ХОЛЛ С ВИДОМ НА ДРОССЕЛЬ
ХОЛЛ С ВИДОМ НА ДРОССЕЛЬ
РЫНОК И СЕРВИС
МИНИ-ЭКСПЕРТИЗА
ХОЛЛ С ВИДОМ НА ДРОССЕЛЬ
Миша КОЛОДОЧКИН
Про вазовские «датчики правой ноги» – они же датчики положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) – мы ведали совершенно не так давно (ЗР, 2003, № 11). Потому наш энтузиазм к аналогичным изделиям курского ОАО «Счетмаш» (фото 1) кажется на 1-ый взор непонятным – ни внешний вид датчиков, ни прикладываемая к ним этикетка не несут внутри себя какой-нибудь необыкновенной инфы. Но…
Но мы точно знали: курские «дэ-пэ-дэ-зэ» – бесконтактные!
КОЛЬЦО СО СДВИГОМ
Напоминаем – «обычный» ДПДЗ представляет собой, грубо говоря, переменный резистор, установленный на дроссельном патрубке системы впрыска горючего. Ротор этого резистора выслеживает угловое положение дроссельной заслонки, преобразуя его в напряжение, применяемое бортовым компом для управления движком. Понятно, что сам по для себя резистор просто изменяет свое входное сопротивление – омы «превращаются» в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В. Недочеты схожих систем известны – они являются отражением возможностей всех контактных изделий: вспомним хотя бы «классическое» зажигание. И вот – новый виток спирали: в ДПДЗ основались датчики Холла! Курск уже освоил серийное создание – подобные изделия скоро должны показаться в Костроме и Москве.
Устроена новинка до боли просто – довольно посмотреть на фото 2–4. Заместо ротора переменного резистора сейчас трудится кольцеобразный магнит, установленный с неким смещением относительно оси вращения подвижной части датчика. Понятно, что при вращении расстояние меж магнитом и датчиком Холла повсевременно меняется, что и отражается на величине выходного электронного сигнала.
НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА
При проверке 5 новых датчиков сначала заинтересовывал один параметр – нелинейность выходной свойства. Более увлекательна и долговечность изделия – если пластмасса, извините, протрется, то никакая электроника уже не поможет. В итоге решили погонять датчики на щите с частотой 60 циклов за минуту – и так 1 800 000 раз. Не считая того, в течение 3-х часов оценивали теплостойкость датчиков при температуре +130°С. Работоспособность изделий определяли на особом измерительном устройстве, обеспечивающем точность установки угла 0,1 град с дискретностью 15 град.
Картина вышла любознательная. Три датчика, отправленных в термобарокамеру, расслабленно перенесли температурные колебания и заработали последующую запись в протоколе: «Значения выходного напряжения фактически не зависят от температуры окружающей среды». Еще два датчика выдержали «бег на месте» – последующая запись говорит, что «нелинейность соответствует требованиям…». Но обнаружилось и малюсенькое «но».
Согласно техническому заданию ВАЗ, нелинейность для схожих датчиков не должна превосходить ±2% от расчетной величины. Как следует, разница меж наибольшим отклонением в «плюс» и в «минус» должна уложиться в 4%. Но симметричная картина вышла не у всех – скажем, датчик № 4 имеет нулевое отклонение в «плюс», зато аж 3,4% – в «минус». Непорядок?
Вообщем говоря – да, но цепляться не будем: на практике схожими дефектами можно пренебречь. К тому же при желании ситуацию можно подправить, применив юстировку датчика. Если при установке «неправильного» датчика развернуть его корпус на пару градусов, то его характеристики здесь же оказываются в норме. А возникнет ли у кого-нибудь желание этим заниматься либо нет – другое дело.
Итоговый вердикт профессионалов последующий – датчики приглянулись! Наше мировоззрение несколько другое: работать все это, конечно, будет, но заниматься подгонками да регулировками как-то несолидно… Будем возлагать, что это – детская болезнь новинки. О ее надежности гласить заблаговременно, ну и непонятно, пустит ли ее ВАЗ на собственный сборочный поток. Но если родной датчик на вашей машине вдруг «задурит», почему бы вам не оценить реальные возможности «дэ-пэ-дэ-зэ» с Холлом без помощи других?
