаем внимание на то, что после установки подобного фильтра на движок сопротивление впускного трубопровода может даже уменьшиться – это не ошибка измерений, а прямое следствие конфигурации критерий подачи воздуха. Величина начального сопротивления также может отличаться от изделия к изделию: всякий раз щит настраивали поновой.
ВНИМАНИЕ! На стандартных автомобилях впускной тракт рассчитан под определенный движок – устанавливать на их подобные фильтры Не нужно. Эти изделия – удел Подвескаивных, гоночных и тюнинговых машин. Обычный «чайник», по неведению решивший приобрести дорогую игрушку, получит в качестве премии только «крутой» внешний облик подкапотного места да необычное «звуковое сопровождение». Добавим сюда иную периодичность обслуживания в купе с худшей фильтрацией – для езды по дачным дорогам схожее категорически не годится. Их изюминка – не в использовании каких-либо уникальных материалов, а в изменении режима подачи воздуха. Сопротивление меньше, но фильтрация ужаснее.
А сейчас – обещанный выбор. Внимание – в заключительной главе мы «поднимаем планку»... Равнение – на середину этой странички!
1-1
Производитель – «Салют-Фильтр», Наша родина
Обозначение – 2112-1109080-03 МС03
Приблизительная стоимость – 100 руб.
Самарский фильтр не приглянулся «по одежке» сходу – ну сколько можно продавать изделия в каких-либо легкомысленных пакетиках? Да к тому же самый тяжкий из всех… Но потребитель, которому достанется схожий фильтр, будет доволен – оказалось, лучше, чем «Салют-Фильтр», воздух не чистит никто! Средний коэффициент пропуска пыли – 0,28. Красивый итог. Другие числа поскромнее, но общее воспоминание – не плохое.
1-2
Производитель – ОАО «Автоагрегат», Ливны Орловской обл.
Обозначение – ЭФВ 074.1109080 2112.1109080-ЗР МТ 14
Приблизительная стоимость – 140 руб.
Один из самых больших российских производителей изготовляет чуть не любые фильтры – в том числе и с логотипом ЗР. Комментировать итоги выступлений «зарулевского» изделия по этическим причинам не будем – просто приводим результаты испытаний. Сопротивление воздухоочистителя – 1,25 кПа, средний коэффициент пропуска пыли – 0,29%, длительность работы до заслуги предельного сопротивления – 137 мин.
1-3
Производитель – «Манн» (Mann Filter), Германия
Обозначение – С 22 117
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Изделия с схожими брэндами нередко приобретают не задумываясь – мол, тут не может быть плохо… Что ж, технического нокаута «немец» на этот раз не показывал, но смотрелся полностью достойно. Длительность работы составила 234 мин – это наилучший показатель в классе. Другие характеристики – просто обычные. В качестве замечания отметим, что в перечне применяемости посреди «ауди», «вольво» и «фольксвагенов» ВАЗ не числится…
1-4
Производитель – «Mahle», Австрия
Обозначение – LX220
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Австрийский фильтр был до испытаний такой «темной лошадкой» – и имя не самое звучное, и применяемость не указана, и фильтрующая штора кажется не наибольшей… Все же результаты оказались полностью приличными – соотечественник Шварценеггера оказался наилучшим по сопротивлению (всего 1,01 кПа!), уложился в 0,61% в части пропуска пыли и выдержал 192 мин, уступив по этому показателю только трем участникам в группе ВАЗ.
1-5
Производитель – «Бош» (Bosch), Германия
Обозначение – S 9061
Приблизительная стоимость – 200 руб.
«Бош» – имя звучное, и не только лишь посреди «фильтровальных дел мастеров». Применяемость – «ненашенская»: от «Форда» до «Вольво». Стоимость – под стать. В то же время все «немцы» как будто столковались: отрабатываем «обязаловку» – и менее того! Правда, длительность работы «Боша» составила 203 мин – лучше в этом классе только «Манн», зато другие характеристики оказались в «основной массе» соревнующихся. А жалко – от «Боша» всегда ожидаешь чуда.
1-6
Производитель – «Хенгст» (Hengst Filter), Германия
Обозначение – E22L
Приблизительная стоимость – 220 руб.
