Математика с географией
Математика с географией
В прошлых номерах (ЗР, 2005, № 7–10) мы поведали о Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Екатеринбурге и Свердловской области, Ростовской области и Приморском крае. Сейчас представляем парки еще 2-ух регионов – Калининградской и Новосибирской областей. 1-ая из их, по уверениям местных краеведов, находится как раз посредине Европы; 2-ая, согласно официальным измерениям, – центр Евразии. Нехитро, что в Новосибирской области смешались и западные, и восточные тенденции. А вот Калининградская область – совершенно уже Европа. Либо все-же практически – с поправкой на русские реалии…
ФОРПОСТ В ЕВРОПЕ
Самые пользующиеся популярностью иномарки в Калининградской области. После распада СССР самая малая из русских областей оказалась оторванной от остальной страны. Со всех боков ее окружают страны – члены НАТО и ЕС: из Калининграда доехать на автомобиле до Варшавы и Берлина куда поближе (и проще!), чем до Москвы. Близость к Европе и оторванность от «материка» сказались на структуре автопарка. На 1 января 2005 года в области с популяцией 995 тыс. человек на учете состояло 222 239 легковых автомобилей. Обеспеченность ими – одна из самых больших в стране: 224 машины на 1000 обитателей (в среднем по РФ – 170). Можно высчитать очередной, необыкновенный показатель – количество автомобилей на квадратный километр площади: в Калининградской области он самый высочайший в стране – 14,7. Для сопоставления – в Новосибирской области, о которой речь впереди, на 1 км2 – всего 2,4 автомобиля…
Итак, имеем автопарк, по количеству сопоставимый с парком маленького евро страны. А по составу? Российские машины в анклаве, естественно, в меньшинстве: всего 18%. При этом весь этот сектор юным не назовешь: 91,3% «россиянок» старше 7 лет. Так как в 90-е годы и сначала сегодняшнего века ввоз в область автомобилей русских марок был очень малозначительным, можно смело представить, что большая их часть еще русского производства.
Но в этом регионе издавна правят бал иномарки. Более того, в протяжении 90-х годов Калининградская область была их главным поставщиком для всей страны, таким «мостиком» в Европу. Много ли россиян знают авто код, скажем, Курганской области? А вот то, что калининградские номера – «тридцать девятые», помнят очень многие, от Смоленска до самой Сибири.
На данный момент импортных машин в области 81,7% – впечатляющая цифра. Впереди только Приморский край и Сахалинская область. Но если в Дальневосточном регионе преобладают старые «праворукие» «японки», то в парке Калининградской области – старые же «немцы»: «фольксвагены», «опели», «ауди», «мерседесы»… Общероссийский фаворит посреди импортных машин – японская «Тойота» в бывшей Восточной Пруссии наслаждается умеренным 15-м местом в общем зачете, пропустив вперед даже нескончаемых соперников – «Мазду», «Ниссан» и «Мицубиси». В рейтинге популярности зарубежных моделей у «немцев» тоже абсолютный перевес; «японки» возникают только на 14-м месте («Мазда 626») и 23-м (« Мицубиси Галант»). Не очень жалуют тут наших восточных соседей... Ну и «кореянок», что в последние годы лидируют в Рф по продажам, тут тоже не очень привечают – «Хёндэ» и КИА занимают 25-е и 26-е место (при том, что авто КИА собирают конкретно в Калининграде), а у «Дэу» и совсем 48-е место!
Все это разъясняется до боли просто. Калининградская область хоть и находится географически в Европе, но ее обитатели по уровню доходов отстают даже от многих русских регионов – поэтому и наслаждаются очень старыми авто из Германии, Литвы и Польши. Благо, если они предусмотрены только для «внутреннего употребления», таможенные пошлины платить не нужно. Как итог, 96,2% импортных машин в области – старше 7 лет. Приобретают, что подешевле…
Что касается новых автомобилей, за прошедший год их тут прибавилось – 934. Умопомрачительно, но лидирует АВТОВАЗ, который продал за год 337 машин. Видимо, автогигант сумел-таки сделать работу, потянулись к его дилерам калининградцы… Новые УАЗы в количестве 59 штук и «волги» (58) заполучили, не по другому, местные органы власти. Посреди «иностранцев» лидируют «Тойота» (168 машин) и «Хёндэ» (88). Дальше в перечне «Шкода» (53), КИА (42), БМВ (31) и «Фольксваген» (30)… А вот число поклонников новых автомобилей марки ИЖ и «Порше» в Калининградской области сравнялось. В 2004-м в местном парке появилось три новых «оды» и столько же – «порше»…
Посреди Материка
Самые пользующиеся популярностью иномарки в Новосибирской области. Новосибирская область хоть и размещена далековато от Европы, но по темпам роста парка опережает Калининградскую. Пусть машин тут меньше на 1000 человек населения (158), но парк развивается резвее – и в количественном, и в высококачественном смысле.
На 1 января 2005 года на учете состояло 433 796 легковых автомобилей. Не так много, принимая во внимание размеры области (меж иным, практически в 12 раз больше Калининградской) и ее население – 2 млн. 750 тыс. человек. Но если парк самой западной области Рф сформировался под «немецким» воздействием, то в Новосибирской умиротворенно сосуществуют самые различные течения. Тут обожают русские авто – в парке их две третьих (66%), уважают и иномарки, как новые, так и старые. Видимо, по реке Обь (которая протекает через область) проходит и раздел меж зонами воздействия огромнейших глобальных автопроизводителей. Западнее – тяготеют к германским маркам, восточнее – королевство «праворуких» «японок». А в Новосибирске есть и те, и другие. Хотя японские пока лидируют – за счет «секонд-хэнда», естественно. Самые массовые в Сибири, конечно, «лады» (39%), но уже на втором месте крепко основалась «Тойота» (14,1%). Позже идут «москвичи» различных лет (11,4%), «волги» (8,7%), «запорожцы», которых еще не успели сдать в утиль (7,4%), «уазики» (5,1%)… Далее «нашемарок» начинают поджимать снизу иноземцы. За год в Новосибирске продано 309 новых «тойот», 308 «фордов», 128 «мицубиси»… Пополнился и парк популярных автомобилей – на 42 БМВ, 38 «лексусов», 34 «мерседеса», 21 «ауди», 7 «рейндж-роверов», 3 «порше»… А всего автопарк области вырос на 9 845 новых автомобилей – хорошая надбавка!
Посреди импортных машин в Сибири более популярны «праворукие», при этом 9 из 10 моделей-лидеров – самые различные «тойоты».