Полтора миллиона!
Полтора миллиона!
А У НАС ФИЕСТА
В прошлом году объем продаж легковых автомобилей в европейских странах (включая новых членов ЕС) снизился по сопоставлению с 2004 годом на 0,7% и составил 15 223 тыщи. При всем этом самым провальным месяцем оказался декабрь – понижение на 3,9%. Все же в целом очень хорошо шли дела у японцев (кроме «Мазды» и «Ниссана») и корейцев, также янки и германцев. Не очень успешно закончился год для французов (у PSA падение 2,5%, у «Рено» – 4,7%), не повеселил собственных акционеров итальянский ФИАТ (-10,2%) и совершенно сплоховал английский «MG Ровер» (-58,3%).
На этом фоне более чем впечатляющими смотрятся итоговые данные по Рф, где в 2005 году продано 1 450 тыщ новых легковых автомобилей – на 11% больше, чем в 2004 году (1 294 тыщи). Практически половина – 49,7% проданных машин пришлась на марку «Лада». Конкретно АВТОВАЗ в 2005-м воплотил 648 тыщ. Не считая того, предприятия группы СОК («РосЛада» и «ИжАвто») через свою дилерскую сеть продали около 58 тыщ «четверок», «шестерок», «семерок» и «девяток». В конечном итоге на внутреннем рынке в прошедшем году было реализовано 706 тыщ автомобилей «Лада», что на 1,3% больше, чем в 2004-м.
Объемы продаж других русских марок значительно снизились. Суммарный объем продаж автомобилей ИЖ, «Ока», «Волга» и УАЗ чуть превысил 100 тыщ – это приблизительно на 42% меньше, чем в 2004-м. Их толика рынка сократилась за год с 13,9 до 7% – в два раза. В 2005 году закончил создание собственных моделей «ИжАвто». С лета 2006-го завершается выпуск «Оки» в Набережных Челнах, еще через несколько лет может уйти и «Волга». Из обычных русских легковых марок останутся, видимо, только «Лада» да сменивший имя на зарубежное UAZ.
В то же время новых импортных машин в прошедшем году в Рф продано более 610 тыщ штук, при том, что любая 4-ая произведена у нас в стране. 10-ка наисильнейших на русском рынке не поменялась, если не считать маленький перемены мест. Лидирует южно-корейская «Хёндэ» (87,5 тыс.) с ростом объемов продаж более 70%. Кстати, могло быть еще более, если б не подвели поставщики машинокомплектов: осенью, как мы не раз докладывали, поставки «акцентов» и «сонат» из Кореи на Таганрогский автозавод шли с большенными задержками.
2-ое место благодаря СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» и успеху корейских моделей, продаваемых сейчас под американской маркой, занял бренд «Шевроле» (66,5 тыс. шт.). Отметим, но, что некое падение энтузиазма к «Шевроле-Ниве» потребовало корректировать планы ее выпуска в сторону понижения. СП в Тольятти выпустило в 2005 году 51,8 тыс. автомобилей (против 57,7 тыс. в 2004-м), а продало и совсем 46,2 тыс. штук.
Третью позицию занимает «Тойота» – 60,6 тыщи (если считать совместно с «Лексусом» – 66 тыс.). Дальше «Форд» (60,6 тыс. шт.), «Мицубиси» (55,1 тыс. шт.), «УзДэу» (48,6 тыс. шт.), «Ниссан» (46,5 тыс. шт.), «Рено» (29,2 тыс. шт.), КИА (24,7 тыс. шт.) и «Мазда» (21,1 тыс. шт.). Кстати, вся эта «великолепная десятка» продала у нас более 500 тыщ автомобилей, заняв 80% рынка импортных машин в Рф. Другие 20% поделили меж собой еще три с излишним 10-ка «игроков» на этом рынке.