РЫНОК И СЕРВИС
МИНИ-ЭКСПЕРТИЗА
ХОЛЛ С ВИДОМ НА ДРОССЕЛЬ
Миша КОЛОДОЧКИН
Про вазовские «датчики правой ноги» – они же датчики положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) – мы ведали совершенно не так давно (ЗР, 2003, № 11). Потому наш энтузиазм к аналогичным изделиям курского ОАО «Счетмаш» (фото 1) кажется на 1-ый взор непонятным – ни внешний вид датчиков, ни прикладываемая к ним этикетка не несут внутри себя какой-нибудь необыкновенной инфы. Но…
Но мы точно знали: курские «дэ-пэ-дэ-зэ» – бесконтактные!
КОЛЬЦО СО СДВИГОМ
Напоминаем – «обычный» ДПДЗ представляет собой, грубо говоря, переменный резистор, установленный на дроссельном патрубке системы впрыска горючего. Ротор этого резистора выслеживает угловое положение дроссельной заслонки, преобразуя его в напряжение, применяемое бортовым компом для управления движком. Понятно, что сам по для себя резистор просто изменяет свое входное сопротивление – омы «превращаются» в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В. Недочеты схожих систем известны – они являются отражением возможностей всех контактных изделий: вспомним хотя бы «классическое» зажигание. И вот – новый виток спирали: в ДПДЗ основались датчики Холла! Курск уже освоил серийное создание – подобные изделия скоро должны показаться в Костроме и Москве.
Устроена новинка до боли просто – довольно посмотреть на фото 2–4. Заместо ротора переменного резистора сейчас трудится кольцеобразный магнит, установленный с неким смещением относительно оси вращения подвижной части датчика. Понятно, что при вращении расстояние меж магнитом и датчиком Холла повсевременно меняется, что и отражается на величине выходного электронного сигнала.
НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА
При проверке 5 новых датчиков сначала заинтересовывал один параметр – нелинейность выходной свойства. Более увлекательна и долговечность изделия – если пластмасса, извините, протрется, то никакая электроника уже не поможет. В итоге решили погонять датчики на щите с частотой 60 циклов за минуту – и так 1 800 000 раз. Не считая того, в течение 3-х часов оценивали теплостойкость датчиков при температуре +130°С. Работоспособность изделий определяли на особом измерительном устройстве, обеспечивающем точность установки угла 0,1 град с дискретностью 15 град.
Картина вышла любознательная. Три датчика, отправленных в термобарокамеру, расслабленно перенесли температурные колебания и заработали последующую запись в протоколе: «Значения выходного напряжения фактически не зависят от температуры окружающей среды». Еще два датчика выдержали «бег на месте» – последующая запись говорит, что «нелинейность соответствует требованиям…». Но обнаружилось и малюсенькое «но».
Согласно техническому заданию ВАЗ, нелинейность для схожих датчиков не должна превосходить ±2% от расчетной величины. Как следует, разница меж наибольшим отклонением в «плюс» и в «минус» должна уложиться в 4%. Но симметричная картина вышла не у всех – скажем, датчик № 4 имеет нулевое отклонение в «плюс», зато аж 3,4% – в «минус». Непорядок?
Вообщем говоря – да, но цепляться не будем: на практике схожими дефектами можно пренебречь. К тому же при желании ситуацию можно подправить, применив юстировку датчика. Если при установке «неправильного» датчика развернуть его корпус на пару градусов, то его характеристики здесь же оказываются в норме. А возникнет ли у кого-нибудь желание этим заниматься либо нет – другое дело.
Итоговый вердикт профессионалов последующий – датчики приглянулись! Наше мировоззрение несколько другое: работать все это, конечно, будет, но заниматься подгонками да регулировками как-то несолидно… Будем возлагать, что это – детская болезнь новинки. О ее надежности гласить заблаговременно, ну и непонятно, пустит ли ее ВАЗ на собственный сборочный поток. Но если родной датчик на вашей машине вдруг «задурит», почему бы вам не оценить реальные возможности «дэ-пэ-дэ-зэ» с Холлом без помощи других?