Кто у сборочного потока владелец?
Кто у сборочного потока владелец?
Мы в русле глобальных тенденций: посреди огромнейших русских компаний (по объему выручки в 2005-м) все ведущие автоконцерны – в первых рядах. Вроде бы они ни сетовали на тяжелое вещественное положение… Вот АВТОВАЗ занимал почетнейшее 19-е место, «Группа ГАЗ» – 30-е, «Группа СОК» – 45-е, КамАЗ – 49-е место, а компания «Северсталь-Авто», которая обороты начала набирать совершенно не так давно, уже оказалась на 111-м месте посреди всех русских компаний. Не считая того, в первой «золотой» сотке – еще 6 компаний, занимающихся продажей автомобилей. Внушительно!
Кстати, последние как раз и не скрывают ни имен собственных реальных акционеров, ни размеров принадлежащих им толикой принадлежности (но об этом – в одном из будущих номеров). А вот настоящих хозяев наших автозаводов выявить тотчас очень трудно…
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «АВТОВАЗ»
АВТОВАЗ ЗАДАЕТ ТОН
Самый главный в Рф завод закончил единолично принадлежать государству и акционировался больше 10 годов назад (как и все другие предприятия отрасли). Сейчас контрольный пакет (64,43% голосующих акций) АВТОВАЗа принадлежит ЗАО ЦО АФК («Центральное отделение авто денежной корпорации») и ОАО AVVA (прошлый «Автомобильный всероссийский альянс»). При этом две эти структуры перекрестно обладают контрольными пакетами акций друг дружку. Перекрестная схема владения пакетами акций была использована еще в 90-е годы с легкой руки небезызвестного предпринимателя Березовского; она сохранилась и до настоящего времени. Еще (и только!) 10,15% принадлежит госструктурам в лице «Внешэкономбанка» и ФАУФИ (Агентство по управлению федеральным имуществом).
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «ГАЗ»
С декабря 2005 года предприятием управляет группа менеджеров государственно-коммерческой компании «РособоронэкПодвеска», но формально конфигураций в структуре акционеров не вышло. Одним из последствий настолько необычной ситуации (структура акционеров непрозрачна; при всем этом предприятием правят Различное, назначенные государством) стало недавнешнее понижение рейтинга АВТОВАЗа наикрупнейшим мировым агентством Standart&Poor,s (компания заняла только 67-е место посреди 70 огромнейших русских компаний по аспекту транспарентности, другими словами прозрачности бизнеса). В конце 2006-го ряд ведущих биржевых профессионалов сделали вывод, что «отсутствие понятной стратегии, недочет прозрачности, также слабенькие денежные и операционные характеристики АВТОВАЗа свидетельствуют о том, что у ценных бумаг этого акционерного общества фактически нет шансов стать симпатичным вкладывательным объектом, по последней мере в среднесрочной перспективе». Стоит удивляться, что зарубежные инвесторы не рвутся на наикрупнейший русский автозавод.
СТРУКТУРА
Принадлежности ГРУППЫ
«СЕВЕРСТАЛЬ-АВТО»
С ПРИЦЕЛОМ НА МИРОВЫЕ РЫНКИ
Обратная ситуация сложилась на Горьковском автозаводе. Его обладатели хотят интенсивно осваивать международные рынки и заинтересованы в прозрачности собственного бизнеса. Контрольный пакет ГАЗа принадлежит машиностроительному холдингу «Русские машины» – около 63% уставного капитала (впрямую РМ обладает 30,23% акций). В свою очередь учредителем и главным акционером РМ является компания «Базовый элемент»; ею управляет узнаваемый бизнесмен Олег Дерипаска.
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «УАЗ»
С 2005 года на базе ГАЗа началась консолидация принадлежащих ему авто активов. В состав «Группы ГАЗ» сейчас входят ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские фабрики топливной и дизельной аппаратуры, также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Холдинговая компания Барнаултрансмаш», их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие организации. Окончание консолидации намечено на 2007 год. По окончании конвертации толика основного акционера (компании «Русские машины») очень не поменяется.