Применяемость германского изделия не оговаривается вообщем. Рабочие характеристики – более чем средние: все в норме, но для известного брэнда и достаточно высочайшей цены этого очевидно недостаточно. Взять хотя бы средний коэффициент пропуска пыли: при норме 1% «Хенгст» показал 0,81, а наилучший показатель составляет 0,29! То же касается сопротивления: 1,11 кПа при норме 2,5 – это отлично, но у фаворита числа другие – 1,01! Так что в целом хорошо, но хотелось бы большего.
1-7
Производитель – «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия
Обозначение – SB 201
Приблизительная стоимость – 150 руб.
Немцы советуют собственный фильтр для «ауди», «ягуаров» и «мерседесов» – тольяттинских машин в перечне нет. Что до характеристик, то они достаточно умеренные: претензий нет, но чувство недосказанности остается. Сопротивление воздухоочистителя – 1,07 кПа (у других – от 1,01 до 1,34), а длительность работы – 188 мин (у других – от 35 до 234). Средний коэффициент пропуска пыли мог бы быть и гораздо меньше: 0,86% при норме 1% – много.
1-8
Производитель – «Чемпион» (Champion), ЕЭС
Обозначение – U505
Приблизительная стоимость – 180 руб.
«Чемпион» издавна заработал для себя звучное имя и, в общем-то, иногда почивает на лаврах. А на практике? В активе – самый легкий фильтрующий элемент из всех – всего 208 г. А вот потребительские характеристики можно именовать неиндивидуальными: отменная величина сопротивления воздухоочистителя смешивается с подозрительно огромным пропуском пыли. Судите сами: 0,90% при норме 1% – это нормально, но… не по-чемпионски как-то… Ну и применяемость для ВАЗ не обсуждена.
1-9
Производитель – «Биг Фильтр» (BIG FILTER), Наша родина
Обозначение – GB-9597
Приблизительная стоимость – 130 руб.
Один из самых узнаваемых российских брэндов, обычно маскирующийся под импорт. В перечне применяемости указаны «самары», «нивы», «фольксвагены» и т.п. Компания умеет делать хорошие изделия, но… не всегда пользуется своими талантами. Вот и в этом случае петербургский «Биг» оказался на волосок от дисквалификации: средний коэффициент пропуска пыли составил 0,98% – а где же технологический припас? Вобщем, формальные приличия соблюдены.
1-10
Производитель – АФ («АвФил»), Наша родина
Обозначение – 2112-1109080-02 АФ МС03
Приблизительная стоимость – 130 руб.
Очередное «раздетое» русское изделие, не удостоенное упаковки. Потребитель не должен разбираться, кто скрывается за инициалами АФ! Нужно считать, идет речь о фирме «АФ» из поселка Соколовый Саратовской области… Вобщем, независимо от происхождения результат один – изделие «не удалось». Длительность его работы составила всего 79 мин при норме 84, а поэтому никакие этикетки и голограммы уже не посодействуют.
1-11
Производитель – «Невский фильтр», Наша родина
Обозначение – НФ-409-01-000 (НФ 409 EURO)
Приблизительная стоимость – 130 руб.
Петербургское изделие любопытно сначала тем, что употребляет бумагу собственного производства. Может быть, потому у него относительно высочайшее сопротивление – 1,33 кПа (у других – ниже), достаточно большой средний коэффициент пропуска пыли (0,81% при норме 1%) и, в конце концов, совсем неудовлетворительные 43 минутки выработки при норме 84… Напоминаем – фаворит выдержал практически в 6 раз подольше! Как досадно бы это не звучало…
1-12
Производитель – «Луксойл» (Luxoil), Пушкино, Наша родина
Обозначение – НФ-409-01-000. Есть символ омологации МС-03
Приблизительная стоимость – 110 руб.
Подмосковно-петербургское изделие, сделанное ЗАО ПКФ «Невский фильтр», произвело странноватое воспоминание. Наибольшее количество гофр, наибольшая площадь поверхности – казалось бы, все будет отлично... А нет – «Луксойл» провалил средний коэффициент пропуска пыли (1,09% заместо 1%) и вприбавок выдержал всего 35 мин заместо положенных 84. Вывод ясен – на машину не ставить!
