МИНФИН ПРОТИВ ДОРОГ
МИНФИН ПРОТИВ ДОРОГ
Кто-то сделает возражение: есть ведь и заслуги. По правде, в прошедшем году сдали в эксплуатацию 914 км новых дорог и 13 км мостов и путепроводов. Был запущен участок новейшей федеральной автодороги «Амур» (Чита–Хабаровск) длиной 281,6 км, завершено строительство части питерской КАД – от Приозерского шоссе до федеральной трассы «Россия», также вантового моста через Неву с развязками. Не запамятовать бы, что, согласно официальным данным, еще реконструировано аж 20,5 км федеральной автодороги «Дон» в Воронежской и Ростовской областях, да серьезно отремонтировано 1223 км дорог.
Но кому же не ясно, что в масштабах таковой большой, как Наша родина, страны эти «достижения» – сущая мелочь, и уж во всяком случае не стоит по этому поводу лупить в литавры. В особенности если учитывать, что, по данным Госкомстата, в 2004 году на тыщу обитателей у нас пришлось 156 автомобилей (это уже сопоставимо со странами Восточной Европы), а обеспеченность автодорогами на ту же тыщу составила всего 4,12 км, что в 10 раз меньше, чем, скажем, в Польше. Чтоб экономика Рф как-то развивалась, протяженность автодорог общего использования, по оценкам профессионалов, необходимо довести до 1,5 млн. км при том, что имеем около 600 тыс. км, из коих 27% издавна работают с перегрузкой…
Самое грустное: финансирование дорожной отрасли сокращается из года в год. По словам Олега Белозерова, в 2005 году на содержание дорожного хозяйства в федеральном бюджете предвидено 90,9 миллиардов. рублей (на 12,7 миллиардов. меньше, чем в 2004-м). В Росавтодоре подсчитали, что если средств на дороги будут как и раньше выделять такими порциями, то к 2010 году в обычном состоянии будет находиться не больше 19% федеральных дорог. Количество ДТП из-за дорожных критерий вырастет на 15–20%, а средняя скорость движения на больших трассах свалится на 20%. Совершенно не веселая перспектива. Может быть, в регионах по-другому?
НЕ ЛУЧШЕ И НА РЕГИОНАЛЬНОМ
Два года вспять правительство приняло эпохальное решение, ликвидировав территориальные дорожные фонды. Разъясняли это «многочисленными злоупотреблениями и махинациями со стороны губернаторов». Взамен субъектам предложили два других источника финансирования дорожного строительства – мотивированные налоги (в том числе транПодвесканый) и акцизы на нефтепродукты. Как досадно бы это не звучало, в большинстве регионов собираемые суммы оказались просто мизерны. «При отмене дорожного налога регионам обещали восполнить утраты дополнительными отчислениями налога на прибыль, повышением ставок и перераспределением акцизов на горюче-смазочные материалы, – разъясняет заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Миша Задорнов. – Но все доходы от акцизов на ГСМ сконцентрировались приблизительно в 10–13 регионах, имеющих большие нефтеперерабатывающие фабрики. Другие остались ни с чем».
Представители «остальных территорий» не перестают обращаться в правительство, настаивая на том, чтоб возвратиться к прежнему механизму формирования источников финансирования дорожного строительства, но категорически против этого выступает Министерство денег. Пока там спорят, по данным ГИБДД, плачевное состояние дорог стало предпосылкой уже каждого 5-ого ДТП, в каких погибают тыщи людей.
В 2005-м Росавтодор планирует все таки выстроить и реконструировать за год 513,4 км автодорог (заметим, практически вдвое меньше, чем в прошедшем). Комменты в таких случаях излишни.