Приблизительно такая же ситуация (практически прозрачная!) и в компании «Северсталь-Авто», которой принадлежит 99,66% акций ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, Набережные Челны) и 66,07% УАЗа. Наикрупнейшим акционером «Северсталь-Авто», в свою очередь, является холдинг Newdeal Investments Ltd., принадлежащий главе «Северстали» Алексею Мордашову.
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «ИЖ-АВТО»
Задачка С НЕСКОЛЬКИМИ Неведомыми
Есть в Рф несколько авто заводов, с которыми, с одной стороны, как бы все ясно, а с другой – появляется огромное количество вопросов. К примеру, калининградский «Автотор» был учрежден 12 годов назад интернациональным фондом «Интерприватизация», которым управлял прошлый 1-ый вице-премьер правительства СССР Владимир Щербаков. Сейчас главным обладателем считается ООО «Автокапитал», акционеры которого – некоторые «физические и юридические лица, как русские, так и иностранные». Как досадно бы это не звучало, более ничего про структуру принадлежности непонятно.
СТРУКТУРА
Принадлежности
ЗАО «РОСЛАДА»
Таганрогским автозаводом, где собирают несколько моделей «Хёндай», обладают в равных толиках целых 5 зарубежных компаний – три из Лихтенштейна, одна германская и еще одна – зарегистрированная на английской местности в Индийском океане. Но специалисты считают, что за всеми этими фирмами стоит основной акционер финансово-промышленной группы «Донинвест» (которая в свое время и выстроила ТагАЗ) Миша Парамонов.
СТРУКТУРА
Принадлежности
АО «ТАГАЗ»
Но самой закрытой посреди огромнейших русских автокомпаний считается «Группа СОК». Она держит под контролем два автосборочных завода – «РосЛада» и «Иж-Авто». Как досадно бы это не звучало, нет четких официальных данных по их доле владения в предприятиях, как нет достоверных данных о структуре принадлежности самой «Группы СОК». Единственное, что понятно – определяет политику группы (и, видимо, обладает значимым пакетом акций) самарский предприниматель Юрий Кочмазов.
Владелец НА ВСЕ 100
Проще всего решается неувязка определения обладателя, когда идет речь о новых, строящихся (либо уже действующих) автосборочных заводах в Рф. Завод «Джи-Эм–АВТОВАЗ» в Тольятти в равных толиках принадлежит «материнским» компаниям «Дженерал моторс» и АВТОВАЗ (по 41,61%) и Европейскому банку реконструкции и развития (16,78%). На 100% принадлежит «Форду» русский завод во Всеволожске. То же самое относится к будущим компаниям «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген»… Столичный завод «Автофрамос» создавался как СП компании «Рено» и столичного правительства, но французы поэтапно выкупили российскую долю, став полновластными хозяевами предприятия. И никаких вопросов!
Кстати, в эту компанию внезапно попал и чисто русский СеАЗ. До весны 2005 года 100% акций Серпуховского завода принадлежало АВТОВАЗу (откуда поступали движки и некие другие комплектующие). Но в прошедшем году ОАО «СеАЗ» был продан самарской промышленной группе «Автоком» – на все 100%. Вот здесь кончается Запад и начинается Наша родина: структура компании-владельца нам неведома.
* * *
Русский бизнес на перепутье: компании, которые хотят выйти на международные рынки, пробуют привести к принятым там нормам и свою структуру принадлежности, сделать ее более понятной и прозрачной. Но пока этот процесс, похоже, находится в самой ранешней, «темной» стадии…
P.S. Все диаграммы по структуре принадлежности компаний составлены на базе данных отчетов ФКЦБ и Росстата (на середину 2006 года). Данные по толикам акционеров, выставленные в тексте и на диаграммах, относятся к голосующим акциям.
Большая часть русских компаний пока не спешат открывать структуру принадлежности, имена собственных основных акционеров, денежные итоги и размеры вознаграждений топ-менеджерам, также планы на будущее так, как это принято в интернациональной практике.
