Палитра ПО-МЕЛИТОПОЛЬСКИ
Палитра ПО-МЕЛИТОПОЛЬСКИ
РЫНОК И СЕРВИС
Движки МеМЗ
Палитра ПО-МЕЛИТОПОЛЬСКИ
ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
ХРОНИКА СЕМЕЙСТВА
Что вам видится при слове «Мелитополь»? Именитые дыни? Черешня? Верный ответ – моторы! После долгого перерыва они опять в Рф.
Мелитопольский моторный ушел с русского рынка совместно с ЗАЗом 10 годов назад, имея в активе единственный современный движок – 51-сильный 1,1-литровый МеМЗ-245. Был еще, правда, МеМЗ-246 с системой одноточечного впрыска, сделанный вместе с французским отделением компании «Сименс» («Таврию» собирались экПодвескаировать во Францию, и было надо втиснуться в требования по экологии). Но завод успел выпустить сначала 90-х только несколько 10-ов впрысковых моторов: разрушение родимого автопрома похоронил честолюбивые планы. Сегодня тяжело поверить, что бывалые эталоны движков мелитопольского семейства простаивали на щитах по полгода и больше из-за отсутствия обычного бензина (ЗР, 1994, № 6).
– Слава Богу (либо Будде?), нас выручили корейцы, – честно признался в общении один из управляющих завода.
Первым детищем СП «АвтоЗАЗ-Дэу» стала в 1998 году «Славута». МеМЗ-245 был для нее слабоват. И мелитопольцы «выдали» МеМЗ-2457 – стремительно и «малой кровью». Заменив в базисном моторе только поршни и коленчатый вал, прирастили рабочий объем до 1200 смз, а мощность – до 58 л. с. Более всего выиграла динамика: можно не знать, что наибольший вращающий момент вырос с 8,0 до 9,2 кгс.м, но разницу ощущаешь при первом же обгоне.
В 2000 году появился 3-ий член семейства: 1,3-литровый 63-сильный МеМЗ-301. Он был сотворен для « Дэу Ланос», оснащенная масса которого превосходит 1000 кг. Коленвал в нем от 2457, шатуны те же, что у «старших братьев», а поперечник поршней стал больше: 75 мм заместо 72. Это предел, потому что промежутки меж цилиндрами сократились до минимума (6 мм). Предстоящий прирост мощности означал бы выбор принципно другого пути.
Выросли и требования по экологии: если Украина все еще наслаждается нормами Евро 0, то для экПодвескаа в Россию необходимы движки, отвечающие Евро II. И завод, тряхнув стариной, сделал МеМЗ-307, оснастив 301-й системой впрыска горючего. В этом ему посодействовали спецы компании «Инж. КА» из русского Димитровграда. Напомним, что «Ланос» с этим 70-сильным мотором получил заглавие «Сенс» (ЗР, 2004, № 5). Впрысковый МеМЗ-3071 устанавливают на «Славуте» вместе с карбюраторным МеМЗ-2457.
Смотрите ЗА ИЗВЕСТИЯМИ
В последнее время Мелитопольский моторный не раз мелькнет в заголовках новостей. При этом в связке с самыми различными производителями.
Набережные Челны. «Ока» получит 1,1-литровый впрысковый МеМЗ-2471 мощностью 57 л. с. (ЗР, 2004, № 2). Пока идет речь о поставке 20 тыщ силовых агрегатов в год, но, эта цифра, видимо, будет удвоена.
Запорожье. Оснастят этим движком и «Таврию Нова», но в паре с пятиступной коробкой.
– По «ездовым качествам» – «максималке» и динамике – он не уступит
1,2-литровому МеМЗ-2457 с карбюратором,– гласит главный конструктор МеМЗа Сергей Нестеров.
Вот-вот ЗАЗ начнет устанавливать впрысковый МеМЗ-307 на «девятках» своей мелкоузловой сборки. Клиент сумеет выбирать меж «родным» вазовским мотором и мелитопольским. С ним автомобиль растеряет в динамике, но будет экономичнее.
Варшава. Завод «Дэу-ФСО», поставляющий ЗАЗу кузова «Ланоса» для крупноузловой сборки, желает получать взамен МеМЗ-307 и выпускать «Сенс» в польском варианте. Но автомобиль должен соответствовать экологическим нормам Евро III, действующим в Польше. Эта задачка решена (а именно, за счет фазированного впрыска и переноса катализатора из-под днища автомобиля в мотоотсек, к выхлопному коллектору). Готовы эталоны для сертификации. Вот так, во чреве «Ланоса», мелитопольский агрегат въедет на рынок ЕС.
Полностью возможно очередное событие – не настолько скорое, но очень многообещающее: создание в Мелитополе мотора для «Астры». Как понятно, ЗАЗ уже полгода выпускает эту «опелевскую" модель, сваривая и окрашивая кузов. Если вприбавок снабдить ее лицензионным движком мейд in Ukraine, автомобиль по таможенным и другим канонам будет считаться украинским.
А означает – для него раскроется беспошлинная дорога в Россию…
КАРБЮРАТОРЫ Погибают, НО НЕ СДАЮТСЯ
В 2005 году будет обустроен системой впрыска и 1,2-литровый МеМЗ-2457. Завод идет в ногу с веком, но… с потребителем ли? Самый покупаемый сейчас мотор – тот же 2457 с карбюратором (его толика в производственной программке завода 65%). Это понятно: при хороший мощности он дешевле впрысковых и доступен для ремонта своими силами.
Главному конструктору ЗАЗа Сергею Филипенко не привыкать к вопросам: «Зачем дешевому автомобилю дорогой мотор? Чем вам плох карбюратор?». Иногда даже звучат обвинения в «антинародном» курсе… Что здесь ответишь? Да, в форсунку не влезешь с отверткой, но это даже и к наилучшему: моторостроители «вынуждены» выпускать надежные движки, а не перекладывать трудности на покупателей. И позже, если автомобиль вписывается в новые экологические нормы, он подольше остается на конвейере, а означает, производителю есть смысл тратиться на его модернизацию.
Настоящая мощность Мелитопольского моторного – 110 тыщ силовых агрегатов. В этом году он выпустит 70 тыщ (в полтора раза больше, чем в прошедшем). Пробег до первой разборки мотора – 150–200 тыс. км. «Но при одном условии,– подчеркивают заводчане,– нужно заливать в него высококачественное масло».
…Меж иным, на Украине созрела черешня. Ранее в это время с МеМЗа увольнялась чуть не половина людей – вести торговлю на рынке было куда доходнее. Осенью ворачивались. Сейчас ситуация оборотная: рады бы с рынка на завод, да конкурс!
Не знаю, мучается ли от этого черешня, но качество моторов точно выигрывает.