В целом рост сектора новых зарубежных автомобилей по итогам 2005 года составил практически 50% рынка. Толика же новых импортных машин в общем объеме продаваемых в стране новых легковушек выросла с 31,7 в 2004 году до 43% в 2005-м. По прогнозам аналитиков, в 2006-м она превзойдет 50%, а это означает, что каждый 2-ой проданный в Рф новый автомобиль может стать иномаркой.
В ПОГОНЕ ЗА Фаворитом
Фактически не поменялась с прошедшего года и 10-ка моделей-лидеров посреди импортных машин – ни 1-го нового имени. Правда, некие действующие лица поменялись местами. Так, с 5-ого места на 2-ое перебежал « Мицубиси Лансер», а « Форд Фокус», « Дэу Нексия» и « Хёндэ Акцент» переместились на ступень ниже. В любом случае в перечне по четыре модели японских и корейских компаний, по две – американских, и ровно половина из их собирается в Рф либо странах СНГ (в нашем случае – в Узбекистане). Зато много новичков во 2-ой и третьей 10-ке, которые могут в сегодняшнем году потеснить либо хотя бы очень побеспокоить фаворитов. Это сначала две модели «Мазды» (реализации «Мазды-3», к примеру, занимающей сейчас 12-е место, за год выросли в 3,3 раза), две модели «Шевроле» – «Авео» и «Лацетти» (18-е и 22-е место, рост продаж – в 8–10 раз) и только-только показавшийся на рынке « Рено Логан». Словом, в этом году борьба за лидерство предстоит серьезная.
Мы преднамеренно проявили на различных диаграммах фаворитов продаж посреди российских моделей и посреди импортных машин. Причина одна: русские производители, по-прежнему, указывают только количество выпущенных заводами автомобилей (с разбивкой по моделям), а дилеры зарубежных компаний к тому же число проданных машин. Прямое сопоставление в данном случае неправильно.
Задачка СО МНОГИМИ Неведомыми
Специалисты оценивают русский авто рынок как один из самых быстроразвивающихся сейчас. В 2005 году, по данным аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, россияне издержали на покупку автомобилей 18,3 миллиардов. евро (на 22% больше, чем в 2004-м). Рост продаж сначала связывают с развитием потребительского кредитования. По неким оценкам, за 2005 год банки выдали в стране автокредиты более чем на 4–4,5 миллиардов. евро. Все же рынок еще далек от насыщения. По статистике, на тыщу россиян приходится приблизительно 160 автомобилей. В европейских странах этот показатель в 2–3 раза больше.
Прогнозы на новый год у различных профессионалов, естественно, различаются, но кое в чем все сходятся. Так, более чем возможно, что в 2006 году сравняется число проданных новых зарубежных и новых российских автомобилей, при этом первых прирастет практически на 50% (до 840–850 тыс. штук), а вторых еще более сократится. Уменьшится и толика старых импортных машин, при этом резко – с 400 до 300 тыс. Сначала за счет того, что будет больше предложений в секторе дешевых импортных машин русской сборки, а во вторую – благодаря росту собственного вторичного рынка.
Русское создание зарубежных автомобилей вырастет практически вдвое (со 110 тыс. в 2005-м до 205–210 тыс. в 2006-м). Как минимум, три бренда – «Хёндэ», «Шевроле» и «Форд» – смогут, видимо, преодолеть планку в 100 тыс. проданных за год автомобилей. Более острая борьба за кошельки покупателей, как и до этого, будет в секторе от 10 до 20 тыс. долл. (к нему относятся две третьих проданных импортных машин), потому здесь появятся новые брутальные игроки, что может вызвать конфигурации в рейтинге зарубежных производителей. Пока в роли «темной лошадки» остаются и китайцы. В 2005 году все совместно они продали в Рф 5– 6 тыс. автомобилей. В 2006-м, по прогнозу аналитиков PriceWaterhouseCoopers, авто Мейд in China купят 12–15 тыщ. Так что скучновато не будет.