Мы в русле глобальных тенденций: посреди огромнейших русских компаний (по объему выручки в 2005-м) все ведущие автоконцерны – в первых рядах. Вроде бы они ни сетовали на тяжелое вещественное положение… Вот АВТОВАЗ занимал почетнейшее 19-е место, «Группа ГАЗ» – 30-е, «Группа СОК» – 45-е, КамАЗ – 49-е место, а компания «Северсталь-Авто», которая обороты начала набирать совершенно не так давно, уже оказалась на 111-м месте посреди всех русских компаний. Не считая того, в первой «золотой» сотке – еще 6 компаний, занимающихся продажей автомобилей. Внушительно!
Кстати, последние как раз и не скрывают ни имен собственных реальных акционеров, ни размеров принадлежащих им толикой принадлежности (но об этом – в одном из будущих номеров). А вот настоящих хозяев наших автозаводов выявить тотчас очень трудно…
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «АВТОВАЗ»
АВТОВАЗ ЗАДАЕТ ТОН
Самый главный в Рф завод закончил единолично принадлежать государству и акционировался больше 10 годов назад (как и все другие предприятия отрасли). Сейчас контрольный пакет (64,43% голосующих акций) АВТОВАЗа принадлежит ЗАО ЦО АФК («Центральное отделение авто денежной корпорации») и ОАО AVVA (прошлый «Автомобильный всероссийский альянс»). При этом две эти структуры перекрестно обладают контрольными пакетами акций друг дружку. Перекрестная схема владения пакетами акций была использована еще в 90-е годы с легкой руки небезызвестного предпринимателя Березовского; она сохранилась и до настоящего времени. Еще (и только!) 10,15% принадлежит госструктурам в лице «Внешэкономбанка» и ФАУФИ (Агентство по управлению федеральным имуществом).
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «ГАЗ»
С декабря 2005 года предприятием управляет группа менеджеров государственно-коммерческой компании «РособоронэкПодвеска», но формально конфигураций в структуре акционеров не вышло. Одним из последствий настолько необычной ситуации (структура акционеров непрозрачна; при всем этом предприятием правят Различное, назначенные государством) стало недавнешнее понижение рейтинга АВТОВАЗа наикрупнейшим мировым агентством Standart&Poor,s (компания заняла только 67-е место посреди 70 огромнейших русских компаний по аспекту транспарентности, другими словами прозрачности бизнеса). В конце 2006-го ряд ведущих биржевых профессионалов сделали вывод, что «отсутствие понятной стратегии, недочет прозрачности, также слабенькие денежные и операционные характеристики АВТОВАЗа свидетельствуют о том, что у ценных бумаг этого акционерного общества фактически нет шансов стать симпатичным вкладывательным объектом, по последней мере в среднесрочной перспективе». Стоит удивляться, что зарубежные инвесторы не рвутся на наикрупнейший русский автозавод.
СТРУКТУРА
Принадлежности ГРУППЫ
«СЕВЕРСТАЛЬ-АВТО»
С ПРИЦЕЛОМ НА МИРОВЫЕ РЫНКИ
Обратная ситуация сложилась на Горьковском автозаводе. Его обладатели хотят интенсивно осваивать международные рынки и заинтересованы в прозрачности собственного бизнеса. Контрольный пакет ГАЗа принадлежит машиностроительному холдингу «Русские машины» – около 63% уставного капитала (впрямую РМ обладает 30,23% акций). В свою очередь учредителем и главным акционером РМ является компания «Базовый элемент»; ею управляет узнаваемый бизнесмен Олег Дерипаска.
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «УАЗ»
С 2005 года на базе ГАЗа началась консолидация принадлежащих ему авто активов. В состав «Группы ГАЗ» сейчас входят ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские фабрики топливной и дизельной аппаратуры, также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Холдинговая компания Барнаултрансмаш», их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие организации. Окончание консолидации намечено на 2007 год. По окончании конвертации толика основного акционера (компании «Русские машины») очень не поменяется.
