Горючее в Росиии Стоимость и качество
Нет более нескончаемых и «горючих» тем, чем стоимость и качество горючего. Похоже, ответ на 1-ый вопрос получен – сейчас формирование внутренних цен на горючее будет строго прописано  и предсказуемо. Когда же и как будет удовлетворена  потребность в горючем класса Евро-4 и Евро-5, пока непонятно.

Ира Полякова, кандидат экономических наукИра Полякова, кандидат экономических наук Главным  индикатором  цены корзины нефтепродуктов  является  мировая  стоимость на  нефть:  при  ее  росте  соответственно вырастает внутренняя стоимость и дорожают все нефтепродукты. Когда глобальная стоимость падает, по логике, понижается и оптовая стоимость, по которой нефтеперерабатывающие фабрики (НПЗ) приобретают ее для переработки, как следует, должны дешеветь и бензин, и дизельное горючее. Так в мире и происходит: когда стоимость на нефть в 2008 г. за полгода обрушилась со $140  до  $40,  нефтепродукты  подешевели на  60–80%.
В  России  ничего  подобного не вышло: понижение цен на розничном рынке можно именовать быстрее данью публичному воззрению, и носило оно нрав статистической погрешности. А скоро и погрешность пропала – с мая на автозаправках наблюдается размеренный рост цен, хотя мировые цены на нефть за летний период фактически не росли. Классические разъяснения ФАС уже никого не устраивают: сколько можно говорить  о недобросовестной  конкуренции, сговорах, разработке недостатка и т. д. В ведомство государя Артемьева  от  нефтяных  компаний  приходят кипы документов, дела передаются  в трибунал и… начинается новый виток роста цен. Весной цены на горючее вырастают в период посевной кампании, осенью – в  уборочную,  а  в  остальные  времена года просто вырастают.
Видимо, терпение у антимонопольщиков лопнуло, и они решили повлиять на нефтяников арифметикой, предложив формулу, по которой  нужно  рассчитать  цену  на нефть на российском НПЗ. Смотрится она последующим образом: глобальная стоимость минус экПодвесканая пошлина минус затраты  на  транПодвескаировку.  В  этой так  называемой  формуле  оборотного счета все элементы просто проверяются: мировые котировки известны, размер экПодвесканых пошлин тоже, также как и тарифы за доставку. Ими могут быть тарифы по прокачке в системе Транснефти, жд тарифы либо морские фрахтовые ставки. В итоге всех вычитаний выходит оптовая стоимость для НПЗ, реально привязанная к мировой стоимости на нефть. Отталкиваясь от этой цены, формируются цены на нефтепродукты. Возражения профессионалов на предложения ФАС сводятся к последующим: такая  схема  расчета  не  учитывает спроса и предложения на рынке горючего, также структуру переработки нефти на разных заводах. В связи с этим появляется встречный вопрос: а разве на данный момент стоимость на нефтепродукты определяется как сбалансированная меж спросом и предложением? Тогда почему по главным нефтепродуктам она всегда вырастает?
Упования на то, что стоимость будет устанавливаться в процессе биржевых торгов, вряд  ли  оправдаются:  объемы  сделок  по  нефтепродуктам  на  бирже  в Санкт-Петербурге малозначительны, и в их увеличении никто особо не заинтересован. А  что  касается  структуры переработки, то кто же повинет в том, что на русских НПЗ из 1 т нефти вырабатывают 200 л бензина, а на европейских – более 400 л. Более высочайшие цены на бензин в данном случае – это, на самом деле, плата за техно отсталость.С  введением  в  действие  второго антимонопольного  пакета  поправок в федеральные  законы  у ФАС  возникает возможность держать под контролем ценообразование  нефтепродуктов  и применять  соответствующие  санкции в случае нарушений, а у перевозчиков – проверить с калькулятором в руках цена 1 литра горючего на заправке и выяснить – кого оштрафовали, уволили либо посадили, если стоимость оказалась не таковой.
Страничка 1 из 5 Последующая страничка >>