АВТОПАРК Рф ОТ Прошедшего К Истинному
АВТОПАРК Рф: ОТ Прошедшего К Истинному
СТАТИСТИКА
Сейчас Наша родина – один из самых оживленных и быстрорастущих авто рынков мира. И не случаем. Начинать-то приходилось с уровня «ниже плинтуса», когда автомобиль для подавляющей части населения был недостижимой мечтой. И здесь вдруг – такие способности…
«БОЛЬШОЙ СКАЧОК»
После распада Русского Союза парк легковых автомобилей Рф вырос более чем в 2,5 раза – до 23,4 млн. штук в 2004 году. Темпы его роста составляли в среднем более 12% в год. Для сопоставления: в странах Восточной Европы – 5,4%, а Западной – всего 2%.
В итоге такового «большого скачка» сложилась очень неоднородная региональная картина автомобилизации Рф. В неких регионах достигнут таковой уровень, до которого общероссийский показатель доберется, дай бог, только к 2010 году: Москва – 286 автомобилей на 1000 человек, Ханты-Мансийский АО – 247, Калининградская область – 235, Камчатская область – 231. Достаточно близки к этим цифрам Столичная область – 214 и Санкт-Петербург – 215. В среднем же по стране показатель куда ниже: 163 автомобиля на 1000 человек (в бедных странах Восточной Европы около 300 автомобилей, в Западной – более 420).
С ростом парка легковых автомобилей в Рф изменялась и его структура, сначала – благодаря росту числа привезенных из других стран автомобилей. Числа тут впечатляют. В 1993 году, согласно данным ГИБДД, в Рф было записанно всего 300 тыс. импортных машин (без учета продукции ЗАЗа, который к тому времени оказался за границей), либо 2,8% от парка. А вот к концу 2003 года этот показатель возрос до 4,3 млн. автомобилей (либо 19,1%). Среднегодовые темпы роста парка импортных машин последние 5 лет составляют 10%, в российском секторе – 4%.
ИНОМАРКИ-ЛИДЕРЫ
В русском парке импортных машин самые пользующиеся популярностью – авто германского и японского производства: соответственно 28 и 36%. Толика украинских автомобилей равномерно понижается и на начало 2004 года составляла 21% парка импортных машин. Всего на 400 (!) автомобилей отстает «Тойота», на долю которой приходится 4,8% русского автопарка (20% от парка привезенных из других стран автомобилей) – сейчас она занимает почтенное 5-е место, меж ЗАЗом и УАЗом. Ну и вообщем «Тойота» по продажам собственных новых автомобилей в Рф достигнула рекордных высот. Можно смело представить, что уже в 2004 году она переместится на 4-е место, опередив ЗАЗ.
Как досадно бы это не звучало, юным наш автопарк именовать никак нельзя. Как свидетельствуют данные ГИБДД, 71% автомобилей в Рф – старше 7 лет, а практически 50% – более 10 лет. В региональном разрезе более «молодыми» показателями владеют Москва (тут толика новых автомобилей добивается 23%), Ненецкий АО (25%), Татарстан (22%), Ханты-Мансийский АО (23%), Ямало-Ненецкий АО (20%). Более «старый» – Дальневосточный федеральный округ: парк его в главном – праворульные авто; толика новых машин здесь не превосходит 2%.
Так как в Россию до недавнешнего времени ввозили в главном старые иномарки, для большинства регионов типично: чем выше в нем толика импортных машин, тем паче старенькым парком он располагает.
ЧТО Изменяется
Структура парка изменяется из года в год. Понижается число автомобилей ЗАЗ и «Таврия» (за 10 лет – на 500 тыщ, до 1,16 млн. штук), равномерно вырастает толика «настоящих» импортных машин. В 2003 году прирост парка легковых автомобилей в первый раз за последние 10 лет на 57% был обеспечен за счет импортных машин (за вычетом автомобилей производства ЗАЗ). Показательно в этой связи, что в Москве в протяжении последних 5 лет прирост идет в большей степени за счет зарубежных автомобилей. В 2003 году в столице было записанно (в первый раз) понижение парка российских автомобилей – на 1,1%. В то же время рост числа импортных машин достигнул тогда 15,7%.
ЧЬИ Толики БОЛЬШЕ
Рассредотачивание парка легковых автомобилей по федеральным округам пропорционально численности населения. 72,5% всех автомобилей записанно в европейской части Рф (до Урала). При всем этом на нее приходится 67,1% русского парка импортных машин. В приграничных регионах – Дальневосточном и Северо-Западном федеральных окрестностях – более высочайший показатель толики импортных машин, соответственно 67 и 37%. Они составляют более 81% парка легковых автомобилей Калининградской области и Приморского края.
Маленькое число зарубежных машин записанно в колыбели российского автостроения – Приволжском окружении (только 12%), ну а меньше всего их в Ульяновской и Самарской областях (соотвественно 5,9 и 8,2%) и Республике Татарстан (9,3%).
Броско, что по абсолютным показателям парк импортных машин Дальневосточного федерального окрестность (980 тыс. автомобилей) занимает 2-ое место в Рф, уступая только Центральному (1,7 млн. автомобилей) и малость опережая Северо-Западный (850 тыс.), при этом в Центральном более чем на 50% сформирован за счет Москвы и области. На их, в свою очередь, приходится 71% парка импортных машин региона.
Толика праворульных автомобилей составила на конец 2003 года около 28% всех импортных машин (кроме ЗАЗов) либо 1,18 млн. шт. По понятным причинам 89% этого парка приходится на Дальневосточный и Сибирский федеральные окрестность. Толика праворульных тут соответственно 95 и 75%. В европейской части Рф (до Урала) этот показатель в среднем около 2%. Отметим, что темпы роста парка праворульных значительно отстают от леворульных и наблюдается устойчивая тенденция к сокращению толики старых автомобилей из Стране восходящего солнца. Исключением стал только 2002 год, когда количество праворульных подросло на 21% против 12% леворульных, что было следствием ажиотажного ввоза старых импортных машин в преддверии увеличения на их пошлин.
Продукция АвтоВАЗа обычно доминирует в парках Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, где она превосходит 54%. Приграничные местности, также регионы за Уралом характеризуются, как было сказано, более высочайшей толикой импортных машин в парке и, соответственно, более низкой – продукции российских автозаводов.