2-1
Производитель – не указан
Обозначение – 3110-1109013-10
Приблизительная стоимость в комплекте с корпусом – 800 руб.
Непривлекательное с виду изделие заполучили по одной-единственной причине – его размеры были меньше, чем у других! Специалисты признали в противном утенке изделие компании «Заря» из Дзержинска Нижегородской области – конкретно такие воздухоочистители идут на сборочный поток. Заметим: их «коллеги» в таком корпусе просто не уместятся… А характеристики «утенка» – как у красивого лебедя: одни из наилучших!
2-2
Производитель – «Биг Фильтр», С.-Петербург
Обозначение – GB-76
Приблизительная стоимость – 160 руб.
Петербургские носители известной марки оказались представленными в 2-ух вариантах – как с пластмассовой крышкой, так и с железной. Данный вариант может повытрепываться собственной массой – он самый легкий из всех, а его нужная площадь – одна из наибольших. В целом – одно из наилучших изделий для… автомобилей старше 2-ух лет! Напоминаем: в современном корпусе оно не уместится – высота зашкаливает…
2-3
Производитель – «Цитрон», Наша родина
Обозначение – неразборчивые наклейки
Приблизительная стоимость – 160 руб.
Специалисты опознали в изделии воздухоочиститель с заглавием ПАЛТ-137 компании «Цитрон». Ни упаковки обычной, ни обозначений цивилизованных… Числа в протоколе хорошие: все в норме, хотя звезд с неба изготовители на этот раз не хватали. Кстати, этот фильтр оказался самым томным из всех! И не будем забывать про размеры – в новую «Волгу» изделие не поместится.
2-4
Производитель – «Невский фильтр», Наша родина
Обозначение – НФ 0406-01-В
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Криво приклеенное уплотнительное кольцо как-то удивительно смотрелось на неплохом в общем-то изделии. По количеству гофр шторы – 151 – фильтр даже оказался фаворитом, а его сопротивление – одно из самых низких. Другие результаты назовем, выскажемся так, обычными: все в норме, но без блеска. И как ложка дегтя – завышенные габаритные размеры, перекрывающие доступ к газовским машинам последних лет выпуска.
2-5
Производитель – «Биг Фильтр», С.-Петербург
Обозначение – GB-76
Приблизительная стоимость – 170 руб.
Очередной «Биг» – на этот раз куда наименее прекрасный. В отличие от «пластмассового» собрата этот «петербуржец» употребляет железную крышку. Интересно – масса фильтра тут больше, а число гофр и нужная площадь поверхности – меньше. Уплотнительное кольцо плохо склеено – воздух может идти «напрямую». В целом изделие обычное, но – не хорошее. Только не будем забывать про размеры – под современным капотом ему места не хватит.
2-6
Производитель – ООО «Анелия-М», Москва, Наша родина
Обозначение – Реготмас 141Б (3105-1109013) НФ-104, МТ-14
Приблизительная стоимость – 120 руб.
Тот случай, когда «встреча по одежке» является полностью оправданной. На бумаге создатели изделия очевидно решили сберечь – это видно невооруженным глазом. Вот и числа: количество гофр в шторе – всего-навсего 49 (у других – за сотку!), а площадь фильтрующей поверхности – 0,48 м2 против 1,84 у 1-го из фаворитов – было ясно, что фильтр сойдет с дистанции досрочно. Так и вышло.
2-7
Производитель – «Пласпол» (Plaspol), Наша родина
Обозначение – ЭВФ-01.02 (31029-1109013), символ омологации МТ-14
Приблизительная стоимость – 140 руб.
Изделие стоит домом: заместо картонной шторы из специальной бумаги в нем применено нетканое полипропиленовое волокно. Внешняя часть цилиндра делает функцию каркаса, а внутренняя – фильтра: поперечник волокон миниатюризируется по ходу воздушного потока. К огорчению, изделие испытаний не выдержало! Средний коэффициент пропуска пыли составил 11,88% при норме 1%.
3-1
Производитель – Racing Sports
Обозначение – WS-002
Приблизительная стоимость – 2400 руб.
