Ударные стройки капитализма
Ударные стройки капитализма
БАЛТИЙСКИЙ ФОРПОСТ
В конце 2006-го в прессе одно за другим проходили сообщения, что самый западный русский автосборочный завод – калининградский «Автотор» – находится на грани закрытия. Потому сперва мы направились туда.
Тут, на новейшей площадке «Автотора», уже в этом году начнется полномасштабное создание моделей «Шевроле». «Автотор» вопреки слухам живой и смог за год прирастить выпуск втрое! При этом не только лишь благодаря уже прижившимся маркам (КИА, БМВ, «Хаммер», «Кадиллак», внедорожники «Шевроле»; кстати, в денек нашего посещения тут собрали 1-ый «Кадиллак-Эскелейд»); спасибо необходимо сказать «народным» автомобилям. По 12 часов в денек работали сборочные цеха линейки «Шевроле-DAT» («Лацетти», «Авео», «Реццо»), столько же – создание китайских автомобилей «Чери». Не так давно «китайцы» заняли новейшую местность на окраине Калининграда. В одном цехе собирают «амулеты», «тигго», новый автомобиль под предполагаемым именованием «Фора» (в Китае его индекс А5 – см. отчет о Пекинском автомобильном салоне); другой предназначен для испытаний и конечной доводки.
Но это далековато не все! Полным ходом строят еще два новых цеха, реконструируют старенькый корпус, где ранее собирали внедорожник «КИА-Подвескаидж», монтируют окрасочный комплекс. Уже летом тут начнут общее создание (со сваркой, расцветкой, сборкой) 2-ух, а может, и 4 моделей. Наименования 2-ух уже известны: это американо-корейская « Chevrolet Лацетти» и китайский внедорожник «Чери-Тигго». В 1-ый год работы планируется выпустить 20–30 тыщ штук каждой модели.
На сборке автомобилей «Чери» в Калининграде работают несколько инженеров и наладчиков из Китая. Суммарно в 2007 году «Автотор» выпустит около 120 тыщ автомобилей: рост еще втрое! И параллельно, видимо, начнется строительство еще 1-го «китайского» завода, сейчас уже на паритетных началах с компанией «Чери». Она серьезно хочет развернуть в Калининграде настоящее создание 100–120 тыс. автомобилей в год. Земля уже выделена, ведутся проектные работы.
ОКНО В ЕВРОПУ. И В АМЕРИКУ. И В ЯПОНИЮ…
Так в декабре смотрелась стройка «Тойоты» в Санкт-Петербурге; в корпуса (на втором плане), где идут монтажные работы, прессу не пускают Санкт-Петербург коллеги-журналисты поторопились переименовать из Северной Пальмиры в Северный Детройт. Не считая завода «Форд» в Ленинградской области, который уже 4-ый год выпускает пользующиеся популярностью «фокусы» (а очередь на их все не миниатюризируется), в самом городке на Неве прошлой осенью шли строй работы сходу на нескольких площадках. Еще бы – на 2007–2008 годы запланирован запуск 3-х сборочных заводов! Уже в этом году с сборочного потока «Тойоты» в промзоне Шушары сойдет 1-ая партия седанов «Кэмри». Корпуса готовы к монтажу оборудования, завершаются инженерные работы. Практически через дорогу еще годом позднее должен вырасти свой завод компании «Дженерал моторс». Здесь пока завершается шаг проектировочных работ; активное строительство начнется этой весной.
А в другом конце городка, в промышленной зоне Каменка, осенью уже начались земельные работы на площадке, где через 18 месяцев откроют завод «Ниссан».
Оказывается, это еще не все! По неким сведениям, японский концерн «Мицубиси» тоже отыскивает в этих краях площадку для собственного завода! Так что Питер – и правда практически Детройт. Без всяких шуток.
ГРУППА «ЦЕНТР»
Сейчас и БМВ-Х3 – русской сборки. Качество – не ужаснее «родного». На теоретическом уровне все мировые производители желали бы жить и работать ближе к главным рынкам сбыта, а самые богатые покупатели в Рф, как понятно, сосредоточены в столице и округах. Но тут самые дорогие земля, рабочая сила, логистика… В итоге из огромного количества проектов в самой столице закрепился только один – сборочный завод «Автофрамос» французской компании «Рено». Сначало он создавался как СП с столичным правительством, при этом вкладом городка стала земля, некие корпуса бывшего завода «Москвич» и ряд местных льгот.
Другие претенденты решили основаться за пределами не только лишь МКАД, да и Столичной области. Основная новость ушедшего года – начало строительства завода «Фольксваген» под Калугой. Всю осень в поле близ села Грабцево шли масштабные земельные работы, наряду с этим разрабатывался проект грядущего завода и города, где будут жить работники автозавода VW и других компаний по выпуску девайсов.
БРОСОК НА ЮГ
Автомобили «Чери-А5» готовы к отправке русским дилерам. Тут, в горячем Таганроге, вот уже девятый год работает наикрупнейший автосборочный завод – ТагАЗ. Правда, забугорный партнер – корейская компания «Хёндай» – раз в год срывает поставки машинокомплектов, из-за чего тут никак не могут достигнуть намеченных 100 тыщ автомобилей в год. В 2007-м в Таганроге обещают освоить еще одну модель. Может, тогда получится преодолеть священную черту?
