Группа поддержки
Группа поддержки
АЖИОТАЖ НА ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ
– Руль прямо! Полуметра вспять! «Скорая» – сдавай, но потихоньку! – Дюжий персонаж в лимоновой жилетке управляет процессом. За его спиной пробую помогать разъехаться двум столкнувшимся машинам и я – помощник аварийного комиссара.
Шофер «девяносто девятой» с номерами Ленобласти неуверенно сдает вспять – и фартуком разбитого бампера выкручивает оранжевый поворотник «скорой помощи».
– Ведь вот ездок, – тихонько шепчет мой шеф Павел и уже размеренным голосом продолжает: – Ну, не нервничайте, не переживайте, все уже кончилось! Страховка покроит цена этого поворотника…
«Клиент» на очах обретает дар речи. Даже звонит, кажется, на работу, успокаивает: «Милиция уехала, но прибыли аварийные комиссары».
Инструктаж перед комиссарской вахтой. Проф советы излишними не будут. Это о нас с Павлом Можайским. Прорвавшись минут за 30 по невообразимым питерским пробкам на расстояние, которое японские туристы проходят пешком минут за 10, мы – в центре Невского проспекта. В прямом смысле этого слова – стоим на разделительной в 100 метрах от площади Восстания, недоумевая, как ухитрились столкнуться тут, где скорость езды чуть превосходит черепашью.
Аварийного комиссара не всегда пропускают без очереди. Приходится проявлять чудеса водительского мастерства. Но рассуждать некогда. «Скорая» въехала в фронтальное крыло «Ладе». Машины, как и полагается, тормознули на месте аварии, водители выставили аварийные знаки, три полосы Невского проспекта от Аничкова моста к площади Восстания автоматом сузились до одной. Образовавшаяся пробка, кажется, тянется на пару км, и хвост ее пропадает кое-где у Адмиралтейства. Павел попеременно подзывает водителей, доверив мне измерить рулеткой расстояния для схемы ДТП. В таком «горячем» месте счет идет на секунды.
Уже сматывая катушку, внезапно проникаюсь тревожной идеей:
– А в «скорой» хворого нет?!
Урок аварийной фото. А сейчас попробуем найти, откуда появилось повреждение. Наши сразу подпрыгнули, перегрузили. На операцию успели впору, – обыденно покуривая, отвечает Геннадий, доктор с Первой подстанции скорой помощи. Прямо куплет из песни Розенбаума! – Еще одна машина минут через 5 прибыла, ГАИ – еще минут через 10. Удивительно, что вы задержались.
– Лиговский-то из-за разборки трамвайных путей стоит. А мы ж без мигалок! – внушительно, как будто опытный питерец, отвечаю я.
Доктор понимающе вздыхает.
Часто трудно найти, кто по сути повинет в аварии. Тем временем Павел кончает заполнять страховые формы, верно инструктирует обоих водителей, когда и что им делать. Шофер «скорой» спокоен, как и положено шоферу такового «нервного» транПодвескаа. А «99-й», кажется, счастлив от того, что все завершилось так стремительно и бесконфликтно. Сейчас и нам с Павлом можно с облегчением вздохнуть.
– И кто повинет, по-твоему? Что гласит журналистский опыт? – экзаменует меня «наставник».
– С одной стороны, «скорая» – он же въехал в крыло. С другой – спецтранПодвеска необходимо было пропустить, – рассуждаю я.
«Все в порядке! Я цел. Комиссар уже приехал!» Только спецтранПодвеска наш мигалку запамятовал включить. Но я согласен с тобой: кажется, «обоюдка». Гаишники тоже так постановили. Сейчас страховщики будут меж собой разбираться. Все, кончай курить, поехали в кабинет протоколы заполнять…
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УСЛУГА
Столкновение на Невском случилось уже на 2-ой денек моей работы – в пн. А в субботу я практически целую смену провел в «штабе» – полуподвальном помещении, которое занимает компания «Аварком».
Профессия эта появилась на рынке авто услуг всего пару лет вспять. Ранее представить для себя личную компанию, которой доверят оценивать вред от ДТП и выносить независящие вердикты, было нереально.
Рулеткой Невский не измерить! К слову сказать, Санкт-Петербург как место работы аварийных комиссаров мы избрали не случаем. Даже в Москве эта услуга пока не так привычна, как в Северной Пальмире. И если в Москве либо Самаре на машину с надписью «комиссар» глядят скептично-недоуменно, то тут даже дорогу нередко уступают.
– Вероятнее всего, относительный фуррор службы конкретно в Питере обоснован тем, что аварийные комиссары появились у нас в городке еще до введения неотклонимого страхования, – не без гордости комментирует 1-ые итоги деятельности Ира Воробьева, заместитель гендиректора «Аваркома».
Оказывается, дело не в том, что в «доосаговский» период петербуржцы почаще других россиян страховались добровольно. Просто в силу географии тут на улицах во все времена было больше машин с иноземцами. Попавший в инцидент финн обычно добивался евро обслуживания. Ну а после принятия закона об ОСАГО дополнительная услуга для клиента стала для страховых компаний необходимостью.