Сопротивление впускного трубопровода щита после установки фильтрующего элемента возросло с 0,34 до 0,35 кПа. Средний коэффициент пропуска пыли составил 0,58%, а заместо 84 мин «Подвескасмен» простоял только 45.
3-2
Производитель – Raid hp
Обозначение – CC-210
Приблизительная стоимость – 2450 руб.
Довести «забег» до конца так и не удалось. Даже через 690 (!) мин его сопротивление составляло всего 286 мм вод. ст., но коэффициент пропуска пыли при всем этом зашкаливал аж за 18,3%!
3-3
Производитель – K&N Engineering, Inc., США
Обозначение – High-flow air filter 33 – 2003
Приблизительная стоимость – 2950 руб.
Панельный фильтр показал сопротивление 1,05 кПа и выдержал на щите 92 мин. Пыль он при всем этом пропускал значительно – средний коэффициент составил 4,26%.
3-4
Производитель – K&N Engineering, Inc., США
Обозначение – High-flow air filter RU – 3610
Приблизительная стоимость – 2950 руб.
Именитый «Подвескасмен» изменил аэродинамику тракта, снизив его сопротивление с 0,45 кПа до 0,41. Длительность работы – 67 мин, средний коэффициент пропуска пыли – 2,25.
3-5
Производитель – «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия
Обозначение – SCT SB 001/76
Приблизительная стоимость – 2400 руб.
Увеличив сопротивление на впуске с 0,34 до 0,35 кПа, изделие сумело выдержать на щите 45 мин. Заметим, что нормы по «глотанию» пыли при всем этом не были превышены – коэффициент составил 0,58.
ГОСТы, ОСТы, РД, ТУ… Все это отлично для арсенала испытателя и совсем неинтересно обычному потребителю, в очах которого виден все тот же вопросительный символ – ЧТО Приобрести? Мы хотим предложить последующее.
Понятно, что даже если не брать во внимание откровенно плохие изделия, то легче не становится – претендентов на наш с вами кошелек все равно много. Частично это вызвано тем, что предъявляемые к ним неотклонимые требования являются достаточно мягенькими – как к троечникам на экзаменах. Получил «удовл.» – означает, правительство удовлетворено. А мы – нет.
Начиная с этого номера, мы будем предъявлять к испытываемым товарам свои, «зарулевские» требования – издавна пора поднять планку до характеристик вправду наилучших изделий. В наши собственные требования могут заходить как технические, так и другие потребительские характеристики. К примеру, обязательное наличие фирменной упаковки и т. д. А создав спектр меж требованиями неотклонимой сертификации и нашими, «зарулевскими», мы дадим потребителю реальную картину современного прилавка. Это – 1-ый шаг к подготовке системы добровольческой сертификации ЗР.
Итак вот, применительно к воздушным фильтрам для «десяток» мы выдвигаем последующие требования:
Сопротивление воздухоочистителя ВАЗ – менее 1,5 кПа.
Сопротивление воздухоочистителя ГАЗ – менее 1,0 кПа.
Средний коэффициент пропуска пыли – менее 0,6%.
Длительность работы воздухоочистителя ВАЗ – более 2 ч.
Длительность работы воздухоочистителя ГАЗ – более 5 ч.
А сейчас оценим общую картину результатов испытаний фильтров для ВАЗ и ГАЗ – она представлена на рисунках. Из всех вазовских фильтров в наш «зеленый коридор» попали самарский «Салют-Фильтр», ливенский ЗР и германский «Манн». «Газоводам» подфартило больше – компанию дзержинской «Заре» составили ставропольский «Цитрон» и три «питерца» – «Невский фильтр» и два «Бига».
Как же упаковки, маркировки и все такое? Неуж-то снова за старенькое – брать, что дают? Нет, будем поочередными до конца: так как самарский фильтр продавался в «голом виде», то выхода у нас нет – в доверии отказать! С газовскими – ситуация посложнее. Изделие компании «Заря», невзирая на нашу критику по части внешнего облика, получает «зеленый свет»: мы же приобрели его в комплекте с корпусом – какая здесь упаковка… А вот к ставропольцам и ко всем петербуржцам суровые претензии – господа, не запамятовывайте, пожалуйста, указывать на ваших изделиях их предназначение! В собственном сегодняшнем виде они годятся только для несвежих автомобилей