Новый интернационал
Новый интернационал
С Германской ТОЧНОСТЬЮ
10 лет в этом регионе работает закон об особенной экономической зоне. За этот период времени здесь появились современные мебельные предприятия, фабрики по сборке домашней техники и электроники, агропромышленные компании; вырастает добыча нефти, «поднимаются» торговый и рыбный порты… Без перебоев работает и предприятие, которым гордятся все обитатели региона – автосборочный завод «Автотор». В оплаченных цехах судоремонтного завода «Янтарь» собирают «трешки», «пятерки» и «семерки» БМВ, а на окраине, где ранее коптил небо скрытый завод «Буммаш», сейчас новое современное автосборочное создание. Из его цехов с интервалом в пару минут выезжают и отправляются на площадку отгрузки новые авто КИА, «Шевроле», «Хаммер». Несколько месяцев вспять тут начали собирать лимузины и внедорожники самой престижной американской марки «Кадиллак».
– К огорчению, не так давно корейцы закончили поставки комплектов для сборки очень пользующегося популярностью в Рф « КИА Рио», – гласит исполнительный директор ЗАО «Автотор» Дмитрий Мартиди. – Вот заканчиваем сборку последней партии. Понятно – в Корее на замену пришло новое поколение «Рио». Будем ли его собирать тут, в Калининграде? Как я знаю, переговоры идут, но решения пока нет. В одном из цехов мы продолжаем собирать «Маджентис» и «Карнавал» – они пользуются неплохим спросом. Свариваем, красим и собираем пользующийся популярностью «Подвескаидж» – комплектов хватит еще на год… Так что сообщения о «прекращении работы с компанией КИА» в неких СМИ очень гиперболизированы. И не собираемся!
Похоже, не собираются отрешаться от сотрудничества с калининградским производителем и корейцы. Сзади 10 лет удачной совместной работы, а впереди принципиальные планы концерна «Хёндэ» (в его состав заходит и компания КИА) – через пару лет войти в тройку глобальных производителей. Русский рынок – один из самых быстрорастущих в мире, но «осилить» его можно исключительно в том случае, если имеешь сборочные предприятия тут, в стране. Это в Сеуле сообразили и официально признают. На данный момент есть проект по сборке «Спектры» в Ижевске, но его только что запускают, и корейцы, по сведениям ЗР, продолжают насыщенные переговоры о сборке новых моделей, которые, может быть, появятся в последнее время на берегах Балтики. По какой-то из них – пользующемуся популярностью внедорожнику – уже подписаны 1-ые документы; в стадии разработки еще две модели. Мощности для их выпуска, как и квалифицированные кадры, в Калининграде есть.
– Мы выполнили в первом полугодии наши планы по производству, – гласит председатель совета директоров «Автотор Холдинга» Валерий Соколов. – Но, к огорчению, не достигнули всего, чего желали. Желали (и могли бы!) собрать не 9 тыс. автомобилей КИА, а 15–20 тыс., но такое количество комплектов не в состоянии были поставить наши коллеги из Кореи.
ПАРТНЕРЫ Старенькые И НОВЫЕ
Первым в Рф мультибрендовым сборочным предприятием калининградский «Автотор» стал 6 годов назад, когда не считая корейских малолитражек и вседорожников приступил к сборке германских БМВ. Для этого в другом конце городка выделили совсем новый цех. Когда же в Калининград пришел «Джи-Эм», для сборки его автомобилей открыли очередной новый корпус. На данный момент оборудуют уже несколько.
– Мы не делаем из этого никаких секретов – в ноябре в Калининграде начнется сборка нескольких моделей китайских автомобилей, – докладывает Валерий Соколов. – Но не нужно мыслить, что мы собираемся поменять партнеров. Все наши прошлые договоры остаются в силе – мы будем продолжать сотрудничество и с БМВ, и с КИА, и с «Джи-Эм». Более того, готовы расширять имеющийся модельный ряд, наращивать объемы. Почему не собирать у нас, скажем, внедорожник БМВ Х5? Мы вышли с таким предложением, и в Мюнхене его на данный момент рассматривают... Мы просто заинтересованы в увеличении числа партнеров.
Авто китайского производства появились на многих рынках, в том числе и у нас, – разъясняет выбор В.Соколов. – Не нужно этого пугаться и предсказывать скорую погибель российского автопрома, да и не замечать тоже нельзя. Пока в Россию «китайцев» везут малыми партиями маленькие, нередко неспециализированные компании, которые берут ценой, но не могут обеспечить ни сервис, ни поставку запчастей. Мы же кропотливо отбирали партнеров, модели и собираемся организовать не только лишь их сборку и продажу через нашу дилерскую сеть, да и сделать полную систему техобслуживания.
О китайском проекте пока понятно не очень много. В Поднебесной было сотворено несколько групп, в каких около года работали руководители «Автотора» различного ранга. В конце концов подписали четыре договора. 1-ый и самый многообещающий исходя из убеждений русского менеджмента – сборка легких грузовичков (грузоподъемностью до 1 тонны) компании «Юэцзин». По воззрению наших рекламщиков, спрос на такие машины составляет приблизительно 30 тыс. штук в год, и «Автотор» с этой моделью (как подразумевается, ценой до 10 тыс. долл.) может попасть в точку. 1-ый грузовичок по планам сойдет с сборочного потока уже в ноябре, а в дальнейшем году калининградцы желают реализовать уже 5 тыс. таких «трудяг».
2-ой проект – сборка пикапов и вседорожников компании «Джонг Синг» (ZH Auto). Здесь, правда, речь пока только об установочной партии в несколько сотен автомобилей – еще не совершенно понятно, каким будет в Рф спрос на те же пикапы. Очень это специфичный автомобиль. Несколько месяцев вспять, кстати, мы были на заводе этой компании в городке Баодин, и ее генеральный директор намекал на некоторые проекты по сборке машин в Рф… И вот, кажется, планы начинают воплощаться в жизнь.
Очередной цех скоро должен начать работу в Калининграде – по сборке китайских байков и скутеров компании «Гуовей». У этого проекта достаточно много врагов: дескать, кто будет брать Новинки Автопрома в стране с прохладной, снежной и дождливой погодой… Но давайте вспомним: лет пятнадцать вспять в Рф продавали 1,5 млн. байков в год, да к тому же очереди на их были! Но за этот период времени климат у нас несильно поменялся.
…За забором автосборочного предприятия вовсю идет стройка – тут будет завод по выпуску китайской домашней техники: холодильников, стиральных машин, микроволновых печей и т.д.
– Если сборку байков еще как-то можно разъяснить, то это и совсем не ваш профиль! Для чего это вам? – поинтересовался я у Валерия Соколова.
– Вот вы и не правы! Самые именитые автоконцерны в мире выпускают под своим брендом Новинки Автопрома, велики и даже бытовую и прочую технику. Не смущяются – и процветают! Разве было плохо, когда ЗИЛ делал наилучшие в стране холодильники? Тем паче что для этих целей строится отдельный завод, и никто не задумывается собирать СВЧ-печи в одном цеху с автомобилями.
Два года вспять в интервью ЗР глава «Автотора» Владимир Щербаков обещал, что когда-нибудь в Рф появятся авто с таковой торговой маркой на капоте. Кажется, так и будет: китайские грузовики хоть и сохранят свою свою эмблему, называться будут «Автотор». Во-1-х, так как их собственное имя для российского уха не очень звучит. А во-2-х, тут будут собирать уже русский автомобиль. Пусть и из зарубежных деталей. Но по закону он – наш.