Как досадно бы это не звучало, до нынешнего денька аварийный комиссар в Рф – неравноправный участник разбора ДТП.
– Наши услуги – это так именуемый ассистанс-сервис. Переводя на российский, мы – дополнительные ассистенты для клиентов страховых компаний, с которыми сотрудничаем, – объясняет собственный правовой статус Ира. – Естественно, если воспримут дополнения к закону об ОСАГО, так именуемый «европейский протокол», когда ГИБДД освободится от функции фиксирования каждого ДТП, необходимость в наших услугах вырастет. Кстати, сами сотрудники ГАИ уже сейчас готовы предоставить нам такие способности – квалификация аварийных комиссаров их удовлетворяет.
Итак, специальность, которой предстояло завладеть, позволяла мне, как представителю службы аварийных комиссаров, «осуществлять оперативный выезд на место ДТП с ролью лиц, застрахованных в компаниях, с которыми сотрудничает компания; осматривать место ДТП; оказывать на месте ДТП правовую помощь и психическую поддержку клиентам; находить на месте происшествия свидетелей; проводить фотосъемку места ДТП и покоробленных машин; составлять схему ДТП и собирать информацию для отчета; рассматривать полученную информацию и определять возможного нарушителя ПДД и предпосылки появления аварии». В перечне еще хороший десяток пт – все очень просто не успел уяснить. Единственное, что меня извиняет – я ведь только учусь...
БЕЗ КОМАНДИРСКИХ НОТОК
Разумеется, что таковой новейшей профессии в Рф никто нигде не учил и не учит. Кого же берут на эту ответственную должность в Санкт-Петербурге?
– Самый обычный метод – принимать на работу бывших служащих ГАИ, – ведает генеральный директор «Аваркома» Константин Сорокин. – Но он не всегда успешен...
Причина таковой разборчивости ординарна. Оказывается, бывшие сотрудники Госавтоинспекции, отлично разбираясь в тонкстях движения, в роли комиссара иногда запамятывают, что участники ДТП – не обыденные нарушители правил, а клиенты компании. А означает, аварийный комиссар должен быть, сначала, узким психологом, проницательным человеком.
– Приезжая на место аварии, мы сперва должны успокоить человека, – инструктирует меня наставник Павел. – Бывшие гаишники, приезжая на аварии, ощущают себя хозяевами положения. А ведь в ДТП в ближайшее время попадают совершенно неопытные водители. У их и так стресс от происшествия, а здесь ими к тому же командовать начинают, «строят», так сказать. Естественно, придя в себя, клиент сетует в страховую компанию, а она предъявляет претензии нам.
Самый хотимый кандидат на роль комиссара – мужик старше 35 лет, коммуникабельный, со стажем вождения более 10 лет. Комиссару нужно верно знать Правила и главные пункты законодательства. Отлично разбираться в технике и быть способным в куцее время найти нрав повреждения, осознавать вероятные сокрытые последствия столкновения, а нередко и прикинуть предполагаемую цена ремонта. Лучше, чтоб кандидат был женат и, естественно, без вредных привычек.
– Другими словами я – находка для вашей компании? – в шуточку спрашиваю заместителя директора.
– Может быть, – полностью серьезно отвечает Ира. – Только не рассчитывайте сходу на золотые горы. Ставка аварийного комиссара находится в зависимости от его квалификации. При напряженной работе можно заработать до 20 тыщ рублей за месяц. А так как движение в Питере вырастает, число аварий не миниатюризируется, то и заработная плата меньше не становится. Так что пока нет вызовов, изучайте документацию, а позже Павел проверит ваши способности...
Инспектировали в обыкновенном питерском дворике: лицезрев разбитую «девятку», Павел предлагает оценить, в итоге чего получены повреждения задней двери.
С умным видом фотографирую вмятину. Выдерживаю паузу, приседаю, пытаясь узреть что-то под днищем:
– Думаю, эту машину кто-то приложил сзади. Но, может быть, повреждения получены, когда автомобиль стоял на парковке и кто-то сдавал задним ходом, – пытаясь придать голосу солидности, рассуждаю я.
Павел усмехается. Мои выводы комментирует подошедший южанин – обладатель «девятки»:
– Дорогой, каким ходом-модом! За городом был, ворота открывал, закрепить запамятовал, ветер подул – мне дверь и смял!
Наставник ободряюще хлопает по плечу – научишься, дескать. В салоне «четверки» аварийного комиссара звучит рация:
– Машину комиссара – на Васильевский, катастрофа на Большенном проспекте. Побыстрее, мальчишки!
И мы помчались по питерским пробкам. Расступись, комиссары на катастрофу движутся!
P.S. В Санкт-Петербурге выезд аварийного комиссара на место ДТП (если оформлен контракт КАСКО) практически у всех страховых компаний бесплатная услуга. За маленькую доплату (до 1000 рублей в год) заключить таковой контракт предлагают всем, кто приобретает обыденный полис ОСАГО. Но в принципе вызвать комиссара на место аварии можно и без «предварительной договоренности»; правда, его услуги придется оплатить. Но помощь опытнейшего человека в стрессовой ситуации иногда просто неоценима.