Есть на юге Рф очередной завод – в Черкесске. Тут в течение 2005–2006 гг. маленькими партиями пробовали собирать самые различные китайские внедорожники. К огорчению, о перспективах этого производства ничего не понятно. Зато стала ясна политика Минпромэнерго (нигде, правда, официально не объявленная) – вкладывательные соглашения китайских компаний с маленькими русскими заводами это министерство, мягко говоря, не приветствует. Из-за этого закрыт проект по сборке вседорожников «Чери» в Новосибирске, пикапов «Адмирал» в Бийске; может быть, та же судьба ожидает и северокавказский проект.
ВНИЗ ПО ВОЛГЕ
Поволжье в нашей стране – исторический центр автопромышленности: тут работали четыре из 5 авто «легковых» заводов. Как досадно бы это не звучало, сейчас они уже не в состоянии удовлетворить возрастающий спрос, потому интенсивно создаются новые сборочные производства.
На Горьковском заводе уже монтируют оборудование из Детройта – в 2008 году начнут собирать « Крайслер Себринг». Вобщем, у нас он будет называться по другому, но имя пока держат в строжайшей тайне. А примыкающий цех отведен под легкие коммерческие грузовики «Максус».
1.Калининград (БМВ, КИА, «Шевроле», «Хаммер», «Кадиллак», «Чери»);
2.Всеволожск («Форд»); 3.Санкт-Петербург («Тойота», «Ниссан», «Джи-Эм»); 4.Москва («Рено»); 5.Калуга(«Фольксваген»); 6.Таганрог («Хёндай»); 7.Нижний Новгород («Крайслер»); 8.Ижевск (КИА) В Ижевске еще в 2005-м отказались от производства своей модели и сделали ставку на лицензионную сборку КИА. В этом году «Иж-Авто» должен выйти на плановый объем выпуска сборки «Спектры»; параллельно идет наладка полосы, где будут собирать «Рио». В планах – пуск корейского внедорожника.
Компания «Северсталь-Авто» в 2004–2005 гг. подписала соглашения о производстве машин в Рф с 2-мя забугорными фирмами – корейской «Саньён» и итальянской ФИАТ. Основной площадкой избрали прошлый Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) КамАЗа. С конца 2005 года тут собирают внедорожники «Рекстон»; в ноябре 2006-го добавилась модель «Кайрон». Вобщем, основную ставку «Северсталь» делает на сотрудничество с ФИАТом. С конца 2006 года на ЗМА выпускают автомобиль «Албеа», сделанный специально для развивающихся государств; уже прошли ходовые тесты первой пробной партии автомобилей (подробнее об этом проекте мы поведаем в последующем номере). В 2007-м модельный ряд ФИАТов русской сборки будет дополнен еще 2-мя автомобилями – седаном «Линеа» и фургоном «Добло».
Свой завод «Дженерал моторс» в Санкт-Петербурге еще не построен, но на оплаченных площадях завода «Арсенал» идет крупноузловая сборка внедорожника «Шевроле-Каптива». Еще одним совместным проектом «Северсталь-Авто» и ФИАТ станет выпуск в Рф коммерческого автомобиля «Дукато» в нескольких модификациях; он намечен на конец 2007 года. Завод будет размещен на местности особенной экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» (город Елабуга, Татарстан). Проектная мощность – 75 тыс. автомобилей в год.
Тут же, на местности бывшего ЕлАЗа, собирается расположить создание китайская компания «Грейт Уолл» (см. материал в этом номере).
ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ Запираются!
Видимо, уже с 1 января 2008 года Наша родина станет официальным членом ВТО, потому поменяются условия, по которым страна будет подписывать вкладывательные соглашения с зарубежными автоконцернами. Вот и торопятся те, кто рассчитывает на льготы, условиться с государством об организации сборки в РФ.
Завод «Фольксваген» под Калугой официально заложен осенью 2006-го, но еще ранее развернулись огромные земельные работы. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, на данный момент в стадии проработки с инвесторами еще семь соглашений по «промсборке»; они должны быть подписаны до 1 июля. Возможно, посреди их – соглашение с французским концерном PSA о сборке в Рф с 2009 года 20–25 тыс. автомобилей «Пежо» и «Ситроен» в год. «Мицубиси»? Может быть.
Понятно еще о довольно большом проекте компании «Инком-Авто» по сборке уже с этого года на заводе АМУР («Автомобили и моторы Урала», в Новоуральске Свердловской области) китайских автомобилей «Джили» (легковушки) и «Чжонсин» (внедорожники). Через три года тут рассчитывают собирать по 30 тыс. шт. каждой марки. Имена других «счастливчиков» пока неопознаны: не исключено, что одним из последних в уходящий вагон запрыгнет АВТОВАЗ; для наикрупнейшго нашего производителя выпуск лицензионных моделей – наилучший метод выживания на изменившемся рынке.
В любом случае, по подсчетам ЗР, уже в 2010 году в Рф будут выпускать более 1 млн. автомобилей зарубежных марок. В этом полностью уверен и заместитель министра индустрии и энергетики Рф Андрей Реус. По его прогнозам, с учетом российских производителей к 2010 году в Рф будут собирать около 1,9 млн. легковушек. А означает, у наших автовладельцев появятся отличные способности для выбора.
По нашим расчетам, в 2010 году в Рф будет собрано 1,1–1,2 млн. импортных машин.