Приблизительно такая же ситуация (практически прозрачная!) и в компании «Северсталь-Авто», которой принадлежит 99,66% акций ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, Набережные Челны) и 66,07% УАЗа. Наикрупнейшим акционером «Северсталь-Авто», в свою очередь, является холдинг Newdeal Investments Ltd., принадлежащий главе «Северстали» Алексею Мордашову.
СТРУКТУРА
Принадлежности
ОАО «ИЖ-АВТО»
Задачка С НЕСКОЛЬКИМИ Неведомыми
Есть в Рф несколько авто заводов, с которыми, с одной стороны, как бы все ясно, а с другой – появляется огромное количество вопросов. К примеру, калининградский «Автотор» был учрежден 12 годов назад интернациональным фондом «Интерприватизация», которым управлял прошлый 1-ый вице-премьер правительства СССР Владимир Щербаков. Сейчас главным обладателем считается ООО «Автокапитал», акционеры которого – некоторые «физические и юридические лица, как русские, так и иностранные». Как досадно бы это не звучало, более ничего про структуру принадлежности непонятно.
СТРУКТУРА
Принадлежности
ЗАО «РОСЛАДА»
Таганрогским автозаводом, где собирают несколько моделей «Хёндай», обладают в равных толиках целых 5 зарубежных компаний – три из Лихтенштейна, одна германская и еще одна – зарегистрированная на английской местности в Индийском океане. Но специалисты считают, что за всеми этими фирмами стоит основной акционер финансово-промышленной группы «Донинвест» (которая в свое время и выстроила ТагАЗ) Миша Парамонов.
СТРУКТУРА
Принадлежности
АО «ТАГАЗ»
Но самой закрытой посреди огромнейших русских автокомпаний считается «Группа СОК». Она держит под контролем два автосборочных завода – «РосЛада» и «Иж-Авто». Как досадно бы это не звучало, нет четких официальных данных по их доле владения в предприятиях, как нет достоверных данных о структуре принадлежности самой «Группы СОК». Единственное, что понятно – определяет политику группы (и, видимо, обладает значимым пакетом акций) самарский предприниматель Юрий Кочмазов.
Владелец НА ВСЕ 100
Проще всего решается неувязка определения обладателя, когда идет речь о новых, строящихся (либо уже действующих) автосборочных заводах в Рф. Завод «Джи-Эм–АВТОВАЗ» в Тольятти в равных толиках принадлежит «материнским» компаниям «Дженерал моторс» и АВТОВАЗ (по 41,61%) и Европейскому банку реконструкции и развития (16,78%). На 100% принадлежит «Форду» русский завод во Всеволожске. То же самое относится к будущим компаниям «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген»… Столичный завод «Автофрамос» создавался как СП компании «Рено» и столичного правительства, но французы поэтапно выкупили российскую долю, став полновластными хозяевами предприятия. И никаких вопросов!
Кстати, в эту компанию внезапно попал и чисто русский СеАЗ. До весны 2005 года 100% акций Серпуховского завода принадлежало АВТОВАЗу (откуда поступали движки и некие другие комплектующие). Но в прошедшем году ОАО «СеАЗ» был продан самарской промышленной группе «Автоком» – на все 100%. Вот здесь кончается Запад и начинается Наша родина: структура компании-владельца нам неведома.
* * *
Русский бизнес на перепутье: компании, которые хотят выйти на международные рынки, пробуют привести к принятым там нормам и свою структуру принадлежности, сделать ее более понятной и прозрачной. Но пока этот процесс, похоже, находится в самой ранешней, «темной» стадии…
P.S. Все диаграммы по структуре принадлежности компаний составлены на базе данных отчетов ФКЦБ и Росстата (на середину 2006 года). Данные по толикам акционеров, выставленные в тексте и на диаграммах, относятся к голосующим акциям.
Большая часть русских компаний пока не спешат открывать структуру принадлежности, имена собственных основных акционеров, денежные итоги и размеры вознаграждений топ-менеджерам, также планы на будущее так, как это принято в интернациональной практике.